Турист Сергей Рабкин (ser_inc)
Сергей Рабкин
был 22 декабря 2023 5:01

Турция Октябрь 2012

Ну чем, скажите на милость, утихомирить шило в заду, когда приезжаешь с женой и внуком на отдых в давно знакомый регион? На дальние поездки особо рот не разинешь — внук требует постоянного внимания или просится прогуляться с дедом. Остаётся в его «тихий час» самому втихаря смыться куда-нибудь неподалёку. Таким местом оказался каньон Гёйнюка, к которому от нашего отеля в Бельдиби-3, где мы отдыхали, ходу не больше полутора часов.

Не такой раскрученный, как античные города Фазелис и Олимпос в регионе Кемера, но интересный для прогулок каньон вблизи курортного городка Гёйнюка. Впервые я познакомился с ним, случайно прочитав надпись чуть ли не углём на заборе в самую первую поездку в Турцию. Тогда нас по чьей-то «ошибке» привезли не в забронированный вместе с друзьями отель в Чамюва, а в роскошную четвёрку Fame Goynuk. Я возбух и с помощью бюро путешествий, от которого ехал на отдых, добился воссоединения с друзьями.

Но два дня вынужденного безделия принесли мне возможность прогуляться в каньон. Впервые в Турции, без знания языка это получилось не сразу. Но «язык до Киева довёл». Точнее, гостеприимные местные жители быстро нашли молодого человека, разъяснившего на понятном мне английском, куда надо двигаться. А потом меня ещё долго провожала взглядами, дабы я не сбился с пути, толпа ребятишек и работников почты, обеспечивших англоговорящего соотечественника.

В те времена каньон ещё не был оборудован многочисленными указателями, и найти его удалось по естественным приметам. А точнее, я шёл к водопаду, расположенному в каньоне. Попутно ознакомившись со всеми его достопримечательностями. В нескольких местах встретились таблички с изображением водопада и текстом на немецком языке.

С тех пор каменистая просёлочная дорога превратилась в современную улицу с тротуаром, по бокам которой стоят небольшие отели и ресторанчики.

Преображённый каньон Гёйнюка

Вход в собственно каньон стал платным.

Появились скамейки для отдыха, оборудован источник ключевой воды, заключённый в деревянную оправу.

Там, где раньше была «дикая» переправа через реку, протекающую по дну каньона, устроили мостики.

Преображённый каньон Гёйнюка

А вид на вытекающую из каньона, спокойную в октябре реку, напоминает картины Урала.

Появилась детская площадка и минимаркет с кафе.

Преображённый каньон Гёйнюка

Настелили деревянные мостки и устроили подвесной мост.

И количество посетителей каньона, похоже, сильно возросло. Пяти лир, взимаемых за вход, хватает на устройство ограждений в центральной части каньона, где дорога возвышается метров на тридцать — сорок над ревущим весной потоком.

Преображённый каньон Гёйнюка

В октябре, когда я был в преображённом каньоне, получившем статус парка, этот поток струился, небольшим ручейком. Этих же средств, явно, хватает и на другие способы «окультуривания» природной достопримечательности.

Вечерние сумерки сгущались, и я не дошёл до водопада, где начинается водная часть прогулки (в былые времена местный парень катал особо желающих по ней за пару долларов на хлипком надувном плоту). Тем более, что шедшие навстречу мне молодые турки сказали, что на сегодня «шелале йок». Что можно было вольно истолковать, как «водопад сегодня не функционирует».

Я полюбовался видами вечерних красок, пофоткал и развернулся обратно после встречи с молодой парой, явно славянского вида. Парень на неплохом английском пояснил, что поймал небольшого краба, которого держал в руках, прямо на дороге.

Преображённый каньон Гёйнюка

Ребята бодро зашагали вниз, и я догнал их лишь на каменной переправе через реку в низовьях каньона.

Девушка любовалась рыбками, подошедшими прямо к камням переправы.

Преображённый каньон Гёйнюка

Парень объяснял ей что-то на хорошем русском языке. Оказалось, что это молодая пара молодожёнов из Киева, отправившихся в свадебное путешествие. Турцию они выбрались из тех же соображений, что и мы с женой и внуком — продлить лето в разгар бархатного сезона средиземноморья.

После этого мы перешли на родной русский язык, и я проводил их до дороги в Бельдиби к отелю, в котором они остановились. Попутно влил в их уши благодарных слушателей небольшую реку собственноручно добытой инфы об интересных окрестностях. Деваться им было некуда, с дороги-то не свернёшь. Они отомстили мне рассказами о житье-бытье технической интеллигенции в столице братской Украины.

Так за разговорами и осмотром колонн квадрациклов без седоков, сиротливо выстроившихся вдоль дороги, мы вышли к трассе.

Преображённый каньон Гёйнюка

А я очередной убедился в способности местных турецких властей не портить природную красоту, облекая её отдельные территории в статус национальных парков.