Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 17:44

Керчь — Россия Май 2023

Если вы посещаете Тавриду наземным путем, на автомобиле или поезде, вам будет сложно миновать Керчь.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Сложно и не надо: как минимум по той причине, что этот город официальная наука признает древнейшим в нашей стране. Это город четырех акваторий — Черного и Азовского морей, Керченского пролива и озера Сиваш. И примерно десятка грандиозных культур, эпох и цивилизаций.

Первые люди жили здесь в эпоху палеолита. А уж за 5000 лет до нашей эры жизнь и вовсе закипела всеми красками — археологи нашли в округе массу свидетельств этому факту. Следующую по времени, эпоху бронзы, представляют курганы и катакомбы. Представители этой культуры и встретили греческую колонизацию Черноморского Крыма, по всей видимости.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

В блистательную античную эпоху здесь происходило самое интересное — мореходы из эгейского Милета, акрополи и красивый город на проливе, Боспорское государство и важные торговые пути. Я рассказывала об античном городе Пантикапей, оставившем самый важный след в истории Крыма, но на самом деле древних поселений вокруг множество — археологи вовсю копают в Мирмекии, Гераклии, Парфении, Тиритаке, Порфмии, Нимфее.

Лучшие находки отправляются в Эрмитаж или Керченский историко-археологический музей. Отсюда мы и начнем нашу прогулку по Керчи.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Керченский историко-археологический музей, или Керченский музей древностей находится в центре города. По адресу ул. Свердлова, 22, вас ждут ежедневно, кроме понедельника. Несмотря на визуально не слишком большие размеры здания, коллекция у музея великолепная, а сотрудники — самые приятнейшие.

Керченский музей один из старейших в Крыму и России. А также весьма богатый: в его фондах около 250 тысяч бесценных шедевров. Археологические находки, древние эпохи, античная расписная керамика, каменные барельефы из Греции и Боспорского царства, исламские культурные ценности. Мы побывали в залах археологии и различных исторических периодов в летописи Крыма.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Заглянули в музейный дворик, и пропустили Золотую кладовую — она открыта исключительно по предварительной записи. С графиком работы всех филиалов можно познакомиться на официальном сайте музея-заповедника.

Музей расположен удобнейшим образом, в двух шагах от исторического сердца Керчи — горы Митридат. Все именно так: Митридатова гора — центр и главная достопримечательность города. На склоне горы расположены живописные руины античного Пантикапея.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

К вершине горы ведет великолепная Большая Митридатская лестница — одновременно и удобный способ подняться к вершине, и исторический объект.

Лестница построена в начале XIX века, по инициативе керченского градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского. Лестничные ярусы, террасы, смотровые площадки, декорированные балюстрады и массивные каменные перила на фигурных стойках опираются на 423 ступени.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Большая Митридатская лестница очень красива — в наши дни ей по праву присвоен статус «Объекта культурного наследия федерального значения». Крылатые грифоны, колонны и вазы выглядят вполне органично и возвращают нас в античное прошлое Керчи.

Эпоху раннего средневековья и первых христиан представляет храм святого Иоанна Предтечи.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Собор святого Иоанна Предтечи в Керчи если и не является древнейшим православным храмом России, то входит в список корифеев. Никто точно не скажет, когда он был построен, и даже всевидящая Википедия дипломатично обозначает временной отрезок с VIII по XI века.

Считается, что современной постройке как минимум 1000 лет, но в основе храма элементы гораздо более древние — каменные перекрытия, византийский обожженный кирпич, греческие мраморные колонны. Все это создано не позднее VI века.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Исследуя храм, ученые обнаружили в стенах древние амфоры. Они служили для усиления звука и отличной акустики в помещении. Возможно, церковь Иоанна Крестителя построили на фундаменте ранневизантийской базилики.

Имперское влияние прослеживается и в византийской крестово-купольной планировке храма, и в полосатой кирпичной кладке собора. В средние века Керчь превратилась в генуэзскую колонию, и храм украсили фресками в итальянском духе. В эпоху Крымского ханства церковь переделали в мечеть. Реконструкция в неовизантийском стиле пришлась на XIX век.

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Вообще, храм отлично сохранился и оставляет исключительно приятное впечатление — ровно до того момента, пока не откроете его двери.

Удивительно, но в таком уникальном и святом месте работают, кажется, самые злющие тетки на полуострове. За 2 минуты визита мне сделали 22 замечания — не так одета/стою/смотрю/молюсь и т. д. Увидев Настю с ее фотоаппаратом, служащие и вовсе впали в беспамятство — кажется, еще мгновение и нас бы попросту вытолкали из дома Божьего!

По древнейшему городу России, от эллинских чудес до розового сада

Неприятными стали даже не сами нравоучения и холодный прием — на них молящиеся в православных церквях не скупятся, к сожалению, везде. Скорее подпортило настроение то, что керченская церковь была последней точкой на карте нашего прекрасного Таврического вояжа.

P. S. Справедливости ради скажу: этот момент оказался едва ли не единственной неприятной нотой в нашей чудесной, яркой симфонии — отпуске в Крыму.