Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была сегодня 1:46
Лучший материал
2023 года
месяца
недели

Архыз — Россия Апрель 2023

Проехав на автомобиле из Санкт-Петербурга более 2000 километров, к концу четвертого дня путешествия вплотную приближаемся к Архызу (подробнее о дороге и остановках в обзорном рассказе «Влюбляясь в Кавказ. Дальняя дорога»).

Потратив несколько часов в Армавире из-за пробитого по дороге колеса, прилично отстаем от графика. Вечереет. Мы, уставшие физически и морально от поисков авторемонтов и подходящей резины, неспешно двигаемся по узенькой проселочной дороге. Проезжаем местные деревеньки, лавируя между лошадками, коровками, козами и прочими колоритными участниками дорожного движения.

И тут… как прекрасное видение, в предзакатных розовых солнечных лучах пред нами предстает Эльбрус. Огромный, величественный, но такой далекий (до него по прямой аж 80 километров)!

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Насколько позволяют технические возможности фотоаппарата, пытаемся запечатлеть увиденное не только в памяти, но и на фотографии.

Зная, какая удача в принципе увидеть Эльбрус, да еще и в первый день в горах, решаем, что весь отпуск пройдет прекрасно. Так и получилось!

После неожиданной встречи снова появляются силы и энергия. Оставшиеся километры любуемся заснеженными пиками гор, которые становятся все выше и выше.

И вот мы возле отеля.

ПРОЖИВАНИЕ

White Peak поражает атмосферностью, домашний уютом и при этом современным стилем.

Отель White Peak

Вкусный ужин, крепкий сон в теплом номере, завтрак с видом на горы — и от усталости после долгой дороги не осталось ни следа!

Отель White Peak

Окончательно вводит в состояние блаженства спа-комплекс с панорамным бассейном.

Для проживающих в отеле гостей релакс-зона бесплатна с 9:00 до 17:00.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Вид из этого бассейна меня впечатлил даже больше, чем в отеле «Поляна 1389» и «Green Flow» в Красной Поляне.

Спа-зона работает круглый год, но мне кажется, что именно весной Архыз особенно прекрасен!

Заснеженные вершины гор ослепляют белизной, а внизу радует глаз сочная зелень и первые цветы.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

А как ласково пригревает весеннее солнышко! Разморило всех: детей, родителей, животных. Каждый релаксирует по-своему.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Подогреваемый бассейн с великолепным видом, джакузи, несколько саун, удобные шезлонги для загара и комфортные места для отдыха в тени — утренние часы нашего 3х-дневного пребывания в «White Peak» вспоминаются с особым восторгом!

А вот вторую половину дня проводили активно: поднялись на скалу Карча-Тебе, посетили ферму альпак, несколько раз погуляли по курорту «Архыз». Но об этом чуть позже.

Через три дня мы переселились в соседний отель «Рахат».

Отель Rahat

Еще дома, выбирая отель в Архызе, мы остановились на трех вариантах: Архыз Ройал Resort & SPA, White Peak и Rahat.
Первые два подкупали наличием открытых бассейнов с видом на горы, а третий — соотношением цена-качество.

В низкий сезон Архыз Ройал Resort & SPA предлагал номера от 16000 рублей за ночь, White Peak от 10000, а Rahat вообще от 5000.

В итоге, мы решили забронировать 3 ночи в White Peak (за это время точно успели бы попасть в спа) и еще 3 дня в Rahat (это время планировалось посвятить более активному отдыху).

Как мне тогда казалось, White Peak и Rahat примерно одинаковы по оснащению номеров, видам (соседи же!), предоставляемым услугам (парковка, завтрак). А цена в 2 раза выше у White Peak лишь из-за бассейна…

Отель Rahat

Оказалось, что это совсем не так:

• номера в отеле Rahat гораздо проще
  • нет не то что капсульной кофемашины (как в White Peak), а даже чайника и мини-бара/холодильника
  • качество уборки значительно ниже
  • если в White Peak завтрак — шведский стол с хорошим ассортиментом, то в Rahat ешь то, что принесут (обычно каша, бутерброды, яблоки)

Еще одна показательная особенность — территория. Оба отеля находятся на крутом берегу. К реке Архыз можно спуститься минут за 10 через хвойный лес.

В отеле White Peak построена удобная деревянная лестница с подсветкой и зоной отдыха (место для костра, скамейки), а у Rahat — жалкое подобие в виде вырубленных в земле ступеней, где даже днем сложно пройти.

Отель White Peak

Если бы знали это заранее, лучше бы переплатили и остановились на все 6 ночей в White Peak.

Но если Ваша цель — сэкономить, то можете смело бронировать и Rahat. Вполне достойный вариант за свою цену.

А вот Архыз Ройал Resort & SPA немного разочаровал: открытый бассейн в реальности меньше, чем на фото с сайта, вид из него хуже из-за строек вокруг. А при этом стоимость проживания одна из самых высоких в Архызе… Сходили туда лишь в ресторан.

Отель Архыз Ройал Resort & SPA

Да и других вариантов жилья в Архызе масса! Думаю, каждый найдет что-то подходящее в рамках выделенного бюджета.

Вообще, все отели находятся в трех локациях: в поселке Архыз, на курорте «Архыз» и примерно между ними вдоль трассы (как описанные ранее White Peak и Rahat).

Опишу кратенько плюсы и минусы каждой локации.

Поселок Архыз:

+ большой выбор жилья

+ самые низкие цены из трех вариантов

+ много магазинов и кафе

— далеко до курорта «Архыз», где канатные дороги и горнолыжные трассы (зимой)

— поселок совершенно непривлекательный, погулять негде

Курорт «Архыз»:

+ множество разнообразных отелей

+ близость к подъемникам

+ неплохая инфраструктура

— цены выше, чем в поселке

Отели на курорте Романтик

Застраиваемая территория вдоль трассы:

+ однозначно самый красивый вид на горы в Архызе

— в пешей доступности нет магазинов, рестораны только в отелях

— без автомобиля неудобно

Итак, если вы экономный турист — выбирайте жилье в поселке Архыз. Если самый важный критерий — красивый вид из окна/бассейна, причем Вы на авто — ищите отель вдоль дороги между поселком и курортом. А если для вас важно расположение подъемников в шаговой доступности — остановитесь в одном из отелей курорта.

Отель Flora Boutique & SPA на курорте Архыз

Но где бы Вы не жили, курорт «Архыз» все-таки посетить стоит.

КУРОРТ «АРХЫЗ»

Всесезонный курорт «Архыз» открылся в 2013 году.

В 2016 году он стал победителем в номинации «Лучший молодой горнолыжный курорт России», в 2018 году получил национальную премию в области физической культуры и спорта.

В 2022 году стал лауреатом национальной премии «Горы России». Курорт победил в номинации лучший горнолыжный курорт Северо-Кавказского федерального округа.

А еще в прошлом году впервые опередил Красную Поляну по стоимости зимнего отдыха! (но для туристов это скорее минус).

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Курорт «Архыз» состоит из двух туристических деревушек: «Лунная Поляна» и «Романтик». Их связывает между собой прекрасная пешеходная дорожка протяженностью 1,5 километра.

Горнолыжные трассы спускаются навстречу друг другу с двух склонов — Южного и Северного.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Работают 8 канатных дорог: 4 гондольных и 4 кресельных.

На курорте 27 км трасс: четыре трассы для начинающих (зеленых), 5 трасс среднего уровня (синих), 5 трасс повышенного уровня сложности (красных) и 2 сложные (черные).

Помимо горнолыжной инфраструктуры, «Архыз» включает в себя многочисленные отели, рестораны и Spa-комплексы.

Для детей построили 2 открытые площадки. Есть небольшая площадь для мероприятий и рынок с сувенирами.

Украшают курорт арт-объекты и яркие детали.

Несложно представить, как во время зимнего сезона курорт наполнен музыкой и веселыми голосами лыжников и сноубордистов, украшен яркими гирляндами и елками.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

В летнее время «Архыз» пользуется популярностью у любителей треккинга, клиентов автобусных туров и просто желающих насладиться горными видами (желательно, под шашлычок с хычинами).

А весной курорт отдыхает. В конце апреля на канатной дороге проводились профилактические работы, многие рестораны закрылись, а отели опустели. Но это дарило не какое-то чувство разочарования, а, наоборот, счастье от того, что можно побыть наедине с горами.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Но открытия канатной дороги мы тоже дождались! В предпоследний день нашего пребывания в Архызе запустили гондольную канатную дорогу «Млечный путь».

График работы канатных дорог смотрите здесь.

Если покупать билет не в кассе, а онлайн, то действует скидка 5%.

Гондолы канатной дороги Млечный путь привозят гостей на смотровую площадку Южного склона на высоту 2240 метров над уровнем моря.

По пути окрываются хорошие виды на поселок «Романтик» и на Северный склон.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Подъём занимает около 11 минут.

Возле верхней станции канатной дороги Вас встречает инсталляция — выложенные из дерева буквы «Архыз».

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

До смотровой площадки нужно немножко пройти пешком. Зато открывшаяся перед глазами панорама не может не впечатлить!

А еще на установленных скамейках на смотровой получаются классные кадры.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

От смотровой вы можете прогуляться по экотропе Романтиков или Аланскому пути.

Еще один маршрут ведет наверх, к перевалу Федосеева на высоту 2987 метров, откуда открывается панорамный обзор на хребет Абишира-Ахуба и доступ к цепочке горных озер.

К сожалению, в конце апреля все эти маршруты еще закрыты… Есть повод вернуться летом или осенью)

А вот куда можно подняться уже в апреле, так это скала Карча-Тёбе.

СКАЛА КАРЧА-ТЁБЕ

Чтобы подняться на скалу, придется добраться в поселок Архыз.

Если Вы на авто, оставляйте машину возле одного из ресторанов. Например, мы нашли свободное место возле ресторана «Гранд Шале». А на обратном пути можно в нем и подкрепиться. Цены приятные (ниже, чем на курорте), порции большие, блюда вкусные.

Здесь же находится и отель «Гранд Шале». По фотографиям очень неплохо.

Ну, а мы отправляемся вдоль главной дороги (улица Ленина) практически до выезда из поселка (в сторону Нижнего Архыза).

Поворачиваем налево и идем вдоль домов. Далее дорога уходит вправо.

Строений становится меньше, зато появляются красивые пейзажи.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Дорога приводит в лес. Здесь растут буки возрастом до 220 лет, трехметровым охватом стволов и высотой до 30 метров.

Тропка очень крутая, много опасных камней.

Здоровому взрослому человеку подняться будет не слишком сложно, а вот чтобы затянуть трехлетку, пришлось изрядно попотеть.

Зато в конце маршрута Вас ждет отличная смотровая площадка, откуда открывается лучший вид на поселок Архыз.

Длина маршрута: 5,5 км

Перепад высот: 1550–1750 метров

Продолжительность: взрослые 2–3 часа, с ребенком — бесконечность:-)

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

На скалу Карча-Тёбе совершаются также и конные прогулки.

Если к конным прогулкам Вы не готовы, а пообщаться с животными хочется, обязательно посетите ферму альпак.

ФЕРМА АЛЬПАК

Если ехать в Архыз на автомобиле, то уже километров за 300 до него на трассе начнут мелькать бигборды с рекламой этой фермы.

Мордашки альпак на рекламе выглядят так мило, что проехать мимо невозможно.

Забронировать билеты можно на сайте фермы или купить их при входе.

Территориально ферма альпак расположена в поселке Архыз, неподалеку от глемпинга MOON Glamp.

Нормальной дороги и парковки еще нет, это огромный минус. Зато удовольствие от общения с животными и классные виды перевешивают негативные моменты.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Стоимость взрослого билета в 2023 году — 1000 рублей, до 3х лет — бесплатно.

А вот на угощения придется потратиться)

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Корм с собой брать нельзя, а цена небольшого ведерка корма при входе — 700 рублей.

Наша маленькая красотка скормила альпакам и кроликам 2 ведерка морковки и капусты.

Немногим больше стоил наш обед или ужин на троих в одном из кафе Архыза)))

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

После небольшой экскурсии по ферме можно погулять самостоятельно.

Я, например, наконец разобралась, как выглядят альпаки, а как — ламы.

Ламы:

• отличаются высоким ростом и весят около 90–160 кг;
  • шерсть — длинная и густая, но только на теле, а на голове, шее и ногах она короткая;
  • имеют длинные и изогнутые уши, в форме банана;
  • морда у ламы более вытянутая, на голове почти нет шерсти.

Альпака:

• ниже ламы, в среднем размер взрослых альпака составляет 87.5 см в плечах и весят они около 45–80 кг;
  • шерсть гораздо более гуще и длиннее шерсти ламы на всём теле, от головы до пят;
  • уши коротенькие и треугольные;
  • морда у альпака более приплющенная, чем у ламы, часто на голове имеется «модная» челка, спадающая на глаза.

Попробуете разобраться, кто на каждой фотографии?

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

На ферме живут не только альпаки и ламы, но и кролики, курицы и петушки, лошади, козлики, барашки.

К кроликам можно зайти в гости, чтобы познакомиться поближе. Самые смелые ради морковки даже запрыгивают на руки.

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

По времени посещение не ограничено. В конце визита вам предложат горячие напитки со сладостями.

На территории фермы альпак проложены деревянные дорожки, но все же в дождливую погоду лучше туда не ехать, так как добираться придется по лесу. Да и в загонах у животных настила нет.

Но если в поездке Вас сопровождают дожди, это не повод отчаиваться.

НИЖНИЙ АРХЫЗ

Например, мы провели дождливый день, отправившись на экскурсию в Специальную астрофизическую обсерваторию Российской Академии Наук, расположенную в поселке Нижний Архыз.

Обсерватории принадлежат два уникальных объекта: Большой Телескоп Альт-Азимутальный (БТА) и РадиоТелескоп Академии Наук (РАТАН-600).

БТА с диаметром зеркала 6 метров, является крупнейшим в Евразии оптическим телескопом. А в течение 25 лет он был и крупнейшим в мире!

БТА установлен в 17 км от поселка Нижний Архыз на Верхней Научной Площадке САО РАН у подножья горы Пастухова на высоте 2070 м над уровнем моря. Попасть сюда на экскурсию можно в составе группы или самостоятельно на автомобиле.

К обсерватории ведет достаточно крутой серпантин, но дорожное покрытие отличное. Уверена, что с вершины открываются живописные виды. Жаль, что в тот день горы были затянуты туманом…

Экскурсия по обсерватории длится около часа, стоимость билета — 500 рублей.

Вам не только покажут сам телескоп, но и расскажут много увлекательного из мира астрономии. Интересно будет всем!

Неподалеку от обсерватории находится еще один интереснейший объект — Аланские храмы Нижнего Архыза (Зеленчукские храмы).

Северный храм

Древние аланы были в дружбе с Византией, поэтому переняли ее религию — христианство. Считается, что в начале X века были построены первые христианские храмы.

На территории Нижне-Архызского городища, бывшего аланского города, найдены останки нескольких церквей. Полностью сохранились три: Южный, Средний и Северный храм.

Средний храм
Северный храм

Древнейший и самый крупный из них — Северный храм.

Чуть позже, уже по пути из Архыза в Домбай, мы посетим еще один из Аланских храмов — Шоанинский, который впечатлит своим расположением. Но об этом в следующем рассказе:-)

Если Вы еще думаете: «Ехать в Архыз или нет?», не сомневайтесь, а быстрее собирайтесь)

Осенью Вы увидите горы в золотом обрамлении лесов и вдоволь нагуляетесь по экотропам. Зимой насладитесь красотой заснеженных вершин, а может, даже покатаетесь на лыжах/сноуборде. Весной будете наблюдать за пробуждением природы и загорать на солнышке. А летом сможете пройти по самым сложным маршрутам и увидеть красивейшие места Архыза.

И при этом в любое время года Вас поразят невероятные розовые закаты!

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

Такие, которые можно увидеть лишь в горах…

Такие, которые единожды увидев, не забудешь никогда…

Влюбляясь в Кавказ. Архыз

И обязательно вернешься за ними вновь…

Поэтому я говорю Архызу:«Не прощай, а до свидания!»