Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был сегодня 20:09

Сортавала, Рускеала, Приозерск, Карелия — Россия Август 2022

Я в целом противник пакетного туризма практически в любых его проявлениях, хотя и безусловно признаю право на его сущестовование. Отдельный вид такого туризма, который особенно выделяется среди себе подобных — автобусные туры. Их минусы не раз назывались — слишком обширная программа, разношёрстность группы, обилие людей, приезжающих одновременно в одно место. Но если попадается оказия — то очень многие забывают о своих предпочтениях, собирают чемодан и едут. Так и у нас с девушкой выпала возможность скататься на три дня в Карелию, без Петрозаводска и Кижей, но с Сортавалой и Рускеалой
Экскурсия стартовала из Санкт-Петербурга, автобус ждал у Казанского собора среди многих себе подобных, но нужный нашелся достаточно быстро, сели и поехали. Даже почти без опозданий. Небольшой кружок по центру города на Неве, экскурсовод вещал практически постоянно, первая остановка планировалась почти через два часа езды — в городе Приозерске еще на территории Ленинградской области

Остановку делают для посещения главной достопримечательности Приозерска — крепости Корела, она же Кякисалми, она же Кексгольм

Не на север, но через северо-запад

Крепость в разные годы принадлежала шведам, финнам и русским, а сейчас об истории сооружения рассказывает музей, основанный в крепости. Большинство россиян, кстати, видели крепость — здесь начинается действие знаменитого фильма «Брат». А у вас крылья «Наутилуса» есть, вот это вот всё

Остановка в крепости около часа, за это время можно вдоволь нагуляться по Кореле и окрестностям, гид сказал, что и в музей зайти успеем. Мы предпочли прогулку, тем более, что вокруг крепости встречаются совершенно пасторальные пейзажи

Не на север, но через северо-запад

Крепость окружает замысловатые разливы реки Вуокса, которую во время поездки предстоит пересечь раз 7 — настолько многочисленны и извилисты ее русла

К сожалению, с другого берега Вуоксы крепость не снять, противоположный берег занимает ведомственный санаторий одной из силовых структур РФ. Либо сделать приличный кружок в силу той же извилистости Вуоксы

Не на север, но через северо-запад

Следующая остановка экскурсии — город Лахденпохья. Лахденпохья, как видно из названия, находится уже на территории Карелии. Карелия, кстати, достаточно уникальная республика, письменность карельского языка основана на латинице, так что географические названия здесь дублируются a la Europe. По этой же причине карельский язык не получил в республике статус государственного, а в России государственным может быть язык только на кириллице.
В Лахденпохье гид рассказывает (и показывает) о руинах лютеранской кирхи…

…и русской православной церкви Ильи Пророка

В конце концов, экскурсионный автобус прибывает в город Сортавала, который можно назвать базой на время сего трехдневного вояжа. Сортавалу населяют всего 18000 человек, но это пятый по численности город Карелии. В разные годы существования Сортавала называлась Сордавала и Сердоболь, и вот местами сердоболь — это точно про Сортавалу

Не на север, но через северо-запад

Если не сгущать краски, Сортавала — вполне аккуратный городок. В последние годы он стал развивающимся туристическим центром, но пока что именно развивающимся, работы здесь еще полно. Центр Сортавалы сохранил несколько зданий, относящихся к финскому периоду истории города, например, бывшее пожарная часть города, а центральное отделение Сбербанка в Сортавале вполне может претендовать на статус самого красивого в стране

А туристическим центром Сортавала становится по двум причинам: во-первых, отсюда ближе всего до Валаамского монастыря, так что на здешним причале почти круглосуточная очередь паломников на «Метеоры»

Не на север, но через северо-запад

Вторая причина популярности Сортавалы у туристов появилась относительно недавно. Не так давно расположенный неподалеку горный парк «Рускеала» стал объектом культурного наследия РФ и сюда постоянным потоком потянулись туристы

«Рускеала» — бывший мраморный карьер, горной породой из которого якобы облицовано половина Петербурга (на самом деле нет). После того, как карьер перестал работать, здешняя речка затопила каньоны, что и придало этому месту необычность и популярность

Не на север, но через северо-запад

В разных местах парка можно увидеть куски породы со следами работ — делалось несколько глубоких отверстий, в них закладывалась взрывчатка, а потом одновременно подрывалась. В результате откалывался относительно ровный кусок

По сторонам стоит смотреть ради обломков пород или остатков статуй

Не на север, но через северо-запад

У входа в парк сохранились остатки доменных печей, в которых из горных пород производилась известь. Сейчас печи реконструируются, со временем скорее всего станут частью парка

Дирекция «Рускеалы» делает все, чтобы привлекать сюда туристов. Например, уже несколько лет из Сортавалы сюда ходит состав, оформленный в стиле Российской империи, во главе с настоящим паровозом. В парке несколько заведений, где можно перекусить, сувенирные лавки (ассортимент в которых на любой вкус, но не кошелек. Ребят, 5000 за толстовку, вы серьезно), а в главном карьерном каньоне любители острых ощущений могут освоить зиплайн (снова с астрономическим ценами) или прыжок с тарзанкой. Для туристов, которым адреналин не нужен, есть прокат лодок и водных велосипедов (несколько часов очереди). Прокат есть и в других водоемах парка — например, каньоне Монферрана

Не на север, но через северо-запад

Мне в Рускеале больше всего понравился так называемый итальянский карьер. Здесь породы формируют максимально фотогеничный и удивительный узор

Так как выработки фотогеничны, то и публика здесь соответствующая. Кто чуть ли не приляжет в расселину, кто лицо состроит, аж страшно

Не на север, но через северо-запад

Еще одним заметным водоемом Рускеалы является озеро Светлое. В отличие от Большого Мраморного каньона и каньона Монферрана оно рукотворное, а кроме лодок здесь можно взять байдарку и пройтись по реке Тохмайоки, которая и затопила каньоны

Мне Рускеала не понравилась совершенно. Признаю, что не повезло с погодой. Возможно, стоило взять подземную экскурсию, хотя не уверен. Возможно, дело в огромном количестве людей, может, в чем-то другом. Не покидало ощущение искуственности этого места, созданного для выкачивания денег из туристов. Возможно, просто ждал чего-то потрясающего, начитавшись отзывов в интернете

Не на север, но через северо-запад

По пути в отель автобус делает еще одну остановку — у так называемых Рускеальских водопадов. Несколько равнинных водопадов стали известными после съемок фильма «А зори здесь тихие…». Сейчас здесь оборудована эко-тропа, за вход на 4 водопада берут 300 рублей, при этом два водопада видны с парковки. Более выгодным капиталовложением была признана покупка полулитровго стакана черники и местного пирожка с картошкой — калитки

Одним из лучших мест в поездке оказалась гостиница «Рантала» https://www.tourister.ru/ostr/2365b8
Категорически рекомендую этот отель — тихое место на самом севере Ладожского озера, где совсем не ловит МТС (вай-фай в отеле есть), а тишина нарушается только редкими автомобилями

Находится «Рантала» в небольшом поселке Кирьявалахти. Самый север Ладоги — одно из немногих мест озера, где дорога проходит прямо по берегу

Не на север, но через северо-запад

Второй день экскурсии был самым свободным, до обеда по большому счету было свободное время, которое мы заполнили поездкой по Ладожским шхерам (о ней позднее), а после обеда была организована поездка по близлежащим водопадам, первым из которых стал водопад в поселке Ляскеля. Ляскельский водопад — бывший водоспуск здешней ГЭС, высота падения воды около 13 метров

Следующим пунктом были два водопада в местечке Койриноя. Верхний падает с высоты примерно 5 метров

Не на север, но через северо-запад

А водопад Нижний Койриноя падает с высоты примерно 4 метров. Вообще, большинство карельских водопадов более правильно называть водоскатами, потому что свободного падения воды на них не встречается. Нижний Койриноя находится в живописном лесочке в 100 метрах от трассы на месте бывшего медеплавильного завода

Последний водопад на маршруте — Юканкоски, он же Белые мосты. Скатываясь с высоты примерно в 19 метров, Юканкоски является вторым по высоте водопадом Карелии

В месте падения воды природа образовала несколько плотин и бассейнов, которые придают этому месту некий оттенок загадочности

Не на север, но через северо-запад

Наконец, последним пунктом поездки стала заброшенное месторождение граната недалеко от заброшенной же деревни Кителя. Камешки можно добыть за две минуты, хотя кто-то колотил по камню минут 20, видимо, в надежде найти самородок размером с конскую голову:)

Так как заметных достопримечательностей в окрестностях Сортавалы больше особо нет, а экскурсия трехдневная, на третий день программа предлагает ряд мест, в которых особо делать нечего. Например, сначала везут на языческое капище с языческим идолом и протосаамским лабиринтом на холме Ламмасвуори

Не на север, но через северо-запад

Правда, потом выясняется, что, хоть капище и древнее, идола и лабиринт поставили наши современники, которые нет-нет собираются на горе, чтобы выяснить, кто в каком факультете Хогвартса будет учиться. Современники называют себя неоязычниками и считают Ламмасвуори местом силы. Удивительно, конечно, насколько по-разному люди готовы проводить время. Но виды с холма неплохие, стоит признать

Следующий пункт поездки — остров Койонсаари, на котором обустроен один из лучших песчаных пляжей Ладоги, а сам остров является одним из популярнейших мест отдыха петербуржцев и карельцев

А со скалы Хийси открывается «один из самых красивых видов Ладоги»

Дорога к Хийси пролегает через большую часть острова, леса которого богаты ягодами и грибами

Наконец, последним пунктом поездки стал хутор «Милка» в поселке Кузнечное. Сам хутор представляет собой бывший финский деревенский вокзал, который сюда перевезли по частям и собрали на новом месте. Хутор оборудован в частный музей, который организовала Мария Куск. Заедьте сюда и пообщайтесь с Марией, а потом сравним впечатления:)

Не на север, но через северо-запад

После этого автобус через проселочные дороги и пробки добирается до Санкт-Петербурга, к тому же месту, откуда началась экскурсия, и группа разъезжается по домам.

Я всегда представлял Карелию краем нетронутой природы, картиночных пейзажей и отсутствием цивилизации. В реальности все, конечно, не так. Карелия уже давно туристический инкубатор, сюда приезжают как на выходные, так и на долгий срок. Здесь еще полно мест, не испорченных цивилизацией, но чтобы их увидеть, надо достаточно серьезно выйти из зоны комфорта и избегать организованных туров.
Юго-западная часть Карелии была исследована и желания вернуться сюда нет, возможно, автобусный тур был не лучшей идеей для знакомства:) Думаю, что остальную часть республики будем исследовать самостоятельно

1. Не на север, но через северо-запад
  2. И у вас в карельских скалах...

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия