Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 17:44

Москва — Россия Январь 2022

Москва, 1490 год, эпоха Возрождения…

Самые древние, монументальные и исторически важные памятники Москвы — это храмы и монастыри. И сегодня нам предстоит невероятное путешествие во времени: подворье, основанное сыном Александра Невского, монастырь из эпохи Ивана Великого, усыпальница первых Романовых, тогда еще бояр, и самая древняя каменная церковь Москвы. Все это в морозный, но к счастью, не слишком холодный день.

Иван Калита, Грозный царь, эпоха Смутного времени, польские захватчики в Москве, Годунов и патриарх Филарет, первый царь из династии Романовых, все эти вехи очень здорово пересказаны в историческом сериале «Рюриковичи». Не знаю, как вы это читаете, а у меня от подобных имен и событий мурашки. Сегодня история оживет.

Такое чудо регулярно происходит на аллеях Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Это одна из древнейших святых обителей Москвы, как гласит табличка перед входом, основанная еще в XIII веке. В самом деле так — Новоспасский стал наследником двух древнейших святых обителей Москвы.

Монастырь с именем Новоспасский появился в 1490 году. Благодаря усилиям великого князя Ивана III, «Собирателя земель русских», избавителя от черного ига, первого правителя в Российской истории, именуемого Царь. Так вот, этот Иван Великий перевел за город (тогда) монахов кремлевской обители Спаса на Бору.

Можно сказать, что монастырь — ровестник столицы. Первый Спасо-Преображенский собор в камне был построен в 1494 году. Совсем скоро освещен, и любим москвичами — и простыми, и власть имущими.

Так, обитель всегда пользовалась благосклонностью бояр Романовых. В 1498 году здесь был первым погребен Василий Захарьин-Кошкин, предок будущей императорской династии.

В эпоху Смутного времени и польского нашествия обитель выдержала осаду, монахи помогали освобождению столицы от захватчиков. Лжедмитрий приказал перенести сюда прах еще трех представителей дома Романовых, тем самым создав традицию потомственной усыпальницы. Сейчас она расположена в подвальной части Спасо-Преображенского собора.

Мне фотографировать строго-настрого запретили (к счастью, в первый и последний раз за всю поездку!), фото взяла в сети.

Вообще, побродить среди этих каменных плит познавательно, хотя я себя к поклонникам династии не приписываю. Из исторических личностей: гробницы матери первого царя из рода Романовых, инокини Марфы, и дедушки Михаила Федоровича, Никиты Романовича Юрьев-Захарьина. Останки чудом уцелели от разграбления в эпоху революций, а восстановлена усыпальница в конце 90-х.

Если вам кажется, что вы гуляете по кадрам фильма «Иван Васильевич меняет профессию», то вы не ошиблись. Действительно, при Иване Грозном монастырь превратили в мощную цитадель.

В Новоспасской обители самые мощные аутентичные стены. Подлинные — они дошли до нас из средних веков, и испытаны в боях за столицу.

Им не раз пришлось защищать столицу от набегов с востока, крымских и татарских ханов. Так, бойницы в башнях монастыря при необходимости становились вполне себе боевыми рубежами.

«У стен Новоспасского… в 1612 году на Крутицах князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». Но и после освобождения Москвы от поляков мир не наступил — Смутное время и смена династий не проходит спокойно.

Впрочем, именно с момента восшествия на престол Михаила Федоровича для обители начинается золотой век. Последний земной приют предков Романовых стал для новой династии местом особенным. По большим церковным праздникам и дням поминовения сюда съезжались представители правящей семьи. Кстати, именно здесь хоронили Романовых вплоть до XVIII столетия.

Разумеется, приезжали не с пустыми руками. Жертвовали бесценные иконы, облачение священников, красивую церковную утварь, целые имения. Михаил Федорович укрепил монастырь почти километровыми крепостными стенами, башнями и амбразурами для пушек.

Ограду проектировали опытные мастера из далекого Белозерского монастыря. В обитель вели трое ворот. При участии патриарха Филарета была построена красивая шатровая колокольня.

Все своды храма, стены, колонны и купола расписаны фантастическими фресками.

Я похожее великолепие видела только в соборах Кремля и Сретенском монастыре.

Картины о земной жизни Христа, святых и мучеников датируются серединой XVII века.

Яркость в противовес внешней лаконичности. Считается, что за реконструкцию собора отвечал патриарх Никон, человек строгих взглядов и близкий друг царя. Собор перекликается и продолжает линию храмов домонгольской Руси.

Он тронул сердце и Петра Великого, не считавшегося слишком верующим человеком. По указанию Петра монастырь расширили, и одарили огромным именным колоколом. Благодаря царскому благоволению Новоспасский монастырь к концу XVII века стал одним из богатейших в стране.

Его упадок начался с переносом столицы из Москвы в Петербург. Пожары, бедствия, эпидемии, тяжелым испытанием для обители, как и для всей Москвы, стало нашествие Наполеона. Эпохой возрождения духовной жизни стала середина XIX века.

В 1913 году, к 300-летнему юбилею дома Романовых, Новоспасский посетил император Николай II. В эту эпоху монастырь стал духовным и нравственным светочем. Так продолжалось до 1918 года, когда монастырь закрыли. К осени здесь уже функционировал… концлагерь. Святая обитель, столько раз игравшая важную роль в судьбе России, стала местом страданий и смерти.

Монастырские территории, особенно знаменитый некрополь, разорили. А в главном храме разместили архив НКВД. В 60-х годах монастырские покои переоборудуют под музей, чтобы в 1990 году, оскверненный и поруганный, вернуть его московской епархии.

Началась новая эра в истории обители. Она продолжается ежедневно. Каждый день, без выходных, с 07:00 до 20:00 древние ворота открыты для всех добрых людей.

На расстоянии 10-минутной прогулки от Новоспасского расположено знаменитое Крутицкое подворье. Заповедное, каким-то чудом сохранившееся место в центре шумного города. Тут грезятся боярские шапки, упряжки с бубенцами, и расписные процессии.

Когда-то все именно так и было: в раннем средневековье основана резиденция епископов Сарских и Задонских. В XIII веке появился мужской монастырь, открытый по указке Даниила Александровича, первого удельного князя Московского. Обитель пережила и татаро-монгольское иго, смены власти Смутное время, потом еще одно.

До наших дней дошли дворец Крутицких митрополитов, Крутицкий теремок и Воскресенские переходы, украшенные изразцами (сейчас на реставрации), Храм Воскресения Словущего на Крутицах, деревянные дома XIX века. И конечно место притяжения — великолепный Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах. А еще музеи — рассказать о них подробнее?

В монастырской трапезной очень вкусная выпечка. А еще можно купить кедровых орешков и белок угостить:)

Вообще, Таганский район Москвы невероятно насыщен красотами. Мы успели заглянуть в храм Мартина Исповедника на Таганке. А после прогулялись по еще одной древней обители. За полчаса дойдете до Спасо-Андроникова монастыря.

Жительница монастыря

Обязательно расскажу, чем еще можно себя порадовать в зимний, морозный, но к счастью не слишком холодный день:)

Цикл материалов "Фантастическая зимняя Москва!"

1. Зима в городе М
  2. It’s Christmas!
  3. Прогулка по заснеженной, средневековой Москве, мимо каменных башен, петровских колоколов и незабытых усыпальниц
  4. Фестиваль «Снег и лед в Москве» — зимняя феерия в центре столицы
  5. Островок готики в Москве — Кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии
  6. Усадьба «Покровское»: что посмотреть, когда почти все закрыто
  7. Незабвенная Москва, в ликах Крутицкого подворья
  8. Почти Кижи: деревянный храм святого Георгия в Москве
  9. «Архангельское» — самая элегантная усадьба Москвы
  10. Спасо-Андроников монастырь, где находится самая древняя церковь Москвы
  11. Прогулка по средневековью: куда отправиться в Москве, чтобы полюбоваться бесценными шедеврами