Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была вчера 18:28

Москва — Россия Январь 2022

Если у вас спросят, какая улица в Москве самая древняя, нарядно-средневековая и архитектурно богатая, смело отведите гостей на Варварку. Потому что самый простой ответ, он обычно и есть гениальный. А что может быть проще, чем погулять по историческому средневековому кварталу в двух шагах от Кремля?

Так мы и поступили в одно чудесное воскресное утро. Когда надоело далеко ехать, сильно спешить и вообще заниматься достигаторством. Хотелось просто гулять, смотреть, наслаждаться. Варварка для такого утра, украшенного колокольным звоном, подходит идеально.

Считается, что это древнейшее поселение на территории Москвы помимо кремлевских стен. Первое упоминание Варварки можно найти в 1434 году. По ней проходила дорога в древний духовный центр, город Владимир, чем пользовались и купцы, и люди верующие. По Варварке спешил в Кремль Дмитрий Донской, победитель при Куликовской битве. Чуть позднее Варварку замостили деревянными брусьями и стали застраивать красивыми домами.

Но начиналось все, по мнению историков, со скромной церквушки святой Варвары. Сложно поверить, но это и есть древнейшее строение квартала. По самой популярной версии, улица названа в честь храма великомученицы Варвары.

Первую церковь спроектировал кремлевский зодчий Алевиз Новый — тот самый, который создал Архангельский собор в Кремле. Тот храм, скромный и лаконичный, если верить летописям, простоял до конца XVIII века. В 1801 году его перестроит Родион Казаков.

Архитектурный ансамбль Варварки по настоящему аутентичен. Фактически, это единственный подобный, средневековый, квартал в Москве. Ее протяженность всего 550 метров, но если вы думаете пробежать их за пару минут, придется закрыть глаза:)

Варварка начинается от Красной площади и Васильевского спуска.

Торжественным въездом-выездом служили Варварские ворота Китай-города. Нечетная сторона улицы не столь интересна, как по мне. Здесь вас встречают Старый Гостиный Двор, Средние торговые ряды, коммерческие строения. Вся средневековость и аутентичность находится по четной стороне. Если пойдете от Красной площади, увидите храм великомученицы Варвары, а затем — церковь Максима Блаженного.

Каменную церковь построили в XVII веке, на купеческие пожертвования. Храм в честь первого московского юродивого, канонизированного в XVI веке, в 1827 году обзавелся колокольней (на фото ее почти не видно). В 30-е годы прошлого века храм закрыли и разграбили, восстановили в 70-е годы.

Церковь Максима Исповедника находится по адресу Варварка, 4, а под номером 4а значится Старый Английский двор.

В средние века Варварка была довольно контрастной. Тут строились храмы, селились бояре (к ним мы еще зайдем), здесь же располагался эпицентр деловой жизни. В XVI веке на Варварке появились Гостиный двор, прибежище иностранных купцов, Английское подворье, контора купцов-британцев, Мытный и Денежный дворы.

Старый Английский двор — резиденция английской торговой компании в Москве, памятник средневековой архитектуры. Палаты белокаменные появились на Варварке в XV веке, а полстолетия спустя царь Иван Грозный, заинтересованный в торговых связях России, пожаловал их англичанам. Это первое официальное посольство иностранной державы, сохранившееся в Москве. Пребывает в музейном статусе с 1994 года.

Кстати, на торжественной церемонии открытия присутствовали английская королева Елизавета и ее муж, принц Филипп. Больше интересных фактов о музее можно узнать на сайте парка Зарядье, музей входит в парковую экспозицию.

Фото из интернета

Идем дальше? Строение под номером 8 — Знаменский монастырь, памятник архитектуры федерального значения. Его полное имя: Знаменский монастырь, что на Старом Государевом дворе.

Известно, что местность на Варварке, где в наши дни расположен храм, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там находился боярский двор и домовая церковь, освященная в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, родовой иконы Романовых.

Монастырь основан в 1629 году. Красивый собор с куполами — жемчужина средневекового русского зодчества. Также, как и соседнее строение, Палаты бояр Романовых.

Уникальное творение средневековых зодчих, часть солидной боярской усадьбы XV века. В 1540 году имение досталось Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, основателю династии Романовых. По легенде, через 46 лет именно в этих стенах родится Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых.

После его воцарения на престол в Кремле усадьбу Романовых стали называть Старым Государевым двором. В 1859 году здесь открыли один из первых музеев Российской империи, «Дом бояр Романовых».

Фото из интернета

Музей рад гостям по сей день — только пожалуйста, не спрашивайте, почему мы не зашли!

Зато успели на службу в храм Георгия Победоносца на Псковской горке. Тот самый, что встретил нас утром колокольным перезвоном.

Невозможной красоты церковь в стиле русское узорочье. Колокольня, кружевные кресты, барабаны и кокошники, все как положено. Внутри, несмотря на самое центральное расположение церкви, спокойно и тихо. Очень комфортное ощущение.

P. S. Особенно на контрасте с храмом, куда мы пойдем дальше, и который на дом Божий, как по мне, похож меньше всего. Только о нем мне пока рассказывать не хочется.

Цикл материалов "Фантастическая зимняя Москва!"

1. Зима в городе М
  2. It’s Christmas!
  3. Прогулка по заснеженной, средневековой Москве, мимо каменных башен, петровских колоколов и незабытых усыпальниц
  4. Фестиваль «Снег и лед в Москве» — зимняя феерия в центре столицы
  5. Островок готики в Москве — Кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии
  6. Усадьба «Покровское»: что посмотреть, когда почти все закрыто
  7. Незабвенная Москва, в ликах Крутицкого подворья
  8. Почти Кижи: деревянный храм святого Георгия в Москве
  9. «Архангельское» — самая элегантная усадьба Москвы
  10. Спасо-Андроников монастырь, где находится самая древняя церковь Москвы
  11. Прогулка по средневековью: куда отправиться в Москве, чтобы полюбоваться бесценными шедеврами