Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 14:58

Сочи — Россия Март 2021

В Сочи на три ночи через Абхазию

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Сочи — откуда же взялось это название, закрепившееся за рекой, а впоследствии и за поселением в ее устье? Одного конкретного ответа нет, но есть множество вариаций на эту тему. Первое из них упоминает турецкий путешественник Эвлий Челяби, описывающий племя Суча. Затем были названия Соча и Сочи, перевод с убыхского «саше», т. е. «живущие у моря».

Город, с севера защищенный Главным и Водораздельным хребтами Западного Кавказа, с юго-запада омывается водами Черного моря.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Растянувшийся вдоль побережья на целых 99 километров Большой Сочи радует своих посетителей числом солнечных дней в году — их в среднем бывает до 211.

И неужели могло так случиться, что именно один из оставшиеся 154 пасмурных, облачных и возможно даже дождливых дня выпадет на мою долю? Нет и еще раз нет, даже при моем дождливом прошлом в этот раз все прошло на удивление замечательно, даже не смотря на не утешительные предсказания синоптиков!

Но погода в Сочи в этот день была чудесная и очень комфортная для неспешной ознакомительной прогулки с городом, которую я решила начать с парка Ривьера, а закончить у входа в Дендрарий, наметив на карте множество точек.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Сразу хочу резюмировать свои успехи того дня. Если сравнивать прогулку с огромной таблицей, на которой в шахматном порядке нарисованы «крестики» (то что я успела увидеть) и «нолики» (то, что не попало в поле моего зрения), то я с радостью обнаружила, что осталось очень много «ноликов», а это значит в Сочи я с радостью вернусь!

Итак, курортный парк Ривьера, в переводе с итальянского это красивое слово означает «берег большого моря» или «побережье». Начало парку было положено в 1882 году, когда московский купец 1-й гильдии, потомственный текстильный фабрикант Василий Алексеевич Хлудов, получив огромное наследство выкупил у своей сестры Татьяны Мамонтовой участок земли в тысячу гектаров расположенный на берегу Черного моря.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Планы у Хлудова были грандиозные, он не жалел средств на благоустройство территории, со всего света выписывал экзотические декоративные растения: сосны, кедры, кипарисы, можжевельник.

Были высажены плодовые деревья: гранаты, яблони, масличные деревья, а часть земель на склонах гор засадили виноградниками. Хлудов надеялся получить с урожая огромную прибыль. Благоустройством парка и сада занимались агроном Рейнгольд Гарбе и главный садовник московского ботсада Густав Вобст.

Завершающим аккордом имения «Раздольное» была постройка усадьбы в 1896 году по проекту известного архитектора Льва Кекушева в псевдорусском стиле с элементами модерна.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Но ничего не получилось у Хлудова с сельским хозяйством: гранаты не вызревали, виноградники вымерзли и в 1900-м году он был вынужден продать имение, а парк был отдан городской казне. С 1902 года Хлудовский парк стал общедоступным парком отдыха жителей города, а остальные земли были разделены на участки и проданы казной под строительство дач. Парком «Ривьера» он стал называться с 1937 года.

В 1959 году на территории парка был построен летний концертный зал на 1600 мест, который благодаря своему расположению так и назвали «Зеленый театр».

Весной 1960 года в процессе реконструкции парка на Аллее Дружбы было посажено первое дерево. Есть в парке и Аллея Космонавтов.

В 2000–2020 годы курортный парк заметно обновили, нет смысла перечислять все изменения, их очень много, но самым существенным стало открытие в 2012-м году Большого Сочинского Дельфинария, самого большого дельфинария в Восточной Европе.

С особняком Хлудовых дела обстояли несколько сложнее: в годы войны в нем находился штаб истребительного батальона, несколько лет до войны и после нее — размещалась курортная поликлиника.

В конце 1980-х здание было всеми покинуто, тридцать лет оно никому было не нужно. За эти годы заброшенная дача конечно же не избежала разрушения и в итоге в 2009-м ее признали аварийной и не пригодной к реставрации и ремонту! А значит под снос! Так что представшее передо мной ярко — кричащее какое-то папугайно — канареечного цвета сооружение — новодел, построенный со значительным нарушением старинного облика здания.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

На одной из аллей парка в 2004 году установлен бюст основателю парка Василию Алексеевичу Хлудову работы скульпторов Пешкова и Тихомирова от потомков.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

В настоящее время парк занимает площадь 14,7 гектаров, в нем насчитывается больше 10 тысяч самых разнообразных деревьев и кустарников, есть розарий и много аллей, но уединиться очень сложно. Этот курортный парк не вписывается в мое представление о парках, это скорее место, где можно шумно проводить время и гуляя по аллеям, постоянно натыкаться на встречных туристов. Здесь много всего и это все ярко и зрелищно!

При чем я была в парке с самого утра, часов в 10–11. Ах да, как же я могла забыть, ведь в тот день был женский праздник — 8 Марта, поэтому многие спешили в это солнечное и теплое утро в парк Ривьера. А я, отдав ему должное и утолив любопытство, спешила на второй выход из парка. Из динамиков гремела музыка, а у входа «колдовали» работники парка, готовясь к встрече женского контингента, но для начала им надо было попозировать с корзинами тюльпанов для местной хроники.

Сразу за парком в 1995 году к 50-летию Победы был установлен мемориал «Подвиг во имя жизни» посвященный сочинским медикам и труженикам госпиталей во время Великой Отечественной войны. Сразу же с началом войны все санатории и гостиницы города были переоборудованы под госпитали и Сочи стал главным медицинским госпиталем страны. Авторы проекта сочинский архитектор, В, Львов и московский скульптор Д. А. Рябичев изобразили три фигуры: хирурга, медсестру и военного.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

А я направляюсь к очередному мосту через реку Сочи — Ривьерскому, строительство которого было необходимо при прокладке магистрали Сочи-Мацеста в далеком 1935 году. Согласно проекта академика архитектуры И. В. Жолтовского новый мост разместили к устью реки не под прямым углом, используя косые арки.

Уникальной была еще и облицовка конструкций моста местным тесаным камнем. Ривьерский арочный мост является памятником архитектуры федерального значения.

Спустившись по каменной лесенке с моста на набережную, я понаблюдала за кормлением вечно голодных чаек. Резкие, стремительные, они целыми косяками пролетали прямо над головами кормильцев, едва не задевая их своими крыльями. Громко горланя они буквально падали на воду, стараясь схватить лакомый кусочек.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

По Круизной гавани я пошла далее вдоль набережной реки Сочи, наблюдая за ее дружественным соединением с морем, за чайками, гревшимися на косе.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Прошла мимо красного маяка, но информации об этом огрмном столбе нигде не нашла, так что может это и не маяк вовсе.

Увлекшись процессом не сразу обернулась назад, а увидев невероятную красоту открывшейся передо мной панорамы, не сразу смогла отвернуться и продолжить путь. Вернее я теперь и шла далее медленно, постоянно поворачиваясь и охватывая взглядом великолепные виды.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Чем дальше я уходила по волнорезу вглубь моря, тем выше становились Кавказские горы, буквально нависающие над городом, словно старались защитить его, оградить от непогоды и ветров.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Дошла до здания Росморпорта и современного Морского вокзала, оно оказалось закрытым и вокруг никого!

С сожалением повернула назад, стараясь подойдя поближе к кромке воды, любуясь панорамой города и прекрасной набережной уже горячо мною любимого Сочи!

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Продвижению к воде мешало ограждение из сетки, но делая вид что сия преграда меня совершенно не касается, проскользнула в небольшом проем и как раз вовремя для того, чтобы понаблюдать и заснять процесс транспортировки яхты на воду.

В 1872 году было создано сочинское агентство Русского общества пароходства и торговли, а строительство собственно морского порта началось только в 1936 году.

В середине 50-х годов при строительстве портового мола был полностью размыт пляж, поэтому берег пришлось заново насыпать. В 1954-м году Сочинский порт открыли для иностранных пассажирских судов. В 1955-м году были построены новый причал и великолепное здание Морского вокзала,

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

созданное в стиле постсталинской эклектики по проекту Каро Семеновича Алабяна, архитектора Льва Борисовича Карлика и инженера Александра Кузьмина. В центре здания высится 36-метровый готический шпиль, увенчанный звездой с трехметровым диаметром.

Пройдя мимо современного торгового центра Grand Marina Gallery

я направилась на набережную, где экскурсовод энергично зазывал публику на морскую прогулку. Но катер только что увез счастливых обладателей билетиков, следующий по расписанию будет лишь через час.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Нет, так долго ждать я не могла, а значит гуляю дальше медленно и никуда не спеша, наслаждаюсь моментом, любуюсь наконец-то увиденным в реальности невероятно красивым зданием сочинского Морского вокзала.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Последняя реконструкция Морвокзала и всей акватории порта были приурочены к Олимпиаде 2014. На месте бывшей проймы реки Сочи теперь мелководный причал-марина, которая может принимать до 300 яхт.

Украшением причала заслуженно является белоснежная Ротонда.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Я так залюбовалась всем этим великолепием, яхтами,

гомоном и суетой чаек, рыбаками,

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

что совсем позабыла о детальном рассмотрении как самого монументального и одновременно легкого в архитектурном плане вокзала, так его интерьером и сквера, расположенного у центрального входа. А это значит, что еще непременно вернусь.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Я посидела на набережной, греясь на солнышке и наслаждаясь легким бризом и видами на великолепное море, на маяк, едва различимый вдали, на легкие и изящные яхты, словно парящие над морем,

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

а затем решила уже перекусить. Тут же, недалеко от Морвокзала присмотрела кафе-столовую Патиссон с большой открытой верандой на втором этаже, что меня вполне устроило. Заказала запеченную рыбу с овощами, салат из морепродуктов, кофе и пирожное.

Затем продолжила прогулку и знакомство с городам. Такого же мнения видимо придерживались и многие другие туристы и жители города — набережная была заполнена разношерстной толпой как в старые добрые времена или в разгар курортного сезона.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Хотелось гулять уж если и не в полном одиночестве, то хотя бы не пробивая себе пусть сквозь толпу, поэтому за концертным залом «Фестивальный»

по лесенке я направилась на верхний уровень набережной.

Концертный зал на три тысячи мест, построенный в 1979 году прямо на берегу Черного моря на склоне Турецкого оврага и в настоящее время смотрится масштабным. Что интересно, благодаря уникальному проекту сочинского архитектора Евгения Сердюкова, киноконцертный зал был спроектирован так, что зрители могли видеть не только сцену, но и море, проплывающие мимо корабли и уходящее за горизонт солнце.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Кстати, именно Сердюковым был разработан проект скульптуры «Мацеста», которую я вам показывала в прошлом рассказе и кинотеатр «Аврора» в Краснодаре.

За зданием концертного зала в сквере шла грандиозная реконструкция, поэтому каскад фонтанов был закрыт щитами, а все аллеи перерыты.

Здесь же находится бронзовая скульптура Владимира Высоцкого, созданная по проекту скульптора Петра Хрисанова в 2011 году. Со сквера видны купола белоснежного Собора Архангела Михаила, построенного в 1890-м году.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Напротив территории собора, на улице Орджоникидзе 2, мое внимание привлекло красивое здание построенное в 1905 году в стиле модерн по проекту архитектора Алексея Буткина.

В 1996 году здание подверглось реконструкции и сейчас оно входит в список памятников градостроительства и архитектуры города Сочи и в нем находится Банк Центральный РФ.

Далее я пошла вдоль территории, огражденной двумя улицами: Орджоникидзе и Курортным проспектом и правильно сделала, здесь оказалось очень много достопримечательностей.

Напротив банка находится площадь и сквер имени Николая Островского,

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

а в центе ее конечно же памятник советскому писателю. Скульптура выполнена по проекту ленинградского архитектора В. Бухаева и скульптора В. Горевского и установлена на площади в 1879 году в день 75-летия писателя. Застывший в стремительном движении с разлетающимися во все стороны полами шинели скульптура Островского смотрится очень эффектно.

В сквере, спрятавшийся в тени субтропической зелени от лучей жаркого летнего солнца, установлен еще один памятник, на это раз близкий нам по духу — памятник Туристу, вечному страннику и путешественнику, беспокойному искателю приключений. Первый памятник на этом месте был установлен еще в 90-е годы, но в 2008 году под руководством уже знакомого нам Петра Хрисанова его несколько видоизменили, добавив к фигуре более знаковые атрибуты современности, самым важным из которых является наличие кошелька на боку.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

Турист расположился рядом с красивым двухэтажным зданием, построенным в 1953 году по проекту архитектора Петра Стенюшкина и в нем находился популярный кинотеатр «Сочи»

В фасаде здания ярко выражены детали используемого в те годы стиля сталинского классицизма: портик, колоннада, широкие карнизы, богатая лепнина и цветочный орнамент.

Сочи — город, уютно расположившийся у Черного моря

В 1974 году здание было переоборудовано и в нем разместили стереокинотеатр. С 2009 по 2014 года в здании находились работники «Олимпстроя», предварительно переделав помещения под свои нужды.

В настоящее время в этом небольшом здании расположились Городское собрание и часть администрации города Сочи.

Слева от здания среди деревьев находится еще один интересный объект, сразу даже и не поймешь, что это такое. Оказалось, что это уникальный Сталагмитовый фонтан, сооруженный в 1970-м году, для деталей которого использованы самые настоящие сталагмиты, привезенные сюда из Азищской пещеры, что находится недалеко от плато Лагонаки в Адыгее. В лихие девяностые поступление воды в фонтан было отключено, отремонтировали его лишь 2017 году. Но в марте фонтан еще не работал.