Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
сейчас на сайте

Мацеста, Адлер — Россия Март 2021

Свой рассказ о моем путешествии в Абхазию через Сочи я закончила на том моменте, когда наступила южная темная ночь и я уснула в гостевом доме Адлера под воображаемый шум прибоя.

Всю ночь шел дождь и огромные дождевые капли, подгоняемые ветром, монотонно стучали в окно, внося беспокойство в мой сон. К утру дождь нехотя прекратился, а хмурое грозовое небо пребывало в мрачном настроении, в любую минуту готовое продолжить свои мокрые истории.

Как бы мне не хотелось пораньше покинуть теплую уютную постель, пришлось собираться медленно, особенно не спеша, потому как парк «Южные Культуры», стоявший в моем списке посещений на предстоящий день под № 1, начинал принимать туристов лишь в 9–00. Выйдя на веранду для засвидетельствования погодных реалий, я поежилась — зябко, сыро и ветрено.

Напялив на себя все, что было в рюкзаке, отправилась в парк. Как вы могли понять по фото моей прогулки — погода сменила гнев на милость, солнышко разогнало все хмурые тучки и нежно припекало.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Вернувшись в гостевой дом за рюкзаком и упаковав в него ненужную часть одежды, я отправилась на автобусную остановку.

Первым остановился вчерашний номер автобуса под № 55, подмигнув ему как старому знакомому, я не раздумывая запрыгнула внутрь. Через несколько остановок пожалела о своем скоропалительном поступке — этот автобус был обычный городской, ехал медленно, останавливаясь на каждой остановке. А так как водитель открывал лишь первую дверь и сам обилечивал всех пассажиров, то путешествие до следующей точки — остановки «Красный штурм» затянулось. Сверяя маршрут с картой, я заранее предупредила водителя остановить и каково же было мое удивление, когда в ответ прозвучало: — Как, прямо на автостраде?

Внизу видна крыша остановки, вверх ведет каменная лестница

Но вы уже знаете, что посмотреть дачу-замок полковника Квитко мне удалось и я осталась более чем довольна.

Часы показывали час дня и дождавшись автобуса, я отправилась в курортную Мацесту — именно этот небольшой поселок мне предстояло изучить. Почему собственно Мацеста, спросите вы и будете правы. Была буквально пара-тройка объектов, которые мне хотелось увидеть, тем более в эту свою поездку я старалась закрыть как можно больше «белых пятен» по 99 километровому сочинскому побережью.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Что я знала о Мацесте? Бальнеологический курорт, чайные плантации, растущие на склонах гор, которые я однажды посещала в рамках экскурсии и…все! Не густо! Значит, пока я еду в местном автобусе от Новой Мацесты до Мацесты Старой, я полистаю странички истории. Как же без нее?

Еще до нашей эры, в году примерно 137-м древнегреческий историк и путешественник Флавий Арриан рассказывал в письме к своему императору Адриану о понравившемся ему побережье в окрестностях реки Мацесты. Название реки переводится с убыхского, как «огненная река» или с абхазского «место, где ударила молния».

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Источники реки в те времена были уже популярны не только у народностей Кавказского побережья, но и в Колхиде. Существует миф, в котором дочь Колхидского царя Медея лечила заболевшего отца огнем, водой и серой.

В литературе впервые об источниках Мацесты написал Джеймс Белл, британский военный разведчик, родившийся в Шотландии, участник Кавказской войны на стороне черкесов. С 1837 по 1839 годы он много путешествовал по Черкесии, изучая местные народы и составляя подробные карты местности. В выпущенном в Париже в 1841 году «Дневнике пребывания в Черкесии» он писал: «Мне передавали, что по другую сторону Сочи находится холодный источник богатый серой».

Российский агроном Арсений Васильевич Верещагин в изданных им в 1874 году «Путевых заметках по Черноморскому округу» писал: «При следовании по ущелью реки Мацесты на левом ее берегу я встретил серные источники».

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Первый анализ Мацестинской сероводородной минеральной воды, доказавший ее уникальность, был произведен в 1886 году известным российским химиком Генрихом Васильевичем Струве.

2 июля 1898 года 24-летний выпускник медицинского факультета Харьковского университета Виктор Францевич Подгурский впервые оказался на благодатной южной Черноморской земле. Мог ли он предположить, что его имя навеки будет связано с Мацестой?

Из Адлера в Сочи через Мацесту

В начале 20 века от министра земледелия Алексея Сергеевича Ермолова поступило предложение о создании на реке Мацеста курорта с помощью привлечения частных капиталов. Но желающих тратить свои средства на сомнительное производство не нашлось и тогда Ермолов внес новое предложение: а давайте потратим на строительство курорта средства, вырученные от продажи дачных участков братьев Верещагиных, агронома Арсения Васильевича и статского советника Петра Васильевича? Кстати это интересная история, как-нибудь я вам ее расскажу.

И вот, 15 сентября 1902 года первое ванное, тогда еще деревянное здание с двумя деревянными ваннами было торжественно освещено- эта дата и стала днем рождения бальнеологического курорта Мацеста. Виктор Францевич Подгурский, начавший изучать действие серных ванн на больных, стал одним из основателей известного и поныне курорта.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Сероводород — это летучий быстро испаряющийся газ и главная задача процедур — не навредить пациенту, а донести его уникальные целебные свойства до каждого из них.

В 1912-м году он вместе с известным меценатом, чаеторговцем, владельцем золотых приисков в Сибири, членом Государственной Думы Михаилом Михайловичем Зензиновым основали Акционерное общество: «Мацестинские серные источники». Капиталы Зензинова и знания Подгурского как нельзя лучше способствовали удачной организации курорта и строительству ванных корпусов. Первое большое кирпичное ванное здание в Новой Мацесте строилось десять лет: с 1914 по 1924 год. Расположено оно в самом начале Мацесты, чтобы не сбиваться с выбранного мною порядка повествования я покажу вам его чуть позже.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

В 1928 -м году развивающийся курорт посетил Сталин, лечением остался доволен и рекомендовал превратить курортную зону Сочи во всесоюзную здравницу.

С 1933 года началось воплощение этих рекомендаций в реальность. А в 1937 году в Мацесте по проекту личного архитектора была построена и очередная дача для Сталина. По карте я изучала ее расположение, но идти не захотела — в следующий раз.

В 1940 — м году, в трех километрах от Новой Мацесты — в Старой Мацесте по проекту архитектора Голубева было построено самое крупное ванное здание № 4, сверху напоминающее букву «Ж», что означает «жизнь».

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Это огромный комплекс, напоминающий античный храм, служит главным корпусом курорта.

В военные годы все корпуса черноморской здравницы были превращены в госпиталь.

В настоящее время, как и все в нашей стране претерпевает изменения, зачастую не в лучшую сторону и эта всеобщая проблема не могла не коснуться и мацестинского курорта. Но не будем о грустном, а отправимся вместе со мной на прогулку по новенькой, еще не до конца благоустроенной набережной реки Мацеста.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Это желание было спонтанным, ибо тратить на трехкилометровую прогулку драгоценное время изначально в планах не намечалось. Но проезжая в Старую Мацесту на автобусе и увидев в окно огромные мосты и транспортные развязки, словно гигантские стальные ленты переброшенные через долину реки Мацесты, я не удержалась от желания рассмотреть их повнимательнее.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Первоначальная набережная реки была построена в 1953 году, но после подъемов и разливов воды в реке она постепенно пришла в негодность. Сейчас же, согласно проекта, восстановлен ее исторический маршрут, но с максимальным благоустройством: уложены пешеходные и велодорожки, установлены скамейки, фонари, зоны отдыха и парковки.

Но что мне понравилось больше всего, так это прекрасные магнолии, высаженные по всей протяженности набережной. Все они прижились и остается только представить себе, какая роскошная картина будет здесь в мае, в момент их цветения. Хотя мне кажется цветут они долго.

Река Мацеста, имеющая длину всего около 20 километров, сейчас спокойная, весело щебеча она спешит в Черное море, лишь изредка перекатываясь на небольших порогах.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Я была рада, что отважилась на эту прогулку, день был чудесный, встречались редкие, такие же как и я праздно гуляющие. Мне нравилось любоваться рекой, слушать ее шум, наблюдать за изящными и плавными изгибами старо мацестинских виадуков.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

" Старо мацестинский виадук через долину реки Мацеста — вторая и третья очереди, дублёры сочинского Курортного проспекта. Из почти 17 километров автотрассы на «дорогу» в классическом понимании приходится всего 2 километра. Остальная часть — это 9 тоннельных комплексов, 11 мостов и эстакад, и 8 транспортных развязок.»

Меня заинтересовало название главной улицы Мацесты — улицы Челтенхема, откуда оно такое взялось? Показалось, что это сокращенное название чего-то из советских времен, но нет — не угадала. В 1959 году улица названа так в честь английского города- побратима Сочи, расположенного в графстве Глостершир — города Челтенхема.

Но и это еще не все, проложенной в 1936 году улице было присвоено название — аллея Ликвидамбров! Это еще что такое? Бедная улица, за что же ей такие испытания! Ликвидамбры — это цветковые декоративные растения, их высаживают в теплом климате и жарком лете. Осенью же они радуют глаз красивой яркой окраской листьев. Вот так вот!

А тем временем я пришла в Новую Мацесту и подошла к первому банному зданию бальнеологического курорта, сданному в эксплуатацию в 1924 году. Здание конечно красивое, каменно — кирпичное, с фонтаном и клумбами у центрального входа.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

К сожалению свои прямые функции оно прекратило, в нем расположились различные компании, но самая обращающая на себя внимание — это Аквариум и морской зоопарк.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Такова жизнь, что рядом с автошколой, стоматологическим кабинетом и фитнес — студией с 2005 года соседствуют пингвины, тюлени, длиннющий питон, бегемот и даже нильский крокодил.

Следующим объектом, очень интересующим меня, был пятипролетный Новомацестинский акведук,

Из Адлера в Сочи через Мацесту

построенный в 1938 году и являющийся частью главной улицы Сочи, одной из самых длинных магистралей в мире — Курортного проспекта, протянувшегося на 11 километров отсюда и до Ривьерского моста. Длина акведука — 411 метров,

ширина — 18 метров,

а высота — 31 метр.

Грандиозное сооружение, мощное и очень красивое!
Так получилось, что в этот день и на следующий я увидела столько мостов, сколько наверное не видела за весь последний год.

Но подойти от здания Аквариума к мосту не так-то и просто — вся площадь перед ним занята какими-то строениями, всюду сплошные заборы, подходы к морю тоже словно бы забаррикадированы и все эти препятствия лишили меня разума. Т. е. я хотела подойти к морю,

Из Адлера в Сочи через Мацесту

побыть на берегу немножко, отдохнуть, а потом подняться на верх акведука к остановке. Но идти планировала не по улице Челтенхема, для этого мне бы пришлось делать огромный крюк назад к Аквапарку, а прямо по склону горы. Про то, что в этом месте за заборами есть жд станция и красивая ротонда я забыла напрочь.

Спросив у девушек про варианты подъема, я последовала по их подсказке к началу акведука, там пролегала старая жд дорога и за ней сразу асфальтовая широкая тропа на верх — ура! Уже поднявшись по красивым ступенькам на верх,

Из Адлера в Сочи через Мацесту

я увидела беседку и арку с табличкой «Терренкур. Тропа здоровья». Так вот что это такое.

Терренкур переводится как лечение на местности — это своеобразный метод санаторно-курортного лечения, который предусматривает дозированные физические нагрузки в виде пеших прогулок по гористой местности и определенному выверенному маршруту.
Из Адлера в Сочи через Мацесту

Порывшись в интернете нашла замечательную и полезную информацию, о чем делюсь с вами.

Именно с этого места от Мацесты берет свое начало Сочинская пешеходная тропа — терренкур, длинною в пять километров и проложенная вдоль морского побережья в 30-е годы. За основу была взята старая черкесская тропа, имеющая для горцев важное стратегическое значение — с нее великолепно просматривалось море и приближение вражеских кораблей не оставалось не замеченным.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

В конце 19, начале 20 века богатые купцы и промышленники строили на берегу Черного моря свои виллы и дачи, а также в своих садах высаживали всякие тропические растения со всего света. Мало сохранилось с тех пор зданий, а вот растения оказались живучие и на тропе можно увидеть столетние кипарисы, кедры, сосны и магнолии.

Живописная прогулочная тропа заканчивается у Морского порта Сочи

Из Адлера в Сочи через Мацесту

и при желании всегда можно сойти с маршрута: на всем протяжении тропы есть выходы и к морю, и к Курортному проспекту.

Пройдя по переходу через проезжую часть Курортного проспекта, я вновь оказалась у скульптурной композиции «Мацеста», визитной карточки бальнеологического курорта. Все, кто проезжает мимо, непременно должны ее видеть. Я же решила рассказать вам о ней в конце моего рассказа про Мацесту, что показалось мне вполне логичным.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Оригинальная и самобытная скульптура красивой девушки — горянки работы автора Ираиды Гуслевой установлена в 1968 году. Выполнена она из местного природного камня, а образом послужило местное предание об отважной и сильной девушке Мацесте, ценой своей жизни показавшей людям целебный источник.

Перед скульптурой расположен водоем и фонтан, символизирующий полезные воды реки.

Рядом находится остановка, подошел автобус, из окна замелькали санатории

Из Адлера в Сочи через Мацесту

и сверив свое нахождение по карте и уточнив время, я решаюсь на очередной незапланированный шаг — выхожу на остановке «Санаторий Правда».

И правда, зачем откладывать на завтра то, что я вполне могла бы еще увидеть сегодня, тем более день близился к своему завершению, а значит краски будут намного нежнее и приятнее.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Что из этого получилось, вы могли видеть в моем альбоме про «Санаторий Орджоникидзе».

День завершился чудесно, не смотря на навалившуюся к вечеру усталость, я была довольна своими успехами. Пройдя по пешеходному мосту через железнодорожные пути

Из Адлера в Сочи через Мацесту

в нерешительности остановилось перед бесконечной лестницей, манящей меня куда-то вверх! Неужели мне туда, не дойду, сойду где-нибудь с дистанции.

Но преодолев эту последнюю преграду и взяв высоту, я получила чудесный подарок к 8 Марта в виде неожиданно комфортного жилья в «Гостевом доме Восток» , о чем я уже вам рассказывала.

Утром, отдохнувшая и готовая к новым свершениям, я поинтересовалась у девушки на рецепшн про номер автобуса, следующего в парк «Ривьера».

— Зачем вам автобус, вы прекрасно дойдете до парка пешком, следуя от жд вокзала по улице Московской, перейдете мост через реку, а далее уже не сложно — разберетесь.

И я оправилась на свою первую и конкретную встречу с городом Сочи. Рассматривая фото и читая ранее рассказы других путешественников об этом городе, я совершенно не едентифицировала его именно с Сочи, почему так вышло даже не знаю. По фото помнила лишь здания жд и Морского вокзалов и что-то мне готовит город сегодня, в такой чудесный, солнечный, невероятно теплый и уютный день! Видя все эти пальмы, раскинувшие свои огромные листья словно опахала или наоборот, приготовившиеся обнимать меня, я едва удерживалась, чтобы не пуститься по алее вприпрыжку.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Но взяв себя в руки занялась уже делом!

И первое историческое здание, встретившееся на моем пути это ЦУМ Сочи, построенное в 1957 — 1960 х годах прошлого века. Проект, созданный по характерным канонам архитектуры советских лет в Кубаньпроекте соответствовал всем показателям: красивые фасады, арочные окна. Но для настоящего времени здание конечно же устарело и при огромном изобилии торговых площадей былое величие Центрального Универмага померкло. Желание снести символ прошлой эпохи и на его месте возвести огромный ТЦ из стекла и бетона конечно же есть, но сейчас в здании ведется ремонт и руководство города решило пока оставить все как есть.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Далее я прошла через сквер у железнодорожного вокзала

и вскоре вышла к горной реке Сочи.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Протяженность реки всего 45 километров. Свое начало она берет в районе Красной Поляны на склонах Главного Кавказского хребта, а впадает в Черное море.

В середине прошлого века, когда шло активное развитие города -курорта Сочи, русло реки мешало застройке и его слегка подвинули, перенеся вплотную к парку Ривьера. Горная река Сочи не всегда такая покладистая, характер у нее своенравный. В моменты таяния снегов и разбушевавшихся стихий река наполняется потоками дождевой воды, и несется с бешеной скоростью по своему руслу сметая все на пути.

Из Адлера в Сочи через Мацесту

Бывают времена, когда вода поднимается на высоту до 3-х метров, захлестывая свои волны через парапеты набережной. Но в день моего пребывания в городе река Сочи медленно несла свои воды, словно пыталась убедить меня, что она совсем не страшна и не коварна. И я поверила ей, дважды возвращалась и ходила по мосту, любуясь панорамами города и горных вершин, покрытых снегом.

Второй мост с ажурной конструкцией  был открыт в августе 2013 года. Особенностью нового моста стало размещение под основным автодорожным полотном пешеходного перехода через реку Сочи длиной 75 метров.
Ближайший мост на фото открыт 14 мая 1957 года , это пешеходный мост через реку Сочи в продолжение улицы Северной. Мост длиной 75 метров подвешен на элегантные каменные пилоны при помощи стальных тросов. Второй мост с ажурной конструкцией был открыт в августе 2013 года. Особенностью нового моста стало размещение под основным автодорожным полотном пешеходного перехода через реку Сочи длиной 75 метров.

Улица Московская заканчиваетя у моста и упирается в кольцо и современный пятизвездочный Отель Звёздный Wellness & Spa.