Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был сегодня 10:35
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Нарва — Эстония Февраль 2016
18 36

Продолжаю рассказ о зимней прогулке по Нарве. В прошлый раз мы дошли до пешеходного моста через железную дорогу. А теперь перейдем его и окажемся в районе Кренгольм. Впрочем, разделение это достаточно условное, поскольку официально Нарва ни на какие районы не делится :)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Сразу за пешеходным мостом начинается улица Йоала, раньше это был проспект Ленина. Крайнее здание на углу квартала в прежние времена было известно тем, что именно здесь в детском одёжном магазине по льготным ценам продавалась школьная форма. Сколько раз туда с родителями ходили :)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Кренгольмский район Нарвы получил свое название от когда-то самого большого предприятия города — текстильного комбината «Кренгольмская мануфактура». В лучшие годы на нем работало свыше 10,000 человек.

3
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

«Кренгольмскую мануфактуру» основал в 1857 году известный российский предприниматель немецкого происхождения Людвиг Кноп. Для своего времени это было наиболее передовое предприятие, оснащенное самым современным оборудованием.

5
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Вокруг новых фабрик еще до революции возник целый городок со зданиями из красного кирпича. В деревянных особняках жило руководство, в каменных домах располагались квартиры мастеров, для рабочих же были построены казармы (в переводе с английского — barracks, т. е. бараки:))

5
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

У Кренгольма была и своя пожарная часть, сохранившаяся до наших дней. До недавних пор там и пожарные машины были.

4
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Вообще Людвиг Кноп был в Российской Империи гораздо больше, чем просто хозяином одной из ткацких фабрик. Он был скорее организатором ткацкого производства, и все такие фабрики строились через него. В XIX веке промышленная сверхдержава в мире была всего одна, и это была Англия. Ткацкое производство там было развито, как нигде в мире. Вот с англичанами Кноп и договаривался обо всем. И если кто-то в России хотел заняться ткацким бизнесом, Кноп сначала проверял, насколько надежен его будущий партнер, после чего уже договаривался со своими контрагентами в Англии, которые и фабрику строили, и оборудование на нее поставляли, и в дальнейшем помогали с эксплуатацией, направляя туда своих инженеров.

4
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Но в данном случае Кноп решил построить ткацкую фабрику уже для себя самого и постарался сделать так, чтобы она стала самой большой в Российской Империи. В этом ему помогло уникальное местоположение — на реке рядом с водопадами. И поначалу именно энергия воды использовалась для того, чтобы приводить в действие тысячи станков.

3
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Первый кризис на Кренгольме произошел из-за революции 1917 года. Эстония тогда в первый раз стала независимой, и производить столько тканей ей было не нужно. Честно говоря, не сильно много знаю о то, как выживал комбинат в те годы.

4
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Но когда в Эстонию пришла советская власть, «Кренгольмская мануфактура» снова расцвела. Еще на моей памяти комбинат составляли семь фабрик — Старопрядильная, Староткацкая, Новоткацкая, Йоальская прядильная, Георгиевская прядильная, Георгиевская ткацкая, Отделочная фабрика. Все это время самой распространенной профессией среди жительниц Нарвы была профессия ткачихи.

4
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Был у «Кренгольмской мануфактуры» и свой Дом культуры им. Василия Герасимова, наверно самый известный в городе после ДК «Энергетик». Построили его в начале 1950-х годов по типовому советскому проекту.

3
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Как работало производство в СССР? Хлопок из Узбекистана за безналичный расчет и по внутренним ценам поставляли на комбинат в Эстонию, где из него делали сначала пряжу, а потом и ткани. После чего эти ткани за тот же безналичный расчет и по тем же внутренним ценам продавались во все республики. Вроде как все были в плюсе, уж по крайней мере, нарвские ткачихи точно:)

1
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Но дальше настал капитализм. Хлопок пришлось покупать за доллары. Ими же надо было платить за электроэнергию, воду и отопление. Это же основной закон капитализма — на каждом этапе каждый участник производственной цепочки хочет иметь свою прибыль, логично же? Ну да, в теории, дойдя до конца цепочки, свою продукцию можно реализовать за те же доллары и отбить затраты. Но не тут-то было! Вместе с капитализмом настала и глобализация. Бывшим республикам столько тканей по возросшей цене стало не нужно, потому как все это можно было купить в Азии гораздо дешевле. Куда сбывать продукцию? Некуда. А значит и комбинат тоже не нужен.

3
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Вместе с комбинатом развалился и Дом культуры. Особенно неприглядно он выглядит сзади.

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Что сейчас происходит на Кренгольме, сказать сложно. Все оборудование уже давным-давно продано. У оставшейся недвижимости вроде как есть владелец, который имеет на нее некие планы. Старинные здания XIX века объявлены памятниками архитектуры, и их сносить нельзя. Периодически возникают разные безумные планы — типа построить на месте Кренгольма несколько многоэтажек с квартирами бизнес-класса, либо возвести в старом русле реки международный аквапарк, куда будет вход как со стороны Эстонии, так и со стороны России.

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Вот бы в бывшей водонапорной башне музей устроить. Оттуда наверно такие виды будут:)

3
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

А теперь проедем от Кренгольма еще немного в сторону Нарвского водохранилища. Кто забыл, в 1955 году на реке Нарва была построена Нарвская ГЭС, для подпитки которой пришлось поднять уровень воды, в результате чего образовалось довольно объемное Нарвское водохранилище. Чтобы водохранилище не стекало в старое русло реки, его подпирает плотина со шлюзами, которые открываются, когда уровень воды становится слишком высоким. На машине туда не подъехать, дорогу перегораживает шлагбаум.

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

По плотине проходит граница между Эстонией и Россией. Православная церковь на том берегу — это уже Ленинградская область. В детстве я по этой плотине ездил на велосипеде за тетрадками в Ивангород (эстонские тетради были хренового качества, а вот российские делались из белой вощеной бумаги, и исписанные странички приятно гремели при листании:))

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

А еще в этом месте проходит знаменитое Кольцо БРЭЛЛ. Знаете, что это такое? Это единая энергосистема Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы, сокращенно — БРЭЛЛ. В случае нужды, по этим ЛЭП электроэнергия может в случае разных нештатных ситуаций перетекать через границу в ту или другую сторону. Но Прибалтика к 2025 году из БРЭЛЛ хочет выйти, чтобы ни в чем от России не зависеть. Так что, видимо, и провода обрежут:)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

А на водохранилище есть любопытные гаражные кооперативы — для моторных лодок. В советское время в Нарве их имели довольно многие. На лодке можно было поехать либо на рыбалку, либо за грибами или ягодами в Ленинградскую область, границы-то тогда не было!

1 из 3

Сейчас стало сложнее. Нарвское водохранилище — это пограничная территория, так что каждый выход на рыбалку надо сопровождать звонком на пограничный кордон. Ну, а в Ленинградскую область теперь вообще не сунешься:)

1
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Господа лодочники! Убедительная просьба погасить задолженность за охрану лодочных гаражей:)

1
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Как видно, не все господа оплачивают счета регулярно:)

1
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

А за гаражами, прямо на берегу водохранилища, располагаются многочисленные садоводческие товарищества

1 из 3

Это не просто какая-то речка, это начало подводящего канала Прибалтийской ГРЭС. Я про это уже как-то рассказывал.

3
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Нарвская промышленность — что-то за последние 30 лет развалилось, но кое-что еще работает

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

А на обратно пути зайдем еще в один городок — больничный. Старому зданию больницы уже более 100 лет. Ее заложили в 1913 году, в честь 300-летия династии Романовых.

3
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

В советское время напротив старой больницы построили новый шестиэтажный корпус

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

В этом старом здании с двумя трубами раньше было детское главное отделение

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

В Эстонии уже много лет идет «оптимизация» медучреждений, поэтому в Нарве больничный персонал сокращают, а многие отделения переводят в региональную больницу в Кохтла-Ярве. Есть опасение, что скоро здесь останется одна скорая помощь. Вон там справа с торца — как раз заезд в приемный покой. Я там был один раз, когда навернулся с велосипеда и подозревал у себя перелом ребер. Но обошлось:)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

А вот этот сгоревший когда-то давно дом с торчащей печной трубой стоит здесь, сколько я себя помню. Тоже, наверно, памятник истории? :)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Одна из основных улиц в Нарве — Кренгольмский проспект. Любили в советское время ставить многоэтажки по три штуки. И на этих, в отличие о тех, что в прошлом рассказе, никаких лозунгов на крыше вроде не стояло:)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Бывшая Нарвская средняя школа № 6, в ней я проучился с 1986 по 1988 год. Сейчас школа переехала в другое здание, объединившись со школой № 9. А всего за последние 30 лет в Нарве из 14 школ закрылись четыре — 7-я, 8-я, 9-я и 12-я. Но зато мы теперь стали более лучше одеваться, и для поездки в Румынию больше не надо проходить «комиссию старых большевиков» :)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Переходим железную дорогу и покидаем район Кренгольма

1
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

А на этом про зимнюю Нарву пока все. Как-нибудь летом надо будет прогуляться еще раз:)

2
Зимняя Нарва. Кренгольм и господа лодочники

Первая часть рассказа здесь —

Зимняя Нарва. Туристическая и не очень

В прошлый раз я вставлял ссылки на свои другие рассказы про Нарву, в этот же раз снова вставлю оглавление эстонских городов. Будем считать, что про Нарву я тоже написал:)

1. Зимой в Раквере

2. Муствеэ — черные воды Причудья

3. Кохтла-Ярве — город коричневого золота

4. Локса и полуостров Юминда

5. Йыхви — город, где растет клюква

6. Силламяэ — секретный эстонский атомград || Зимой в Силламяэ

7. Секретный Палдиски и полуостров Пакри

8–9. Кейла, Сауэ и морская крепость Петра Великого

10. Рапла — город, где родилась Анне Вески

11. Тапа. Вперед, к коммунизму! Или назад к ГКЧП?

12. Кивиыли — полукокс, терриконы и горные лыжи

13. Элва — дачное место на юге Эстонии

14. Сууре-Яани — Шлиппенбах, Ферзен и эстонские лауреаты Сталинских премий

15. Калласте — красные скалы Причудья

16. Кунда. Цементная столица и замок Тоолсе

17. Как правильно, Валга или Валка?

18. Зимняя Нарва. Туристическая и не очень || Кренгольм и господа лодочники

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Нарве
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии