Турист Ольга Губанова (olgaG)
Ольга Губанова
была 26 декабря 2013 12:29

Италия Июнь 2009

«Да, здравствует, солнечная Италия!» сказали мы, и, пролетев пол Европы, оказались в хмурой осени, похожей на Москву. 16 градусов по Цельсию – так слишком приветливо встретил нас Римини в конце июня. Дальше – больше разочарований. Мы русские инженеры, а значит небогатые граждане, получили крохукомнатку 9 кв.м. без балкона (оказывается, его надо заказывать, покупая тур). Отель «Бриг» 3* был недавно отреставрирован так, что на потолке коегде отвалилась штукатурка, а крышка унитаза была разбита, не имел бассейна, заявленного в Интернете. На ресепшене работала русская девушка из соседнего городка, не знающая Римини, так что сведения мы получали от итальянцев, говорящих поанглийски. Завтраки, весьма скудные, вряд ли могли удовлетворить наш аппетит. Они включали кофе 5 сортов, чай, молоко, какао, соки из автомата, хлеб, масло, хлопья и джем. Самое вкусное – йогурт и сметана. На 2й неделе приносили круасаны индивидуально каждому под расписку. Говорят, что разгрузочные завтраки компенсировались роскошными мясными обедами и ужинами, но нам их отведать не удалось. В 57 тыс.р. на двоих на 2 недели, включая визу, они не входили.

Правда, «Наталитур» подарил нам 1 лишний день за свой счёт изза отсутствия билетов на обратный рейс, и число суток отдыха стало 15. Курить муж бегал на крышу, откуда открывался красивый вид на море, город и железную дорогу, которая проходила почти рядом. Но зато можно было наблюдать закат солнца, танцевать и крутить педали тренажеров, за которыми никто не следил. Бесплатный пляж № 86 находился в 5 мин от отеля с переходом через 2 дороги. Погода первые 3 дня не баловала, море штормило, но можно было загорать. Изучили окрестности, супермаркеты, попробовали пиццу и вино. Один день шопинговали в «Ле бефане», который находился в 20 мин ходьбы от нас. Я 6 часов мерила обувь, пока среди Китая не нашла подлинное «made in Italy». О ценах здесь не спорят, они высоки: босоножки и кроссовки за 28Е, кеды и балетки за 12Е. Машину взяли у русскоговорящего менеджера в прокатной конторе «Sixt» на площади Кеннеди в холле отеля «Bellevue». 4дневный круиз на «шевролет AVEO» обошёлся нам в 276 Е с полной страховкой, включая угон. Машина кушала бензин (1л – 1,53Е) и метан (1л – 0,5Е). При такой разнице в ценах ездили в основном на газе. Заправлялись на заправках с обслуживающим персоналом, используя специальную шайбу. Газ продавался на трассах за пределами городов, в ночное время часто отсутствовал. Потратили солидную сумму денег, но всё равно сэкономили на гидах и выиграли свободу от экскурсантов. Путешествовали мы радиальными лучами из Римини во Флоренцию, Венецию и Рим (2 дня). Кроме того, на автобусе съездили в СанМарино и на поезде в Равенну. Освоив Римини на 2й неделе пребывания, мы обязательно должны были «пересечь Рубикон», потому что так завещал Юлий Цезарь на берегу этой знаменитой реки. И поскольку наш «Рубикон» это исследование итальянской культуры, мы 1 день посвятили исторической части города. Общественным транспортом не пользовались, за 1 час добрались до центра, ориентируясь по карте, взятой в отеле.

Собор СантаМария дель Фьоре и колокольня Джотто

Самое знаменитое сооружение Римини – это арка Августа. Из сохранившихся триумфальных арок Италии она самая древняя (27 г. до н.э.). Её высота 10,4 м, глубина 4,1 м. Построена она из истрийского камня, долговечности которого можно позавидовать. Между дугой и колоннами коринфского ордена расположены 4 медальона с отцом всех богов Юпитером и его сыном Аполлоном, с Нептуном и Минервой, покровительницей искусств. Головы 2 быков с обоих концов арки показывают, что Римини – колония Рима. Надпись наверху гласит: «Сенат и народ римский посвящают этот монумент императору Цезарю Оттавиану, сыну божественного Юлия Цезаря, в 7й раз императору, в 7й раз консулу», восстановившему 1 из важнейших дорог Италии. По традиции в античные времена на вершине арки стояла мраморная квадрига, которой управлял Август. Но в 10 в. кони слетели с пьедестала, их заменили зубцами. В 1935 окружающую территорию освободили от зданий, чтобы подарить арке настоящий триумф вне времени, вне пространства. Другой античный памятник, амфитеатр, построенный во 2 в. до н.э., пережил немало событий: набеги варваров, бомбёжки Второй мировой войны. Сегодня от него остались развалины, но когдато он вмещал 12000 зрителей. Обнаружили его случайно при снесении женского монастыря в 19 в.

Из античности отправились в средние века на площадь Кавур, культурный центр города. В 13 в. Римини был свободной коммуной и переживал период подъёма. Главное действующее лицо здесь – это дворец Аренго, построенный в 1204 во время правления Карбонезе. В 1928 Растрелли вернул зданию первоначальный вид. Кирпичный фасад украшен зубцами в виде хвоста ласточки. Глубокие арки и ряд высоких ступенек, скульптуры львов по краям создают впечатление театральных подмостков. Великий драматург Гольдони предложил играть здесь спектакли, и 2 века его пьесы звучали на площади. Но в настоящее время дворец принадлежит Городской Управе. По соседству с ним дворец Мэра (1330). Стрельчатые арки и 5 небольших окон украшают фасад. А зубцы на крыше выполняли не только декоративную, но и оборонительную функцию, делая непреступным изящное палаццо. Крепостные стены вокруг города возводились во время Сигизмондо Малатесты (1437). Одновременно был построен классический замок эпохи Возрождения, где правитель жил. До наших дней сохранилась его центральная часть, состоящая из 3этажного дворца Изоты, центрального корпуса со службами, большого двора и дворца Маскио. Мраморная надпись над входом приписывает Сигизмондо строительство крепости как архитектору. На самом деле он был заказчиком. Проект выполнил профессионал Брунеллески. Для Малатесты этот замок должен был зрительно представлять силу власти. Это подчёркивалось мощными покатыми зубчатыми стенами, высокими квадратными башнями и арками. Для постройки этой громадины сравняли с землёй густонаселённый квартал, резиденцию епископа, монастырь, баптистерий и часть соборной колокольни.

Очень влиятельным и сильным был правитель, ради задуманного не останавливался ни перед чем. С его именем связан ещё 1 памятник – храм Малатесты (1450). Он создавался по проекту великого Альберти, а построил здание местный мастер Маттео де Пасти. Этот шедевр итальянского Возрождения поведал нам о другом Сигизмондо, пылком и страстном, способном творить ради любви к юной деве, ставшей впоследствии 3й женой. Белоснежный фасад из мрамора оформлен оригинальными повторяющимися арками, напоминающими триумфальную. Через центральную входят в храм, боковые служат для декора. Богатый внутренний интерьер больше соответствует языческому святилищу, чем христианской церкви. Он наполнен музыкой света. Здесь мерцают всеми оттенками 100 рельефов, 500 эмблем, 20 статуй и несколько пышных надгробий. С особой роскошью оформлена капелла и саркофаг Изоты, который поддерживают чёрные мраморные слоны. Её несчастным предшественницам тоже отдана дань. Над их могилой играют прелестные ангелочки, выполненные Дуччо. Капеллу предков украшают фигуры пророков и сивилл, капеллу свободных искусств девушки, их олицетворяющие, капеллу планет – знаки зодиака, капеллу св.Сигизмунда – фигуры христианских Добродетелей. Везде среди венков и гирлянд, плодов и листьев встречается переплетение букв «I» и «S» главных героев храма любви. Здесь слава воздаётся не одному только богу, но и человеку. В центре церкви строгое распятие, выполненное художником школы Джотто, а рядом в соседней капелле фреска дела Франчески. На ней Малатеста изображён не властным и жестоким, а благостнопросветлённым, преклонившим колени перед своим небесным покровителем св. Сигизмундом.

Площадь Синьории и памятник Козимо I

Вот так последняя любовь сделала правителя ягнёнком история достойна театральной постановки. Поэтому вернёмся на площадь Кавур, умоем слёзы умиления в фонтане Сосновой шишки (1543), послушаем журчание воды из 15 трубок, которое очень нравилось Леонардо да Винчи. Когдато на вершине находилась статуя св. Павла, а спустя 3 века появилась шишка, да так и осталась. Но статуе также нашлось место на площади, только не святого, а папы Павла Y с поднятой для благословления рукой. Это единственный памятник 17 в., свидетельствующий о папском правлении. Ещё одна достопримечательность площади – это арочное здание рыбного рынка 18 в. Здесь ещё сохранились прилавки, фонтаны для чистки рыбы, большие часы. 19 век представлен историческим театром Галли, спроектированным Полетти в неоклассическом стиле. Он был открыт в 1857 постановкой оперы Верди «Гарольд». Во время Второй мировой войны от здания остался лишь фасад. Но сейчас театр восстановили и, возможно, там ещё сыграют историю влюблённого Малатесты. Я рассказала о памятниках архитектуры, сохранившихся в городе, но есть ещё и городской музей (7Е) с античными произведениями искусства и живописью 1420 вв. Бывшее здание колледжа иезуитов, построенное в 18 в. выделяется необычной кладкой: кирпичи торчат углами наружу. Именно поэтому музей ни с чем не спутаешь. Там я увидела маленькие шашки, которые использовались в качестве входных билетов в амфитеатр, статуэтки гладиаторов, монеты, ювелирные украшения, мозаики, амфоры, керамику и римские надгробные камни.

Картины художественной школы Римини совсем неизвестны в России. «Испытание Христа» написал на доске Джулиано (13071324). Его Иисус, сильно страдающий и скорбящий, знает предначертанное ему испытание и способен его вынести. Об этом говорят его едва раскрытые прищуренные глаза. В музее находятся 5 фресок, в том числе огромный на всю стену «Страшный Суд» с парящими ангелами над фигурами евангелистов, исполненный Джованни да Римини и восстановленный в 1926. Эпоха Возрождения представлена 2 шедеврами. Это знаменитая «Пьета» Беллини, где бездыханного Иисуса поддерживают 4 ангела. Истоки творчества художника – это византийская икона, выполненная реалистически точно. Она отражает возникшую в Венеции 15 в. моду на портреты страстей, способные вызвать диалог между мёртвым Христом и созерцающим его верующим. Глядя на мучения Бога, человек не просто сопереживал ему, но и черпал утешение в собственных страданиях. Второй шедевр – это алтарная икона Гирландайо. Среди художников 17 в. интересны полотна Каньяччи, Чентино и Гуэрчино. Последний с его чувственной Марией Магдалиной был не понят современниками. В обнажённых женщинах они видели ущемление морали. Но сегодня критики считают его живопись тёплой, насыщенной светом, обогащённой игрой тени и красок. Художники всех веков воспевали в своих картинах любовь к женщинам, её олицетворяющих. В музее хранится медальон Изоты, возлюбленной Сигизмондо. На нём профиль девушки с высокой причёской, большим открытым лбом и длинной шеей. Таковы были каноны красоты 15 в. Ещё одной основой для фантазии художников Римини послужила история любви Франчески, дочери правителя Равенны, и Паоло, брата её хромого мужа Джованни Малатесты. Например, д’Аннунцио изобразил в качестве Франчески свою возлюбленную Элеонору Дузе. Другой романист 19 в. Альбери в картине «Паоло и Франческа» отразил момент обнаружения внебрачной любви.

Паоло пытается защитить рукой испуганную Франческу. А её пожилой муж стремится отомстить. История закончилась печально: смертью любовников. Но вернёмся в реальность. Каждый музей имеет исключительный экспонат, присущий только ему. Таким является картина из стекла в синих тонах, украшенная 3 рыбами. В мире существует ещё только 1 подобный экземпляр. Так что в музей стоит сходить, чтобы увидеть водоплавающих в древности! Да, и мы после просмотра достопримечательностей превратились в рыб: плавали далеко, потому что ограничительные буйки поставили только в июле. Загорали на белом мягком песке под привезённым с собой зонтиком, в туалет бегали на соседний пляж, но бесплатно, т.к. за ним охраны не было. Продукты покупали в итальянском «Ашане» на 2м этаже в центре «Ле бефане». Цены, конечно, кусаются, по сравнению с московскими. Но всё натуральное: вместо колбас – кусочки ветчины, тонко нарезанные на автомате, белый мягкий сыр, похожий на домашний. Пакетное вино «Тинто» 1л – 0,71,4Е, 3л в пластиковой бутылке – 4,4Е, чача 0,7л – 4Е, готовая лазанья 0,8 кг – 4,2Е, цыплёнокгриль 0,6 кг – 4Е.

Фрукты брали в овощном магазине рядом с отелем, под конец дня цены там падали. Персики и дыня показались слаще московских, арбуз, черешня, виноград на уровне наших. Посетили магазин дешёвых сувениров, где всё по 1Е, но там ловить нечего: лак для ногтей и бижутерия. Темперамент итальянцев почувствовали на танцах. В нашем отеле прыгали пенсионеры под любимое старое «диско» и вместе с инструктором разучивали «латину», что меня поразило и порадовало. Отсняла изумительный сюжет на камеру. А молодёжь? Итальянские маччо танцуют чувственно, в глазах – искра страсти, руки улавливают каждый изгиб тела в движении. Но мы, русские, тоже умеем себя подать! В дискотеке «Blow up» танцевали компании гомиков, но и они отпускали комплимент «Во!» большим пальцем. За входную плату 10Е можно было взять 2 напитка со льдом и тянуть, наблюдая, весь вечер. Но мы, как всегда зажигали, тем более что подмостки танцпола были свободны. Народ собирается после полуночи. В выходные перед отъездом начались «розовые ночи» ежегодный праздник на побережье. На пляже запускали розовых змеев, причём детям раздавали их бесплатно, обслуга магазинов и отелей оделась в розовые майки, и даже фонари замигали розовым цветом благодаря разноцветной бумаге. К сожалению, нам пришлось выбирать: гулять по городу или танцевать. Конечно, предпочли последнее. Так, с праздником в душе мы уезжали на родину, а сердце оставалось в Италии. Прощаясь, сделали вывод, что в эту страну хочется вернуться, чтобы не только посмотреть новые города, но и заново переосмыслить уже увиденное…

В е н е ц и я

Дорога в Венецию из Римини вдоль побережья заняла 4 часа изза ремонта и пробок, обратно также, если учесть час кружения по ночному Римини в поисках выезда к морю. Машину поставили в ряд халявщиков близ станции Фусина, откуда полчаса на вапоретто (7Е, все цены в дальнейшем на 1 чел.) до станции Затера в городе венетов. В 5 в. на острова лагуны бежали жители с материка под натиском германцев. В 828 город обзавёлся небесным покровителем Марком и построил базилику в его честь. Венецианские купцы похитили мощи евангелиста из Александрии. Чтобы пройти турецкую таможню, положили их в ящик со свининой и т.о. избежали досмотра. Эта история нашла отражение на фресках Собора СанМарко. Символ св. Марка крылатый лев стал символом Венеции. Он запрыгнул на 1 из колонн площади Пьяцетты. Изображение льва имеет несколько значений: если лапа на раскрытой книге, то носитель мира, на закрытой – идёт война. Когда задние лапы льва в воде, а передние на земле, это значит, что Венеция – владычица моря и суши. Предприимчивые горожане, завоёвывая новые земли, перевозили ценности для блага своего города. Колонны Марка и 1го покровителя Теодора вывезли из Константинополя. Лев – иранская скульптура, Теодор с его символомкрокодилом составлен из торса римского полководца и головы Митридата, царя Понта (1в. до н.э.). Кони Собора попали на крышу из Византии. Считается: квадригу изваял греческий скульптор Лисипп (3 в. до н.э.). Она украшала арки Нерона, Константина и Наполеона. Бронзовые кони с вздутыми жилами сегодня уже не мчатся по небу Венеции, а надёжно укрыты в Музее Собора(5Е). Античный лес разноцветных колонн у входа похищен из разных мест. В результате получился уникум в мире церквей: византийский стиль здания, купола, мозаики в сочетании с готическими башнями главного фасада, стрелами, сплетёнными из статуй, восточная пестрота и позолота.

А внутри этот храм – библия: 4000 кв.м. мозаик изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов. На синем куполе изгнание из рая Адама и Евы, на малых куполах Иосиф в Египте, узнанный по пирамидам. В центральном нефе изображена богородица в окружении пророков, показывающих ей свитки о пришествии мессии. Рядом с Марией Исайя указывает на безбородого юношу в центре купола: «Се, дева в чреве примет и родит сына, и нарекут имя ему: Эммануил». Крупные мозаичные полотна распятия, сошествия в ад и воскресения Христа украшают арки. В главном куполе выполнена мозаика вознесения Христова: Иисус сидит на радуге, которую относят вверх 4 ангела. В одной из капелл танцующая Саломея с головой Иоанна Крестителя, полученной в награду от Ирода. Алтарная преграда с 14 статуями Марии, Марка и апостолов отделяет золотой алтарь от всех страждущих. Урна с мощами св. евангелиста находится под мраморным балдахином на 4 зелёных колоннах. Хочешь посмотреть, плати 2Е. Пала д. Ора небольшой (3м х 1м), и я его не разглядела, также как солдаты Наполеона во время разграбления Собора. Они были уверены, что сверкающие камни – подделка, и ничего не стоят. Поэтому алтарь сохранился для потомков. Рядом с Собором колокольня Кампанила (6Е), которая также служила маяком. Лифт поднял моего мужа на высоту 100 м, откуда удачно просматриваются купола и окрестности, а я отправилась во Дворец дожей (13Е). Правители Венеции короновались в Соборе, и здесь же уходили в мир иной: в знак уважения их 9 раз поднимали на носилках.

Церковь СанЛоренцо

А жили они в роскошном Палаццо Дукале. Современное здание, после пожара отстроенное в стиле венецианской готики, относится к 15 в. Каждый зал можно узнать по его помпезным картинам. «Лев св. Марка» Карпаччо – это апартаменты дожа с каминами и золотыми потолками. Фреска Тициана «Святой Христофор, переносящий младенца Иисуса через реку» в коридоре зала философов. Два больших глобуса 17 в. в центре зале карт. Золотая лестница ведёт в коридоры власти на 2 этаж. В вестибюле квадратного холла на потолке мощная «Юстиция» Тинторетто. Историческая картина «Визит юного французского короля Генриха II в Венецию» напротив входа в зал 4 дверей, где послы ожидали аудиенции. Лучшая во дворце по уровню живописи прихожая зала совета. 4 картины Тинторетто (Марс, Меркурий, Бахус, Ариадна и Минерва) символизируют морские успехи Венеции. С картины Веронезе «Похищение Европы» смотрит изящная дама, не подозревающая о замысле смиренного бычкаЮпитера. За прихожей следует зал коллегии, где принимали послов и составляли проекты законов. Зал украшает огромное полотно «Аллегория битвы при Лепато», написанная Веронезе в честь победы христианского флота над турками в 1571. Командующий венецианскими кораблями Венер в мантии и доспехах дожа изображён коленопреклоненным перед Мадонной и св. Юстиной. Рядом 2й адмирал Барбариго, скончавшийся от ран в сражении. На потолке зала овальное полотно «Венеция на троне» Веронезе в обрамлении 8 добродетелей. Эти великолепные женские фигуры, одетые в шелка и парчу, легко распознаются по атрибутам. Символом Верности является собака, ягнёнок – Кротость, горностай – Чистота, орёл – Воздержание, рог изобилия – Процветание, паутина – Диалектика, игральная кость и корона – Вознаграждение, цапля – Бдительность. Зал Сената определяет панно Тинторетто «Мёртвый Христос». Его Иисус – не страшное измождённое тело готических распятий. Он сильный и мускулистый, и даже после смерти остаётся победителем. Центральное полотно зала Совета десяти – «Зевс поражает молнией пороки». Этот шедевр Веронезе похитили французы в 1797, копию создал Якопо ди Андреа.

Совет десяти был венецианским трибуналом, расследовавшим политические преступления. Над залом находилась тюрьма Пьомби, где были заключены Казанова и Джордано Бруно. Самому грандиозному залу Большого Совета соответствует самое большое полотно в мире (22м х 7м), написанное маслом в 1580 на всю стену. «Рай» сотворили отец, сын и ученики Тинторетто в течение 10 лет. Куда попали погибшие воины, сражавшиеся за Венецию? Конечно, в рай. На картине около 500 персонажей. Это своего рода назидание потомству. А на потолке зала выделяется огромная овальная картина Веронезе «Апофеоз», полная символизма. В облаках восседает Венеция, окружённая божествами. Пышный двор, состоящий из прекрасных обнажённых женщин и элегантных кавалеров, олицетворяет экономическую и политическую мощь республики. Чуть ниже на балконе множество роскошно одетых венецианских дам и священнослужителей, а ещё ниже – толпа народа и всадники верхом на мощных конях. По краям потолка зала 66 портретов дожей. Портретная галерея продолжается в соседнем зале голосования, где подводили итоги выборов дожа. Самое лучшее из больших полотен здесь – «Завоевание крепости Зара» Тинторетто. И, наконец, зал магистрата с живописью нидерландского художника Босха 16 в., подаренной кардиналом Гримани по завещанию. Настроившись на ужасы инквизиции благодаря Босху, по мосту вздохов попадаю из роскоши в тюрьму. Тёмные узкие коридоры, холодные камеры с деревянной облицовкой, низкие потолки навевают мрачное ощущение. Путаясь в петлях коридоров, всётаки выбираюсь к солнцу на площадь. После всего увиденного кем я себя ощущаю в Венеции? Может быть, златовласой куртизанкой, которых так много на венецианских картинах. В 1514 их было 11 тыс. (1/5 городского населения). И все они платили налоги в казну. На камне у Собора СанМарко был обнародован закон, который повелевал венецианским гражданкам быть добрыми, ласковыми и больше есть, чтобы приобрести пышные формы, распаляющие мужское сладострастие.

Пышными формами меня бог не обидел, но как привлечь внимание? Покормлю голубей с рук припасённым хлебом. Птицы садятся на ладони, облепляют тебя с головы до ног. Получаются отличные снимки. А за мной наблюдают 4 чёрных тетрарха на углу сокровищницы СанМарко, а также бронзовые Аполлон, Меркурий, Мир и Минерва, выглядывающие из 3арочной лоджетты. Какойто торговец сувенирами выгоняет меня с его места: мешаю бизнесу. Уходим под арки библиотеки. Этот шедевр архитектора Сансовино был построен в 1536, чтобы принять книги, подаренные городу кардиналом Бессарионе в знак благодарности за приём. У кафе оркестр играет зажигательные мелодии. Ноги начинают подтанцовывать, а пальцы прищёлкивать в такт национальной мелодии. Акустика на площади замечательная. Народ смотрит и слушает. Но бронзовые мавры на часовой башне бьют молотами по колоколу, отсчитывая очередной час. Это значит, что пора прокатиться по Большому каналу. Прощаемся с часами Раньери (15 в.), указывающими смену времён года, прохождение солнца в знаках зодиака, время и фазы луны. На пристани СанМарко нас ждёт переполненный речной трамвайчик (6,5Е) и 3800 м. водной глади. Отсюда открывается другая Венеция – город двойственный и лукавый. Каждый дом здесь повторяется в своём отражении, и, кажется, что мы находимся в точке пересечения 2 миров: обыденного и ирреального. Девушки на корме поют, и каждый встречный гондольер приветствует нас воздушными поцелуями. Первой на выступающем мысе попадается церковь Санта Мария делла Салюта.

Она была построена в 1631 в честь девы Марии, избавившей город от эпидемии чумы. Слово «Салюте» на итальянском означает одновременно здоровье и спасение. Далее по каналу много красивых разноцветных дворцов с резными окнами и лоджиями, приют обитания богатых людей. Я любуюсь их водным отражением и завидую. Проплываем под мостом Риальто, построенным в 1591 архитектором Антонио ди Понте. Это элегантно изогнутая мраморная дуга с длиной пролёта 48 м. На правом берегу возвышается «Золотой дом» самый знаменитый дворец Венеции. Барон Франкетти в 1916 принёс его в дар государству вместе с собранной им коллекцией. Белый фасад со стрельчатыми арками и ажурными узорами когдато был покрыт позолотой, от которой происходит название. За 40 мин доплываем до вокзала, а наш билет рассчитан на 1 час. По совету соотечественника садимся на обратный безостановочный вапоретто. И хотя трамвайчик до моста Академии идёт медленнее, благополучно выходим на берег: контролёры нам не попадаются. Далее по прямой улочке 5 мин. до церкви Христа рядом с водной станцией. Впервые за весь день перекусываем горячими бутербродами, ожидая катер, и в 19.30 отправляемся обратно. Прощай, Венеция, город божественный, но воистину золотой по ценам!

Ф л о р е ц и я

Бесплатная дорога из Римини во Флоренцию через г. Форли заняла 4 ч. Отправление в 7 утра, возвращение в 23 ч. Горы, солнце, воздух, природа, маленькие тихие городки, велосипедисты – полное умиротворение. Но большой перепад высот, крутые виражи, узкая проезжая часть, сплошная полоса, препятствующая обгону, ограничение скорости. Мы не нарушали и порой передвигались очень медленно за идущим впереди трактором. Стратегия была такова: доезжаем до центра Флоренции и начинаем кружить в поисках бесплатной парковки. Остановились на ул. Франческо Реди в 20 мин. от вокзала. В информационном центре взяли карту города на английском и отправились на берег р. Арно к памятнику комедианту Гольдони. Поснимали мосты Флоренции, 2 из которых были отстроены в 1944 после взрыва нацистами: Понте Алла Карайя и СантаТринита. Последний считается самым изящным. 6 пролётов моста Амманати отличаются красотой изгибов арок, мощными гранёными устоями и мраморной скульптурой. Статуя «Весна» Франкавиллы была обезглавлена взрывом, но голову нашли в1961 и устроили в честь неё праздник. Мост Понте Веккьо, самый старый во Флоренции, построен Нери ди Фьораванте в 1345. Его торговые помещения с 16 в. заняты исключительно ювелирными мастерскими и магазинами. Символ этого сверкающего рая – памятник знаменитому ювелиру и писателю Челлини, установленный в центре моста. Крытая галерея Вазари соединяет 2 дворца на противоположных берегах реки: Палаццо Веккьо и Питти. Здесь мы разделились: я отправилась в галерею Уффици (10Е), а муж снимать красоты побережья. 1 час в очереди был потрачен на разглядывание скульптур известных флорентинцев на фасаде здания. Но самые интересные статуи находились в коридоре 2го этажа. Парадные бюсты императоров с классическими чертами лица идеализированы. Во взгляде не читается жестокость, присущая их правлению. Самый известный бюст принадлежит Андриану. Локоны бороды и волос с активной игрой светотеней, гладкая полированная поверхность лица, изображение зрачка присущи технике 2 в. Женские статуи изумительно красивы: большие глаза, пухлые губы.

Причёски с мелкими кудрями и валиками – вершина искусства парикмахеров. Почти у всех подбородки двойные, но полнота фигуры им идёт. Они пышут здоровьем. Складки легких платьев красиво выделяют грудь, струятся на бёдрах. Среди античных памятников преобладают римские копии древнегреческих скульпторов. Знаменитая Венера Медичи (1 в. до н.э.), танцующий фавн (3 в. до н.э.), юный Аполлон (4 в. до н.э.) находятся в зале шедевров. Купол «Трибуны» и высоко расположенные окна позволяют свету падать сверху, благодаря чему в статуях усиливается игра светотени. В зале Ниобы располагается ансамбль древнегреческих статуй (3 в. до н.э.), изображающих гибель Ниобы и её детей от стрел Аполлона и Артемиды за то, что посмела состязаться с богиней в деторождении. Эта коллекция была подарена Медичи из собрания виллы в Риме. А в 1737 последняя представительница династии Анна Мария Саксонская подписала семейное соглашение с правителем Тосканы о передаче в собственность городу здания Уффици. Т.о. галерея приобрела статус публичного музея раньше, чем Лувр. Самое интересное в ней – это собрание живописи, в которой прослеживается весь процесс эволюции флорентийской школы. Рождение проторенессанса связывают с именем Чимабуэ и Джотто (1314 вв.). Ученик превзошёл учителя, трактуя эпизоды из евангелия как события человеческой жизни. Композиции Джотто пространственны, архитектура и пейзаж подчинены действию. Но лицо его Мадонны некрасиво, фигура слишком массивна. Раннее Возрождение характеризует период в искусстве 15 в. Картины Липпи особенно любил и ценил Козимо Медичи, основатель династии. Его Мадонна обаятельна: здоровая простая внешность и неизменное благодушие. Эмоциональная выразительность мне более по нраву, чем натурализм другого направления, во главе которого был Уччелло («Битва при СанРомано»). Натуралисты достигли прогресса в анатомии и перспективе, но уступали в чувственности.

Эти познания позволили Поллайоло передать фигуру в движении с помощью линии и светотени («Геракл и Гидра»). Новатором в области пейзажа стал Верроккьо. Он рисовал сумеречное освещение, где на фоне жемчужносерого неба выделяются более чёрные очертания деревьев. Такой пейзаж будит воображение и лучше передаёт радость бытия. Представитель линеарнодекоративной живописи Боттичелли не рисовал задних планов или упрощал их. Золотые волосы его богини в «Рождении Венеры» развиваются тяжёлыми упругими волнами. Воображение рисует сильный свежий ветер, плеск волн. Мы ощущаем жизненную энергию его картины через простые элементы рисованиялинии. В них сущность движения. Стиль высокого ренессанса продолжался с 1495 по 1520 и определялся работами художниковгениев. Его чертой является стремление к объединению, которое достигалось путём интуиции, а не технических навыков. Леонардо да Винчи считается образцом мыслителя этого периода. Он внёс в искусство дух исследования в поисках открытия законов природы. Его неоконченная работа «Поклонение волхвов» считается вехой в объединении художественной композиции. Совсем иначе пришёл Микеланджело к олицетворению художника, одарённого уникальными способностями. Он ни у кого не учился, но владел всеми средствами его предшественников. К тому же, он ясно представлял, что радость физического бытия полнее выражается изображением обнажённого человеческого тела. Его Мадонна Дони склонилась вправо, чтобы взять младенца, сидящего на колене Иосифа. Тело скрыто драпировкой, но ощущается скульптурная выпуклость каждой фигуры. Кажется, что Дева Мария может выдержать весь мир на своих плечах, а нагие юноши на заднем плане лишь фон. Самое любимое имя наших современников – Рафаэль. Его полотна не поражают силой, но очаровывают величавой гармонией и лирической грациозностью. В «Мадонне со щеглёнком» маленький Иоаннкреститель радостно вручает птичку младенцу Иисусу. Оба они образуют группу, полную ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства. Богоматерь смотрит на детей благостным и поистине божественным взглядом. Всё в этой картине, даже луг и дубрава, прекрасно. Новый реалистический эффект при помощи светотени изобретает Тициан. Он достигает его красочным мазком, отказываясь от точных контуров. Его Венера Урбинская изображена проснувшейся. Она полулежит на своём ложе в изысканно убранной комнате, прекрасная, величавая, исполненная чувства собственного достоинства. Великим реформатором итальянской живописи в конце 16 в. становится Караваджо. Своим героем он делает человека из уличной толпы. Его античный Вакх наделён чувственной красотой и естественностью безумножизнерадостного бытия. Но в сценах насилия и жестокости проявляется более глубокий натуралистический эффект художника. «Жертвоприношение Авраама» построено на контрасте света и тени, мирного пейзажа и порывистого движения.

Палаццо Веккьо и "Давид"

Искажённое ужасом лицо Исаака, растерянность Авраама, по велению бога приносящего в жертву сына. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество великих голландцев 17 в. Рубенса, Рембрандта, испанца Веласкеса, картины которых также находятся в коллекции Уффици. А я впитала в себя дух прекрасной Элеоноры с парадного портрета Бронзино, придворного художника Медичи, и продолжила прогулку по городу. Коллекционирование стало семейной традицией герцогов Флоренции. Поэтому моя Элеонора отправилась смотреть музей под открытым небом – 3арочную лоджию Ланци под охраной кудрявых львов. Здесь установлены копии древнегреческих статуй 13761382, например « Похищение Поликсены» Пио Феди. Бронзовый «Персей» Челлини (1554) отрубил голову МедузеГоргоне. Нога героя попирает тело чудовища. Кудри крылатого шлема скрывают автопортрет скульптора, имя которого начертано на перевязи через плечо. «Геркулес и Кентавр» Джамболоньи изображает сложное противоборство греческого героя и его врага Несса. Это месть Геракла за похищение его жены Денниры, которую коварный кентавр перевозил через реку. Другое «Похищение сабинянок» Джамболоньи показывает мощную фигуру римляна, в руках которого бьётся обнажённая женщина. У ног коварного воина в позе поверженного изображён испуганный сабин. Выражение его лица и бессильный взмах руки показывает, что он не способен не только спасти жену, но и защитить самого себя. Скорбная история, но с интересным концом. Похищенные римлянами сабинянки стали счастливыми в браке с новыми мужьями. Но счастлива ли моя Элеонора? Она у стен Палаццо Веккьо, куда переселился в 1540 её муж Козимо I, великий герцог тосканский, после ликвидации правительства республиканской Синьории. Также называется площадь перед дворцом, потому что в 15 в. правители коммуны объявили себя сеньорами. Увенчанная зубцами галерея дворца как бы повторяется на звоннице и башне, высота которой достигает 94 м. В 1667. Ледерле из Аугсбурга установил на башне часы, которые до сих пор ходят. В коморке под колоколом томились жертвы правительства Флоренции. Там сидел Козимо Старший, основатель династии Медичи, и там же провёл последние дни монахгипнотизёр Саванарола, сожжённый на площади в 1498. Легендарный «Давид» Микеланджело был изготовлен во время второй республики в 1504 в назидание голиафу, покушавшемуся на Тоскану: королю Франции Карлу YIII. Давид вышел огромный, длиннорукий и мускулистый, классический идеал сдержанной внутренней силы. Бронзовый всадник Козимо I, выполненный Джамболоньей в 1594, выглядит не столь внушительно. Но муж Элеоноры поражает благородством черт, осанкой седока на коне с мощными формами.

Герцоги Медичи продолжали украшать площадь Синьории, только с библейских персонажей они переключились на мифологических. Скульптура «Геркулес и Какус» Бандинелли изображает греческого героя, победившего дубиной людоедавеликана, жившего на Палатинской горе в месте будущего Рима. Фонтан Нептуна, установленный в 1570 к бракосочетанию Франческо I, флорентийцы нарекли «Бьянконе» (белый гигант). «Амманати, Амманати, сколько мрамора ты истратил!» пели про него современники. Морской бог возвышается на колеснице, запряженной 4й морских коней, окружённый прекрасными бронзовыми скульптурами у основания фонтана. Сердце моей Элеоноры забилось сильнее, ведь ей предстоит увидеть сердце Флоренции – Собор Девы Марии дель Фьоре. Построенный в готическом стиле в 1434 он считался самым большим в Европе. Зодчий Арнольдо ди Камбео спроектировал его так, чтобы вместить всё население города (90 тыс.). Строили Собор в течение 6 веков 6 архитекторов. Алтарные капеллы расположены трилистником: это разгружает конструкцию здания. Красный купол, венчающий собор, считается шедевром Брунеллески. Высотой 91 м он перекрывает огромное пространство диаметром 42 м благодаря конструкции из 2 оболочек. Внутренний купол украшен сценами Страшного суда работы Вазари и Дзуккари. Нынешний фасад с облицовкой зелёным, розовым и белым мрамором выполнен Эмилио де Фабрисом в 1887. В интерьере Собора необычные часы Уччелло (1443), идущие по сей день в обратном направлении. В Соборе захоронены художник Джотто и архитектор Брунеллески. Первый изображён на барельефе выкладывающим мозаики, 2й увековечен бюстом. Рядом с Собором высится колокольня Джотто, построенная в 1334. Высота колокольни – 84 м. Она со всех сторон украшена шестигранными и ромбовидными медальонами (работа Андреа Пизано), а также нишами со статуями. Муж за 6Е преодолел множество крутых ступенек, чтобы поснимать с высоты Собор и город. Я с точки зрения Элеоноры стала рассматривать картины местных художников у торговца на площади. Увы, рисунки не отличались ни объёмностью, ни светотенью, ни чувственностью обнажённой натуры. Другое дело – бронзовые двери 8гранного баптистерия СанДжованни (11в.). Сам Микеланджело назвал их «Вратами рая». Лоренцо Гиберти работал над 10 рельефами из Ветхого Завета 27 лет. Сегодня это копия восточных ворот, а оригинал находится в Музее Дуомо. Северные ворота (1424) содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле.

Гиберти изобразил на них сцены из Нового Завета. Но наиболее древние Южные ворота, созданы Пизано. Они состоят из 28 барельефов, изображающих жизнь Иоанна Крестителя и основные добродетели христиан. Баптистерий – самое древнее здание площади Дуомо (5 в.), но современная облицовка выполнена в 12 в. А моя Элеонора идёт дальше помолиться над могилой сородичей. Семейная усыпальница Медичей находится в церкви СанЛоренцо, построенной из грубого камня и имеющей крестьянский вид. Церковь была основана в 393 г. и реконструирована в романском стиле в 11 в. В 15 в. Брунеллески достроил купол по заказу мужа Элеоноры, а Микеланджело в 1520 оформил усыпальницу. На площади СанЛоренцо находится фамильная резиденция Медичи. Палаццо МедичиРиккарди построен Микелоццо, любимцем и придворным зодчим Козимо Старшего, в 1434. Семейство проживало здесь в течение 200 лет. Этажи здания, выполненные резной кладкой, делят фасад на 3 яруса. 1 этаж из необработанного камня напоминает крепостную стену и символизирует стабильность. Здесь находились конюшни, кухня и жильё прислуги. 2 этаж из полированного камня украшен гербом Медичи. Здесь жили хозяева и принимали гостей. В оштукатуренных залах 3 этажа находились спальни и кладовые. Впервые с античных времён по верху здания пущен карниз с консолями, выступающими далеко вперёд. По замыслу заказчика палаццо не должен был отличаться излишней роскошью, чтобы не вызывать зависть других семей. Козимо Медичи Старший был тогда самым влиятельным из 80 флорентийских банкиров.

Но как быстро летит время: дух Элеоноры покидает меня у церкви СантаМария Новелла, построенной монахамидоминиканцами в 1279. Именно здесь начинается действие Декамерона молодые люди встречаются и решаются уехать из Флоренции во время чумы. Охристокоричневое строение с башней и длинными стрельчатыми окнами – так выглядит церковь со стороны вокзала. Однако на площади нас ждёт другой прекрасный фасад результат переделки Альберти в 1470г. Среди прихожан церкви нашлись спонсоры Ручеллаи, которые пожелали сделать его за свой счет из белозелёного мрамора. Их символом, корабликами с надутыми парусами, выложен целый ряд над порталом. Сияющее солнце, изображенное наверху под крышей, эмблема доминиканцев. К 15 в. монастырь СантаМарияНовелла настолько разросся, что походил скорее на небольшой, вполне самостоятельный город общей площадью 1430 кв. м. Покидать Флоренцию не хочется, и она не хочет нас отпускать. Мы целый час кружим по городу в поисках обратной дороги. Прощай колыбель Возрождения! Я знаю, что побывала здесь не напрасно, я как бы жила в прошлом в образе прекрасной Элеоноры.

Р и м

В Рим выехали поздно в 12 ч. Сказалась поздняя парковка после Флоренции на площадке аренды, т.к. у отеля не было мест. Затем задержал ремонт дороги в Римини и поиск газовой заправки, обнаруженной по ул. Фламиниа в районе Мирамаре. Дорога по 2 автострадам (11.1Е+11.2Е) через г. Лаквила заняла 5 ч. Билет отрывали в автомате на въезде, расплачивались на выезде у человека в будке днём, ночью – в говорящем автомате с рисунками. Небольшой участок пути (Джулианова Терамо) был бесплатен, но отличного качества. Туннели в горах достигали немыслимой длины (10 км). Проезжали зону землетрясения со следами разрушения домов. Изза ремонта автострады крутые объезды по встречной полосе были довольно опасны, особенно на обратном ночном пути. В Риме припарковались на ул. Цирконвайозионе Аппиа у церкви св. Антония из Падова, немного покружив от 1 попавшейся крепостной стены в поисках бесплатной стоянки. До метро «Понте Лунго» шли 15 мин, затем доехали до станции «Сан Джованни» (1Е). Усталость и напряжение дня отразились на нашем поведении, начались ссоры. Я планировала до темноты найти гостиницу «Serendipity» на ул. Кастро Преторио. Её адрес отыскали в Интернете, но номер не бронировали. А муж решил немного поснимать ворота СанДжованни и памятник св. Франциску Ассизскому, покровителю нищих и плебеев. В результате проковыляли до вокзала солидное расстояние, хостел нашли в темноте: не дешёвый (30Е), но с завтраком в соседнем кафе. Постель была мягкой, номер комфортный с высокими потолками, балконом, душевой, телевизором, но мы проснулись с ненавистью друг к другу. Рим нас разделил на пару враждебных одиночек.

В 8.30 в метро добрались до станции «Оттавиано» и Собору св.Петра. Государство Ватикан, образованное в 1929, имеет самую маленькую площадь (0,44 кв. м), но обладает самым большим храмом (длина 218 м, высота 136 м). Собор начали сооружать в 1506 по проекту Браманте. Вся история его строительства – это борьба 2 архитектурных направлений: собор в виде греческого (с равными сторонами) или латинского креста. Победил латинский крест, символ Христа, его страстей и искупления. В его создании принимали участие Рафаэль и Микеланджело. Последний спроектировал купол как во Флорентийском соборе, но пристроил по бокам 2 винтовые лестницы, по которым лошади доставляли наверх стройматериалы. Строительство парадного фасада завершил в 1614 Карл Мадерно. Аттик венчают громадные (5,6 м) статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме Петра. Статуя св. Петра ди Комбрио (13 в.) находится в конце центрального нефа. Ей приписываются чудодейственные свойства, поэтому паломники прикладываются губами к бронзовой ноге. Мне бы, плебейке, попросить прощения за то, что на мужа гневаюсь, а я бегу от него и теряюсь, в наказание рвутся шлёпки. Неожиданно встречаю русского «секьюрити»: почему он заговорил именно со мной? Наверное, охрана на входе доложила, что в рюкзаке у русской обнаружен нож для бутербродов, который был сразу же выброшен. Милый человек в чёрном объясняет, что в Соборе нельзя затеряться. Да я и сама знаю, передаю СМС: «Встретимся у колонн». А взор устремляется в небо: купол диаметром 42 м опирается на 4 мощных столба. В нишах по бокам стоят 4 колоссальных статуи: римского воина св. Лонгина, проткнувшего Христа и раскаявшегося, св. Елены, матери византийского императора Константина, св. Вероники, утершей лик Христа на Голгофе, и св. Андрея Первозванного, распятого на косом кресте. Огромный бронзовый балдахин на витых колоннах (29 м) – работа скульптора Бернини в течение почти 50 лет. Сквозь него видна кафедра св. Петра с креслом и парящем в сиянии голубем, символом св. Духа. Ещё 1 шедевр скульптуры – «Пьета» Микеланджело.

Обнажённое тело Христа контрастирует с пышными одеждами богоматери. Горе её отражается лишь в прекрасной печали. Именно это изображение Девы, юной, а не 50летней, выделило скульптуру из ряда ей подобных. С мужем встречаюсь под колоннадой Бернини, и опять разбегаемся. Он остаётся снимать 4 ряда дорических колонн, 140 статуй святых, египетский обелиск с позолоченным шаром и крестом, выполняющий роль солнечных часов, и многокилометровую очередь, образовавшуюся спустя час. Я отправляюсь в Музеи Ватикана (10Е), отстояв 15минутную очередь. Григорианский Египетский (1834) и Этрусский (1837) музеи были открыты при папе Григории XYI. В них собраны саркофаги, маски, мумии, золото, керамика и изумительные статуи. Египетская Сехмет (1408 до н.э.) являлась богиней войны и палящего солнца, целительницей и охранником фараона, изображалась с головой льва. Бронзовая скульптура Марса из Тодди (4в. до н.э.) отражает искусство этрусков, коренной народности Тосканы. Воин в доспехах, а не обнажённый, как у греков, совершает ритуальное действо перед битвой. В правой руке он держит небольшой сосуд, а левой опирается на копьё. Музей Кьярамонти (1807), основанный папой Пием YII, включает галерею Брачио Нуово (1822). Классическая скульптура разделена в ней на 2 темы: греческая мифология и римская история. Статуя копьеносца Дорифора – римская копия с бронзового оригинала Поликлета (5 в. до н.э.), стала каноном мужской фигуры, созданной автором по цифровым законам идеальных пропорций человека. Его спортсменпобедитель опирается лишь на 1 ногу, и фигура кажется подвижной и оживлённой. Другие наиболее известные римские копии – это речное божество Нил с 16 детьми притоками, крокодилами, сфинксами (1 в.), Афина с символом мудрости совой (5 в. до н.э.), пастух Ганимед с орлом, посланным Зевсом для его похищения (2 в. до н.э.). Историю власти представляет фигура Августа из Прима Порта (1 в. до н.э.). Император обращается с речью к войску в позе оратора с поднятой правой рукой. На груди его панцирь, украшенный рельефами с колесницей богов, аллегориями покорённых Галлии и Испании и парфянином, возвращающим Марсу римское знамя. Символична фигура Амура на дельфине у ног, говорящая о происхождении рода Юлиев от Венеры.

Прямой лоб, небрежная причёска падающих на лоб волос, красивый чуть изогнутый нос, тонкие плотно сжатые губы, спокойный и ясный взгляд. Лицо и босые ноги Августа в стиле греческих канонов. Портреты Тиберия и Калигулы также идеализированы. Но лицо Клавдия в виде Юпитера отражает индивидуальные черты, хотя форма тела классически красива. Клавдий почти обнажён. Лишь плащ драпируется складками вокруг бедер, и перекинут через руку. А портрет Нейрона уже чётко показывает новый стиль скульптуры. Жёсткое одутловатое лицо с низким лбом и тяжёлым взглядом – никакой идеализации времён Августа. Музей ПиоКлементино продолжает коллекцию античного искусства. Он был создан Климентом XIY и Пием YI (17691799). Квадратный внутренний дворик Юлия II достроился галереей и принял 8угольную форму. В его 4 нишах расположены самые знаменитые статуи Ватикана. Мраморная группа Лаокоон (1 в.) возможно является копией Родосских ваятелей Агессандра, Полидора и Афинодора. Она была в 1506 откопана в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрирована Микеланджело. Лаокоон – жрец Аполлона, прорицатель, женился против воли своего бога. Аполлон разгневался на него и послал 2 змей, которые поглотили его сыновей, а затем задушили его самого. Полюбоваться коварным богом можно в следующей нише. Аполлон Бельведерский, римская копия бронзового оригинала Леохара (4 в. до н.э.), долгое время считалась вершиной греческого искусства. В нише Персея находится статуя Кановы (1800) по заказу Пия YII в замен разрушенной войсками Наполеона. Персей изображён в шлеме Аида с мечом Гефеста в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке. Статую Гермеса (4 в. до н.э.) ошибочно считали изображением любовника Андриана, поскольку её нашли в 1543 недалеко от его мавзолея. Мечтательный Гермес под резцом Праксителя, а также его меланхоличный Аполлон Сауроктон, убивающий ящерицу (4 в. до н.э.), имеют черты мягкости, женственности. Они расслаблены, изящны, длинноноги, томны. Крутой изгиб бёдер подчёркивает тонкую талию. Их тела как бы ищут опоры и опираются на стволы деревьев. Эти тела созданы не столько для войны, сколько для любви и неги. При этом их физическая красота неотделима от нравственного благородства души. А вот другая мраморная статуя, созданная неизвестным автором Пергамской школы, изображает пьяного Сатира, заснувшего в непристойной позе (2 в. до н.э.). Статуя была обнаружена в 1620 в Риме близ мавзолея Адриана. Считается, что император питал слабость к гомоэротическому искусству. Ватиканская пинотека основана папой Пием YI в 1908 в крыле Бельведера, в 1932 построено новое здание по заказу Пия XI. В 18 залах представлена хронология византийской и европейской живописи 1119 вв. (около 460 картин).

Сиенская школа представлена работой Джотто и его учеников. «Триптих Стефанески» был заказан кардиналом Стефанески для алтаря базилики св. Петра. Христос восседает на троне, подняв для благословления правую руку, а в левой держит книгу откровения. Ангелы окружают его трон. На переднем плане кардинал, склонивший колени. На левой доске сцена распятия апостола Петра, на правой – обезглавливание апостола Павла. На обратной стороне доски в центре св. Пётр на троне с поднятой правой благословляющей рукой, а в левой он держит ключи от Царства небесного. Это означает, что Пётр – наместник Бога на земле. Он окружён 2 ангелами: св. Георгием и св. Сильвестром. Перед ним коленопреклонённые папа Целестин и снова кардинал. Своего рода пиар, увековеченный в живописи. Другой сиенский художник Сассета нарисовал шедевр «Мадонна Ульмита». Он творил в стиле интернациональной готики, пользуясь минимумом красок. Его мадонна изображена на светлом охристом фоне, чуть светлее лицо и фигура младенца. Чёрный плащ скрывает почти всю фигуру матери, и небольшая пелена окутывает ребёнка. Монах Фра Беато Анжелико был собеседником 2 пап и доверенным лицом архиепископа Пьероцци. Его доска «Мадонна со святыми Домеником и Екатериной» в сиянии красочной палитры демонстрирует созвучие техники и вдохновения флорентийской миниатюры. Гениальный учитель Рафаэля Перуджино был вызван в Ватикан для росписи библиотеки. Его «Мадонна децемвиров» (1496) была заказана «коллегией десяти» для Палаццо Публико в Перудже. Масляные краски тогда только появились в Италии, поэтому световые переходы сделались мягче и воздушнее. Мария сидит на троне под массивным балдахином в окружении 4 святых, полных глубокого почтения. Её лицо и жесты спокойны и несколько грустны. Самый известный автор мадонн Рафаэль по заказу папского секретаря пишет свою «Мадонну ди Фолиньо» (1511) в память о счастливом избавлении дома Конти от пожара. В центре картины пейзаж с городом Фолиньо, который охватывает яркая дуга света от молнии или метеорита. Конти изображён молящимся и устремившим полный благодарности взгляд на Мадонну.

Горы Италии

Окружённая множеством херувимов она парит в облаках вместе с младенцем на фоне большого золотого диска, обозначающего её небесную славу. Это творение Рафаэля рассматривается как художественное завещание мастера. Кстати, в галерее гобеленов выставлены 10 гобеленов по рисункам Рафаэля, созданные после его смерти на Брюссельской мануфактуре. Высокий уровень, качество, великолепие цвета прославили и имя венецианца Тициана. Сильные мира сего, короли и папы, заказывали ему портреты. Выразительный профиль дожа Николо Марчелло представляет собой посмертный портрет, выполненный Тицианом в период раннего творчества под влиянием архаической модели. Другой венецианец Веронезе сумел воплотить в своей живописи надежды и вкусы своего города. Но в поздней своей картине «Видение св. Елены» он отходит от традиционного изображения. Его святая сидит, подперев рукой коронованную голову. Её глаза прикрыты, и вся она обращена к видению ангела, поддерживающего крест. Всё в картине дышит богатством: парчовое платье, атласный плащ яркого малинового цвета, драгоценный аграф на груди и комната, затянутая дорогой материей. И всё же главное не роскошь, а задумчивое спокойствие, погружение Елены в свои думы. Щедрое меценатство было в моде 17 в., когда художник Караваджо приехал в Рим. Картина «Снятие с креста» (1604) была написана им для храма СантаМария дела Валичелла.

Скорбную выразительность действия подчёркивают вскинутые руки МарииМагдалины и исполненные страдания лица богоматери и Иосифа. Действующие лица на переднем плане, а их фигуры и руки, бережно укладывающие тело Христа, образуют композиционную пирамиду. Это основной приём мастера. Незаслуженно забытый художник 18 в. Креспи, прозванный испанцем, прославился портретом кардинала Ламбертини (1739), впоследствии ставшим папой Бенедиктом XIY. Острый характер передан в едкой улыбке, что делает папу классически похожим на апостола Петра. За плечами стоящего в тени человека поднят занавес, открывающий стопку томов трактата Ламбертини о канонизации. Педантизм, с которым выполнены детали, необычен для Креспи, но он не исключает той психологической остроты, которой наделены все его картины. Станцы Рафаэля – это 3 парадные комнаты мастера и зал Константина, расписанный по его эскизам после смерти учениками. Они находятся в северном крыле Ватиканского дворца и построены при Николае Y. Станца дела Сеньятура – зал для заседания суда. Фрески олицетворяют богословие («Диспут»1509), философию, поэзию («Парнас»1511) и «Юстицию»(1511). Лучшей из фресок признаётся «Афинская школа». В центре Платон в красном плаще с чертами да Винчи воздевает руку к небу: мир идей обретается в горах. Аристотель в синем плаще указывает вниз: мир идей связан с земным опытом. Сократ изображён слева от Платона, Диоген лежит на ступенях лестницы, Пифагор в окружении учеников. Гераклит с чертами Микеланджело в глубокой задумчивости в центре, Евклид с чертами Браманте нагнулся над циркулем. Справа Птолемей и Зороастр, с которыми беседуют 2 юношей с чертами Рафаэля и Содомы, также расписавшим комнату. Подобное сходство символизирует родство античной философии и новой христианской теологии. Станца д’Элиодоро –покои папы для приёма гостей. Тематика росписей – чудесное покровительство, оказываемое богом церкви. Фреска «Изгнание Элиодора» рассказывает, как небесный всадник изгоняет сирийца из Иерусалимского храма, намёк на изгнание французов из Папской области. Станца дель Иччендио – комната церковного трибунала при Юлии II, тайная трапезная при Льве X. Лучшая фреска здесь – «Пожар в Борго». Она рассказывает о том, что в 847 г. Лев IY остановил пожар в районе, примыкавшем к папскому дворцу, осенив знаком креста спасающуюся толпу. Апартаменты Борджиа – это часть дворца Николая Y, перестроенная в конце 15 в. под личные апартаменты Александра YI и украшенные росписями Пинтуриккьо.

В зале Сивилл Чезаре Борджиа приказал убить д’Арагона, мужа его сестры Лукреции, чтобы дать ей возможность выйти замуж за герцога Феррарского. В зале Таинств веры представлены 7 фресок: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Воскресение, Сошествие Св. Духа, Вознесение Христа и Марии. Зал святых расписан сценами из их жизни. В зале наук и свободных искусств фрески: Риторика, Грамматика, Диалектика, Геометрия, Арифметика. В зале чудес веры изображения Давида, Соломона, Исайи. Зал римских пап предназначался для папских церемоний. Сиктинская капелла построена Понтелли в 14751483 при Сиксте IY и названа в его честь. Это вершина творчества Микеланджеложивописца. Ему принадлежит потолочная роспись «Сотворение Адама», где Боготец и первый человек протягивают друг другу пальцы, и самая большая фреска «Страшный Суд». Христос огненной молнией в руке разделяет всех жителей земли на спасённых праведников справа и грешников, спустившихся в ад, слева. Микеланджело оставил для потомков на алтарной стене собственный оригинальный портрет, изображённый на коже, содранной со св. мученика Варфоломея. Таково было моё видение папского государства на берегу р.Тибр, где в давние времена жил оракул Ватиканиум, собиравший вокруг себя народ. Я далеко не оракул, но постаралась передать историю меценатства и коллекционирования Ватикана, благодаря чему произведения искусства стали доступны всему человечеству.

После просмотра Музеев возвращаемся к площади св. Петра, где проходит граница Италии и папского государства, и держим курс к замку Ангела. Первоначально в 130 замок был задуман императором Андрианом как мавзолей. Это монументальное сооружение круглой формы, его нижняя часть выполнена в форме куба, на которую опирается барабан. В 271 Аврелиан преобразовал его в крепость. Во время чумы 590г. папе Григорию I на этом месте явился ангел, предсказавший скорый конец болезни. Отсюда и название замка. В средние века он служил папской крепостью, тюрьмой и казармой. К основанию пристроили могучие угловые бастионы (15 в.), наверху вместо статуи императора установили Ангела (18 в.). По мосту св. Ангела (139) переходим на противоположный берег Тибра. Римляне называли его мостом Андриана, т.к. он вёл к его мавзолею. В 1450 перила обрушились в реку, не выдержав паломников, и папа велел снести древнюю триумфальную арку. В 16 в. на мосту вешали казнённых преступников, и тогда же появились статуи апостолов Петра работы Лоренцетто и Павла работы Романо, к которым добавились ещё 10 ангелов Бернини. С моста видно 2 других сооружения, посвящённых итальянским королям. 3арочный мост Виктора Эммануила II, объединившего Италию, построил в течение 25 лет де Росси (1911). Привлекает внимание белая мраморная скульптура в центре, которая символизирует Единство Италии, Свободу, Угнетённое поражение и Верность конституции. Мост Умберто I посвящён застреленному анархистом в 1911 королю, который был очень не популярен изза вооружённых расправ с бастующими рабочими. Мост Умберто ведёт к Дворцу правосудия, украшенному статуями. Папа Юлий II не закончил строить свой Трибунал, получился «диван», прозванный так шутниками, с новыми тюрьмами. Сейчас здесь находится резиденция итальянской комиссии по борьбе с мафией. Далее проходим дворец Примоли с Музеем Наполеона, церковь св. Апполинария и, наконец, попадаем в просторную овальную залу площади Навона. Своей удивительной формой площадь обязана стадиону Домициана, руины трибун которого превратились в дома. Останки их можно наблюдать с наружной стороны на площади 5 Лун. Центральный фонтан 4 рек был создан Бернини и его учениками в 1651 по поручению папы Иннокентия X для оформления египетского обелиска. Речные божества Дунай, Ганг, Нил и ЛаПлата (слияние рек Уругвай и Парана) символизируют Европу, Азию, Африку и Америку. Покрывало на голове Нила означает таинственность его истока, который в то время ещё не открыли. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра. 3й фонтан в оригинале состоял из бассейна, к которому в 19 в. добавили скульптуру Нептуна. Иннокентий X, введший дополнительные налоги, чтобы обустроить Навону, получил в ответ памфлет: «Pane, pane, non fontane!» (хлеба, а не фонтанов). Стихи прицеплялись к «говорящим статуям», первой из которых стал безголовый мраморный обломок, притулившийся возле дворца Браски, резиденции последнего в римской истории кардинал племянника. Статуя получила название Пасквино в честь портного, который обшивал папский двор, знал его нравы и писал памфлеты.

На площади мы видели ещё 1 вид статуй – «живые». Но они не обличают, а зарабатывают. Бросишь монетку, и статуя разыграет перед тобой пантомиму. Мне понравилась фигура восточной девушки с шаром на голове. Я попыталась изобразить сложное переплетение её рук. В ответ статуя начала свой сложный танец. Кстати, площадь получила своё название от народных представлений, которые здесь разыгрывались: колесниц, кавалькад и даже водных баталий. В августе окрестные улицы перекрывались, пространство между домов заполнялось водой из римского акведука, кареты с факелами двигались прямо по воде, создавая феерическое действие. Всенародную популярность принесла площади и св. Агнесса. Эта целомудренная дева отказала во взаимности сыну проконсула, за что была брошена голой на арену цирка. Но потеха не удалась: у святой выросли волосы до пят, которыми она прикрылась. Пришлось отрубить ей голову, которая хранится в церкви СантАньезеинАнгоне, построенной Райнальди и Борромини (1655). В скромной урне над входом покоится прах папы Иннокентия X. У него не было денег на похороны, т.к. их выкрала его любовница Олимпия Памфили, вдова его брата. Эта донна была страшна, алчна, властна и богата – воплощение всех смертных грехов, в течение 11 лет она фактически правила Римом, получала доходы от публичных домов, принадлежавших папе. Свой дворец Палаццо Памфили (1650) Олимпия перестроила самым пышным образом и украсила фамильными голубками. Сейчас здесь находится бразильское посольство. Далее мы двинулись в направлении барочного Дворца Мадама, построенного в 16 в. с фасадом Маручелли (18 в.). Это была резиденция кузеновкардиналов Джованни и Джулиано Медичи, ставшими в последствие римскими папами. Своё название Дворец получил потому, что так прозвали жившую здесь Маргариту Австрийскую (1567), внебрачную дочь императора Карла Y. Верхние окна оформлены элегантными рельефами, но особенно уникально украшение главного входа шкурой льва. С 1871 во дворце заседает верхняя палата парламента – сенат. Но плебеям не до высот Сената, заботимся о насущем: в1м попавшемся магазине покупаем римские сандалии китайского производства (15Е) и испытываем их в храме всех богов Пантеоне. Колоссальное сооружение воздвигнуто во 2 в. при императоре Андриане на месте предыдущего выстроенного Марком Агриппой (27 г. до н.э.), о чём ведает латинская надпись на фронтоне. Купол, диаметр которого 43,3 м, является инженерным достижением античности.

Свет внутрь здания проникает через отверстие 9 м и благословляет страждущих. В 609 языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени 1 ноября у христиан празднуется как День всех святых. В Пантеоне погребены короли Виктор Эммануил II и Умберто I, а также знаменитый Рафаэль, у надгробия которого всегда скопление народа. Далее римские сандалии приводят нас на площадь Аргентины, где ниже уровня окружающих улиц развалины Apea Сакра. Это был центр Марсова поля. Во время археологических раскопок там было открыто 4 храма и часть театра Помпея, на ступенях которого был убит Юлий Цезарь. Храм Ютурны построил в 3 в. до н.э. Гай Лутаций Катулл после разгрома карфагенского флота в 1 Пунической войне. В последствии владение богини фонтанов, колодцев и родников было перестроено в церковь. Круглый храм с 6 колоннами воздвиг Квинт Лутаций Катулл в 101 до н.э. в честь победы над кимврами в Верхней Италии и посвятил его «Удаче текущего дня». Статуя богини была найдена в платье из бронзы, а её голова, руки и ноги из белого мрамора. Самый древний храм (4 в. до н.э.) принадлежит богине Феронии, ответственной за плодородие у сабинян, этрусков и римлян. Белочёрная мозаика внутри него относится к периоду восстановления после пожара 80 г. Самый большой храм 2 в. до н.э. выкопан не полностью и остаётся под улицей. Из античности вернулись в Средневековье по большому проспекту Корсо Виктора Эммануила. Главная церковь иезуитов Джезу находится на одноимённой площади. В ней похоронен основатель Общества Иисуса Игнатий Лойола. Построена она в 16 в. архитекторами Виньолой и дела Порта в духе маньеризма по проекту Микеланджело. Белая церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе, Латинской Америке и Индии. Ну, а мы возвращаемся в Венецию 1455 г., только не в город, а в посольство республики в Риме. Дворец Венеции, построенный Росселино по воле пока кардинала, но будущего папы Павла II, находится на одноимённой площади. Фасад кирпичного цвета украшен 3 рядами окон из белого мрамора. Интересны окна бельэтажа в форме кельтского креста, равнолучевого с кругом. Сейчас здесь расположен Национальный музей декоративного искусства и Музей Чере с восковыми фигурами и кабинетом Муссолини, где заседало его правительство. Все дороги, как известно, ведут в Рим, а сходятся они на Алтаре Отечества, посвященном объединению Италии. Построенный Саккоки (18851911) огромный «свадебный торт» из белого известняка пришёлся не по вкусу римлянам.

А мы решили его отведать по кусочкам. Центральный «кусок» с широкой лестницей, ведущей к могиле неизвестного солдата, оказался не по зубам уставшим ножкам, хотя в центре была изюминка: конная статуя короля Виктора Эммануила II (скульптор Кьярадиа). На отливку статуи употребили старые пушки из замка св. Ангела. Так папская мощь перешла к королю. Массивное основание статуи украшено барельефом главных городов Италии, а обширная колоннада символизирует её области. По краям она завершается бронзовыми квадригами, несущими крылатую Викторию. «Сладкие кусочки» мы запили водой из фонтанов Адриатического (слева) и Тирренского (справа) морей. И со свежими силами путники отправились далее: к колонне Трояна, построенной в 113 г. по проекту Аполлодора Дамасского. Выполненная из 20 блоков карарского мрамора колонна весит около 40 тонн, имеет высоту 38 м и диаметр 4м. В основании расположена дверь, ведущая в залу, где хранились золотые урны с прахом Трояна и его супруги. Души правителей поднимались внутри колонны по 185 ступеням винтовой лестницы к орлу, относящему на небо. Позже орла заменили статуей Трояна, а папа Сикст Y установил на самом верху апостола Петра. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами 2х войн (101106 гг.) Рима с Дакией, существовавшей на территории Румынии. 2500 римских воинов сражаются, передвигаются в походах, строят укрепления и переправы через реки. Во главе войска Троян, изображённый на колонне 59 раз. Крылатая Победа, окружённая трофеями, пишет на щите имя победителя. Кроме неё есть и другие аллегорические фигуры: Дунай в образе старца и Ночь с закрытым покрывалом лицом. Центральная колонна была окружена четырёхгранным двором между 2 библиотек, которые не сохранились. От «золотого века» Рима остались колонны из серого гранита и мрамора самой большой античной базилики Ульпия, составлявшей главную часть форума Траяна. Форум (200х120м) был сконструирован Аполлодором из Дамаска и открыт в 112 г. Для его постройки рабочие убрали склоны 2 холмов. В то же время был построен рынок Трояна – 5этажный торговый комплекс в виде террас Квиринальского холма. Основу стены составляла смесь из бетона с камнями, что позволяло увеличить высоту сооружения. Самый нижний полуциркулярный ярус, облицованный кирпичом, с 2 рядами проёмов освещал 11 лавок нижнего этажа. На верхнем этаже коридор вёл к другим лавкам. На террасе между нижним и 2м ярусами пролегала улица Бабератика, знаменитая своими колодцами и харчевнями для посетителей рынка.

Фонтан Нептуна

Помимо специй Востока в лавках продавались фрукты, вино, оливковое масло и рыба. В средние века комплекс был достроен. Дом Родосских рыцарей сохранился благодаря иждивению кардинала Барбо, приора Ордена Св. Иоанна Иерусалимского, в 146770 гг., а до рыцарей в 12 в. обитель принадлежала монахамбазелианцам. 2й по величине императорский форум (125х118м) был сооружён по заказу Августа. Сегодня от него остались несколько мраморных колонн храма и лестница. Построенный в 42 г. до н.э. храм был посвящён Марсу Мстителю в честь победы Августа при Филиппах, когда он отомстил убийцам Цезаря. В этом храме юноши одевали тогу в день совершеннолетия, сенат совещался о войнах, наместники отправлялись отсюда в провинции, а победители приносили сюда трофеи и праздновали триумф. Это был общественный сейф Рима с деньгами и драгоценностями, пока однажды воры не ограбили хранилище. 3й имперский форум Транзиториум был закончен в эпоху правления Нервы в 98 г. «Промежуточным» его называли потому, что он объединял проходом (120х45м) другие форумы с жилым районом Аргилет. На форуме Нервы находился храм Минервы, разрушенный в 1606 по приказу папы Павла Y для строительства фонтана. До наших дней сохранились 2 гранитные колонны, часть стен и рельеф с изображением богини мудрости, покровительницы ремёсел и искусств. В дни праздника Минервы все творческие люди приносили ей дары, а ученики дарили учителям плату за обучение. 4й форум, который мы осмотрели, принадлежал Цезарю. Но по времени строительства (5446 гг. до н.э.) он был первым. Сейчас он представляет собой прямоугольную площадь (170х75м), окружённую с 3 сторон арочной галереей, в центре которой 3 колонны с балками храма Венеры, а также бронзовый Цезарь – копия мраморной статуи. Большая часть форумов погребена под Виа деи Фори Империали, построенной при Муссолини, когда археологические исследования не проводились. Но именно эта улица привела нас к символу Рима и его вековой истории – Колизею. Самый большой и красивый стадион античного мира был заложен императором Веспарианом в 72 г., закончил постройку его сын Тит силами пленных иудеев. По этому случаю 100 дней праздновали, убив 5000 хищников из северной Африки и сотни гладиаторов. Своё название Колизей получил изза гигантской статуи Нейрона в виде бога солнца, установленной на входе. Но размеры амфитеатра действительно поражают впервые увидевших его плебеев, затерянных в лабиринте античного времени. Его высота соответствует 16этажному дому (57 м), периметр эллипса 527 м. Долговечность сооружению (188х156м) обеспечил бетонный фундамент глубиной 13 м на месте искусственного озера в садах Золотого дома Нейрона. Очередь на входе растаяла за 15 мин, и за 10Е я попала внутрь. А когдато вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, чтобы держать его под контролем, и даже бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба.

Очереди тоже не существовало: 4 входа обеспечивали быстрый проход на арену, а 80 арок позволяли за 10 мин оказаться на пронумерованных зрительских местах. Максимальная вместимость амфитеатра составляла 68000 человек. Часто зрители проводили здесь несколько дней с едой, но без туалетов! В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Сейчас в здании обеспечены все удобства, современный лифт доставляет на высоту 2 яруса, где сидели свободные граждане Рима среднего сословия. Нижний ярус предназначался знатным вельможам и богатым коммерсантам, верхний – плебеям и женщинам, среди которых было много ярых поклонниц кровавых зрелищ. А мужчинам нравились бои женщингладиаторов с карликами. Хотела подняться на своё место плебейки, но ступенек на 3 ярус не оказалось: в средние века камни растащили на строительство. 23 дома знатных римлян, 6 церквей, папская канцелярия, мосты и гавань своим существованием должны быть благодарны Колизею. Я спустилась к арене, где стояли стрельцы, охранявшие зрителей от нападения хищников. Вокруг арены сооружена терраса, где располагались императорская ложа с отдельным входом и ложи видных сенаторов и судей. Спектакль, обычно, открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, примерно таких, которые зарабатывают на фото с туристами у входа. Под ареной находились специальные проходы и клетки с дикими зверями. Арена была покрыта деревянным настилом и песком сверху для впитывания крови. Но иногда она заливалась водой, поступающей по сложной гидравлической системе, и начинались водные баталии, популярные у зрителей. Солнце пекло беспощадно, торопя меня к выходу. Но как же спасались зрители целый день на жаре? Оказывается, на самом верху моряки императорского военного флота управляли огромным льняным холстом так, чтобы обеспечить тень на трибунах, но арену держать под солнцем. В общем, инженерные достижения Колизея вызывают восхищение, но кровавые зрелища? В 523 после многих народных протестов в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников, гладиаторские бои на этом стадионе продолжались до 5 в. И, наконец, в 1750 папа Бенедикт IY провозгласил Колизей святым местом, т.к. на его арене приняли смерть множество мучениковхристиан. Так сооружения было спасено для будущих поколений и стало сегодня одним из 7 чудес света. Билет в Колизей был совмещён с просмотром Романского Форума. Поэтому по древней дороге, вымощенной большими камнями, следуем к Палантинскому холму через Арку Константина.

Самая большая и лучше всех сохранившаяся она была построена в 315 в честь победы, одержанной Константином над его соперником Максенцием в гражданской войне. Согласно преданию Константину явилось знамение крест с надписью «Сим победивший», и он велел поставить арку «по божьей воле», приняв христианство. 3 пролёта высотой 20 м декорированы рельефами, позаимствованными у других античных памятников. Панно на аттике было взято у Марка Аврелия и изображает его возвращение в Рим, раздачу денег народу, германских пленников, их вождя, допрос, обращение к войскам, жертву богам. С арки Домициана были перенесены статуи пленных даков, а 2 рельефа центрального пролёта, изображающие празднование победы над этим народом, были взяты из базилики Ульпия на Форуме Траяна. Круглые медальоны по бокам изображают божества Солнца и Луны на колесницах. А где же сам Константин? Он охотится и приносит жертву богам вместе с Лицинием и Константином Хлором на центральных медальонах. Правда, проделывает это только его голова потому, что тело принадлежит Андриану с рельефа его арки (2 в.). Использование элементов декора других времён имело символическое значение: т.о. Константин вводился в круг «хороших императоров». Но есть на арке рельефный фриз, иллюстрирующий поход самого Константина: отбытие из Милана, сцены военной компании, въезд в Рим, выступление перед народом и раздача денег. Вот, собственно, чем был знаменит 1 император эпохи христиан. Возле арки Константина мы опять разбежались. Мои ножки не выдержали дневную нагрузку, распухли и болели, натёрлись мозоли. Я осталась отдыхать на каменной лавке, а муж ушёл снимать Форум, центр общественной жизни Древнего Рима, расположенный в долине между 4 холмами: Капитолием, Палантином, Квириналом и Эсквилином. Слово forum древний учёный Варрал связывал с глаголом ferry («нести») и истолковывал как место, куда выносились все споры и товары. В современном мире это слово означает «место дискуссий». Первоначально на площади размещался рынок, но позже она включила в себя комиции (место народных собраний), курию (здание Сената) и приобрела политические функции. Я видела форум издалека, со стороны выхода с огороженной территории. Он грандиозен, и позволяет видеть результаты деятельности римлян на протяжении 12 веков. Как не менялись элементы декоративной отделки, основной план храмов оставался неизменным.

Это было закрытое помещение, поставленное на высокое прямоугольное основание и смещённое к его дальнему концу. Так Храм Весты сохранил свою круглую форму, несмотря на то, что прежняя глинобитная хижина, защищавшая семейный очаг, была теперь исполнена в мраморе. Внутри храма, по легенде, был тайник, где хранился Палладиум, античное изображение Минервы, которое Эней привёз из Трои. Храм Сатурна был воздвигнут около 489 до н.э. после победы над этрусками. Во времена республики он служил сокровищницей, позднее в нём регистрировали новорождённых младенцев. Храм легко узнать по 6 мраморным колоннам ионического ордера, сохранившимся после реставрации 283 г. во время правления Кариана. Храм Диоскуров, посвящённый сыновьям Юпитера – близнецам Кастору и Поллуксу, был построен в 484 до н.э. Диоскуры помогли одержать победу в Лации, и принесли эту новость в Рим. На сегодняшний день сохранились 3 колонны коринфского ордера, оставшиеся от обновления Тиберия (1 в.), которые получили прозвище «3 сестры». Колонна Фоки, высотой 13,6 м была создана во 2 в. и использовалась первоначально в монументе Диоклетиана. Но в 608 правитель г. Равенны Смород посвятил её Фоке и установил наверху золотую статую императора. В 610 статуя была свергнута вместе с Фокою, посвятительная надпись затёрта, но сама колонна дожила до наших дней. Кроме белых мраморных колонн, которые возвышаются на площади, невозможно не заметить Базилику Максенция и Константина, самое большое здание, построенное когдалибо на Римском Форуме и названное в честь императоров (308312). Площадь Базилики превышала 4000 кв.м., высота сводов – 39 м. Вначале здесь поклонялись богам и назначались деловые встречи, затем заседал городской Совет, а во время Олимпийских игр в 1960 под древними сводами проходили соревнования по грекоримской борьбе. Одной своей стороной здание обращено на улицу Форе Империале, другой, с красивыми арками, на Форум. Античный мир на 2 часа приворожил моего мужа, пришлось напомнить ему о реальном времени с помощью СМС. Затем бегом к машине с помощью метро, а из него 2 выхода, поэтому плутали по улицам, спрашивали у прохожих, но нашли авто в целости и сохранности.

Центр шопинга Le Befone

Заскочили в кафе, перекусили, затоварились водой в супермаркете, и в 20 ч. отправились в обратный путь. Кольцевую дорогу нашли довольно быстро, а радиальную прозевали. Сильный грозовой ливень не хотел выпускать нас из Рима. Выпучив глаза в смотровое стекло, с молитвами, на маленькой скорости мы развернулись и выбрались коекак к платной автостраде. Мой водитель засыпал на ночной дороге. Выручали напитки и массаж шеи, который я делала мужу в те моменты, когда сама отходила от сна. В час ночи мы вернулись в Римини, и автомобильные мучения закончились. Никому не посоветую повторить наш подвиг!

С а н -М а р и н о

В Сан-Марино поехали от вокзала Римини на комфортабельном рейсовом автобусе. Вместе с билетом (4Е в оба конца) получили от пожилой русскоговорящей дамы расписание движения. Я сделала ошибку, не познакомившись предварительно с историей города, и судьба приготовила мне сюрприз. Высокая гора Титано (554 м), на которой разместилась столица республики, видна была издалека из окон автобуса. Но замок на вершине разглядеть было невозможно, и я не подозревала о его существовании. От остановки автобуса поднялись на лифте к крепостной стене и взяли карту в 1м встречном магазине. Пройдя вдоль 3го пояса крепостных стен, построенного Белуцци в 1549, мы подошли к воротам СанФранческо (1361). Первоначально они являлись сторожевым постом. После реставрации 1581 были пристроены наружные двери, арка была приподнята постройкой зубчатой башни с бойницами. Под сводом разместилась мемориальная доска с предупреждением для путешественников: не ввозить в город оружия, за нарушение которого полагалось строгое наказание. Этот маленький средневековый город дорого ценил свою свободу, и на протяжении многих веков никем не был завоёван. Жители общины поклялись жить по завету их святого: «Свободными вас оставляю от других людей». По легенде, далматинский резчик по камню Мариино бежал от преследования императора Диоклетиана на гору Титано с группой поддержки., получил известность как проповедник христианства и ещё при жизни был причислен к лику святых. Крошечная деревня, которая в средневековье стала свободной коммуной, имела свои республиканские законы, которые действуют и по сей день. Каменная мостовая сразу за воротами привела нас к ступеням Музея церкви СанФранческо (1361), где собрана церковная утварь 1617 в. Но мы отправились влево, решив посмотреть Национальный музей во дворце БергамиБелуцци (вход бесплатный). Экспозиция посвящена истории СанМарино: археологические находки, предметы быта, ювелирные изделия и подарки. Среди живописных работ интересен полиптих Менцокки (1535 г.), несколько изображений на деревянной доске, связанных общим замыслом. В центре показано святое семейство, по бокам – Мария Магдалина и Святой Мариино с макетом города в руках, наверху в малом объёме – рождество и «Иисус с лекарями», внизу в ступеньке – благовещение и положение во гроб. Среди скульптур выделяется фигурка св. Петра (16 в.) анонимного автора и 2 похожих на античных богинь девушки в доспехах с копьём и коронойбашней: Республика Почини и Свобода Галетти. Запомнилась прекрасная Мадонна в красном Элизабетты Сирани. Младенец протягивает ей розу, а мать смотрит на него с тонким лиризмом. Эта женщинахудожник эпохи барокко прославилась изображением мадонн, жаль, рано ушла из жизни, в 27 лет. А вообще, женщины часто выступают героинями полотен СанМарино. С картины Фурини смотрит раскаявшаяся Магдалина с обнажённой грудью и черепом, который ярко контрастирует на алом покрывале. Этот художник 17 в. изображал в приятных и гармонических тонах эротические женские фигуры.

Другой художник 17 в. Франческини изображает прелестных соблазнительниц дочерей Лота в момент спаивания вином отца для продления рода человеческого. Но есть на картинах женщины, великие в своей святости. Святая Кьяра освобождает г.Ассизи от осады сарацин в 1241. Она обращает в сторону врагов дарохранительницу, и войско, ослеплённое её сиянием, отступает. Заботливая Ирина с картины Спагнолетто осторожно вынимает стрелу из тела св. Себастьяна, привязанного за руки и сильно страдающего. Художник 17 в. Рибера рисовал драматические сцены человеческих мучений, в которых подчёркивал победу воли над физическим страданием. В этом плане хороша картина «Мученичество св. Агаты». Эта красивая девушка отвергла домогательства городского префекта, за что была отправлена в публичный дом, на пытки и сожжена на костре. На картине мучители отрезают ей грудь. Но рука и взгляд святой обращены в небо с молитвой в глазах. Она вынесет все истязания и не откажется от своей веры. Способны ли вынести такие муки мужчины? Картина неизвестного автора изображает св. Себастьяна, молодого обнажённого юношу, пронизанного стрелами за веру. Но лицо его выглядит скорее печальным, чем страдальческим. Художник феррарской школы Дженнари рисует блаженного Бернардо Толомеи (1680) в молитвенной позе просителя перед мадонной. В правом углу картины череп – намёк на чуму. Бернрдо ухаживал за больными монахами, заразился и умер. Вот такое самопожертвование обеспечивает святость. О неизбежном конце говорит потрясающая картна «Помни о смерти». На ней изображено измождённое тело с выступающими костями и головой, напоминающей череп. Это полуживое существо полулежит, опираясь на чьито кости. Мурашки по коже от такой игры света и тени, быстрее бежим к выходу и реальному свету. Проходим над резервуарами для сбора дождевой воды, расположенными под площадью Титано, к 2му поясу восстановленных крепостных стен. В 14 в. они окружали город, включая современную площадь Правительственного дворца. Здесь обнаруживаем карьер арбалетчиков, выложенный камнем в углублениинише.

Арбалетчики были защитниками республики и славились далеко за её пределами ловкостью и сноровкой. В настоящее время корпус, насчитывающий 80 действительных членов, продолжает собирать лавры, принимая участие в состязаниях по стрельбе. Рядом с карьером узкая терраса – парк забытых историй. В нём природа сталкивается с игрой, скульптура с преданиями. Дама держит на коленях подгулявшего кавалера, переодетого в женское платье, с огромными бицепсами и носом. Я сфотографировалась с ней, и она нарекла мне свою судьбу: держать под надзором своего спутника и быть его личным «арбалетчиком». Мы поднялись на очередную террасу и со смотровой площадки на краю утёса любовались великолепным видом окрестностей. Рядом была станция фуникулёра и памятник Бартоломео Боргези, нумизмату и эпиграфисту, прославившемуся изучением старинных надписей на металлах. Признавая его заслуги, Наполеон выпустил монету с его профилем. Со стороны крепостной стены выглядывал Правительственный дворец, похожий на непреступную крепость: зубчатые стены, остроконечная башня. Но мы пошли выше к базилике дель Санто, спроектированной Антонио Серра в неоклассическом стиле и построенной в 1838 на месте снесённой древней церкви Пьеве. Коринфские колонны украшают её фасад. Статуи из скульптурного гипса, представляющие апостолов и добродетели кардиналов, выполнили Путти и Бероцци из Балоньи. Главный алтарь с мраморной статуей св.Марино Тадолини хранит часть мощей основателя города. В священном ларе (1602) справа от алтаря хранится череп святого, слева – трон регентства (1600). Ещё 6 алтарей украшены живописью: «Мадонна дела Мизерикордия» Конка, «Мадонна ди Лорето» школы Гверчино и «великомученик Сан Себастьян». Рядом с собором маленькая церковь св. Петра, за алтарём которой 2 ниши в скале. По народному преданию, они служили ложем для святых Марино и Лео.

Амфитеатр

Древние стены 1 пояса укрепления доходили раньше до гребня этой скалы, сейчас они не сохранились. Мы слышали, что город славен оружием и забрели в Музей, но не древний, а современный (3Е). В 6 комнатах разместились карабины (1873), револьверы (1896), маузеры, ружья, гранаты, ножи, пулемёт «Максим», малокалиберная пушка, пистолетпулемёт, ракеты и ракетницы производства Италии, Франции, Германии и России. Экспонаты настолько утомили моего мужа, что он по армейскому обычаю решил расслабиться в ближайшем баре, пока я примеряла новинки на узких улочках торгового квартала. Его так растащило, что пришлось спускаться вниз к автобусу. Уже не радовали модные покупки (кожаные куртки, рюкзак, карнавальная маска), и было не до осмотра крепостей на самой верхотуре. Быстро спустились мимо площади Свободы и Правительственного дворца, но до автобуса оставалось 1,5 ч. Решили сфотографировать церковь св.Квирино в монастыре капуцинов, построенную в 16 в. на месте древней часовни. Фасад церкви выполнен в строгом стиле, но её лестница знаменита. На её ступенях Гарибальди произнёс слова о роспуске 1го римского легиона и передал его знамя на хранение правительству республики. На площади перед церковью возвышается памятник св. Франческо (1928). Скульптор Монтагути установил её в небольшую часовню на вершине 8угольной колонны высотой 9 м. Мир и покой, царивший в этом пустынном уголке, немного отрезвил моего мужа, а я, не удовлетворённая просмотром достопримечательностей, заглушила свою злость бутылкой пива в местном баре. Получилось, что СанМарино остался в памяти городом шикарного, но дорогого шопинга, русских барышеньпродавцов и итальянских владельцев магазинов, страдающих сильным сексуальным влечением. Я не ощутила высоты полёта замков, не прониклась духом их времени и, увы, осталась разочарованной поездкой.

Р а в е н н а

В Равенну, столицу византийской мозаики, добирались на электричке с кондиционером от вокзала Римини (6Е туда и обратно). Первой на пути встретилась базилика св. Иоанна среди мохнатых ёлок. Здание из красного кирпича украшено белым мраморным порталом на входе. Строилось оно в 5 в. по приказу Галлы Плацидии, в 1944 было разрушено бомбёжкой и снова отреставрировано. Галла правила Западной Римской империей от имени своего малолетнего сына Валентиана. Храм она возвела в благодарность об избавлении от кораблекрушения в 424, возвратившись из Константинополя. Околдованная чарами Плацидии, я превратилась в паломницухристианку 1го тысячелетия. Следующей на нашем пути стала базилика Аполинария Нового, входящая в список 4х памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь мы купили единый билет (7,5Е) на их посещение. Аполинарий был 1м епископом Равенны во 2 в., призванным, согласно легенде, апостолом Петром. Арианская придворная церковь короля Теодориха (493) была переименована в связи с переносом мощей святого из г. Классе изза набегов пиратов. И хотя останки Аполинария вернули на старое место, название сохранилось с приставкой «новая». От остготских времён остались сдвоенные окна. В 10 в. к храму пристроили 38метровую цилиндрическую колокольню, а в 16 в. мраморный портик. Внутри базилика содержит 3 ряда мозаик, расположенных по всей длине. Мученический ряд состоит из 26 святых в белых одеждах от дворца Теодориха до трона Иисуса, окружённого ангелами. Пальмы указывают на святость и праведность, венцы на мученичество, цветы на рай. Но я по совету Галлы перехожу на другую половину церкви, потому что согласно древней христианской традиции женщины стояли отдельно от мужчин. Здесь мозаика изображает 22 мученицы, выходящие из порта Классе по направлению к престолу Богородицы с младенцем, окружённой ангелами. Их вышитые золотом туники и белые блестящие вуали богаче мантий святых. Когдато процессию возглавляла жена Теодориха, но потом её заменили приносящими дары волхвами, чтобы забыть о времени варваров. Средний ряд на высоте окон посвящён 36 пророкам с нимбом на голове, книгой и свитком в руках. Верхний ряд – это сцены из земной жизни Иисуса. Слева безбородый Христос с благостным выражением лица совершает 13 чудес: умножение хлебов, исцеление, воскрешение, изгнание бесов.

Справа он бородатый и строгий, страдает за человечество и воскресает. Мозаики рассказывают о тайной вечерне, поцелуе Иуды, отречении Петра, допросе Пилата, крёстном пути на Голгофу. Временем их создания считается эпоха остготов, сложнее с портретом на входе. Учёные до сих пор спорят, кому он принадлежит: императору Юстиниану или Теодориху. От эпохи последнего остались резной престол и преграда с изображением винограда, павлина и креста. Из капелл самая красивая посвящена памяти итальянских солдат, погибших в Первую мировую войну. Интересны фрески времён Муссолини «Радость престарелых родителей, любящей жены, верной невесты» и полотно с героями, молящимися о победе вместе с папой. Вот и я помолюсь о близких, но не здесь, а в соответствующем православным баптистерии, воздвигнутом на фундаменте римских терм 4го века. Своё 2е название он получил в честь епископа Неона, который украсил его мозаиками в 5 в. Богатое внутреннее убранство подчёркивает особую значимость таинства крещения, которое осуществлялось в центре 8гранного резервуара из греческого мрамора (16 в.). В одной из арок сохранился престол 6 в., в другой установлен снятый в 1963 с крыши старинный бронзовый крест. Медальон в центре изображает мозаичную сцену крещения Иисуса Иоанном Крестителем. Здесь же символ реки Иордан – мужчина, протягивающий полотенце, и Святой Дух в виде голубя. Благодатная энергия, изображённая радиальными лучами, исходит на 12 апостолов, несущих в руках мученические венцы. Их одежда напоминает хитоны римских патрициев белого земного цвета и золотого небесного. Мозаичный ряд, следующий за апостолами, изображает 2 сущности Христа: символ Бога – престол и символ человека – кафедру.

Арка Августа

Престол окружён 2 пустыми креслами для избранных в Царствии небесном, а кафедра стоит между деревьями райского сада. Маленький рай расположен рядом с баптистерием. Это и величественный Собор Святого Духа с красивым записанным на плёнку песнопением, и забавная бронзовая скульптура Святого семейства среди зелени, и Археологический музей. Но нас торопит Галла посмотреть творение её рук: мавзолей. По дороге к нему мы попадаем в базилику СанВитале, посвящённую раннехристианскому мученику Виталию Миланскому. Храм построен в 527 епископом Экклесием на средства греческого ростовщика Юлиана Серебренника. Колокольня 13 в. была разрушена землетрясением и восстановлена в 17 в. Конусообразный купол, сделанный из глиняных труб, вдетых друг в друга, поддерживают 8 центральных колонн. Благодаря такой конструкции внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи дремлют в мистической темноте. Поэтому, войдя в храм, прежде всего, обращаешь внимание на мозаики, призванные демонстрировать могущество и безупречный вкус императора Юстиниана. Наиболее ценными считаются прижизненные портреты царствующей четы. Их головы по византийской традиции увенчаны диадемой и окружены нимбом. Рядом с Юстинианом находится епископ Максимиан с крестом в руке, что символизирует единство светской и церковной власти. Император с супругой приносят в дар драгоценные сосуды. Роскошные одеяния от нежнобелых и пурпурных до яркозелёных и оранжевокрасных тонов демонстрируют ослепительное богатство двора. Императрицу охраняют 2 телохранителя, а среди придворных дам, выделяются жена и дочь полководца Велисария. Их лица набраны из более мелких и разнообразных кубиков, что облегчило передачу портретного сходства.

Другая известная мозаика изображает св. Виталия и епископа Экклесия рядом с молодым Иисусом в окружении ангелов. Спаситель протягивает святому мученический венец славы, а сам получает в дар от епископа макет основанной им базилики. По бокам этой сцены помещены 2 кипариса и 2 города, имеющих большое значение в жизни Иисуса. В Вифлееме он родился, а в Иерусалиме был распят. Из библейских сюжетов интересны сцены жизни Авраама. В мозаике «Гостеприимство» хозяин принимает у себя в доме Божественную Троицу в виде 3 ангелов. Перед ними на столе 3 хлеба, отмеченные знаком креста. Авраам преподносит золотого телёнка, а его жена Сара наблюдает из хижины. В мозаике «Жертвоприношение» основной акцент делается на божественную длань, которая отводит в сторону нож Авраама, занесённый над сыном Исааком. В середине алтаря нас заинтересовал мраморный престол с изображением креста и 2 агнцев, в боковых галереях – несколько раннехристианских саркофагов. Согласно надписи в одном из них погребён равенский экзарх Исаак. На его боковых сторонах вырезаны барельефы: поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниил в львином рву и крест с 2 павлинами. Саркофагу Галлы Плацидии в соседнем Мавзолее не так повезло. Большинство историков утверждают, что самая знаменитая женщина поздней античности скончалась в Риме в 450, где и была похоронена, а Мавзолей в Равенне – «кенотаф»: могила пуста. Может, поэтому дух Галлы витает в городе и провожает туристов к саркофагам её супруга Констанция, сына Валентиниана и её самой. В 1738 г. могилы вскрыли, и вместо 3 человек обнаружили останки пяти. Но местные жители всё равно утверждают, что семья Плацидии покоится именно здесь. Да, и как иначе: почему в самом большом саркофаге по свидетельству архиепископа Конкореджио в 14 в. тело было усажено на кипарисовый трон? Почему мозаики связаны с заупокойным культом, часто встречающимся в раннехристианских катакомбах? Стена над входом изображает Доброго Пастыря на пригорке с крестом в руке, выступающим в роли императорского жезла. Безбородый юноша со скрещенными ногами правой рукой прикасается к овечке, но его взгляд обращён в другую сторону. Создаётся впечатление, что он видит всех своих овец, а все овцы смотрят только на него. Торжество Христа и его абсолютную власть над миром отражает мозаика полусферического купола. В центре помещён золотой латинский крест, окружённый 800 золотыми звёздами на индиго синем фоне. Христос символически показан Солнцем, а его верные евангелисты золотыми знаками: Марк – львом, Лука – тельцом, Иоанн – орлом, Матфей – ангелом. По сторонам от окон изображены 8 апостолов в полный рост с воздетыми к центру руками, выражающими призыв Иисуса: «Возьми крест свой и следуй за мною».

Поворотами своих фигур они продолжают круговое движение, которое завершается на востоке изображением Петра с ключами и Павла с типичными еврейскими чертами лица. Под окнами между фигурами апостолов помещены пары голубей возле чаш и фонтанов. Это раннехристианское символическое изображение душ, пьющих из источника живой воды в раю. Но вернёмся к Галле. Что ещё связывает мавзолей с её именем? Это изображение св. Лаврентия на стене против входа, который особо почитался в её роду. В развевающихся одеждах святой идёт принять смерть на горящем костре. Решётка истолковывается как орудие его казни. Крест и книга в руках вместе с Евангелиями, лежащими в шкафу, символизируют, что он принял мученичество, подражая Христу и усвоив его учение. Золотистый свет, проникающий в мавзолей сквозь небольшие узкие окна, зашитые алебастром, свет святости и души Галлы Плацидии, покидает нас на выходе. И теперь мы пытаемся отыскать другой свет: поэтический. Блуждая, попадаем на Народную площадь с красивыми дворцами Распони (1542) и Мерлато (1681) и 2 венецианскими колоннами (1483). Здесь размещена мемориальная доска лорда Байрона. Его привела в Равенну в 1819 любовь к 19летней графине Терезе Гвиччиоли, которая была замужем за старым аристократом. В этот период Байрон написал множество стихотворений, среди которых «Пророчество Данте» свидетельствует о мистической силе, связывающей 2х поэтов. Возможно, это сила любви. Кстати, дворец возлюбленной Байрона находился по соседству с гробницей Данте.

Фонтан шишки и театр Галли

Нынешний мавзолей поэта – это небольшое изящное строение в классическом стиле (1780). С потолка свисает лампада, заправляемая маслом Флоренции, где Данте влюбился в Беатриче. Вследствие политических интриг поэт был изгнан из города и поселился в Равенне. Здесь он провёл свои последние плодотворные годы, закончил «Божественную комедию». Через полтора века после его смерти городской глава Бернардо Бембо заказал скульптору Ломбардни изваять на погребальной урне портрет поэта. Работа эта сохранилась и поныне. Останки Данте монахифранцисканцы не дали увезти во Флоренцию, когда слава поэта стала европейской. Они выкрали их, тщательно оберегали и неоднократно перепрятывали. Только в 19 в. при ремонте церкви СанФранческо обнаружили раку с прахом и тогда же её поместили в мавзолей. Правда, во время. Второй мировой войны, чтобы останки не пострадали от бомбёжки, их временно перенесли в соседний садик. Здесь на поэтической грустной ноте мы расстались с Равенной, и хочу пожелать современным лирикам обязательно побывать в этом неповторимом романтическом городе. Атмосфера тишины и спокойствия приятно порадует после суеты пляжных курортов.