Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Гори, Уплисцихе, Тбилиси, Боржоми — Грузия Апрель 2019

К началу рассказа

Ранним утром нам предстояло покинуть Боржоми и двигаться дальше. Но мы успели сбегать в парк и набрать в дорогу минеральной воды из Екатерининского источника в 6-литровую канистру.

Далее был переезд на электричке до станции Квахврели. Небольшой ничем не примечательный остановочный пункт в небольшой деревне. Смотреть здесь особо-то и нечего. Но известна она всем туристам огромным пещерным городом, который расположился недалеко от деревни. Дойти до него мы решили пешком, как раз успели бы подойти к открытию. Вначале по главной улице деревни вышли к реке Куре. Если внимательно рассмотреть горы на дргуом берегу, то можно уже увидеть контуры пещерного города. Вот туда-то нам и надо!

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

Переходим реку по мосту. Здесь встречаем стадо местных коров, отправляющихся на пастбище.

Далее вдоль автомобильной дороги минут 20. Какие-то невероятные горы тянутся вдоль всего нашего пути: причудливые контуры и формы. Не покидает мысль, что древние люди тоже здесь бывали.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

Подходим к кассе. Место очень даже туристическое, поэтому вход естественно платный. Есть туалеты, кафе, парковка. Понемногу начинают подтягиваться туристы и на легковушках, и на больших автобусах.

Не теряя времени, направляемся ко входу в пещерный город. На кассе нам дали карту города, по ней-то и пытаемся ориенироваться, но получается не всегда. Город расположен не на плоскости, а прямо на горе, поэтому в карте непросто разобраться.

Поднимаемся в город не по основной туристической лесенке, а по специальному входу через туннель. Чтобы его найти, нужно пройти чуть дальше, и в самом конце дорожки перед закрытой решёткой увидите этот тёмный тоннель. Внутри расположена лестница. На самом деле, на карте этот туннель обозначен как один из возможных выходов. Но начинать знакомство с древним городом с такого туннеля значительно приятнее.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

Спрятав баллон с минеральной водой из Боржоми в кустиках между камней, начинаем подъём в город.

Уплисцихе. Тоннель

Гулять по пещерному городу, конечно же, лучше всего с экскурсоводом. Он и расскажет, и покажет, и интересными историями поделится. Мы были без экскурсовода, но с заранее заготовленной распечаткой из интернета. По ней пытались находить залы, дома и площади города. Иногда прислушивались к рассказам пробегающих мимо экскурсоводов. И в итоге сложилась более-менее цельная картина. Единственное, я так и не смогла представить, как в этих камнях жили люди, особенно в холодное время года. Тут и летом-то дуют сильнейшие ветра, а на солнце камень очень сильно раскаляется. В общем, мне бы было тут некомфортно.

Уплисцихе

Горная порода здесь очень хрупкая. Поэтому своды помещений зачастую подпирают специальные балки. Где-то отваливаются и без того немногочисленные декоративные украшения потолков. Удивительно, что всё это дожило до наших дней.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

Везде виден колоссальный труд, проделанные местными жителями по созданию этого города. Ступени, проходы, отверстия в полу, полочки и сиденья.

Работники музея — ребята с юмором, они очень забавно «обозвали» помещения в городе. На табличках можно увидеть «Красивый храм», «Длинный храм», «Аптека» и т. д.

Также можно увидеть следы вандализма позапрошлого и прошлого веков — на стенах оставили свои фамилии некие Ивановы, Петровы и Нелюбины. Очень нехорошо, но это уже своего рода история.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

В городе занимались виноделием. Во многих домах можно увидеть отверстия в полу, где хранилось вино.

Виды на окрестности с вершины города

Церковь Уплисцули.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

И здесь тоже по каменным лесенкам бегают собачки.

А это самый настоящий древний театр. Мне даже удалось выступить на его сцене.

Уплисцихе

Таким мы увидели пещерный город Уплисцихе. К счастью, не было сильной жары. Но судя по отзывам, летом тут очень тяжело гулять по раскалённому камню.

Возвращаемся своим ходом в деревню и надеемся на встречу с маршруткой, которая довезёт нас до Гори. Маршрутку повстречали довольно скоро. Вот только пришлось прокатиться в ней по всей деревне, пока она развезла всех пассажиров по домам. А затем ещё минут 20 ждали на конечной остановке, пока наш транспорт отправится в рейс до Гори. К счастью, водитель оказался человеком разговорчивым и приятным — успели обсудить с ним много интересных тем.

Гори — это родина товарища Сталина. Здесь расположен музей Сталина и стоит старенький домик, в котором он родился. Я совсем не фанат этой исторической персоны. Поэтому музей мы проигнорировали, обошли вокруг домика и рассмотрели бронированный вагон, в котором генсек путешествовал по стране.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

Далее нас ждал обед. Долго искать и выбирать место для обеда не стали. Решили зайти в Чинебули, хоть отзывы об этом заведении в интернете и были очень противоречивыми. Посетители ругались на долгое невежливое обслуживание, неправильно принесённые блюда, ошибки в чеке. С нами тоже произошли некоторые казусы, в частности я попросила официанта принести хинкали с различными начинками, но только не с картошкой. В итоге меня ждал сюрприз из пяти хинкали с картошкой. Посмеялась, возвращать не стала. А в остальном, мы остались довольны. Как и везде вкусные баклажаны с орехами и чудесные остренькие горские котлеты.

Пообедав, отправились осматривать ещё одну горскую достопримечательность — крепость Гори.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

Прямо в центре города возвышается эта разрушенная крепость. У подножия её величественно восседают воины. Скульптуры-великаны сидят полукругом, как будто присутствуют на каком-то важном собрании. У кого-то из воинов нет рук, кто-то без ноги. Они покалечены, но от этого не менее внушительны.

Церковь у подножия крепости.

Грузия (день 5). Уплисцихе. Гори

Начинаем подъем вверх по тропинке. Крепостная стена снаружи выглядит весьма внушительно. Но время, войны и землетрясения сильно её разрушили. Сейчас ведутся рестоврационные работы. На входе сидит один охранник, больше посетителей мы не видели. Только несколько мальчишек бегали по ступеням вниз и вверх, тренируя выносливость.

Внутри крепости в прямом смысле поле. Нет ни зданий, ни строений. В одной части можно обнаружить археологические раскопки, но рабочих мы не застали.

Спускаться вниз решили не по основной лестнице, а по тропинке, которую увидели на западе. Мы надеялись, что она должна удачно привести нас прямо к автовокзалу. Мы спускались и спускались, тропинка становилась всё обрывистей и опасней. Мы проходили одну башню за другой. Слева и справа были стены. Выискивали проходы через них к следующей нижней башне.

В какой-то момент упёрлись в стену. Испытав огромное разачарование, начали подниматься обратно. И уже на самом верху встретили тех самых мальчишек. Они бодро бежали по нашей тропинке вниз. Они нам подсказали, что проход внизу всё-таки есть, и даже предложили показать нам его. Но повторять этот спуск мы не стали, а вернулись к основной лестнице.

Обошли крепость и спустились к автовокзалу. Вид на ту часть крепости, где мы пытались спускаться. Снаружи секретного выхода мы всё равно не увидели.

На автовокзале путём проб и ошибок, расспрашивая всех попадающихся на пути водителей и прохожих, нашли ту самую заветную маршрутку, которая едет в Тбилиси. Купили билеты и вскоре добрались до столицы.

Наше новое место обитания располагалось в самом центре в Старом городе. Уютный тбилисский дворик с развешенным бельём, покошенные домики, деревянные лестницы к верхним этажам. Гостевой дом Dodoshka. Очень хорошая квартира со всем необходимым для жизни и огромной люстрой в спальне. Тут можно было найти в прямом смысле всё: от тостера до ножниц. Приветливая хозяйка Додошка объяснила как пользоваться утюгом, плитой, чайником и прочей техникой.

В качестве приветствия оставила в кухне бутылку домашнего вина и фрукты. В случае возникающих вопросов посоветовала подходить к соседнему дому и кричать «Додошкааааа!!!». Учитывая, что живёт она на третьем этаже, кричать нам пришлось бы громко. Пятый день нашего путешествия подходит к концу.

Маршрут пятого дня получился таким, 11.5 км.

Карта

Читать далее Грузия (день 6)