Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была вчера 22:03

"Эффект бабочки" или отдых с позиции теории хаоса.

Анталия, Алания, Манавгат, Сиде, Демре, Кекова — Турция Сентябрь 2018

Большинство моих знакомых, услышав, что в пляжную Турцию мы первый раз — недоуменно качали головами: Как так? Как вас миновал турецкий олинклюзив при вашей тяге к смене мест? Обычно тут же следовали уверения, что я буду в восторге, и что это прям супер вид отдыха, и всё в подобном ключе. Те из вас, кто читал мои впечатления после приезда в фейсбуке — сейчас удивлены не будут))) Мне такой формат отдыха не подходит. Не говорю, что он плохой, просто он не подходит лично мне. Я хочу слушать музыку когда я хочу и ту которую я хочу, или не слушать её вовсе. Приезжая на море я хочу дышать морем, а не жарящейся едой. Я хочу элементарного какого-то….уединения что ли? Особенно от многочисленных соотечественников))) Реальный и очень такой жирный плюс там есть: для детей предусмотрено абсолютно всё: горки, площадки, рисование, лепка, танцы, гимнастика, комнаты с игрушками, толпы аниматоров и всё такое.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

И да, я могла сдать Датошку на час-полтора в бэби-клуб и лежать на шезлонге с книжкой.

Но! Насколько я не поняла восторгов по поводу формата «олинклюзив» в турецких отелях — настолько я была очарована самой Турцией. Если бы я могла вовремя поймать бабочку Лоренца (я всё про теорию хаоса) и поехать в ту же Турцию, но в привычном формате самостоятельного путешествия и проживания в апартах — впечатления были бы еще ярче. Правда пришлось бы ходить в магазин, готовить и организовывать развлечения и компанию ребенку…

Анатолия. Малая Азия. Турция. Колыбель множества древних культур и государственных образований. Именно на этом «плодородном полумиесяце» произошел переход древних людей от собирательства к культурному земледелию.

Страна на стыке Европы и Азии (хотя на самом деле Европе географически принадлежит всего 3% территории).

Страна омываемая четырьмя морями: Черным, Средиземным, Мраморным и Эгейским. Черное море мы видели в свое время в Стамбуле, в эту поездку было средиземное — ласковое, теплое, восхитительное.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

Красивейшая страна с неподражаемой природой и историей. Что же нам удалось увидеть?

Сначала мы взяли две экскурсии у туроператора: Парк динозавров для ребенка (я уже показывала тут)

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

— не понравилось, и экскурсия по маршруту Демре-Мира-Кекова. На эту прекрасную, но утомительную экскурсию мы ездили с мужем по-очереди, т.к начинается она в 4 утра, а заканчивается к 6-ти вечера, и для ребенка нет ничего интересного. Поездка по древней Ликии начиналась с города Демре и посещения храма 4го века,

с фантастическими фресками,

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

где можно было поклониться гробнице святого Николая Чудотворца.

Об этой части я расскажу отдельно.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

Дальше была двухчасовая прогулка на яхте с купанием в открытом море и обзором затонувшего города-острова Кекова.

Кекова— эдакая местная Атлантида. В результате тектонических движений земля сдвинулась, горы Западного Тавра возвысились, а несколько городов ушли под воду. Люди бежали захватив лишь все самое необходимое, поэтому тутрай для археологов.

Следующим пунктом этой экскурсии был осмотр руин города Мира. Мира — столица древнего государства Ликия. Ликия — древнее государство, которое находилось на территории современной Турции на полуострове Теке, примерно от Анталии до Муглы. В свое время государство Ликия имело огромное влияние, участвовало во множествах войнах и набегах, чеканило свои монеты и имело свою письменность.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

А еще Ликия уникальна своими скальными гробницами и саркофагами в скалах. Образовался город Мира в 5 веке до н. э. на реке Андрак. Откуда произошло само название «Мира» не известно. По одной из версий от слова «мирра» — смола, которая использовалась для производства благовоний. Город так же называли «Жемчужиной Побережья». Мира поражает своими скальными гробницами.

Только ради этого зрелища стоит сюда приехать! Ликийцы верили, что хоронить мертвых надо как можно выше к небу, это им поможет скорее попасть в рай. Чем выше был захоронен человек, там он был богаче. Некоторые гробницы сделаны в форме дома. На гробницах сохранились ликийские надписи, многие из них до сих пор не расшифрованы. Рядом с гробницами большой греко-римский амфитеатр.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

Если гробницы датируются 4 веком до н. э., то театр был построен уже в 4 веке нашей эры. Этот огромный амфитеатр, который может вместить в себя до 10 тысяч человек не раз разрушался от землетрясений и вновь восстанавливался. Здесь проходили представления, гладиаторский бои, зрелищные мероприятия.

Завершается экскурсия дегустацией ягодных вин, о чем можно не упоминать вовсе, т. к. ничего общего с благородным напитком это не имело. Зато там был большой магазин, где по годным ценам продавалось масло, оливки, мыло ручной работы и всякие сувениры.

Групповая экскурсия от туроператора не вызвала отрицательных эмоций, гид был отличный, свободного времени давали много, и в целом нареканий к этому пункту программы нет никакого.

Через пару дней мы заскучали и пошли в ренткар))) Все же формат самостоятельного изучения окрестностей нам больше по душе) Решили по-честному развлекаться через день: чередовать исторические вылазки и пляжный релакс. Итак, что же можно посмотреть самостоятельно проживая на юго-востоке Турции?

Первая вылазка была в античный Аспендос — вот уж где я получила удовольствие по максимуму. Самый большой плюс — на территории города мы были одни совершенно, и нам никто не мешал дышать историей. Согласно легенде Аспендос возник в 10 столетии до нашей эры по завершению Троянской войны. Был основан прорицателем Мопсом. Многие годы он входил в состав Ликии, Персов, Афинского морского союза. В 4 веке до н. э. перешел во владение к Александру Македонскому.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

2200 лет назад был завоеван римлянами и с этого времени начинается его экономический и культурный расцвет. В этот период он даже вошел в тройку самых крупных городов Памфилии. Аспендос был большим торговым портом и продавал кукурузу, украшения и вино. Его могущество продолжалось вплоть до 7 века н. э., после чего он начал «сдуваться». Особенно нелегко ему пришлось после набегов сельджуков в 13 веке. Просуществовав худо-бедно еще пару столетий, он был позабыт до 1871 года, когда его обнаружил во время одного из путешествий граф Ландсконский.

В настоящее время рядом находится лишь небольшой поселок. Кругом тихо и немного пустынно. Даже трудно представить, что ранее здесь «кипела» жизнь. Все достопримечтельности этого древнего города я покажу отдельно.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

Поверьте, там есть на что посмотреть.

Сиде. В Сиде мы осмоатривали только полуостров, где сосредоточены античные развалины. Мы осмотрели все топовые достопримечательности: Храм Аполлона,

античный театр, древний город,

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

ну и античный базар, конечно.

Остальную часть города порехали машиной, и я хочу сказать, что это очнень красивый и современный город, с ножеством отелей, развитой инфраструктурой, красивыми вллами, современными магазинами и прочей атрибутикой.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

Алания была ближайшим городом к нашему поселку, поэтому туда мы ездили несколько раз. Прежде всего там шикарный пляж Клеопатры, ну и конечно мы не могли не подняться на канатке к Замку Алании, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полёта,

и побродить по самому замку;

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

и не могли не спуститься под землю в пещеру Далматаш (в которую можно было и не ходить).

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

Еще один из дней мы решили посвятить природным красоты юго-восточной Турции: по дороге тут и там были бескрайние банановые плантации,

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

через окно авто виднелись Таврские горы,

густо заросшие соснами,

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

какие то речушки и озера.

Катаясь по намеченному маршруту мы съездили в Пещеру гномов (пещера Чучелер).

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

По преданию, местный житель — карлик убежал из дома, скрываясь от побоев старшего брата. Он поселился в пещере, а местные жители, узнав об этом, назвали ее «пещерой гномов». Во времена Османской империи животноводы прятали здесь скот, укрываясь от налогов. Пещера составляет в длину 150 метров и включает в себя 6 галерей. Температура здесь ниже на 12 градусов, чем снаружи. Внутри пещеры находятся сталактиты и сталагмиты, переливающиеся всеми цветами радуги.

У входа в пещеру оборудована обзорная площадка с великолепным видом на долину и таврские горы.

Эффект бабочки или отдых с позиции теории хаоса.

Ну и последнее, что мы посетили, и о чем я хочу рассказать — Каньон Сапедере. Это один из каньонов Турции, который расположен недалеко от Алании. Каньон стал довольно популярным среди туристов после того, как в 2008 году муниципалитет города оборудовал специальную пешеходную дорожку. Пешеходный маршрут составляет около семиста метров.

Пожалуй это всё, что мы успели посмотреть за эту поездку. Не много. Но и не мало) И я точно знаю, что поеду в Турцию еще раз — слишком многогранна и разнообразна эта страна.