Турист Инна Морозова (Inna2355)
Инна Морозова
была 18 ноября 2022 13:51

Казахстан Март 2018
Каньон Лунный ландшафт

Экскурсия на Чарынский каньон началась с внеочередного обещания самой себе победить иррациональный страх перед шайтан-арбой, получить права и купить наконец-таки экономичную, но проходимую машину. Аминь. Ну посудите сами, 220–230 км в одну сторону, на не слишком комфортабельном автобусе, причем примерно половина пути проходит по бездорожью. А вокруг чавкают, хлюпают, болтают, ругаются между собой и с соседями, ржут и орут одновременно сорок человек на четырех языках. Если же вас, так же как меня, угораздит поехать на экскурсию в одиночку, то есть без сопровождения орды друзей и родственников, вас заставят почувствовать себя неловко еще на стадии покупки экскурсии, задавая глупые вопросы и сочувственно вздыхая за спиной, а затем подвергнут откровенной дискриминации во время посадки в автобус: «Ну вы же одна. Сейчас все усядутся, а потом вы сядете, на оставшееся место». Прям хоть мужика для этих целей заводи. А так пришлось трястись на углу кресла со сломанным подлокотником, рядом с еще более толстой, чем я женщиной, вследствие чего я поминутно съезжала в проход, и ни о какой попытке отоспаться, компенсируя ранний выезд, не могло быть и речи.

Но автобус — это еще пол беды. Больше всего, вот прям не побоюсь этого слова, БЕСИТ невозможность сделать нормальные кадры без лезущих в них детей и китайцев. Стою я, значит, на краю пропасти, жду, когда утихнет очередной порыв ветра, рвущий телефон из рук, щелкаю затвором и получаю… отличное фото китайского рюкзака. Клянусь, от эффектного полета интуриста спасло только большое количество свидетелей и мое знакомство со статьями УК РК. Пришлось сдержать праведный порыв и позволить ему уйти невредимым. Уф. На этом пятиминутку нытья и социопатии считаю оконченной и перехожу к основной теме своего рассказа.

Дальний кузен Гранд Каньона

А рассказать я хочу о Чарынском Каньоне, точнее о пяти каньонах реки Чарын и ее притоков, доступных к посещению туристами. Вообще-то экскурсия называется Четыре каньона, пятый я посещала ранее, и решила добавить его в рассказ для полного комплекта.

Сколько бы раз я не выезжала на экскурсию в ту сторону, гиды всегда начинают с истории Кульджинского тракта. Действительно интересно, ведь дорога, соединяющая города Алматы в Казахстане и Кульджа в Синьцзян-Уйгурском автономном округе Китая, это сохранившаяся часть самого северного ответвления Великого Шелкового Пути. Ремонтировали его последний раз примерно тогда же. Долго нас мучить не стали и автобус ушел на свеженькую Чиликскую трассу.

Дальний кузен Гранд Каньона

Первая встреча с рекой Чарын произошла через 2,5 часа и 200 километров после выезда из города, на смотровой площадке урочища Куртогай. С погодой мне традиционно не везет. Хоть я и поверила на слово брату, буквально за сутки до этого мотавшемуся сюда по делам, о 30-градусной жаре и палящем солнце, курточку все-таки прихватила. И не зря. Ледяной ветер сбивал с ног, и это не фигура речи. А ведь во мне без малого 100 кг. Телефон все никак не удавалось удержать неподвижно, туристы с более тяжелой техникой страдали не меньше. На установку штативов времени не дали, да и какой в них смысл, при таком ветре потом замучаешься фотоаппараты из реки вылавливать. И все же, кое-что снять удалось.

Дальний кузен Гранд Каньона

Немного о реке Чарын. Это один из притоков Или, самой крупной реки Алматинской области. Помимо того, что Чарын на радость туристам размыл в осадочных породах Сюгатинской долины несколько впечатляющих каньонов, с конца весны и до начала осени по его берегам толкутся любители рафтинга, река имеет шестую категорию сложности.

Дальний кузен Гранд Каньона

Всего на Куртогай было выделено 20 минут, и мы двинулись дальше. Еще час пути и мы в самой дальней точке нашего маршрута — Каньоне Темирлик. Хочу сразу оговорить, что дорогу к каньонам я знаю весьма условно, именно потому, что сама всю жизнь сижу на пассажирском сиденье. Поэтому подсказать как добраться самостоятельно не могу, как говорится, гугл в помощь. Ну, а сверху Темирлик выглядит так.

Дальний кузен Гранд Каньона

Здесь нам дали полтора часа времени. Согласна, это очень мало, но ведь есть и джип туры, и даже двухдневные поездки с ночевкой в палатках. Хотя в марте на палатку даже я не согласна. Поэтому радуюсь тому, что можно было пробежаться по каньону, ополоснуть руки в реке Темирлик — между прочим самый крупный левый приток Чарына, и даже забраться в настоящий грот.

Дальний кузен Гранд Каньона

Здесь же, на берегу реки растет реликтовый Согдийский, он же Согдианский ясень. Это не просто редкий вид, ему полтора миллиона лет, он пережил ледниковый период и теперь благополучно произрастает небольшими рощами в Центральной Азии, в частности у нас на Чарыне, и в Северной Америке. Больше нигде! Представляете? Такие вот точно деревья динозавры обгладывали. Впечатляет? Меня да.

Я не стала тратить время на пикник в реликтовой роще, и отправилась обратно, жуя свои бутерброды на ходу. Ветер дал небольшую передышку, и я была вознаграждена относительно удачными кадрами, аллилуйя!

А напоследок насладилась постапокалиптичным видом Сюгатинской долины. Меньше чем через месяц здесь начнется буйное цветение степной флоры, а пока долина выглядит как филиал ада.

От каньона Лунный ландшафт я ожидала меньше всего, и, наверное, потому он впечатлил меня больше всех. А может это потому, что нависшее черное небо и начинающийся дождь добавили колорита и атмосферы. Бесконечное количество желтых глиняных сопок, натыканных в долине между ярко-синими горами, подножие которых выглядывало из облачной пены, и роскошными разноцветными скалами. Это не фотошоп, в реальности цвета еще ярче, у меня ведь не профессиональная техника, а китайский смартфон.

Лунным ландшафтом этот каньон назвали совсем недавно, после открытия его туристам и явно в коммерческих целях. Работавшие здесь геологи называли каньон Заячьей долиной, из-за большого количества живущих там зайцев. Всех зайцев перестреляли все те же геологи, но иногда еще можно в проспектах встретить это название. Также из-за закругленной формы глиняных сопок, каньон называют Долиной юрт. Ну, а законное, казахское название — Узунбулак (понятия не имею, как это переводится). Пол часа над каньоном Лунный ландшафт стали моим самым ярким впечатлением от экскурсии.

На сладкое нам оставили поверхностный осмотр самого большого Чарынского каньона — Долины замков. И тут что-то пошло не так. Толи надвигающиеся сумерки сыграли свою роль, толи дождь, перешедший в ливень и усилившийся ветер, хотя, казалось бы, куда сильнее, толи изрядно подсевшая батарея телефона стала всему виной. Короче, фото просто не получились. Из более 100 отщелканных кадров, более-менее пристойно выглядят три. Обидно до слез, но что поделать. Из-за ветра и дождя я просто не видела, что фотографирую.

К счастью в Долине замков я уже бывала. И только ради иллюстрации добавлю в рассказ фото осенней поездки 2013 года. Должны же вы знать, как самый популярный Чарынский каньон выглядит солнечным днем. Кстати, это была моя последняя туристическая вылазка в хорошую погоду. С тех пор дождь просто преследует меня.

Дальний кузен Гранд Каньона

Как и все остальные каньоны, Долина замков сложилась из осадочных пород, возраст которых насчитывает 15 миллионов лет. Глубина Долины достигает 300 метров. Не Гранд Каньон конечно, и даже не младший брат, но как минимум кузен.

Дальний кузен Гранд Каньона

Чтобы прогуляться по этому каньону, нужно отправиться в самостоятельное путешествие или взять отдельную экскурсию на весь день, как мы и поступили в прошлый раз. Зато тогда наглядно можно понять почему же все-таки «Долина замков».

Дальний кузен Гранд Каньона

А закончу я еще одним каньоном, Черным. Его посещение входит в программу двухдневной экскурсии на Кольсайские озера и озеро Кайынды, на которую мы с маман ездили два года назад, о чем я подробно рассказывала. К сожалению, я не запомнила названия минерала, из которого сложились стены Черного каньона, но из рассказа гида помню, что минерал этот сам по себе светлый, однако имеет свойство «загорать», то есть темнеть под воздействием солнца и ветра.

Собственно, на этом пока все. Пять перечисленных каньонов — это лишь малая часть того, что мы можем видеть на реке Чарын. Но чтобы увидеть остальные его сокровища, нужно ехать самостоятельно.