Турист Инна Морозова (Inna2355)
Инна Морозова
была 18 ноября 2022 13:51

Алматинская область — Казахстан Июль 2016

Надо сразу сказать, что я свой подарок ужасным не считаю. Особенно учитывая, что матушка давно мне плешь проела своим желанием посмотреть на затопленные водой деревья озера Каинды. И ровно в день ее рождения мне подвернулась нужная экскурсия. Мама была счастлива… сначала:D

Озера находятся в 300 км от Алматы, в Райымбекском районе Алматинской области. Автобус выехал из города в 10 вечера, и в поселок Саты мы приехали около 4 утра. Здесь нас долго и шумно расселяли по домикам, при этом я чуть не утонула в болоте во дворе дома, где нам предстояло прожить два следующих дня. Не считая огромной лужи и ужасного туалета (туалеты вообще проблема № 1 казахстанского туризма) нам с проживанием повезло. Постельное белье было чистое, питание свежее, а хозяйка дома приветливая. Как я поняла туристы основной источник дохода местных жителей. По крайней мере, я даже мало—мальских огородов в поселке не заметила, на 20 сотках земли нашей хозяйки росли только бурьян и несколько кустов картошки. Зато небольшая неотапливаемая времянка была полна гостями, в том числе иностранными.

Утром на том же автобусе, на котором приехали, отправляемся к Кольсайским озерам. Иииии….разрешите представить проблему туристов № 2 — Доррроги! Вернее представлять то и нечего, нет там дороги. Должна появиться в будущем, даже технику и материалы для постройки привезли, но пока дороги нет. Есть колея между гор, но в тот день она была размыта. Проявив чудеса водительского искусства, рискуя застрять в грязи, водитель автобуса все-таки вывез нас на более-менее сухую колею и довез до озер.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды
вид из поселка Саты. здесь начали строить дорогу на Кольсай. пока ее просто нет.
Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Кольсайские озера совершенно зря называют «Жемчужиной Северного Тянь-Шаня». Потому что озер три штуки, а это уже целое ожерелье. Разлились они в перемычке между хребтами Кунгей Алатау и Заилийский Алатау, как большинство горных озер в результате землетрясения. Самое нижнее, как и поселок, называется Саты (каз. Ступенька). Находится оно на высоте 1800 м. над уровнем моря и имеет кое-какую туристическую инфраструктуру. Здесь есть домики и юрты, где можно пообедать, лодки и катамараны на озере, и конные прогулки. Чуть ниже озера благоустроенная гостиница. Конечно, сервис оставляет желать лучшего. К лодкам стояли километровые очереди, а парни с лошадьми, топтались буквально по ногам, превращая и без того мокрые тропинки в жидкую грязь.

По дорогам и тропинкам вокруг озера ездят такие вод джигиты и предлагают услуги по перевозке на конях. если честно, то они очень мешают, так как тропинки узкие и мокрые.

Среднее из Кольсайских озер — Мынжылгы, находится в 5 км от Саты на высоте 2252 м. Самое маленькое из озер — Верхний Кольсай еще дальше, на высоте 2900 м. К сожалению, из-за обильных дождей и селевой опасности проход ко второму и третьему озерам был закрыт. Но нам, особенно маме, хватило и первого Кольсая.

Озера находятся в перемычке, соединяющей хребты Заилийский Алатау и Кунгей-Алатау

Оставив основную толпу, идем гулять по тропинкам вдоль озера. Длина его около километра, а ширина 400 метров. Левый склон зарос еловым лесом, проход по нему закрыт — размытые склоны не выдерживают веса вековых елей и ходить там опасно. По правому склону вдоль озера идет живописная тропа.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды
Проход по левому берегу закрыт из-за опасности оползней, так что идем под дождем по правому.
Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Лесок в верхней части озера гудел от собравшегося народа. Так что мы туда не пошли и свернули к небольшой пристани у озера. Мама к тому моменту уже устала, и мы решили вернуться на площадку.

Сидеть на площадке оказалось скучно и холодно, и я пошла вниз, вдоль реки Кольсай. Конечно же, мама побоялась отпускать великовозрастную дочу одну (не считая толпы других туристов) и поплелась за мной. Поэтому к тому моменту, как мы дошли до пещер, время начало поджимать и внутрь мы не пошли, ограничившись наружным осмотром.

На обратном пути мы взяли лошадей и тут маман прокляла все природные красоты в целом и нашу поездку в частности. А я впервые в жизни поняла какое это чудесное животное и что я хочу научиться ездить верхом по-настоящему. По дороге мы немного пообщались с нашим проводником. Симпатичный парнишка помогает родителям как может. И лошадки у него не тощие клячи, а упитанные и ухоженные.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Сползая с лошади, мама очень эмоционально охарактеризовала нашу поездку «самым ужасным подарком в ее жизни» и залезла в автобус с твердым намерением не выходить оттуда. Не тут то было. Уже после того, как мы отъехали, обнаружилось отсутствие в автобусе двух туристов. Пришлось возвращаться обратно. Водитель пошутил, что они не все нам показали, и внезапно оказался прав. На стоянке шел солнечный дождь, а из ущелья прямо на глазах вырастала самая настоящая, классическая, семицветная радуга, какую я видела только в детских книжках! Да еще и двойная! Потрясенные туристы выбежали из автобуса. На моем телефоне батарейка к тому моменту села, так что снимать пришлось на мамин, с гораздо более слабой камерой. Поэтому качественных фото нет. Зато есть самое яркое впечатление от того дня. Поблагодарив потеряшек бурными аплодисментами, мы вернулись в Саты.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды
Напоследок начался слепой дождь и мы увидели радугу, какая, казалось, сохранилась только в детских книжках с рисунками. к сожалению камера на моем телефоне не смогла захватить ее полностью и передать всю яркость и цвета.
Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Следующее утро началось с раннего завтрака и долгого ожидания машины, которая должна была увезти нас на озеро Каинды. Наш УАЗик пришел с опозданием на 2 часа и оказался развалюхой, забрызганной по самые уши жидкой грязью и без задних дверей. Самые молодые девчонки уселись на заднюю лавочку, и мы поскакали к озеру. Поездка выдалась экстремальная. УАЗик подскакивал на колдобинах, рассекал грязевые лужи, форсировал реку и несся над пропастью, а мы орали, визжали, хохотали и просили водителя поддать газу.

Вот он наш броневик

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Договорившись, что уазик заберет нас с верхней стоянки через 3 часа, идем к озеру.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Каинды считается мрачным и мистическим местом. Так говорят те, кто оставался там на ночь. Я же ничего подобного не заметила. Возможно из-за невероятного количества туристов на 1 квадратный метр.

Озеро образовалось в 1911 году в результате землетрясения. Вода затопила одно из ущелий Кунгей Алатау, так и не смыв ели, растущие в нем. Теперь из воды торчат высокие, голые стволы, придавая озеру запоминающийся вид.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды
Озеро Каинды (Береза - каз.) образовалось в результате землетрясения 1911 года. Вода хлынула в ущелье и залила ели, которые так и остались стоять.
Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Каинды «мертвое», рыба в нем не водится. Зато уток и прочей живности полно. Охота здесь запрещена — заповедник.

Еще Каинды называют мертвым озером, так как здесь не водится рыба. зато уток и другой живности хватает, так как охота в заповеднике запрещена.

Стараясь уйти подальше от толпы, я перешла по поваленному дереву через небольшой водопадик и пошла по тропинке к верхней части озера. Но мамы такие мамы, поэтому через несколько минут я услышала разносящееся над водой «ИИИИннннаааааа…." и вернулась в общее стадо.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

в озеро впадают вот такие небольшие водопады

Зато мне удалось уговорить уходившуюся за 2 дня маму на прогулку до панорамы.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды
Вид на Каинды с панорамной площадки.
Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

От панорамы до верхней стоянки маман сама (!!!) предложила взять лошадей. В этот раз мы уже ехали самостоятельно, как заправские наездницы.

Встретившись с соседями, мы не стали ждать водителя и выйти ему навстречу пешком. Так и дотопали до березовой рощи, давшей название озеру (каинды — береза). Здесь понаблюдали, как возят на озеро туристов. Что характерно недовольных нет. Казахстанцы ко всему привычные, а иностранцы воспринимают транспорт, местную кухню, бани и даже туалеты, как особенности эко туризма.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды
вокруг озера растет несколько березовых рощ, давших ему название
Ужасный подарок. Кольсай и Каинды
В роще нас забрал Куаныш, отсутствие в уазике задней двери добавило адреналину и помогло сделать несколько снимков на ходу.

На обратном пути я села с молодухами сзади. Таких ощущений не даст ни один аттракцион в парке. И фото получились неплохие. А еще мы попросили остановить на речке. Очень уж место живописное.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

Уже недалеко от поселка нас догнали местные ковбои.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

После ужина мы отправились в Алматы. А по дороге заехали на один из каньонов реки Чарын — Черный каньон. Черный он из-за цвета горных пород. О реке Чарын и Чарынском каньоне нужно создавать отдельный рассказ, я же пока побывала лишь в Долине замков несколько лет назад, и вот, на Черном каньоне. Поэтому ограничусь несколькими фото.

Вечером, по дороге домой, мы заехали взглянуть на один из каньонов реки Чарын - Черный Каньон.

Дома, утомленные и довольные (я), а также вымотанные и недовольные (мама) были около 10 ночи.

Ужасный подарок. Кольсай и Каинды

З.Ы.: Позже мама все-таки призналась, что ей очень понравилось и это был отличный подарок, а расстраивалась она из-за того, что подобные поездки стали для нее утомительными в силу возраста и слабого здоровья.