Турист Виктория Зинина (Vikusik)
Виктория Зинина
была 15 сентября 2019 20:28

Бали — Индонезия Апрель 2016

Когда мой любимый Туристер разместил на главной странице путеводитель по Бали, я снова вспомнила, что так и не написала заключительный рассказ о поездке на этот чудесный остров.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

А ведь именно он должен наиболее полно описать основные достопримечательности, отели, экскурсии и жизнь туриста. Исправляюсь и начинаю:)

За все время моих путешествий, в том числе и по экзотическим странам, не было более насыщенной поездки. Остров этот не такой большой, но богат природой и культурой, здесь есть шанс многое успеть, не смотря на то, что ритм жизни самих балийцев довольно размеренный.

Индонезийцы, раз речь зашла о них, удивительный народ! Поначалу мы задавались вопросом: «Как такая огромная страна, занимающая 4-е место в мире по численности населения, могла находиться под гнетом Голландии 300 лет!!! Голландии, которую в годы Второй мировой войны немецкие войска захватили всего за 5 дней!!! Это непостижимо!» — думали мы вначале нашего путешествия. Но потом стали проникаться культурой, обычаями этой страны и стало немного понятнее. Люди тут очень верят в силу божеств, духов и природы, при этом забывая, что от них тоже многое зависит, и если прикладывать больше усилий, стремиться, сражаться, бороться и т. д. результат обязательно будет. Здесь каждый день делают подношения Богам и злым духам, чтобы задобрить их, и, как итог, получить хороший урожай, прибыльную торговлю и т. д. и т. п., при этом помимо этого торговцы, например, собираются вместе и проводят бОльшую часть дня в разговорах (а не в работе), да и в полях за все 15 дней мы видели человек 10–15 не больше, хотя, по словам гида, около половины населения острова заняты именно в сельскохозяйственном секторе. Где эти люди?! :) Но, правда, поля с разными овощными культурами были не просто разбиты на грядки, а еще и проложены специальными тканями с круглыми отверстиями под кустик того или иного растения. Все-таки кто-то в полях трудится…какие-то невидимые силы:)

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Количество ежедневных ритуалов и обрядов у балийских жителей велико. Наш бедный гид пытался успевать все — участвовать во всех своих обязательных церемониях и нас возить по экскурсиям. Хотя пару раз нам приходилось подстраиваться под его церемонии. А как без этого? Мы же видели, насколько это для него важно. Как и для других балийцев. Все сеансы массажа, например, тоже сдвигаются на время проведения церемонии.

Как и все азиатские народы, жители Бали улыбчивы и жизнерадостны, гостеприимны и отзывчивы, живут довольно бедно, но счастливо. И долго, что немаловажно. Старых мужчин мы не встречали, а вот женщин видели много очень пожилых (сильно за 80), и они были также приодеты в нарядные кружевные платья (выходной наряд по случаю) и ехали с остальными членами семьи на очередную церемонию.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Продолжая тему традиций и обычаев, нужно упомянуть о знаменитом балийском танце Баронг. Есть еще пара похожих танцев — Кечак и Легонг — но самый популярный и просто-таки must have любой туристической программы — это Баронг.

Баронг — это и танец, и театрализованное представление одновременно, с древним, как мир, сюжетом — борьба добра со злом — где добро воплощается в короле джунглей мифическом существе похожем на льва Баронге, а его противник — злой дух Рангде. Отдельная роль отведена обезьяне — она неизменный помощник Баронга, что неудивительно, ведь обезьяны — неотъемлемая часть балийской жизни и культуры, т. к. обитают в больших количествах повсеместно на острове. Надо ли говорить, что добро в итоге победит? :)

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Чтобы иностранные зрители хоть немного понимали, что происходит на сцене, выдаются листовки с описанием действа на разных языках, но даже с ней не всегда понятно, какой сейчас идет акт. Не могу сказать, что это грандиозное представление, но посмотреть разок стоит — яркие национальные костюмы, игра гамелана — традиционного индонезийского оркестра — в общем, довольно колоритно. Спектакль смотрели на небольшой сцене в маленькой деревушке Батубулан, расположенной к северу-западу от Денпасара. Билет 80 000 рупий. Можно приобрести фото или тарелку с фото с героями шоу на память.

Бали, как известно, — остров тысячи храмов. В этом убеждаешься сразу в день приезда, когда вышел из отеля в поисках местечка для перекуса, а по дороге натыкаешься на огромные прекрасные и пустынные постройки. На второй день уже понимаешь, что храмы реально почти на каждом шагу, но еще рассматриваешь их с интересом и фотографируешь по 10 раз каждый, а потом настолько привыкаешь к ним, что перестаешь замечать — они повсюду.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Самые знаменитые культовые храмы обязательно стоит посетить, к тому же остров невелик, и, при наличие гида со своим автомобилем, можно дня за 4 успеть посмотреть почти все самое интересное. Храмы Танах Лот, Улувату, Улун Дану, Пура Бесаких, Гоа Лавах, Таман-Аюн, Гоа Гаджах — основные и самые важные на Бали. Мы посетили многие из них.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

По паре слов про каждый:

Храм Танах Лот. Храм расположен на маленьком островке и омывается океаном. Изображение этого храма можно часто видеть на открытках и проспектах, он очень популярен среди туристов. Хоть территория и большая, но поток туристов со всего мира дает понять, что это место — одна из главных достопримечательностей острова — очень уж тут многолюдно.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

На территории имеется пляж, правда, до него надо как-то добраться (очевидно, по крутому спуску), повсюду продаются сувениры, можно сделать фотографию с питоном. Вход в храм 30 000 рупий (около 150 рублей). Виды замечательные, но большое количество туристов немного огорчает. Дело в том, что мы привыкли бывать в храмах в такое время, когда кроме нас там практически никого нет, и можно спокойно ходить, смотреть и фотографировать. Все благодаря нашему гиду: его конек — грамотная организация маршрута. Во многие храмы мы приезжали на час раньше, чем там появлялась первая туристическая группа, т. е. около 8–30 утра, и могли наслаждаться нашей индивидуальной программой во всех смыслах — вокруг никого, только служители храмов. Но Танах Лот очень популярный, и в случае с ним такое просто невозможно.

То же касается и храма Улувату, расположенного на краю утеса на высоте 97 метров над уровнем моря. Туристов здесь тоже очень много, территория большая, есть театр-арена для показа Баронга. Вход также стоит 30 000 рупий. На территории много обезьян, поэтому нужно быть острожным. Виды замечательные. Было бы просто шикарно, если бы не такое количество туристов.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Храм Улун Дану, расположенный на озере Братан, произвел более приятное впечатление. Храм находится в горах, поэтому жары тут не чувствуется, постройки храма стоят на маленьких островках прям в водах озера, и они как бы окутаны дымкой из облаков. Здесь часто бывают небольшие дожди, что нисколько не мешает осмотру, но все же в лучах солнца фотографии храма особенно хороши. Тишина, красота и полное умиротворение. Вход 30 000 рупий, на территории есть ресторан (не рекомендую — еда очень традиционная, ничего не понравилось, ценник сильно завышен) и фото-«пятачок» с разными представителями фауны острова.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Подробнее о фауне и флоре Бали можно почитать тут: https://www.tourister.ru/responses/id_15763

Храм Таман-Аюн очень живописный и зеленый. Название переводится как «красивый сад», что говорит само за себя. Здесь можно встретить много свадеб, т. к. туристов здесь меньше, а виды также восхитительны.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Храм Гоа Лавах или храм летучих мышей — не очень большой храм, для туристов примечательный именно огромным скоплением маленьких черных крылатых священных для балийцев существ. Храм находится в пещере, стены и потолок которой шевелятся и пищат. Очень необычное зрелище, фотоаппаратом сложно передать, т. к. место не освещаемое. Запах специфический, что-то похожее на сероводород. Рекомендую:)

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Храм Гоа Гаджах — в переводе «пещера слона» — храмовый комплекс с большой парковой территорией, на которой много различных древних построек, мостиков, лестниц, водоемов, ручейков, огромных зеленых валунов, витиеватых тропинок, буйной зеленой растительности и могучих древних деревьев, корни которых змеятся прямо по земле. Вход в слоновью пещеру представляет собой голову злого духа с открытой пастью, построен в IХ в. Внутри пещеры индийский лингам (в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы) и статуя Ганешы. Перед храмом расположен бассейн с тремя апсарами (нимфами). Этот балийский храм очень напоминает индийский. И он абсолютно не похож на все остальные. В общем, тут красиво, необычно для Бали и довольно свежо — хоть придется временами и взбираться на возвышения, прогулка по территории храма доставит удовольствие и не утомит. В утренний час тишину нарушает лишь стрекотание насекомых.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Один из самых главных храмов Пура Бесаких нам, к сожалению, посетить не удалось. Он был закрыт на несколько дней из-за церемоний.

Отдельно хочется упомянуть о водном дворце Тирта Ганга. Мы очень ждали, когда до него доберемся, насколько заворожили нас фотографии. Дворец не разочаровал. Он находится вдали от основных достопримечательностей, но нам было по пути, т. к. часть времени мы провели на востоке острова. Хотя доехать сюда стоит в любом случае. На территории в 1гектар расположились огромные купальни и бассейны, внутри которых установлены скульптуры, а также специальные плиточки, по которым можно перемещаться, обходя таком образом весь водоем. В водах бассейнов плавают огромные золотые карпы, которых можно покормить печеньем (продается возле входа в храм). Дворец утопает в цветах, кустарниках и зелени, повсюду расположены статуи добрых и злых духов, а мосты украшены большими каменными драконами. Фантастическое место! Жаль, в момент нашего посещения солнце скрылось за облаками.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Помимо храмов на Бали мы посетили много всего интересного, поэтому перейду теперь к некоторым природным достопримечательностям.

Вулкан Батур.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Не самый крупный вулкан на острове, высота его 1717 метров. Агунг для сравнения 3014 м. Но не все так просто. Когда-то вулкан Батур был намного больше, выше и мощнее, но после извержения, случившегося предположительно 30 тыс. лет назад, в сердце вулкана образовалась огромная котловина (кальдера). Следующее же извержение обернулось появлением горного озера, а сам вулкан разделился на две части. Таким образом на смотровой площадке, расположенной на краю кальдеры, мы видим вулкан Абанг, озеро Батур (самое большое на Бали) и, собственно, вулкан Батур. На территории смотровой площадки есть ресторан, в котором можно насладиться не только обедом, а еще и панорамным видом. Только захватите что-нибудь теплое из одежды, тут довольно ветрено.

Озера-близнецы. Озера Буян и Тамлинган называют близнецами. Они находятся высоко в горах (1200 м) в кратерах бывших вулканов. Дорога до них непростая — горная, витиеватая, видимость почти всегда очень плохая из-за дождя, который в горах случается очень часто, или же из-за тумана, который появляется в отсутствие дождя. Так что берите зонтики и легкую одежду с собой. Виды стоят того, чтобы преодолеть этот путь. Главное — успеть подловить момент, чтобы сделать фото — уж очень тут густой туман.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

В этих же горных краях (раз уж добрались сюда) обязательно надо посетить виллу Ayu Kintamani, чтобы искупаться в горячих термальных источниках. Сама вилла представляет собой спа-отель на берегу озера Батур посреди горных пейзажей одноименной кальдеры. Как я поняла, постояльцев там совсем немного, в основном, заглядывают туристы, осматривающие достопримечательности по соседству, чтобы снять усталость и поплавать в теплой водичке по дороге обратно. Лично я с большим удовольствием провела бы несколько дней в этом отеле. Ощущения просто непередаваемые! В некоторых поездках меня посещает такое чувство (не часто, только тогда, когда что-то пробирает до мурашек), а вернее это мысль — «Я понимаю, за что я работаю. Чтобы в один прекрасный момент оказаться в этом месте». Момент, который останется в памяти навсегда, и это ощущение бесценно. Один из таких моментов — это купание в горах, а если уж быть точной, то в кальдере бывшего вулкана, в термальных источниках под дождем. Вокруг практически нет людей. Только горы, озеро, небольшая дымка тумана, солнце, временами проскальзывающее средь облаков и дымки, и теплая вода в бассейне, граничащем с озером. Подплыв к его краю, можно увидеть рыбаков, расставляющих сети или плывущих на лодках. Тишина, спокойствие, умиротворение и, кажется, абсолютное единение с природой. Думаю, если поселиться в отеле дня на 2–3, взяв пакет спа-процедур, посещение этой виллы станет еще более незабываемым. Очень рекомендую.

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Следующим стоит отметить водопад Тегенунган, раз уж речь зашла о водных процедурах. Находится он в южной части острова. Посетить его (и искупаться) можно за 10 000 рупий. Не самый большой водопад на Бали, но и в нем купаться было нелегко. Сильный поток воды, шум, брызги — здорово, конечно! Никогда раньше не купалась в водопаде. Фотографии не получились из-за брызг, зато впечатления остались. Тут есть пара важных моментов: путь к водопаду не простой — нужно долго подниматься в гору по жаре по бесконечным ступеням, а потом такой же долгий спуск; и дно водопада каменистое и неровное — лучше захватить резиновую обувь/шлепанцы, в которых можно заходить в воду. Много туристов. В общем, это место не для всех.

Ферма Satria Agrowisata находится в центральной части острова в горной местности. Конечно, это чисто туристическое место. Вам покажут, как растут многие культуры и плоды, в том числе кофе, какао, лемонграсс, всякие специи, продемонстрируют процессы изготовления и обжарки кофе, а также милых зверьков-производителей знаменитого кофе Лювак, блуждающих по клеткам. В конце мини-тура Вам предложат продегустировать 12 видов напитков — кофе, какао и натуральные чаи. Конечно, в завершение «тура» приводят в магазинчик с очень высокими ценами и богатым ассортиментом. Стандартный туристический прием. Но, надо сказать, такого чая, как там, больше на острове мы нигде не видели. Во время пребывания на ферме нас застал жуткий ливень, который быстро закончился, но успел дать почувствовать себя очень счастливыми — сидящими под большой бамбуковой крышей и распивающими горячие вкусные напитки где-то средь горных плантаций острова. Красота!

Бали. Часть 1: Экскурсионная программа

Заканчивая с достопримечательностями, упомяну еще о посещении балийского дома. Это, действительно, дом далеко не бедной семьи, которая на определенную мзду разрешает гидам показывать свое жилище туристам. Проблема в том, что наш гид плохо говорил на русском, и обо всех посещаемых объектах мы знаем очень и очень мало. Приходилось что- то читать в путеводителях, что-то читали раньше в интернете, но когда дают информацию на месте, она, конечно, лучше откладывается в памяти, вот поэтому, как Вы уже успели заметить, в моем повествовании так мало фактов и интересной информации. Зато гид обязательно в каждом храме сообщал нам, как часто тут проводятся церемонии, как часто меняют сено на крыше и прочие абсолютно не любопытные факты. Зато он показал нам почти все самое интересное на Бали, очень правильно планировал время и маршрут, чтобы, скажем, объехав несколько пунктов программы, попасть в определенное место именно в момент захода солнца, т. к. в этом месте он особенно прекрасен. Или, поняв наши предпочтения, предложил посетить Сад орхидей и Парк бабочек, о которых я раньше не читала и не знала. А дельфинарий! Его я тоже не имела в своих планах. Не смотря на некоторые нюансы, мы очень довольны гидом и очень ему благодарны. Без него тур не был бы таким насыщенный и незабываемым, каким он был. Вернусь к балийскому дому — он не совсем дом в нашем понимании. Это много небольших зданий на одной огороженной территории. Отдельное здание — кухня, отдельное — спальня, много маленьких храмов, стоящих в ряд. Дверей нет ни в одном строении. Не понятно, почему они не бояться змей и прочих непрошеных гостей. В лучшем случае, вход прикрыт развевающимися шторами. Уклад жизни балийцев можно посмотреть для общего развития, но если ограничены по времени, смело пропускайте эту экскурсию.