Турист Дмитрий Гнедышев (demi157)
Дмитрий Гнедышев
был 7 апреля 2020 20:27

Советск, Калининград, Рыбачий, Пионерский + 2 города — Россия Июнь 2015

Мы проходили погранпереход Панемуне — Советск относительно недолго. На Литовской стороне машин было не так много, на российской правом преимущественного прохождения пользуются наши сограждане. Пограничники встретили радушно и с интересом спросили с какого города мы едем. Такое впечатление, что российские машины с номерами внутренних областей здесь не часты. Ворота открылись и мы очутились в одном из самых странных регионов России — Калининградской обл., который, словно остров, расположен в отдалении от остальной территории страны в окружении европейских стран. Неман форсировали по прусскому наследию — мосту королевы Луизы. Он восхитительно хорош и было жаль, что мы довольно быстро его проехали и толком не рассмотрели.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Архитектура моста, архитектура окружающих домов напоминала о немецком прошлом Тильзита, ныне г. Советск. Несмотря на потерю самых известных достопримечательностей довоенного периода (Орденской и Литовской церквей) старые улочки сохранились. Остались мощеные дороги и черепица на зданиях. Мы с удовольствием совершили обзорную экскурсию по городу на автомобиле. Тильзит вспомнился мирными переговорами двух императоров Наполеона I и Александра I (и прусской королевы Луизы), а также знаменитым сыром «Тильзиттер», производимым когда-то здесь, теперь сыр по этому рецепту делают в Швейцарии.

Советск остался позади. Мы направились по узкому прямому шоссе в Калининград и расстояние 120 км преодолели почти за два часа. Не могли проехать луг с алыми маками. Вспомнилась песня: «Маки, маки, красные маки, горькая память земли. Неужели вам снятся атаки? Неужели вам снятся атаки тех, кто с этих холмов не пришли…».

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Эта земля была обильно обагрена кровью советских (и немецких) солдат в конце 1944 г. Восточная Пруссия славилась старыми крепостями и бетонными фортами, возведенными еще до Первой Мировой войны. Немцы пришли на землю литовского племени пруссов в начале XIII и были здесь хозяевами почти 700 лет. Согласно результатам Потсдамской конференции, в качестве компенсации за многочисленные потери и разрушения в годы войны, территория Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу. Немцы были депортированы, приехали жители братских советских республик. Они постарались уничтожить наследие врага, переименовали населенные пункты, уничтожили архитектурные шедевры. Названия поселков примитивные: Высокое, Дальнее, Широкое, или они названы в честь военных полководцев, героев и атрибутов советской символики.

Калининград встретил нас пробками. Навигатор провел в центральный район. Здесь мы оставили машину и отправились изучать окрестности.

Первая достопримечательность в Калининграде, которую мы посетили — Дом Советов.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Это странное сооружение спроектировали и начали строить в конце 70-х, начале 80-х годов, да так и не закончили. Здание своим кубизмом напоминает робота, или детский конструктор LEGO.

Раньше на этом месте был Кенигсбергский замок. Его руины снесли и нчали строить ЭТО. Территория долгостроя до сих пор обнесена забором. По периметру носятся недружелюбные «собачки Баскервиль». «Посторонним вход запрещен!» Но стать своим возможно, для этого есть шанс договориться со сторожем… Мы поднялись по темным лестницам, прошли по бесконечным коридорам. Все происходящие напоминало увлекательную компьютерную игру-стрелялку. Ваня с удовольствием ощущал себя Дюк Нукеном и прокладывал нам путь наверх.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

С верхних этажей открылся увлекательный вид на Калининград и его окрестности. Это вид на квартал Рыбная деревня, реку Преголь и Кафедральный собор.

Нижний пруд. На левом берегу Музей города Кенигсберга.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

История города интересна и печальна. Весь центр был уничтожен чудовищным авианалетом британской авиации в 1944 г., затем город штурмовали советские войска применив тактику атаки в сопровождении артиллерийской поддержки. В 60-х и 70-х центральные районы были окончательно зачищены от руин прошлого, за исключением Кафедрального собора. Ему повезло, а старому Замку нет. Вид Замка на довоенной фотографии.

Такой был вид на город с наблюдательной площадки башни.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Кенигсберг был также красив, как старая Рига.

Жаль, что эту красоту теперь можно увидеть только на фотографиях. Эта была другая эпоха и другая страна. Продолжим осмотр современного Калининграда. Ленинский пр. Вдали Собор Христа Спасителя.

Вид в сторону моря…

Другой вид…

Мы спустились и продолжили осмотр центрального Калиниграда. Удивительно некрасивое название города. Товарищ Калинин совершенно не имел никакого отношения к Кенигсбергу. Сейчас, видимо, не резон возвращать старое название по различным мотивам, но и оставлять советское название нельзя. Недавнее деструктивное прошлое тормозит развитие этого региона. Местные попросту называют город — Кёниг, как лениградцы когда-то свой город Питером.

Когда-то здесь был не один город, а целых три: Альштадт (старый Кёнигсберг), Лебенихт и Кнайпхов. В конце XV века объединившийся Кёнигсберг стал столицей Тевтонского Ордена, а затем Прусского Герцогства, вассального Польскому королевству. Великий Магистр Ордена Альбрехт присягнул на верность королю Сигизмунду I, получив от него титул герцога Прусского. Сильный когда-то Орден канул в историю. Герцог Альбрехт вошел в европейскую историю как великий реформатор и государственный деятель.

Мы на набережной р. Преголь.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Польша спокойно могла поглотить Пруссию после смерти Альбрехта и его сына Альбрехта Фридриха. Однако, благодаря искусным политическим манипуляциям, Пруссия вошла в состав Бранденбургского курфюрства (княжества), зависимого от Речь Посполитой до середины XVII века. Позже, государство Бранденбург-Пруссия становится сильным Прусским королевством, которое за пару веков объединила большие и малые германские государства.

Мы переходим мост через Преголь.

Красив квартал Рыбачая деревня. Это удачная современная реконструкция уголка старого Кёнигсберга.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Вдали виднеется Кафедральный собор. Как я говорил, руинам Собора повезло. В 1990-х годах он был восстановлен. Существенную финансовую помощь оказала Германия. В настоящее время здесь размещаются музейные экспозиции, открыты Православная и Лютеранская часовни. Возле собора покоится великий философ XVIII в. Иммануил Кант.

Реконструированный мост.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Побродив по набережной Преголи и по острову Канта, на котором расположен Кафедральный Собор, мы вернулись к машине, чтобы покинуть большой город. Мы решили заночевать в каком-нибудь поселке на Кушской косе, восстановить силы, чтобы утром, неспеша, осмотреть природные достопримечательности Калининградской области.

Ехать до косы от Калининграда не более часа. Въезд платный — 300 руб. Начинается зона национального парка. Статус обязывает строгие ограничения: запрещены стоянки ам, кроме выделенных, нельзя разводить костры, хождение только по специальным тропам и т. п. Коса отделяет Балтийское море от Куршского залива и тянется с юга на север более 100 км по территории России в Литвы. Основная достопримечательность косы — природа: дюны, лес, штормовой берег Балтийского моря и спокойный Куршского залива. На русской территории три поселка Лесной, Рыбачий и Морское. Рыбачая деятельность жителей сменилась на туристическую.

Мы ночевали в Рыбачем у частницы, которая сдала нам комнату в старом немецком доме. Купили копченого судака. За ужином разговорились с хозяйкой. Она рассказала о том, что ее семья переехала в поселок в конце 80-х. Дом приобрели у военной части. Соседи, кото поселился в поселке после департации немцев, рассказывали о том, какие великолепные были дома, комфортные, с мебелью и инвентарем. А несколько лет назад к ним приезжали немцы, потомки той семьи, которая жила здесь раньше. Они обошли вокруг, попросили осмотреть дом, фотографировали… Женщина была очень довольна жизнью на Косе, правда, в несезон тут тихо и тоскливо: муж ее умер, дети уехали. Но она привыкла к одиночеству. Наступает лето, и в сезон у нее каждый день гости и постояльцы.

Утром мы прошли маршрут по самым известным местам косы:

1) оз. Лебедь. Это место ближе всего к литовской границе. Место посещается редкими туристами. Все здесь располагает к неспешному созерцанию и умиротворению. Небольшое озеро-лиман ддавно облюбовали лебеди.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

К сожалению, спуститься с наблюдательной вышки и побродить по дюне не представляется возможным. Это строго запрещено! За порядком зорко следят инспекторы.

Где-то там Литва…

тихо и спокойно…

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

2) Дюна Эфа. Самое раскрученное место Куршской косы. Здесь много посетителей. На вершину дюны ведет деревянный настил.

С смотровых площадок дюны потрясающий вид

на дюны, похожие на барханы пустыни, посреди синих-присиних вод Куршского залива.

Пейзажи нереальные…

Растения даже в условиях пустыни пытаются выжить…

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

3) Танцующий лес. Искривленные от ветра стволы сосен.

Особо «растанцевавшиеся «экземпляры огорожены от туристов. Многие деревья были нещадно загублены позирующими моделями.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Хотелось бы подчеркнуть, что для туристов созданы все условия: туалеты, скамейки, деревянные дорожки и ступеньки. Приятно наблюдать цивилизованную поддержку, непривычную для российских мест природных достопримечательностей.

Пройдя 200–300 м от дороги, выходим на берег Балтийского моря. Потрясающий пляж.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Ощущаешь себя на берегу океана. Волны тяжело накатываются на песок… Вода еще холодная, но разве откажешь себе омыть ноги…

Или попозировать, изображая себя где-нибудь на пляже Малибу.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

На информационном щите мы прочли статью о Истории Национального парка «Куршская коса». Это уникальное природное явление сформировалось в течение столетий благодаря неукротимым Балтийским волнам, которые выносили на отмель Куршского залива песок. Постепенно на песчаных дюнах косы сформировался растительный слой: травы, кустарник и деревья. К концу XIX века из-за бесконтрольной вырубки лесов и выпаса скота, песок стал засыпать рыбацкие деревни. Образовалась пустыня. Немецкие власти к началу Первой Мировой Войны смогли остановить наступление песка активными мероприятиями по укреплению дюн и озеленению территории. Вдоль берега была возведен, апесчаная насыпь — авандюна.

Покинув косу, мы посетили приморские курортные городки Калининградской области: Пионерский, Светлогорск и Янтарный.

В г. Пионерский сытно пообедали в столовой. Спустились по высокой лестнице на пляж. Берег холмистый. Пляж требует реконструкции и благоустройства.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Напротив, Светлогорский пляж выглядит очень дорого. Здесь роскошные отели и благоустроенная набережная по которой приятно неторопливо прогуливаться… В Калининградской области разрешен игорный бизнес. А еще это зона свободной экономической торговли с таможенными и налоговыми льготами. Здесь много совместных предприятий по сборке импортной техники и сырьевой переработки.

Светлогорск в немецкий период назывался Раушен. Это был модный курот. В городе сохранилось много красивых зданий довоенной поры. В последнее время здесь активно растут новомодные особняки.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Приближалось вечернее время и мы начали думать о грядущем ночлеге. Ехать в Калиниград совершенно не хотелось. Подумалось о диком отдыхе с палаткой на берегу Балтийского моря. Ребята спасатели подсказали неплохой городской пляж в Янтарном.

И вот мы в тихом местечке на песчаном берегу возле деревянного настила прогулочной набережной. Спросили важного господина, который проходил мимо, можно ли здесь разбить палатку, не возбраняется ли правоохранительными органами. Господин заверил нас, что это самое спокойное место на Балтийском побережье. К тому же, он сделал пару звонков и посоветовал нам подойти к работнику местной спасательной станции, который может приглядеть за нами и помочь в случае необходимости. Судя по внешнему виду и некоему чувству достоинства, наш таинственный собеседник тянул на мэра городка, не меньше.

Немного погодя, мы познакомились с Гергием, спасателем станции. Он был спокойным и неторопливым мужчиной под 60, обладающим большим кругозором и повидавшим многое в своей жизни. Весь вечер мы разговаривали у костра. Он рассказывал о городке, о Калининградской области, о войне, о Балтийском море и, конечно, о янтаре.

Здесь самые большие месторождения этой доисторической смолы в Мире. Янтарь добывают в специальных карьерах. Его можно найти и на морском песке, однако только тогда, когда дуют северо-западный ветер, который поднимает отложения со дна. Сегодня, однако, явно был не наш день.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Мы любовались красками вечернего заката…

и не заметили, как наступила ночь.

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Костер догорал. Мы засыпали по шум волн и чувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете…

А утром мы обнаружили у входа в палатку термос с крепким чаем. Это Геогий позаботился о нашем пробуждении. Светило яркое солнце. Морской ветер бодрил. Хотелось кричать и танцевать на песке — до чего же было замечательное утро!!!!

Мы позавтракали, собрали вещи и горячо попрощались с нашим товарищем. Дай Бог ему доброго здоровья!

Дорога вела через Калиниград к пограничному пункту Мамоново. Откуда мы вьехали на территорию Польши.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия