Турист Дмитрий Гнедышев (demi157)
Дмитрий Гнедышев
был 7 апреля 2020 20:27

Каунас, Тракай, Вильнюс, Шяуляй — Литва Июнь 2015

Предыдущие главы.

В поисках Речи Посполитой. Глава 1. Начало. Эстония.

В поисках Речи Посполитой. Глава 2. Латвия. Сигулда. Рига.

Нам показалось, что Литва совершенно отличается от Латвии. Мы увидели добротные и ухоженные сельские дома, аккуратные участки, возделанные поля. Дорожное полотно широкое, без колдобин, с посаженными по краям подстриженными деревьями. Было очевидно, что менталитет литовцев другой. Литовцы — заботливые хозяева и труженники. Да простят меня жители Латвии! (это поверхностное впечатление путешественника).

Мы держали путь на Шауляй. Ваня мирно спал. Я любовался окрестностями и поглядывал на навигатор, боясь пропустить нужный поворот. Год назад я пользовался навигационной программой IGO. Могу сказать, что навигация неплохая, камер, правда, не показывает, но свои задачи выполняет.

Не доезжая 10 км до г. Шауляй, повернули налево (координаты: 56°00′55″ с. ш. 23°25′00″ в. д. / 56.01528° с. ш.) и проехав пару километров, остановились на большой автостоянке перед зданием информцентра. Тем временем, дождь, который нас сопровождал обернулся сильным ливнем. Он яростно хлестал по стеклам. Ваня сердито повторял: «Что мы здесь потеряли, на улице дождь, надо ехать дальше…» Я обещал ему показать нечто интересное, просил набраться терпения. Наконец, ливень резко закончился. Тучи раздвинулись и выглянуло солнце. Мы прошли несколько сот метров и увидели необычную картину. Перед нами возвышался холм, покрытый крестами и деревянными скульптурами. Притягивал взор Иисус Христос с воздетыми для благословения руками. Багровый оттенок вечернего солнца придавал этому месту очень загадочный, мистический вид.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Рядом-десятки-сотни больших и малых скульптур.

Страдающий Иисус.

Распятия

Фигура бабушки (или какой то Святой)

Фигура ребенка.

Ангел

И кресты-кресты…

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Проходящая мимо женщина поведала нам, что это не кладбище, это место святое, место притяжения, место силы. Здесь литовцы благодарят Господа за те благодеяния, которые с ними произошли. Кто-то остался жив на войне, кто-то победил неизлечимую болезнь, у какой-то бездетной пары родился ребенок, кто-то заплатил долги и выкарабкался из бедности, кто-то нашел супруга или обрел потерянных родителей. Судьбы людские шепчут свои истории от кажной скульптуры, от каждого креста. Гора Крестов — это известное в Литве место. Народный религиозный центр возник стихийно несколько веков назад. Возможно с языческих времен. Раньше ставили большие кресты, резные и сюжетные, сейчас подносят крестики. Паломники приезжают со всего Католического Мира. Это не музей. Это место сакральное. И оно потрясло нас…

В Шауляе зашли в супермаркет. Купили копченых колбасок, овощей, сметану, яиц, хлеба для вечернего ужина. Перекусили на дорожку остатками сендвичей. Нам предстоял долгий 2-х часовой марш-бросок до места нашего кемпинга.

Дороги были разные: от автомагистралей до проселочных дорог — навигатор нас вел прямым путем. Мы проскочили Паневежис. Проехали бесчисленное количество поселков, деревень и хуторов. На дороге встречалась интересные явления — деревянные Поклонные кресты и скульптуры святых. Деревянные сооружения различных размеров от 1-3 м. Они украшены деревянными элементами солнца, птиц, древ и цветов. Литовцы — искусные резчики по дереву, в этом мы убедились еще на Горе Крестов. Удивительное свойство литовского народа — украшать и делать лучше мир, в котором они живут, следить не только за своим домом и участком, но и за родной деревней и лесом, чувствовать связь с природой и с поколениями предков. Мы долго говорили об этом. Вспоминали отношение к окружающему миру в России… Слушали по радио музыкальную передачу на национальном языке. Он своеобразный, приятный на слух. Читал, что литовский язык напоминает санскрит, латынь и древний греческий, поскольку балты — древнейший индоевропейский народ. Мы не поняли, напоминает ли литовский латынь или греческий, кажется совсем не напоминает. А с латышским очень близок. Также, читал о том, что литовский язык был близок к вымиранию, так как жители отдельных областей переходили на русский и польский. После первого обретения независимости и в советское время литовский язык окончательно стал средством коммуникации народа.

Незаметно подъехали к местечку Жальваряй (Zalvariai). Здесь мы остановились на ночь в чудестом кемпинге Camping Appeleiland.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Скажу, что это был наш первый опыт ночлега в кемпинге. Я изрядно переживал, насколько нам будет комфортно и безопасно. Но оказалось, я зря переживал. Кемпинг расположен на острове небольшого озера. Место для палатки выделили на аккуратно постриженной лужайке, среди яблонего сада.

Неподалеку удобства: санузел, душ, кухонка, для желающих обед в ресторане, номера в гостинице, лотки и катамараны напрокат. Мой ребенок был в восторге и от нашего жилища и от территории кемпинга. Он немедленно отправился изучать окресности, а я на газовой плитке пожарил колбаски с яйцом и сделал салатик. Домашние блюда на свежем воздухе. Что может быть восхитительней!

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Ночью было немного шумно. Неподалеку компания из нескольких литовских семей отмечала школьный выпуск. Родители традиционно выпивали, а детки-выпусники носились по саду, орали и визжали. Но вскоре все угомонились. Мы с Ваней были такими усталыми и полными впечатлений, что шумовой фон нам не помешал, мы мгновенно уснули.

Наутро, крапал дождик. Небо было в плотных серых облаках и предвещало затяжное ненастье. Мы позавтракали, сваренной на плитке, пшенной кашей, выпили кофе, сложили мокрую палатку и убрали вещи. К нам подошли литовцы — родители выпускников и извинились за вечерний шум. Они распросили, куда мы едем и, оживившись, советовали посмотреть ту или иную достопримечательность. На осмотр столицы Литвы, Тракайского замка и Каунаса у нас был только один день. Литовцы покачали головами: это нереально! Что ж, посмотрим то, что успеем. Отступать от графика не станем, впереди очень большой маршрут. Нам искренне пожелали удачи и мы тронулись в путь.

Вильнюс встретил нас порывистым ветром и моросящим дождем и словно испытывал нас на прочность. А мы не заметили в нем литовской угрюмости. Напротив, он показался нам вполне симпатичным. Окраину занимают бетонные коробки, советские и современные, а центр утопает в барокко. Над домишками с черепичными крышами и шпилями костелов возвышается высокая замковая гора, откуда за всем происходящим горделиво наблюдает Башня Гедемина. Неторопливо несут свои воды реки Вильна и Нярис (Вилия). Первая подарила городу свое название.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Мы припарковались недалеко от Кафедральной площади и первым делом отправились покорять Замковую гору и Башню Гедемина. Гора достаточно крутая и высокая — подняться на вершину можно на фуникулере. Но мы же мужчины и мы не боимся испытаний!!! Наша штурмовая бригада обнаружила серпантин бетонной лестницы, и забравшись по ней, овладела высотой. Здесь мы обнаружили только одну башню и остатки укреплений. Воспользовавшись брошюрой, посвященной этому месту, мы узнали, что здесь было древнее укрепление Виленской крепости, которую, по легенде, построил литовский князь Гедемин. Вскоре, он сделал Вильно столицей Литовского государства. Крепость не раз подвергалась нападению крестоносцев. А во время русско-польской войны 1654–1667, была взята русскими войсками. Здесь остался русскиий отряд князя Мышецкого. Литовские войса с большим трудом вернули город. Русский гарнизон смог продержаться в осажденной крепости полтора года, терпя крайнюю нужду. Старые укрепления за последующие годы не сохранились.

С вершины горы необычаянно красивый вид на Вильнюс.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Светлые тона фасадов и красные черепичные крыши зданий Старого города даже в пасмурную погоду радуют глаз.

И даже бетонные коробки современных небоскребов вдали совершенно не портят вид.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Обратно мы спустились на фуникулере. Ваня был в подавленном настроении. Дождь не прекращался и срывал все планы осмотра города. Кроме того, было не понятно, с чего начать осмотр и какой выбрать маршрут. Мы зашли в уютное кафе. Взяли горячий шоколад, кофе каппучино и по пироженному. Наслаждаясь сладким, изучали интересный интерьер кафе и приглядывались к посетителям. Привлекал внимание высокий мужчина в сером плаще. К нему подходили робкие девушки и подносили папки с рисунками. Он прищурив глаза, требовательно указывал недостатки той или иной работы, и девушки, потупив взляд, тихо благодарили его. В его наставлениях явно слышалась русская речь. Вот последняя девушка вышла из кафе и мужчина остался один. Он молча пил кофе и с тоской поглядывал на капли дождя, оставляющие борозды на стекле витрины. Быть или не быть! Глубоко вздохнув и выдохнув, подхожу к нему и торопливо говорю: «Извините, что отвлекаю Вас… Вы говорите по-русски, и мне кажется, Вы единственный человек в этом городе, который сможет нам дать совет. Кроме того, я вижу, Вы — человек искусства и ценитель прекрасного. Подскажите, что можно за два часа увидеть в Вильнюсе двум путешественникам, чтобы составить хорошее впечатление об этом городе?» Он улыбнулся и довольно любезно обещал помочь. Мы разговорились. Он представился преподавателем Школы Искусств — Андреем, приехавшим в Вильнюс с Беларуси. Сказал, что влюбился в этот город и изучил его вдоль и поперек. Здесь архитектурный музей под открытым небом. Он начал увлеченно описывать стили строений, которые нам надо неприменно увидеть. Но, извиняясь, я его перебил его, напоминая, что у нас только два (ну три!) часа на экскурсию. Сначало он посеветовал начать с Кафедральной площади, потом проследовать в район Ужупис и затем по средневековым улочкам обойти старый город. Андрей просил его извинить за занятость — он с удовольствием составил бы нам компанию, но ему надо идти на занятия. Мы сердечно поблагодарили нашего собеседника и вышли на улицу.

Дождь почти закончился. На душе было хорошо. И даже Ваня повеселел. Он очень испугался, что наш собеседник Андрей вдруг согласиться быть нашим гидом, тогда бы ему пришлось два-три часа слушать лекцию о архитектуре Вильнюса… Мы вышли на Кафедральную площадь.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Зашли в Кафедральный Собор Святого Станислава. Прочитал, что когда-то на этом месте стояло языческое капище. Литовцы были последними язычниками Европы. Впрочем, они достаточно лояльно относились к другим верованиям. А если это надо было для государства, князья крестились, уходили в монашество, а потом опять возвращались к верованиям предков. Мы прошли мимо пямятника князю Гедемину. Это достаточно сильная личность, государь, который в несколько раз увеличил территорию Литвы за счет приобретения западных русских княжеств, отразил притязания крестоностцев и сохранил независимость от ханов Золотой Орды. Князья до Гедемина (да и после него) тяготели к русской культуре. Даже столица ранних литовских князей находилась в Малом Новгороде (Новогрудке). На Полоцкой и Гродненской земле развивалось молодое литовское государство, которая стала альтернативным Русским Государством. Литовцы смешивались с русским населением, перенимали обычаи и веру. Великие князья вели осторожную политику собирания русских земель, не трогая лояльных удельных князей и сохраняя земли боярам. Таким образом, на территории современной Беларуси из литовцев и русских сформировался новый этнос - литвины. Территория Великого Княжества Литвы со временем поглотила Смоленск, Брянск, Витебск, Минск, Киев, Волынь. Сын Гедемина Ольгерд был близок к присоединению Новгорода и Пскова, поглядывал на Тверь. Лишь, под боком, в исторической Литве находилось непокорная Жемайтия (Жмудь), которая вошла в Состав Великого княжества Литвы в XV веке.

Выполняя указания Андрея, приходим в район, где живут люди творческие: художники и ремесленники.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Это республика Ужупис — шуточное карликовое государство, расположенное почти в центре литовской столицы. Здесь есть Президент, государственный флаг, армия (12 человек) и Конституция.

На первый взгляд обычные городские улицы. Но стоит зайти во дворы, то мы увидим нечто необычное…

Абсурдные скульптуры

Загадочные портреты на стенах

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

И весьма оригинальный текст конституции. Ваня изучает текст и смеется…

Далее мы проходим Старый Город в повышенном темпе.

Где мы идем и что мы видим — становиться не важно.

Мы просто наслаждаемся…

В Вильнюсе необычайно уютно. Город жизнерадостный, светлый, энергичный. Приятно бесцельно блуждать по его улочкам без путеводителя. Красивые дома. Доброжелательные люди. Уезжать из Вильнюса не хочется…

Тракай.

От Вильнюса до Тракая 31 км. Но добирались мы до этого места часа полтора. У навигатора появлялись опасные симптомы «отупевания». Перед самыми ответственными поворотами он «зависал» и нам приходилось судорожно ловить взглядом дорожные указатели. Пару раз мы проехали в сторону, долго разворачивались, искали нужную дорогу. Наконец, мы вьехали в узкий городок, зажатый между двумя озерами. На дороге пробка из-за туристических автобусов и верениц автомобилей. Мы подъехали к месту, откуда виднелся Тракайский замок и оказалось, что все парковочные места заняты. Ни одного места! Я собрался искать стоянку в некотором отдалении, но вдруг Ваня, до этого спокойный, отчаянно запротестовал, не желая отправляться на экскурсию. Издалека, Тракайский замок напоминал замок в Сигулде (смотрите предыдущую главу). Объясняется это тем, что строителями и архитекторами крепости были немецкие рыцари с соседнего Тевтонского Ордена. Я услышал: «Ну что там интересного?! Что я замков что ли не видел? Смотри, дождь опять начинается. Идти по длинному мосту. Не хочу! Я устал!!!!» Я тоже устал. Конечно, безумно хотелось прогуляться по мостику в замок. Но… Капал дождь. Дул холодный пронизывающий ветер. Ныли ноги после марш-броска по Вильнюсу. Хотелось есть… Согласившись с доводами сына, я по-русски поставил автомобиль «на аварийку» и сделал несколько снимков замка, насколько мне позволил дождь.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Уточка согласилась попозировать на фоне замка.

Мы были зверски голодны! В поисках пищи готовы были воспользоваться общепитом. На глаза попались ресторанчики с татарской национальной кухней.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Оп-па! Откуда здесь татары?! Мы остановились. Сели за стол. Спросили у проходящего пожилого официанта, почему здесь в Тракае татарские рестораны. Он ответил, что татары и караимы пришли в Тракай во времена короля Витовта, вместе с ханом Тохтамышем (того самого, кто сжег Москву при Дмитрии Донском). Хан попросил политическое убежище и ему и его свите предоставили земли возле Замка, позволив заниматься ремеслами и военной службой. Татары и караимы — были жителями Крыма. Они внесли своеобразный колорит в культурную жизнь Тракая и за несколько веков практически не ассимилировались.

Однако, пожилой официант удалился, а молодой татарский «половой» к нам подходить упорно не желал. Подождав немного, мы покинули ресторанчик. В ближайшем супермаркете купили еды и смогли утолить голод.

Покидая Тракай, я вспомнил что читал о Тракайском замке. Тракай, как город, так и замок, тесно связаны с двумя королями: Гедимином, который основал другой старый замок в городе (ныне не сохранившийся) и Витовтом, который родился в Тракае и умер в основанном им новом замке на острове, который мы видели. Великий князь Витовт прожил удивительную жизнь. Он был изворотливым политиком и талантливым государственным деятелем. Уверен, о его жизни надо снимать сериал, который будет не менее популярным, чем «Игра Престолов». Впрочем, эпоха в которой жил Витовт, Дмитрий Донской, хан Тохтамыш, хан Тамерлан, султан Баязет и т. п. персонажи сама по себе интересна!!!

Каунас.

Из-за ошибок навигатора поехали в Каунас более длинной дорогой через Пренай (109 км, почти 2 часа пути). Дорога была утомительной. Узкое дорожное полотно. Очень много скоростных ограничений. Вереницы грузовых автомобилей. Мой Ваня сладко спал. Ближе к Каунусу я второй раз за последний день заправился. Показалось, что топливо дороже чем в Эстонии и Латвии. Я наливал не полный бак, надеясь доехать на остатках в Россию. В Каунас приехали вечером. С первого взгляда он не понравился нам. Грязный, серый, индустриальный, с совершенно запутанной планировкой. В отсутствии навигатора, я пытался определить, как проехать в Старый город и интуитивно не смог разобраться. Наконец, доехали до старых кварталов. Оставили машину на парковке и направились по узким грязным улочкам в поисках замка. Извините, что так предвзято описываю Каунас. Может погода так отразилась на наше настроение. Дождь не прекращался. Мы шли по мокрой брусчатке, стараясь обходить лужи. Ноги промокли. Одежда тоже (зонтики мы с собой в поездку не взяли). Темнело. Дома в центре требуют ремонта. Мы вышли к замку. Музей, конечно, был закрыт, но это не важно. Замок оказался на удивление новенький.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Такое впечатление, что была проведена полная реконструкция сооружения.

Свежие кирпичи. Совершенно отсутствует печать времени…

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Впрочем, так оно и оказалось. Мы увидели плакат, где был изображен замок до реставрации и после. Ощущение бутафории. Я вовсе не за то, что не нужно восстанавливать старые сооружения. Я за качественную продуманную реставрацию. Простите, за мое очень субъективное впечатление…

Побывали в костеле Св. Георгия и Монастыре Бернардинцев.

Здание очень интересное, как снаружи так и внутри. В нем ведутся реставрационные работы. Была служба. Было видно, что случайных людей, туристов, здесь нет. Было красивое пение. Старые стены создавали неплохую акустику. Звуки органа переливались, поднимались и отражались. Хотелось замереть в трепетном блаженстве… Однако, надо было уходить.

Литва резко развернулась от русской православной культуры к западной католической в конце XIV века когда великий князь Ягайло женился на польской королеве-девочке Ядвиге. По условиям брачного контракта, жених должен был крестится сам и окрестить своих подданных. Страны заключили Унию, положив начало объединения Литвы и Польши.

Мы отправились по мокрым мостовым к машине.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Нет, город не такой мрачный. Каунас стоит еще раз посетить и осмотреть более подробно.

Может с яркими лучами солнца, городские улицы заиграют по другому? Надеюсь, мы когда-нибудь опять здесь побываем и по новому взглянем на Каунас…

Вниз по реке Нямунас.

В вечерних сумерках мы ехали по правому берегу реки Нямунас вних по течению. Мы планировали заночевать в кемпинге «Медовая долина». Однако, непогода внесла корректировку. С ужасом я представлял, как буду раскладывать палатку на мокрой траве. Как будем засыпать с мокрыми носками, оставим киснуть обувь. Проезжая селение Раудоне мы обнаружили рекламу гостевого дома. Было принято решение переночевать в нормальных условиях. Мы познакомились с литовской семьей которая занимается посуточной сдачей комнат. Нам выделили лучшую комнату с шикарной двухспальной кроватью, с кожанными диванами, большим LCD телевизором. Ванная комната. Горячая батарея для просушки белья. Интернет. Мы чувствовали себя королями. Стоил ночлег около 25 Евро. Поужинав в предоставленной кухонке, чем Бог послал (своими запасами), мы завалились спать и кажется давно так крепко не спали…

Наутро, мы опять завтракали жаренными колбасками и яишницей. Компанию по кухне нам составили две велотуристки (с Германии и с Канады). Они восторженно рассказывали о своем пробеге Каунас-Клайпеда-Венспилс-Рига. Распрашивали о нашем путешествии и о России. Не важно, что наш английский был «фью». Кажется, все друг-друга поняли. Мы пожелали друг другу удачи и отправились своим путем.

Дорога вдоль великой литовской реки Нямунас живописна.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Берега реки, особенно правый, холмисты. Селения старые. Попадаются костелы, полуразрушенные замки, древние курганы. Здесь были пограничные земли между Литовским княжеством и Тевтонским орденом. Район неоднократно переходил из рук в руки. Туристов немного, в основном это группы велопутешественников.

Ненадолго посетили великолепный Замок Панемуне, строение XVI в., ныне музей.

В поисках Речи Посполитой. Глава 3. Литва. Гора Крестов. Вильнюс.Тракай. Каунас

Замок расположен недалеко от Раудоне. Мы облазили все помещения замка. С верхнего окна башни открывается красивый вид на реку Нямунас и окрестности.

Здесь великолепный парк.

Нам хотелось бы провести здесь больше времени для детального изучения местности, но надо ехать. Еще осталось 80 км и государственная граница. Впереди Россия! Калининградская область…

Следующая глава:

В поисках Речи Посполитой. Глава 4. Калининградская обл.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия