Турист Дарья Евсеева (dasha_yevseyeva)
Дарья Евсеева
была 18 февраля 2023 16:12

Хайфон, Хошимин, Ханой — Вьетнам Октябрь 2015

Вьетнам стал для нас истинным открытием Азии. Настоящей Азии! Возможно где-то нищей и грязной, но такой прекрасной! Эта потрясающая и настолько разнообразная природа! Эти люди, такие слабые и хрупкие с виду, и невероятно сильные и выносливые внутри.

Я люблю во Вьетнаме абсолютно всё! Эту сдержанную кухню, этот их славный акцент, который превращает для меня английский язык во что-то совершенно невразумительное) это безумное движение и шум на дорогах, этот бесконечный бардак и огромный базар на всю страну! Вьетнам полон сюрпризов и с удовольствием гостеприимно покажет вам весь свой колорит!

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Во Вьетнаме мы были всего 9 дней. Да, именно всего! Страна достаточно немаленькая, вытянутая вдоль побережья Южнокитайского моря и на весь её осмотр этого времени совершенно не хватает. Разные регионы страны значительно отличаются друг от друга укладом жизни и климатом. К сожалению, мы совершенно не успели посмотреть центральный Вьетнам (сейчас я бы с удовольствием поменяла 2 сингапурских дня на посещение Хюэ и Хойана, но поездка во Вьетнам из-за непредвиденных обстоятельств и так планировалась за неделю до вылета, так что в принципе вышло всё замечательно. Будет повод вернуться сюда ещё раз:))

Итак, маршрут был таким: Из Сингапура прилетали в Ханой (1 ночь), утром выезжали на остров Кат Ба (2 ночи), оттуда утром выезжали в Нинбинь (1 ночь и полный день), затем ближе к вечеру возвращались в Ханой, откуда слипинг-басом ночью ехали в Сапу (также 1 ночь и полный день), затем опять же слипинг-басом ночью возвращались в Ханой, откуда вылетали в Хошимин (2 ночи). Ну и обратно в Сингапур. В общем, достаточно насыщенно получилось:)

Хотелось бы отдельно рассказать про слипинг-басы. Ну очень удобное азиатское изобретение! Автобусы с откидными креслами до нормального лежачего состояния. Кресла располагаются в 2 яруса, а в последнем ряду совмещено сразу по 3 кресла, что очень удобно, если привыкли спать рядом. Именно их мы сразу и старались занять. Автобусы очень комфортные, с хорошими туалетами и кондиционерами, но дуют они так сильно, что лучше чем-то их заклеить)) Для каждого пассажира предусмотрен тёплый плед.

Все билеты на слипинг-басы, как и остальные коннект-билеты между городами мы покупали в отелях, где жили. Можно напрямую брать у перевозчика, но разница не очень большая, а время всё-таки на это потратить нужно. Тем более все автобусы у нас были забиты, так что возможно, если бы я их не заказала, заранее списавшись с представителем отеля, могли бы и не остаться. Стоимость каждого билета была 13 $.

Вообще, Вьетнам очень располагает к туризму. Вьетамцы очень доброжелательны, конечно частенько любят наживиться на вас, но при этом всегда помогут. Каждый гид благодарил нас за то, что выбрали именно их страну)

Я слышала, что это направление уже стало достаточно популярным у русских туристов (не таким, конечно, как Таиланд, но всё же), но мы совершенно этого не заметили. Скорее всего все русские туристы едут на юг, к побережью, в Муйне и Нячанг. За все 9 дней нашего пребывание во Вьетнаме, русскую речь мы слышали ровно 4 раза: 2 на острове Кат Ба и два — в Ханое. При чём большинство из них сами с нами заговаривали, так как соскучились по родному языку)) А ещё знанием русского языка решил поделиться с нами один из работников отеля, выдавив из себя единственное слово — привет, и водитель автобуса, гордо сказав, что знает слово Москва))))

Основную часть туристов во Вьетнаме составляют европейцы, новозеландцы и как ни странно американцы, к которым сейчас уже соверешенно нормальное отношение. Ну, а если говорить в целом, то туристов для такой шикарной страны ещё очень мало, наверное поэтому она до сих пор не потеряла свою аутентичность. Особенно в этом плане удивил Ниньбинь — настоящая находка для путешественника! Тем ни менее, мне казалось, что мы были единственными европейцами на весь город))

Про Ниньбинь, остров Кат Ба и Сапу напишу отдельные посты, а здесь хотелось бы рассказать о Вьетнаме в целом, и о двух его столицах, в частности.

Вьетнам является коммунистической страной. И здесь, конечно же, присутствуют все соответствующие атрибуты.

Памятник Ле-нину)

Агитационные плакаты

Пионеры

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Красные флаги со звездой на каждом шагу

И, конечно же, как в любой, уважающией себя, коммунистической стране — мавзолей вождя.

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

С мавзолеем Хошимина, кстати, всё очень строго. Подходить к нему близко нельзя, по траве на площади возле мавзолее ходить тоже нельзя, только по дорожкам между лужайками — стоит караул и бдит, чтобы никто не заходил за невидимую ограничительную линию.

В двух шагах от мавзолея стоит древнейшая буддийская Пагода на одном столбе. Пагода очень красивая, хоть и совсем крошечная, а атмосфера в ней царит очень таинственная, но уютная.

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

С религией во Вьетнаме странная история. Почти 80% населения атеисты, но при этом большинство из них ходят в буддийские храмы, но поклоняются совсем не Будде, а культу предков.

Помимо буддийских во Вьетнаме есть множество конфуцианский, даосских и католических храмов. Один из самых знаменитых конфуцианских храмов находиться в Ханое. Храму Литературы уже почти 1000 лет. Когда-то это был первый университет Вьетнама, а сейчас больше используется как музей. К сожалению, на момент посещения храма, у нас сел фотоаппарат, и нет ни одной его фотографии.

Зато есть фото другого древнейшего храма Куан Тхань:

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

В наследие от колониальной французской эпохи, помимо письменности, основанной на латиннице, вьетнамцы получили множество католический храмов.

Собор Святого Иосифа в Ханое:

И Нотр Дам де Сайгон в Хошимине:

Основное средство передвижение во Вьетнаме это мотобайк. И их здесь столько, что на дорогах образуются мопедные пробки! Все ездят как хотят, правил никто не соблюдает, права для аренды мопеда не нужны (у нас, например, их попросту нет, но никто ни разу и не спрашивал), при обгоне каждый считает своим долгом посигналить из-за чего на улице стоит просто гул!)) Но к этому достаточно быстро привыкаешь, а со временем даже начинает нравится)))) Светофоры здесь присутствуют только на больших перекрёстках, поэтому здесь, как и в Стамбуле, главное наловчиться переходить дорогу и дальше уже никаких проблем не будет. Вьетнамцы ездят достаточно медленно, и главное правило — переходить дорогу тоже медленно, не дёргаясь, давая всем возможность вас объехать.

Но ездить в Ханое и тем более в Хошимине мы всё-таки не решились))

На мопедах здесь воперки всем законам физики, можно увезти абсолютно всё: мешки, деревья, диваны) На одном мопеде спокойно умещается вся семья из четырёх человек

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Или же просто муж с женой и всё, что есть у них в доме))

Но пора уже рассказать и о самих городах. Первое, чему мы обрадовались, прилетев из Сингапура в Ханой, это климату. Воздух свежий, совсем не душно, но при этом очень тепло.

Выйдя из аэропорта, минут 40 мы потратили на то, чтобы найти нужный автобус за 40 тыс. донгов, который я выписала. В итоге так и не нашли. Так что вернулись обратно и поехали на автобусе от вьетнамских авиалиний за 100 тыс., он как раз собирался отправляться. Водитель был очень рад, что мы вернулись, да и мы в последствии тоже. Всю дорогу он веселил нас своими байками, из которых, благодаря его истинно вьетамскому произношению, я поняла только, что все таксисты вокруг «тьюпид», и из-за них все пробки в городе))) ехали, и правда, долго, наверное больше часа. В автобусе познакомились с американцем, который сам путешествует по Азии, весёлый парень, тоже много чего забавного рассказал)

Кстати, обратно в аэропорт мы поехали на обычном рейсовом городском автобусе. Стоит он всего 9 тысяч и едет около полутора часов. Времени у нас было более, чем достаточно, именно поэтому решили опробовать местный транспорт. Что ж, он намного лучше, чем я ожидала)) не такой комфортный конечно, как автобусы для туристов, но всё-таки с кондиционером)

Жили мы в небольшом семейном отеле в самом центре города. Именно здесь мы и купили почти все билеты на автобусы между городами. Персонал очень внимательный и всегда готов помочь. Т. к. в этом отеле был лучший обменный курс во всём Вьетнаме, по возвращению из Нинь-Биня мы планировали именно здесь поменять ещё доллары на донги, которых у нас совсем не осталось. Таксист, который нас привёз к отелю, отказывался принимать оплату в долларах, но администратор, увидев и узнав меня (хотя мы выехали 4 дня назад) сам оплатил такси и потом уже вычел эту сумму после обмена. В общем, было очень приятно.

А ещё во время завтрака можно насладиться панорамой города.

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Сам Ханой очень хорошо отражает Вьетнам в целом. Весь старый город — это один сплошной базар, где люди торгуют на прилавках, сидят в небольших кафешках или просто общаются друг с другом. Кажется, что здесь царит полная разруха: всё старое, пошарпанное, люди сидят прям на асфальте или же не грязных пластмассовых стульях. Но если присмотреться к ним получше, то понимаешь, что это их образ жизни и образ мышления. Всё у них как-то очень просто и естественно.

И несмотря на весь этот бардак, в Ханое совершенно нет неприятного запаха, что определённо радует!

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Первая же продавщица на улице быстро взяла меня в оборот, фрукты всунула мне в руку, надела свою шляпу и коромысло и приказала Илюхе фоткать) Тут даже сориентироваться не успеешь, а она уже требует с тебя деньги за фрукты, которые ты уже почти ешь)) Покупая, фрукты в дальнейшем, мы прекрасно понимали, как нас развели в тот первый день, но я бы наверное даже обиделась, если бы меня в Азии никто не развёл))

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Здесь вполне нормально то, что дом стоит прям вдоль железной дороги

Запросто можно собраться с друзьями в круг на стульях и щелкать семечки в центр, несмотря на то, что это центр всего города)) А можно поесть что-то и поинтереснее)

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

По поводу вьетнамской еды. Как и в любой другой азиатской кухне главная составляющая всех блюд — это рис. И он подаётся здесь абсолютно ко всему. Есть же и отдельные блюда из риса, такие как фрайд райс — жаренный рис с разными добавками, просто и оочень вкусно, особенно с креветками. Вообще вьетнамская кухня достаточно простая и не такая уж и острая, как все запугивают. На побережье и в Хошимине подают вкуснейшие морепродукты: устрицы, мидии, креветки, лобстеры, лангусты, крабы и прочие радости. Морепродукты я просто обожаю!

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Кстати, эти ракушки было одним из самых вкусных из всего, что мы пробовали во Вьетнаме. Продавались они на крошечном прилавке в Хошимине в бэкпекерском районе, где было всего 2 пластмассовых столика, за одним из которых сидели 2 девушки лёгкого поведения) Жарились просто на гриле с кучей специй. Ну ооочень вкусно!

Из-за обилия туристов в Хошимине намного более разнообразный выбор еды. Есть здесь и экзотические продукты. Я попробовала только лягушек. Ощущения, если честно, не из пряитных. Мясо конечно, как мясо, но вид этих лапок, эти косточки и, главное, шкура со своим своеобразным запахом… В общем, Илюхе как обычно пришлось всё доедать за мной)

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Но в большинстве нетуристических мест, где меню подаётся только на вьетнамском языке, присутствует всего 4 обычных блюда: суп фо, жаренный рис, спринг-роллы, а что было четвёртое, я не поняла)) Суп и роллы, что жаренные, что сырые нам не очень понравились, но фрайд райс спасал нас в любой непонятной ситуации)

Кстати, говорят, что вьетнамцы едят собак. Так вот, это чистая правда! При чём это не экзотика, как змеи и лягушки, которые подают туристам, а обычная еда, которая продаётся на рынке. Вид оскаленной собачьей головы просто жуткий!

И главный сюрприз Вьетнама — это кофе! Просто божественный! Я даже не знала, что Вьетнам является вторым экспортёром кофе в мире. Заваривается он при помощи специального фильтра, через который по капле кофе капает в стаканчик со сгущённым молоком. Вкус получается очень насыщенным, но совсем не горьким, а мягким и крепким. При чём кофе одинаково хорош в дорогих ресторанах, во всех наших отелях и даже в дешёвых забегаловках. Я заказала себе такой же фильтр домой в надежде, что получится что-то хоть отдалённо похожее, но без вьетнамского кофе всё совсем не то(разве что воспоминания тешат.)

Ещё одно очень популярное у вьетнамцев развлечение это танцы. При чём не в клубах, а в городских парках. Мы встречали это достаточно часто, и всегда очень удивляло, как они все так хорошо движения знают, неужели ежедневно вот так собираются?

Танцы в Ханое

Особенно вот впечатлил этот мужчина на видео. Он так просто подошел к танцующим женщинам, вроде мимо проходил, и так быстро встроился в общий ритм))) я просто обожаю этих вьетнамцев!

Кстати, у них достаточно популярная наша советская эстрада, особенно миллион аллых роз))

Днём Ханой выглядит ещё более обшарпанным, но торговля идёт полных ходом. Кстати, дома тут строят, в основном, не вширь, а ввысь, из-за чего они напоминают какие-то контейнеры.

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Женщины с коромыслами продают фрукты, мужчины делают новые стрижки, и всё происходит прямо здесь, на улицах старого города.

Первым, что мы купили во Вьетнаме, были национальные шляпы. И они произвели настоящий фурор. Не знаю почему, но за всё путешествие помимо нас мы увидели только одного туриста в этой шляпе, что мне ну совершенно непонятно! Шляпа для вьетнамского климата — просто спасение, отлично защищает и от дождя и от солнца! Я её вообще не снимала почти))

Сами вьетнамцы шляпы носят очень охотно, но в основном жители деревень и небольших городов, так что видя их на европейских туристах, у всех был невероятный восторг и желание нас сфотографировать или хотя бы показать кому-нибудь из знакомых) и обязательно сообщить нам о том, какие классные шляпы!)

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Кстати, во Вьетнаме я определённо имела успех, благодаря своей мелкой комлекции))) Один мужчина даже принял меня за местную со спину, отодвинув в сторону, чтобы не загораживала его сувенирную лавку, и долго потом извинялся, разлядев всё-таки, что я не вьетнамка))))

Но есть в Ханое место, которое значительно отличается от остального города. Это главное Озеро Возвращённого Меча. Здесь всё как-то аккуратно, чистенько, красиво. Чувствуется древность и величие. Вокруг озера расположены дорогие рестораны, здесь очень приято посидеть вечерком с бокалом далатского вина))

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

А утром озеро превращается в один огромный стадион, где пожилые вьетнамцы делают зарядку. После ночного переезда из Сапы нас привезли в Ханой в 4 утра. Мы расчитывали, что время будет немного другим (вьетнамцы в этом плане не очень обязательны, расписания чёткого нет) и отеля на эту ночь не заказывали. До перелёта в Хошимин решили погулять по городу, но в такое ранее время желание было только одно — сесть на лавку и уснуть) Уснуть, конечно не уснули, но лавку заняли. И тут началось! Ровно в 4–30 всё озеро было оккупировано пенсионерами (и не очень), которые то и дело, припадали к лавке или дереву и делали упражнения. И только мы вдвоём, как 2 побитые собаки, лениво сидели на своей лавки и ждали открытия близжайшего кафе, где можно было бы умыться и позавтракать))) Ну, а вьетнамцы, конечно, молодцы. Неудивительно, что они такие здоровые и крепкие даже в престарелом возрасте.

И прежде, чем перейти к рассказу о Хошимине, хотелось бы ещё показать пару фото Хайфона (тоже достаточно крупного города на севере), на фоне которого, Ханой выглядит просто шикарно)

Старое название города Хошимина — Сайгон. Это крупнейший город страны, который был столицей Французского Индокитая, а затем — Южного Вьетнама.

Хошимин значительно отличается от Ханоя. Здесь чувствуется более сильное французское и американское влияние. Город более молодой и какой-то даже европейский что ли) Здесь больше современных и колониальных зданий, много кафешек и ресторанов европейского типа, а уличная размеренная жизнь Ханоя отсутствует здесь практически полностью. Даже одеты Хошиминцы как-то моднее что ли)

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Так сразу даже и не поймёшь, что это Вьетнам) Я бы сказала даже, что это совсем не тот Вьетнам, который я люблю.

Знание английского языка здесь значительно выше (если в Ханое многие продавцы и официанты кафешек, не заточенных под туристов, помимо стоимости не могли и двух слов на английском сказать, а некоторые и того не могли и показывали на пальцах, то здесь любой подросток в автобусе спокойно и уверенно расскажет, куда вам пройти и где выходить). Да и произношенее намного понятнее. Возможно, это связано с длительным американским пристутствием, возможно, с тем, что Хошимин позиционирует себя, как культурный и современный город, но скорее всего именно с тем, что туристов в Хошимине в разы больше, чем на севере Вьетнама. Именно из Хошимина все туристы едут на побережье — в Муйне и Нячанг.

В сравнении с Ханоем здесь продают огромное количество разнообразных сувениров, предлагают множество экскурсий, а рестораны вполне заточены под европейского туриста — всё намного изысканее, чище, я бы даже сказала вкуснее, чем в Ханое. Здесь есть именно та экзотика, которую ищет турист: змеи, лягушки, лобстеры, массажные (и не только!) салоны и многое другое. Но вот нет здесь какой-то жизни, той настоящей, вьетнамской.

Единственное место в Хошимине, которое мне действительно понравилось — это рынок Бен Тхань. Мы жили как раз недалеко от него, в бэкпекерском квартале, где куча отелей, баров и сувенирных лавок и останавливается большинство европейцев. Их здесь настолько много, что невольно забываешь, что ты находишься в Азии))

На рынок мы пришли достаточно поздно, он уже закрывался, но в Азии есть такая особенность — когда закрывается один рынок, вокруг него открывается другой — ночной)

Здесь можно купить разнообразные вьетнамские радости: чай, кофе, халаты, кимоно, футболки и многое другое) И самое главное — это уметь торговаться)) при чём совсем не стесняясь, если цену называют 800 000 донгов, то смело можно предлагать 50 000))) И в итоге где-то на 200 000 вы и сойдётесь) Вьетамцам торговаться нравится, прям чувствуется их азарт))) Мне, как оказалось, тоже) Хотя до этого я считала, что совершенно не умею этого делать, но с таким наглым завышением цен — просто грех не попробовать! Первый блин, как всегда комом, 100г чая стоил 80 тыс., я предложила взять за 50 и продавщица радостно сказала «ок», что должно было сразу насторожить)) но что поделаешь, неопытность))) Наверное красная цена этому чаю была 8 или 10 тысяч донгов)))

На рынке также присутствует прекрасный фудкорт с разнообразным выбором морепродуктов и не только)

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Во второй день мы решили поехать в дельту Меконга. Изначально планировали самостоятельную поездку с посещением плавучего рынка Каи Бе. Но, как оказалось, сделать это не так просто, никто не мог нам внятно объяснить, как доехать до автовокзала общественным транспортом, как ходят автобусы и успеем ли мы на рынок, да и за 8 дней беготни немного уже подустали и решили сдаться и взять эксурсию на целый день (хоть мы и принципиально их не любим и не берём). Решение мы приняли буквально за 5 минут до отправления экскурсии, но тем ни менее в отеле нам помогли всё купить и чуть не за ручки отвели до автобуса)) На самом деле, экскурсия совсем недорогая, что-то около 250 тыс с человека, по моим подсчётам все переезды (особенно, если брать такси до автовокзала) и аренда частной лодки на самом рынке обошлась бы дороже, хотя, наверное, увлекательнее, но был риск не успеть и не увидеть вообще ничего))

До близжайшего к рынку городка Винь Лонг ехать около 3 часов. Официально рынок работает где-то до 12 часов дня, но самая бурная торговля идёт часов до 9. Так что к этому времени из Хошимина приехать достаточно проблематчино. Мы прибыли где-то к часам 11, но уже практически никого не было. Плавучие рынки Вьетнама значительно отличаются от подобных в Таиланде. Здесь это совсем не туристический атракцион, а обычная сельская жизнь. Рынки не ждут, пока выспятся ленивые туристы, у берегов не стоят лодочки в ожидании туристов, все заняты своим делом. Тур агентства арендуют небольшие моторные лодки для своих групп, при чём они совсем не останавливаются у плавучих прилавков, чтобы что-то купить. В общем, для ощущения настоящего колорита рынка нужно останавливаться на ночлег в самом Винь Лонге и напроситься в лодку к одному из местных часов в 6 утра)) Только тогда и можно увидеть настоящую жизнь дельты Меконга.

Ну, а нам удалось увидеть лишь несколько одиноких лодок с какими-то товарами, ну и колоритные дома на сваях, в которых живут местные. Вообще, вся жизнь этих людей связана с Меконгом — здесь они и живут, и работают, и отдыхают.

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

Как и всех туристов нас завезли на несколько, так называемых, фабрик по производству рисовой бумаги, конфет, мёда и прочего)) Тут, естественно, можно всё попробовать и сразу же предлагается всё это купить)) Я вспомнила, как перед отъездом во Вьетнам, смотрела несколько отчётов о посещении подобных мест и с ужасом представляла, как могу тратить на это время))) Но что поделаешь, экскурсия есть экскурсия))

После этого нас вновь посадили на лодку и мы отправились на небольшой остров Ах Бинь. Так как на Юге Вьетнама как раз был сезон дождей, мы попали под настоящий тропический ливень, который, к слову, длился совсем недолго. Но на Меконге поднялся шторм, лодку качало во все стороны, на самом деле даже страшновато было!) Все намокли с ног до головы, кроме меня, уже не первый день путешествующей по Вьетнаму и предусмотрительно носящей с собой дождевик в любую погоду))) Илюха от дождевика отказался и тоже сидел мокрый))

Заправка

Колоритный Вьетнам: Ханой и Хошимин

По прибытии на остров Ах Бинь дождь закончился и стоял свежий приятный запах тропической зелени. На острове у нас был запланирован обед и немного размеренного отдыха, когда можно покататься на велосипеде или полежать в гамаке, читая книгу))

А в завершении экскурсии была небольшая прогулка на лодке по каналам Меконга. Ну что тут сказать, прогулка и правда небольшая, пейзажи особо не меняются и, если честно, после аналогичной поездки в Нинь-Бине с её шикарными пейзажами данная совершенно не впечатляет. Тем более, что опять-таки все плетутся гуськом)))

Перед посадкой в автобус обратно в Хошимин нас провели через наземный продуктовый рынок Винь Лонга. Рынок просто потрясающий, действительно большой и ооочень колоритный. Здесь нет никаких сувениров, как в Бен Тхане, только свежая рыба, креветки и фрукты по таким низким ценам, что просто голова кругом идёт, вспоминая, за какие деньги ты всё это покупал))))) Но времени побродить по рынку, что-то купить или хотя бы сделать пару фото совсем не дали, всё бегом-бегом, скорее в автобус! я очень расстроилась и в очередной раз пообещала себе, что это последняя наша групповая экскурсия))

Чуть позже добавлю ещё рассказы про бухту Халонг, прекрасный Нинь Бинь и горную Сапу, ну, а пока хочется просто сказать, что Вьетнам — потрясающе разнообразная и живая страна, со своим характером и мироощущением. В Хошимине есть множество музеев и напоминаний об их страшной войне, видя которые поражаешься этой просто нечеловеческой выносливости и смелости таких маленьких и казалось бы беззащитных людей.

И в конце, хотелось бы добавить наше небольшое видео о путешествие по стране, в которые мы навсегда влюблены!