AsiaGate (AsiaGate)
AsiaGate Пользователь — была вчера 21:34

Земун. Я знаю обитель покоя

3 марта 8:35 Белград — Сербия Апрель 2015

«…И вот он Земун — земля и часть Дуная, которая хранит свое тепло прохладными осенними вечерами и порождает обильные туманы. Гуляя по улочкам города, можно увидеть, как стремительно проносится туман — „магла“ — над крышами домов…»

Когда-то Земун был отдельным от Белграда городом, расположенным на правом берегу Дуная, в том месте, где в него впадает река Сава. Собственно, я и услышала о нем впервые, как о городе, в котором жила моя двоюродная бабушка. Сейчас он — обособленный белградский район со своей историей, традициями и неспешным, размеренным укладом жизни.

Находясь в Земуне, осознаешь, что перенестись в прошлое ничего не стоит. Здесь гостя встречают затейливые изгибы узких мощеных улочек, обрамлённых плотными рядами «игрушечных» домиков, старинные церкви, двухсотлетние особняки.

Гуляя вдоль Земунской набережной, понимаешь, что если бы об неё вместо Дуная билось бы море или какое-нибудь большое альпийское озеро, Земун был бы шикарным курортом, ничуть не уступающим европейским.
Легко представить, каким был Земун двести лет назад, ведь кажется, что время здесь остановилось, и мало что изменилось.

Земун — стар, очень стар. Первое поселение в этой местности появились во времена Римской империи. Давайте уж не будем касаться неолита, хотя и тогда люди предпочитали селиться в этих местах. Римское поселение называлось Таврун (Taurunum). Франки же, хроникёры крестовых походов, упоминали его как «Малевилла» (Mallevila). В османскую эпоху Земун в силу своего стратегического положения имел большой вес, и входил в состав Будинского вилайята. Позже им попеременно владели сербы и австро-венгры, он принадлежал и Габсбургам, и Шёнборнам, пока, наконец, в 1918 году город окончательно не стал сербским. Считается, что Земун тесно связан с именем Карагеоргия — предводителя первого Сербского восстания против Османской империи и основателя династии Карагеоргиевичей.

Историческим центром Земуна является холм Гардош с высящейся на его вершине 36-метровой башней Миллениум, построенной в 1896 году. Башня была возведена в честь тысячелетия переселения венгров в Паннонию — во время её постройки Земун считался крайней южной точкой Венгрии. Говорят, что подобных башен было четыре — на границах королевства по четырём сторонам света. Башня в Земуне — единственная сохранившаяся из четырёх. С верхней точки неоготичнеской башни открывается обширная панорама Белграда и излучины Савы и Дуная. На вершине сейчас работает ресторан, а на первом этаже — небольшая художественная экспозиция.

Рядом с башней на холме Гардош можно увидеть остатки древней Земунской крепости, упоминаемой с 9 века. Видимые сегодня руины датируются 15 веком. Крепостная стена служила границей города до 1841 года.

Кирпичные винтовые лесенки, спускающиеся от старой башни к подножью холма Гардош, вьются меж домов жителей Земуна причудливыми серпантинами:

В городе имеется несколько уникальных церквей 17 века, притом, что большинство белградских храмов датируется всё-таки 19 веком. Так, тут находится католическая церковь Вознесения Богородицы, расположенная на центральной площади — Рыночной (Велики Трг), построенная в 1785 году.

Церковь святого Димитрия Солунского, явно нуждающаяся в реставрации, — одна из немногих на этом берегу Савы в сербском стиле.

Вывеска одной из кафан на улице Синђелићева — здесь написано «Три толстых кума», а не то что вы подумали:P

Но самое главное в Земуне — это атмосфера абсолютного спокойствия, умиротворения. Этот город в городе — лучшее место в Белграде, для того, чтобы постичь сербский дзен — «мерак», искусство, которым сербы владеют в совершенстве. «Мерак» — это получение удовольствия и радости от простых будничных вещей. Я в полной мере отдалась этому процессу, сидя на террасе земунского кафе за чашкой кафы и наслаждаясь первым за неделю солнечным весенним днём.

Попробуйте «мерак» — вам понравится:)

в Белграде

Сам рассказ ,Оксана,очень теплый .Город действительно уникальный и весна в нем необыкновенно хороша. "Мерак" мне очень нравится.
Город в городе, да Спасибо!
"Три толстых кума"-и как теперь такое можно забыть?))
Обороты речи порой очень радуют,Юра.Вот и мы часто ходим в Склеп за продуктами.а это просто магазинчик польских продуктов
Софочка, продукды из Склепа должны быть с особым привкусом, на худой конец с запашком!
Продукты прекрасные...Поляки нас балуют,но вот такой у них язык
выслуживаются - сильно жаждут возрождения под их знаменем Речи Посполитой, что им пообещали хозяева!
Хорошо-то как.... Даже по фотографиям это заметно. Теперь понятно, куда двигать за душевным спокойствием!
Ну вот, Тань, меня только Балканы и спасают в этом смысле
с 3 кумов ражала!!! Городок чудо как хорош! Уже начинаю разворачиваться в сторону Востчной Европы, но встретимся ли когда?!
Если вам обеим с Восточной Европой нужно будет - встретитесь
да в любом вопросе важно, чтоб было обоюдно!!!
Ксюша, чудесный рассказ у тебя получился, такой добрый и солнечный
Леночка, городок-то хорош, хоть он и город в городе Всё из-за него
Все как-то мило, спокойно. Умиротворение. И солнышко не жгучее, как летом, а ласковое, даже чуть печальное.
Давным-давно одна девочка написала стихотворение, которое я забыла. а вот пара строк осталась на всю жизнь...
"Не обижай меня, ведь скоро весна. Будет у солнца косынка красна"...
Да будет ли эта весна когда-нибудь, Елена Серафимовна? ...Уже который год сплошное межсезонье...Вот только Балканами и спасаюсь...И Туристером ещё.
Спасибо Вам
AsiaGate писала 3 марта 16:45
Да будет ли эта весна когда-нибудь

Будет!!!
Но иногда и через печаль приходит радость. Скоро будем пить березовый сок...
И вот... Дарю стихтворение. которое написала уже давно
Берёза в окно мое жалится -
шумного ветра печальница.
Летом ситцевым,
солнце спицами
вяжет вязь из веток послушных растрепавшейся кроны.
Раны
на теле твоем, зажившие,
застышие, печатями вешних вторжений каторжан
городских.
Ты их поишь
в тишь
апрельскую, сельскую с ласкою
сладкою печалью своею.
Весною у всех раны.
Быль. Боль.
Ох, спасибо! Поплачу, весной же можно? )
Chiffa7
Уютно) Удивительно сохранились старые кварталы)
В русском слово "дебелый" никто не отменял))
Да, уютно очень)
q set="Chiffa7|1457014652"]В русском слово "дебелый" никто не отменял))[/q] - ага, но читающий-то видит что хочет) зачастую не то, что написано))
самое главное в Земуне — это атмосфера абсолютного спокойствия, умиротворения.
-как хорошо-то, Оксан!!! А башня чудесная, виды с окошек ресторана на город-
Там даже если на башню не подниматься, виды хороши, она же в самом высоком месте стоит
AsiaGate писала 3 марта 19:02
она же в самом высоком месте стоит
- тебе виднее!!
NataliaC писала 3 марта 19:30
тебе виднее!!
- мне сверху видно всё, ты так и знай!
Знаю, потому и молчу!!
«Мерак» — это получение удовольствия и радости от простых будничных вещей.

Очень мне нравится такой способ получения удовольствия, Оксан! Помню, еду в машине с сестрой и её мужем в Москве, дождь идет, музыка в машине, такое умиротворение. Говорю им: "Класс какой"!, а они меня не поняли!
Трогательное место!
Да, Лен, я тебя понимаю, часто в последнее время ловлю этот кайф - воздух пахнет, дождь тёплый, лист первый)) Стоило один раз понять механизм "мерака" - и всё) легче жить))
Какой живописный район Белграда этот Земун. Наверное я тоже там была в глубоком детстве, не помню только ничего.
Наверняка была, Ир, нельзя быть в Белграде и не побывать в Земуне
Впервые видела таким Белград! И мне очень понравилось . Интересный исторический район, застывший во времени. Действительно, никуда спешить не хочется и просто радоваться мелочам. Спасибо за прогулку
Вам спасибо за внимание
Оксана, несмотря на мою категорическую нелюбовь к Балканам, городок понравился.
Жаль, что ты редкий гость на сайте, твои рассказы всегда радуют своим качеством и настроением
На вершине сейчас работает ресторан,

А вы зашли туда?
Нет, закрыто уже было, мы приехали во второй половине дня и большую часть времени просидели в кафе в городе "мерак", знаете-ли Как будто приросли там к террасе, еле заставили себя на набережную сходить и к башне подняться))
KostantinPavlov
А я люблю Балканы!
И я!
Оксана, полный мерак!!!
И особенно набережная Дуная живописна!
А летом там как, представь: сплавы (плавучие кафе на воде), рыбные ресторанчики...Эх!
AsiaGate писала 11 марта 10:53
сплавы (плавучие кафе на воде)
Ничего себе! Никогда такого не видел! Круто!!!
vibas писал 11 марта 11:01
Никогда такого не видел! Круто!!!
- я писала о них в отзыве о Белграде )
Видно пропустил! Дашь ссылку?

- в середине там где-то. Но тоже весна, тоже их ещё мало.
Знакомое место! Спасибо, Оксана, что напомнили о нем! Конечно, посетить Белград и не побывать в Земуне, было бы неправильно!
Вам спасибо за внимание!
Так вот почему так благосклонны к тебе Балканы - твои корни оттуда!Родовая память срабатывает.
А Земун хорош, очень хорош, хочется туда, посмотреть своими глазами.
Да, немножко так и есть))
julykum писала 19 марта 21:42
хочется туда, посмотреть своими глазами
- ну вот же, я популяризирую-популяризирую))) чтоб вам таки захотелось. Это и есть цель ;) Понимаешь, там целый мир, дружелюбный нам, это ли не счастье?
Надо задуматься. Тем более, что из Дубая в РС вроде лоукостер какой-то летает.
10 апреля 20:44
Потрясающе живописное место. Помню-помню, были там ровно год назад в апреле... Тоже гуляли с удовольствием...
10 апреля 21:40
О, мы с вами почти в одно и то же время там были!
10 апреля 21:47
Место завораживает прямо. Я никогда не думал, что меня могут привлекать кладбища всякие, но и они красивые в тех местах. А какой вид с этой обзорной площадки - сказка. И помните лебедей на набережной? Это же чудо какое-то...
10 апреля 22:04
Да, и кладбище, и старые храмы, и улочки, в которых двоим не разминуться...Там такое умиротворение! Вроде бы и туристы есть, и на улицах полно жителей, детей, транспорт снует туда-сюда...А вот накрывает покоем. Летом туда хочу! Сесть на сплаве и выключиться))
Mabuta
12 апреля 16:41
Оксана, до чего винтажно! "Машина времени" работает! Подруга давно зовёт в Белград, а я все раздумываю... И зря!
12 апреля 17:43
Оля, вот зря! )) Поезжай обязательно!