Анна Кудрявцева Пользователь — была сегодня 12:13

Поездка в Абалак

30 июня 2015 г. 12:02 Абалак — Россия Июнь 2015

Недалеко от Тобольска находится небольшое село Абалак, в котором есть две интересные достопримечательности: Свято-Знаменский мужской монастырь и туристический комплекс «Абалак». Поэтому поездка в Абалак сразу была включена в план при посещении Тобольска.

Ехать туда собирались в последний, третий день, заранее выяснили, что автобусы в Абалак с тобольского автовокзала идут регулярно. Но на второй день после осмотра Кремля, Дворца наместника и Тюремного замка от музеев слегка устали, позвонили в службу такси, выяснили что дорога в Абалак будет стоить 450 рублей и решили ехать.

Поселение Абалак — древнее, исстари здесь жили татары. Да и название села произошло от имени татарского князя Абалака, сына сибирского хана Мара. При освоении Сибири Ермаком это была своего рода крепость стрех сторон обнесенная рвами и земляными валами, а с четвертой был крутой, обрывистый берег Иртыша. С высокого берега открывается красивый вид на реку и окрестности: смотришь и уходить не хочется!

Было у Ермака две решающие битвы — одна под Тобольском, другая под Абалаком. Оба раза татары имели численное преимущество, но оба раза победа каким-то чудным образом доставалась Ермаку. 5 декабря 1584 года у стен Абалака произошло решительное сражение казаков с ордой царевича Маметкула, открывшее Ермаку путь к завоеванию Сибири. Об этом профессор Р.Скрынников писал: «…победа под Абалаком окончательно определила упех сибирской экспедиции Ермака».

Согласно легендам, в этих местах неоднократно происходили чудесные знамения. Так, в 1585 году, после разгрома дружиной Ермака татарского войска, Ермаку якобы явился Николай Чудотворец и объявил, что Абалаку суждено стать «жилищем Бога». Об этом гласит краткая Сибирская летопись.

Спустя несколько десятилетий, в 1636 году, местной вдове Марии неоднократно явилась икона Матери Божьей вместе со святителем Николаем и преподобной Марией Египетской, а Матерь Божия потребовала построить новую церковь взамен обветшавшей. После этого была построена деревянная Знаменская церковь. Главной иконой этого храма была икона Божией Матери «Знамение» Абалацкая, написанная протодиаконом Тобольского кафедрального собора в честь Софии-Премудрости Божией Матфеем, во исполнение обета больного крестьянина Евфимия. После написании храмового образа Евфимий совершенно исцелился, а во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много чудесных исцелений. Икона стала почитаться как чудотворная.

Внешне Абалацкий образ схож с Новгородской иконой «Знамение», с той лишь разницей, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Икона 1637 года не сохранилась, с неё известно много списков, также почитавшихся как чудотворные, один из которых сейчас находится в монастыре. Снимок из интернета.

На рубеже XVII — XVIII веков здесь вырос уже целый комплекс каменных храмов. Самая древняя постройка — Знаменский собор, заложенный одновременно с тобольским Софийским собором в 1683 году. Собор был освящен в 1691 году.

В 1748–1750 году рядом со Знаменской церковью был построен зимний храм Николая Чудотворца,

а в 1752–1790 годах построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской.

В 1783 году в честь иконы Абалакской Божией Матери святителем Варлаамом был основан Абалакский мужской монастырь. В Абалак был переведен Богоявленский мужской монастырь из Невьянской слободы Пермской губернии, на новом месте он стал именоваться Абалакским Знаменским монастырем. Это некогда была одна из самых известных обителей Сибири. Не иссякал поток паломников к главной святыне монастыря, иконе Абалакской Божьей Матери.

До революции монастырь вел обширную деятельность среди инородцев Западной Сибири. В нем действовала даже инородческая школа, где дети татар, ханты и манси могли научиться грамоте и получить какое-либо из необходимых в жизни ремёсел.

В 1924 году обитель была ликвидирована, в 1925 году прошел ряд показательных судебных процессов над абалакскими монахами, расстрелы, их ложно обвинили в укрывательстве церковных ценностей и в безнравственных поступках. В зданиях монастыря размещались склады, местерские, затем средняя школа, детский дом-интернат, а в последние годы интернат для престарелых.

В 1988 году сильно разрушенных храмы монастыря передали церкви. Восстановление идет до настоящего времени, но монастырь уже преобразился.

Святые ворота.

Часовня в честь Новомучеников Российских.

Монашеский (братский корпус).

Архиерейский корпус.

После посещения монастыря выйдем из ворот и свернем налево.

Вблизи от монастыря находится необычный туристический центр. К нему идет дорожка по высокому берегу Иртыша. И снова не устаешь любоваться сибирскими далями!

Туристический центр «Абалак» построен из дерева в лучших древнерусских традициях. Здесь реконструировали сибирский острог времен похода Ермака.

В 2008 году этот комплекс был признан лучшим туристским проектом России, став дипломантом национальной премии имени Юрия Сенкевича.

Мы пришли сюда уже вечером. Кстати, часы на «Часозвонной башне» показывают правильное время.

Хоть комплекс работает допоздна, но посетителей было уже мало, перед нами из ворот вышла небольшая группа поляков. Вход на территорию стоит 50 рублей. Мы спокойно погуляли и все внимательно рассмотрели.

Здесь отлично можно провести время с детьми, хотя и взрослым здесь неплохо, можно арендовать беседку, пожарить шашлыки.

Трехглавый Змей Горыныч — это детское кафе.

Пивной бар устроен в пасти рыбы-кит, а на спине ее, как и положено по сюжету сказки, деревня, пашет землю мужик. Рядом с хвостом кита — небольшая сцена.

Здесь много интересного. Например, есть избушка Бабы-Яги, которая, я читала, умеет поворачиваться, а внутри вас встретит сама Баба-Яга. Мы ограничились фотосессией в ступе.

Есть тут банька.

И даже настоящий фонтан.

Вот здесь днем торгуют сувенирами.

Желающие полностью погрузиться в эпоху средневековой Руси могут остановиться на ночь в воеводских, стрелецких или казачьих палатах, условия и интерьер вполне на уровне. Внутреннее убранство номеров выдержано в старых традициях: деревянная мебель, коврики из лоскутков, картины из бисера, старинные часы с кукушкой, печь. Цены не совсем радуют, номер на двоих 7000.

Прогулку мы завершили в трактире «Белая сова». Ресторан стилизован под старину и выполнен из кедра. В нем несколько зон: каминная зона, барная стойка в сказочном стиле, русская действующая печь, интерьер ресторана украшен охотничьими трофеями.

Обслуживают девушки в русских сарафанах, а в меню входят блюда, воссозданные по рецептам русской кухни. Цены приемлемые, мы с удовольствием поужинали солянкой и пирожком с медовухой.

В начале июля в туристском комплексе проходят зрелищные игры-реконструкции «Абалакское поле», а зимой открывается резиденция сибирского Деда Мороза. Еще здесь есть контактный зоопарк, где можно покормить животных или сфотографироваться с оленем, лошадью, овцами, енотом или другими животными. А под «Пьяным мостиком» плавают утки-гуси.

Думаю, что Абалак — это прекрасный маршрут выходного дня, особенно, если у вас есть дети, или вы сами способны радоваться жизни, как дети.

Привожу здесь сайт туристического комплекса «Абалак», там можно увидеть цены и подробности.

А мы вызвали «своё» такси и вернулись в Тобольск. Нам поездка понравилась.

30 июня 2015 г. 14:42
Как всё чистенько и культурно! И при этом с русским духом и колоритом. Бар "Кит" - вообще полный отпад!
30 июня 2015 г. 15:02
Задумано неплохо. За семь лет немного пообшарпалось, но видно, что работают. Говорят, что людей там бывает много и для свадеб заказывают. Это вечер воскресенья после трех выходных, народ уже устал отдыхать
30 июня 2015 г. 14:56
Думаю, что Абалак — это прекрасный маршрут выходного дня,

Аня,
соглашусь, но с оговоркой: воспользоваться им могут только жители и гости Тобольска)))
Но туркомплекс очень интересный, хотя цены за сутки - грабительские!
30 июня 2015 г. 14:59
Да, мне нужно было это добавить: именно для местных и гостей Тобольска. А цены кошмарные, пусть там и полный комфорт внутри. дешевле в Тобольск уехать.
30 июня 2015 г. 15:56
Вот такие вот цены и останавливают всегда... Хотя, конечно, интересно!
30 июня 2015 г. 15:58
Да пусть там сами спят Из Тобольска приехал, погулял и назад! Чего там комаров кормить!
30 июня 2015 г. 16:10
видимо, они и спят...
30 июня 2015 г. 16:24
Меня больше всего впечатлили сибирские просторы, которых не видел, но надеюсь увидеть
30 июня 2015 г. 16:26
Меня тоже, несмотря на то, что я всю жизнь жила на Дальнем Востоке, в Сибири и вот теперь на Урале, где мне не хватает большой реки.
30 июня 2015 г. 16:52
Радует, что храмы отреставрированы. А деревня, хоть и Потёмкинская, но сделана грамотно. И виды на Итрыш еще очень понравились.
30 июня 2015 г. 20:50
Там еще рядом женский монастырь, в селе на полпути к Тобольску, но заехать уже времени не было. Монастырь тоже старый, монахини этого монастыря помогали царской семье, когда они были в ссылке. А Иртыш, конечно, очень красив! Обь скромнее будет, течет по низине, невыразительно выглядит.
30 июня 2015 г. 16:54
Все замечательно устроено: и монастырь и комплекс! Вот тянет народ в прошлое, в Древнюю Русь!! А просторы какие-ведь невозможно налюбоваться!!! Хорошая у тебя вся поездка получилась,Аня.
30 июня 2015 г. 20:53
Да, Наташа, мы остались очень довольны!
30 июня 2015 г. 16:58
Отлично!!!!!!!! Очень приятное место для отдыха!!!
30 июня 2015 г. 21:21
30 июня 2015 г. 17:09
Природа впечатляет! Вообще, красивые места и все так уютно. А цены... Где они нынче иные?
30 июня 2015 г. 21:23
Там хочется сесть на берегу и смотреть на Иртыш, как тот "Ермак, объятый думой"
30 июня 2015 г. 19:17
Я был в 7 году и все было закрыто на ремонт и строительство. Сам монастырь классный, а вот парк немного не реалистично выглядит, наигранно что-ли. Хотя надо будет самому посмотреть
Рассказ очень детальный и интересный, спасибо за него
30 июня 2015 г. 19:23
Да парк скорее для детей, там все эти игрушки - горки. Или если дяди поддадут хорошо под шашлычок Требует все покраски. Обслуги никого нет, только сторож-казак. Может поздно просто было. Я не особый любитель таких мест.
30 июня 2015 г. 19:25
Я тоже, я вот монастырь бы посмотрел с удовольствием
30 июня 2015 г. 20:38
Сказочная деревенька понравилась! Радостно, что монастырь восстанавливается, благое дело.
30 июня 2015 г. 20:40
Я рада!
30 июня 2015 г. 21:38
Аня, какая получилась разноплановая поездка! Тобольск почему-то очень давно запал и нет-нет всплывает большое желание посмотреть городок и его окрестности! Радостно, что монастыри стали восстанавливаться!
30 июня 2015 г. 21:40
Рада снова видеть, Рита! Тобольск нам очень понравился (может доберешься до двух моих рассказов о нем ), он заслуживает внимания!
30 июня 2015 г. 22:00
Аничка, а можно прямые ссылки в личку?!
30 июня 2015 г. 22:06
Конечно
30 июня 2015 г. 22:37
Удивительно красивое и фотогеничное место! Рад, что в Сибири есть такие ухоженные монастыри и туристические центры!
30 июня 2015 г. 22:41
Спасибо! В Сибири много интересного, жаль, все это далеко и не всегда приспособлено и комфортно для туристов.
1 июля 2015 г. 1:07
!!!
1 июля 2015 г. 5:02
Спасибо, Сергей!
1 июля 2015 г. 7:53
Великолепное место, все сделано с большим вкусом.
1 июля 2015 г. 10:47
Здорово, что вот так интересно люди восстанавливают (или получают) знания о истории своей страны...
sany4
1 июля 2015 г. 14:12
Очень интересная деревенька! Детишкам, наверное, раздолье!
1 июля 2015 г. 18:48
Да, для детей там много интересных деталей, одна избушка Бабы-Яги чего стоит! Нам и то было интересно
1 июля 2015 г. 18:23
Монастырь хорош. Свеженький такой и тур.центр завлекательный. Змей-Горыныч. вообще, чумовой!
Но самое красивое, конечно, природа. Иртыш такой мощный! Красотень!
1 июля 2015 г. 18:47
Монастырь, конечно, свеженько выглядит, здания восстановили не так давно, внутри еще пустовато. Стены выдержали, содержимое растащили. Читала, что подлинник Абалацкой иконы вроде чуть не в Австралии, правда на сайте епархии этого нет. Горыныч нам тоже понравился, он выразительный. Иртыш хорош! Прожив полжизни на Амуре, мне Обь, на которую тридцать лет смотрела из окна квартиры, казалась невыразительной, потому что текла по равнине. А тут такие берега!
1 июля 2015 г. 19:45
Очень интересный рассказ, Анна! С удовольствием посмотрела.
1 июля 2015 г. 19:53
Спасибо, Женя! Что-то давно вас не видно было!
1 июля 2015 г. 20:13
У меня сейчас самая работа, вот добралась хоть до материалов друзей.
1 июля 2015 г. 20:19
Это хорошо, когда есть работа Успехов!
1 июля 2015 г. 20:22
1 июля 2015 г. 20:27
Интересные места! Никогда не слышала...спасибо, что узнала теперь о них! А пейзажи какие чудесные! Кафешку такую с удовольствием бы сама посетила, симпатичное местечко
1 июля 2015 г. 20:34
Может, когда и доедешь!
1 июля 2015 г. 20:52
жаль только,что палаты не всем по карману.
1 июля 2015 г. 20:54
Да, я сайт смотрела, там все довольно интересно устроено. Но цена определенно не для всех!
2 июля 2015 г. 10:01
Монастырь очень красивый, хорошо что успели восстановить до того как окончательно развалился.
2 июля 2015 г. 16:06
Хорошо строили в 18 веке, то и спасло
3 июля 2015 г. 21:34
Прекрасный экскурс в историю освоения Сибири
7 июля 2015 г. 9:13
Спасибо, Борис!
4 июля 2015 г. 2:38
Аня, какое интересное село. Красивый монастырь и интересный туристический комплекс! Здорово!!!
4 июля 2015 г. 3:25
Очень живописные фотографии Иртыша и монастыря! Небо просто супер!
Lilija_Krjazheva
7 июля 2015 г. 8:58
Замечательный альбом! Посмотрела и на душе стало радостно!!!
7 июля 2015 г. 9:12
Спасибо, я рада, что Вам понравилось!
22 августа 2015 г. 9:02
Спасибо за экскурс в такую историю. А то только знал абалаковский рюкзак и его создателя - знаменитого альпиниста - Виталия Аабалакова.
22 августа 2015 г. 9:10
Спасибо за интерес, Юрий!
romashka13
22 августа 2015 г. 12:47
Забавный парк! Воплощение сказок в реальности!
22 августа 2015 г. 12:54
Да, немного все топорно сделано, но забавно. Один раз заехать можно.
22 августа 2015 г. 15:35
Не знала, что Ермак тут бился... И про место это первый раз слышу... очень любопытно. Хотя, онечно, отдохнуть в таком туркомплексе, как в Турцию слетать, но сделано все с душой. Иртыш великолепен, такие пейзажи, конечно, греют душу...
22 августа 2015 г. 15:39
Так ведь на диком бреге Иртыша, сидел Ермак, объятый думой. Комары съедят там отдыхать. Разве что заехать, посмотреть, как мы сделали.
22 августа 2015 г. 15:48
Anna_08 писала 22 августа 2015 г. 15:39
Комары съедят там отдыхать
можно браслетик на ногу прицепить, я внучке в Швейцарии купила, знаешь, как мошкара дохнет на лету)))
22 августа 2015 г. 15:51
Сибирскую браслетиком не напугаешь. У меня муж на даче и дегтем мазался, и ванилью. Я еще помню, как малину в накомарнике собирала.
22 августа 2015 г. 16:25
Я на Соловках видела комаров, про которых ты говоришь, это какие-то птиродактили...
nat4450
22 августа 2015 г. 21:12
Нам поездка понравилась.

Нам тоже - мы были чуть ранее. Смотрю на фото, есть некоторые изменения.