Sergey_Kuznetsov
Сергей Кузнецов — был сегодня 3:13
 – Я попал в топ-2%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Кабардино-Балкария 1976: Нальчик, Белая Речка и Приэльбрусье

26 апреля 2015 г. 13:58 Нальчик — Россия Август 1976
13 6

Летом 1976-го года я открыл для себя Северный и Центральный Кавказ. К тому времени я считал себя знатоком Кавказа, понимая под Кавказом его южный берег Черного моря. Первый раз я попал туда, будучи ребенком с родителями в 1962 году, когда провел лето в Адлере. Потом — летние школьные каникулы повторились в 1963-ем снова в Адлере, в 1964-ом — в Сочи, в 1965-ом в Геленджике.

В студенческую пору удались путешествия с друзьями в Новороссийск-Кабардинку и Геленджик в 1974-ом и в Гагры-Пицунду и Новый Афон в 1975-ом. В это время я познакомился с девушкой, впоследствии ставшей моей женой, которая рассказала о своем походе через Главный Кавказский хребет по легендарному 30-му всесоюзному маршруту из Адыгеи к побережью Черного моря в Дагомысе. Ее рассказ был захватывающим. Трагическая судьба группы туристов, прошедшей по этому же маршруту через две недели после нее, стала известна всей стране благодаря очерку в Литературной газете. Меня захватила идея поехать на Кавказ в последние студенческие каникулы и посмотреть его не с привычного юга, а с севера.

Туристы со стажем прекрасно помнят адрес в Москве на Петроверигском переулке, дом 4, где в советские времена находился Московский городской совет по туризму, едва ли, не единственный офис туристической специализации в столице. Я поехал туда, и на доске предложений с туристическими маршрутами и турбазами нашел подходящий для себя вариант на август.

Маршрут 327: Нальчик — турбаза «Серные Воды» — турбаза «Башиль» — приют Булунгу — перевал Думала — приют Безенги — турбаза «Голубые Озера». Такой же маршрут 328 действовал в обратную сторону.

Купив путевку, занялся билетами на проезд, что в летний сезон в советские времена было очень непросто. Предварительная продажа начиналась за 11 дней, и надо было оказаться у железнодорожной кассы рано утром первого предварительного дня продажи, чтобы успеть купить билет на поезд, так как билеты очень быстро заканчивались. Относительная дешевизна билетов (а мне хватило одной месячной стипендии на билет на поезд туда и самолет — обратно) позволяла населению Союза без проблем перемещаться по стране. Однако в летний сезон возникали проблемы из-за нехватки билетов.

Я купил купейный билет до Нальчика. Обратный билет взял на самолет из Минеральных Вод.

Так началось мое, можно сказать, первое самостоятельное путешествие по миру, который в те времена для подавляющего большинства населения ограничивался границами СССР. Я считаю его первым самостоятельным, потому что до него я путешествовал либо с родителями, либо с друзьями. В этот раз я задумал путешествие сам, реализовал его сам, правда, с помощью совета по туризму.

Итак, поездом 62 Москва-Нальчик я через 34 часа добрался до столицы Кабардино-Балкарии и ранним утром вышел на перрон ее железнодорожного вокзала.

Турбаза «Серные Воды» находится в поселке Белая Речка в десяти километрах от Нальчика на берегу реки Нальчик, где рядом — Белореченские серные ванны. Туда я направился на автобусе № 110 прямо с вокзала.

Я пишу эту заметку спустя 39 лет. Дневник поездки я, к сожалению, не вел. С собой у меня был фотоаппарат Зенит-Е с объективом Индустар и всего одна фотопленка. Как я жалею теперь, что не запасся пленками, что не документировал и не описывал никак поездку и маршрут! Ведь даже название поселка, где находилась моя первая турбаза, я нашел только сейчас в интернете.

Встретили на турбазе меня плохо! Несмотря на мою путевку, заявили, что свободных мест нет! О, родной Советский Союз! Как же это было тогда обычно, и как дико вспоминать об этом сейчас… Тем не менее, я расстроился, но не сильно. Ведь обещали к вечеру найти мне койку. В таком ожидании и прошел мой первый день отдыха. Сейчас я даже не помню, сходил я на серные ванны, или нет?

К вечеру я пошел «качать права». То ли это подействовало, то ли приехавший на отдых какой-то крупный республиканский начальник пожалел меня, но ночь я провел не в общем корпусе в спальне на четыре человека, а в отдельно стоящем домике с двухместным поселением, гостиной и в компании с этим самым начальником и его местными подчиненными.

На следующее утро меня переселили в основной корпус, и я присоединился к простым туристам, из которых формировалась группа в поход на перевал. Но, перед этим — акклиматизация на среднегорье. Поселок Белая Речка или Ак-Су- это 650 метров над уровнем моря. Он находится по долинам рек Нальчик и Ак-Су (Белая). Наивысшей точкой в окрестностях села является гора Нарпора (1 213 м.), расположенная к юго-востоку от села. По всем правилам неплохо провести здесь несколько дней перед выходом на высокогорье. Ведь наша следующая турбаза «Башиль» находится на высоте 2150 метров.

Второй день был посвящен походу по окрестностям Белой Речки. Селение основано в начале XX века переселяющимися из высокогорий на предгорья балкарцами. Вероятно, мы были на Белореченских серных ваннах, но мой фотоаппарат этого не зафиксировал. А вот местных овец и коз во время нашей прогулки — зафиксировал! Извините за черно-белые любительские кадры, но они — единственное, что у меня осталось от посещения Белой Речки.

1
2
1

Во второй половине дня — пляжный отдых на речке Ак-Су (Белой). Для купания быстрая горная речка подходит плохо, но позагорать и посниматься — в самый раз! Таким я был летом 1976-го. Уже закончилась в институте военная кафедра, поэтому можно было, наконец-то, отрастить длинные волосы!

На третий день сутра мы выехали на экскурсию в Нальчик. Тогда не было принято снимать достопримечательности на черно-белую пленку. Поэтому у меня нет ни одного своего снимка Нальчика. Спасибо моему товарищу, который имел слайдовскую цветную пленку. Это было очень круто! Он снял город с фуникулера, а потом подарил мне этот цветной слайд, и позднее еще несколько слайдов. Все остальные впечатления от Нальчика память смыла. Можно сказать, что и не был там…

1

На четвертый день я сам организовал себе экскурсию в Баксанское ущелье. В моей путевке это не было предусмотрено. Однако на турбазе отдыхали туристы по другим маршрутам, в том числе и те, кто все двадцать дней проводили здесь на Белой Речке без похода через перевал. Мы называли таких «матрасниками». Зато у них была предусмотрена однодневная экскурсия на Чегет.

Я присоединился к одной из групп, и отправился в Приэльбрусье. Дорога — неблизкая, около 130 километров. Мы были в пути около трех часов. Делали остановку в Тырныаузе, чтобы посмотреть уникальную гидростанцию.

И вот, мы в Приэльбрусье!

1

Вид на гостиницу «Чегет», которая показалась тогда верхом совершенства, не шедшего ни в какое сравнение с нашей турбазой!

1

Далее — подъем на Чегет на фуникулере. Отсюда — мои любительские снимки изумительной Чегетской поляны.

1
1

Как же не сфотографироваться на фоне Баксанского ущелья

и Эльбруса, который, к сожалению, был скрыт за облаками…

1

А вот — знаменитая «семерка» Донгуз-Оруна и Накры.

1

Вниз — опять на фуникулере, попутно снимая многокрасочную картину на черно-белую пленку…

Обратно в Белую Речку приехали уже затемно. Помню сильно устал от дороги и проголодался. Но, был счастлив, что увидел прекрасное Баксанское ущелье, Чегет и Эльбрус, пусть даже скрытый облаками.

В следующий раз мне посчастливилось попасть туда через одиннадцать лет в 1987 году. Но, об этом, возможно, в следующей заметке.

Бронирование отелей
в Нальчике

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Dimitry
+1
26 апреля 2015 г. 20:00
Как молоды мы были...
Sergey_Kuznetsov
26 апреля 2015 г. 20:28
Но уже путешествия любили... Спасибо, Дмитрий!
Butyrskii
+1
27 апреля 2015 г. 7:00
Фуникулер классный, одиночный
Отличные путешествия
Sergey_Kuznetsov
+1
27 апреля 2015 г. 7:59
Да, тогда фуникулер был в новинку! Спасибо, Игорь!
Yurijvar
+1
27 апреля 2015 г. 12:52
Это не фуникулер, а подъемник.
Фуникулёр (фр. funiculaire, лат. funiculus — верёвка, канат) — рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов на небольшое расстояние по крутой трассе.
Sergey_Kuznetsov
27 апреля 2015 г. 18:34
Спасибо за разъяснение! Я, честно говоря, не вникал в различие этих терминов.
IMonekin
+1
27 апреля 2015 г. 11:59
Интересно сколько всего поменялось с того времени...и существуют ли и сейчас те же самые маршруты?
Yurijvar
+2
27 апреля 2015 г. 12:54
Думаю, что туристические маршруты 1-3-й категорий (для большинства) остались такими же как и были 30-40 лет тому назад. Они были проложены по красивым и лучшим местам Кавказа.
IMonekin
+1
27 апреля 2015 г. 13:26
У меня такого рода маршруты ассоциируются с прекрасным фильмом "Спортлото 82" сам бы с удовольствием сходил
Sergey_Kuznetsov
+1
27 апреля 2015 г. 18:39
Маршруты были очень хорошими! Их бы восстановить! По ним бы пошли и иностранцы с удовольствием!
Sergey_Kuznetsov
+1
27 апреля 2015 г. 18:37
Мне тоже интересно! Я бы побывал там снова, но побаиваюсь! Не хочу расстраиваться. Да, и набалован комфортом. В спартанские условия турбазы, а, тем более, в палатку уже не пойду...
Yurijvar
+1
27 апреля 2015 г. 12:49
Спасибо за такие ностальгические воспоминания!
Для нас, бедных инженеров и научных работников того времени, такие горные походы были единственной отрадой! Пройдя горный маршрут, как правило, спускались в Сухуми и там отдыхали еще неделю-две в палатках либо в третьем ущелье Пицунды, либо в самом Сухуми на турбазе 16 съезда ВЛКСМ - там можно было ночевать прямо на пляже! В других местах было проблемно - пограничники гоняли всех туристов, подозревая их в нелегальном переплыве в Турцию!
Sergey_Kuznetsov
27 апреля 2015 г. 18:32
Спасибо, Юрий, что обратили внимание на мою заметку! Приятно узнать, что вы часто ходили этими маршрутами. Было бы интересно почитать об этом и посмотреть старые фотографии.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.