Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:59
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Нальчик — Россия Август 1976

На пятый день на крытом тентом грузовике мы отправились на новое место жительства — в Чегемское ущелье на турбазу «Башиль». Для этого надо было выехать из Белой Речки, где находилась наша первая турбаза «Серные Воды», проехать обратно через Нальчик в направлении Чегема на 35 километров и углубиться в ущелье еще на 60 километров.

Чегем в переводе с балкарского означает «пограничная река». Он образуется реками Башиль-Аузу-Су и Гара-Ауз-Су. Эти реки вытекают из вечных снегов и ледников Главного Кавказского хребта. Длина реки (вместе с Башиль-Аузу-Су) немалая — 103 километра.

Знаменитые Чегемские водопады находятся примерно в первой нижней трети Чегемского ущелья. Туда вела относительно неплохая дорога, так как эту достопримечательность показывали многим туристам, отдыхающим на Северном Кавказе и курортах Кавказских Минеральных вод. Всего их здесь три.

Малый Чегемский водопад, или Адай-Су (Девичья коса). Он находится на притоке Чегема — одноимённой речке. Этот водопад считается самым мощным из всей группы, а его высота — около 30 м.

Кабардино-Балкария 1976: Чегемские водопады, Булунгу и Башиль

Далее начинается Чегемская теснина Су-Аузу- «вода из горла». Ширина ущелья в самом узком месте уменьшается до 25 метров. Горы возвышаются над тесниной на несколько сотен метров. Я никогда ничего подобного в жизни не видел! К сожалению, именно здесь я израсходовал большую часть фотопленки. И понапрасну! Я снимал из кузова грузовика, а дорога была очень неровной, освещенность в теснине была недостаточной, а выдержка затвора слишком большая. Поэтому снимки получились размытыми…

В пределах этой теснины и находятся Большие Чегемские водопады. Первым открывается водопад на речке Сакал-Туп. Подальше можно увидеть Главный Чегемский водопад на речке Каяарты. Он считается самым красивым и представляет собой целую группу водопадов. Часть воды падает в Чегем в виде небольших каскадов с высоты 50–60 м, другая сочится из расщелин скал.

Однако самый большой (72 м) водопад Абай-Су расположен на притоке Башиль-Аузу-Су и менее известен туристам из-за труднодоступности. Однако для нас он был в пешей доступности из турбазы «Башиль» (об этом — позднее).

За водопадами дорога стала значительно хуже. Однако вплоть до сёл Эльтюбю и Булунгу (с тюркского — «залив», излучина реки») она оставалась ещё сносной. Ущелье стало более широким. Мы были зачарованы открывающимися видами на все более высокие горы.

Булунгу (или Верхний Чегем) — последнее балкарское село в отрогах Главного Кавказского хребта. Оно является центром Верхне-Чегемского сельского поселения площадью более 50 квадратных километров. И на этой огромной площади сейчас проживает чуть более одной тысячи человек… Когда-то до войны было больше. Но, как известно, балкарцы были насильно выселены в 1944-ом году в Среднюю Азию. После реабилитации лишь небольшая часть вернулись в эти родные места. Это родина героя гражданской войны, соратника С. М. Кирова, защитившего его от пули своей грудью, Султан-Хамида Калабекова.

По пути мы видели остатки Верхнечегемское городища «Лыгыт» Сторожевые башни и Булунгуевское городище. К сожалению, не остановились. Над долиной возвышается гора Кум-Тюбе высотой 3775 метров. От Булунгу до нашей турбазы «Башиль» еще 15 километров проселка. Здесь стало понятно, почему нас повезли на грузовике, а не на ПАЗике. За селением Булунгу дорога тянется по альпийским лугам, где мы наблюдали большое количество с любопытством посматривающих на нас сусликов.

Турбаза расположена в заповеднике в отрогах Главного Хребта Большого Кавказа, на берегу реки в огромном сосновом лесу на высоте 2150 м над уровнем моря. Она была создана в 1970-ом году, так что я там был на шестой год ее существования.

Турбаза «Башиль» получила свое название от имени ущелья, в котором она расположена — Башиль-Ауз. Считается, что оно, как и протекающая здесь река Башиль Ауз-Су — приток Чегема, названо легендарным балкарским охотником Абаем. Он отличался удивительной меткостью. В переводе с балкарского — «головное (верхнее) ущелье». По другой версии, Башиль — Святой Василий, что сомнительно, так как балкарцы исповедуют ислам. Имя это носит и гора Башиль-Тау и ледник, сползающий с ее северо-восточных склонов.

Летом 1976 на турбазе было большое количество домиков, сейчас мы бы назвали их коттеджами. Расселялись по 2–4 человека. Одновременно на базе могли находиться несколько организованных групп туристов, в каждой из которых от 30-и до 50-и человек. Здесь нам предстояло провести следующие пять дней.

Первый день мы отдыхали после трудной дороги, гуляли в сосновом лесу и «купались» в холодной горной речке. Этот цветной слайд был подарен мне моим товарищем по походу.

Кабардино-Балкария 1976: Чегемские водопады, Булунгу и Башиль

На второй день нам предстояло первое испытание по «горовосхождению». За турбазой левый приток Башиля — Джайлык-Су — образует красивый водопад. Объектом восхождения была небольшая смотровая площадка Кругозор или, как обычно называют такие горы неподалеку от турбаз — Пик Туриста. Кругозор возвышался над турбазой примерно на 300 метров. То есть, примерно на высоту 100-этажного небоскреба. Надо было взобраться не торопясь, налегке, чтобы получить первую серьёзную нагрузку перед основным походом через перевал и продолжить «акклиматизацию» в горах.

Эту задачу тургруппа выполнила, хотя и с трудом. Тропа пролегала по склоны горы, где рядом бежал горный ручей, а в период таяния снега — река Джайлык-Су.

Наградой был великолепный вид на заснеженный Главный Кавказский хребет, ледник Башиль и гору Башиль Тау (4148 метров).

Кабардино-Балкария 1976: Чегемские водопады, Булунгу и Башиль

На третий день — вновь серьёзное горное испытание. Группа вышла в поход на близлежащий ледник Башиль. Отсюда через ледник Башиль и перевал Лычат можно пройти в Грузию, но этот перевал считается достаточно сложным и недоступен обычным туристам, так как требует специальной подготовки и экипировки.

Для нас же пятикилометровый подъем на высоту примерно 2600 метров (около 500 метров над турбазой) без рюкзаков стал хорошей подготовкой к основному походу. Я впервые в своей жизни ступил на ледник, заглянул в бездонную трещину

и запечатлелся на огромном камне на фоне нагромождения льдов.

Кабардино-Балкария 1976: Чегемские водопады, Булунгу и Башиль

Дух захватывало от видов на возвышающийся над нами хребет и находящуюся далеко внизу долину. Пятикилометровый спуск домой на турбазу был нетрудным.

На четвертый день мы ходили в пятикилометровый поход вниз по реке Башиль-Су к самому большому Чегемскому водопаду.

Абай-Су означает «водопад Абая». Общая высота составляет 78 метров, а высота непрерывного падения — 72 метра. Водопад назван именем вели кого охотника Абая. Считается одной из главных достопримечательностей Кабардино-Балкарии.

Кабардино-Балкария 1976: Чегемские водопады, Булунгу и Башиль

Существует легенда, что в этих местах, у водопада, прятался от своих преследователей лермонтовский Казбич.

Мы искупались в водопаде и довольные вернулись на турбазу (вверх по реке пять километров). На следующий день предстоял основной переход через перевал. Но об этом — в следующей заметке.