vpolonsky
Вера Полонская Пользователь — была сегодня 17:20

Столица Золотой орды Сарай-Бату

1 апреля 2015 г. 1:22 Астраханская область — Россия Март 2015
57 34

Что такое Сарай-Бату?

Историки утверждают, что Астраханский Кремль был построен из кирпичиков побеждённой столицы татаро-монгольского ханства Сарай-Бату. И поскольку этот город был разобран нашими предками до основания, режиссёру, замыслившему снять исторический фильм «Орда», не оставалось ничего другого, как выстроить Сарай-Бату заново, на том же месте, возле реки Ахтубы.

5

Теперь декорации фильма превращены в уникальный фотогеничный туристический объект, куда мы и отправились из Астрахани.

5

Жизненный уклад в Сарай-Бату

В средние века Сарай-Бату был одним из крупнейших городов Евразии. Он на корню меняет типичные представления о жилище татаро-монгольских кочевников: обитали они не в юртах, а в благоустроенных домах.

3

В столице татаро-монгольского ханства был самый настоящий водопровод и система канализации. Неподалёку от киношного Сарай-Бату на раскопках древнего золотоордынского городища археологи находили превосходные древние водопроводные трубы. Но и в кино-городе водопровод сконструирован на должном уровне:

6
3

Среди горожан Сарай-Бату было много ремесленников и умельцев: ювелиров, резчиков по дереву, керамистов. Этот нюанс тонко учтён в декорациях — все дверцы построек и деревянные колонны украшены ажурной резьбой:

4
4
4

Встречается необычная кладка камней и имитация резьбы по камню:

3
3

А на некоторых зданиях имитируется отделка мозаикой:

2

В Орду поступала дань в огромных размерах, поэтому город был очень богат. Сюда стекались товарно-денежные потоки со всех сторон света — из Индии, Китая, Прибалтики, Кореи, Средиземноморья…

3

Казалось бы, глушь среди степи… Почему в неё так стремились караваны купцов? Неужели, так боялись Орду? Возможно, дело в том, что татаро-монголы были не только жёсткими воинами, но и отличными организаторами. Их столица была безопасным местом с чётко налаженной торговой системой.

3
3

Загадка Сарай-Бату

Глазея по сторонам, мы увидели над одной из дверей шестиконечный могендовид:

3

Вроде бы мы не в Израиле, к чему же он здесь? Единственное объяснение, которое мы нашли: в этом символе было воплощено существование в той же местности, но в более ранний период хазарского каганата — государства, в котором исповедовался иудаизм. Удивительно, что в декорациях учтён и этот факт…

Практическая информация. Как добраться до Сарай-Бату?

Агенства привозят в Сарай-Бату туристов в составе организованных групп или индивидуально. Но мы решили путешествовать не организованно, а вольно, взяли в прокат машину и добрались до золотоордынской столицы из Астрахани самостоятельно. Ехать пришлось больше 100 км, последние 5 км по степной грунтовой дороге. Доехали по навигатору без проблем.

4

Возле стен декораций среди степи нас встретила пара местных проголодавшихся собак. Накормили, чем смогли, и отправились выяснять, как попасть внутрь. Возле кино-города в машине дежурит сторож. Он нам открыл ворота Сарай-Бату, продал входные билеты (150 р. с человека) и включил аудиогид. За воротами нас встречала кошка-хозяюшка, как и положено в приличных домах:

4

Киса оказалась очень ласковой, одуревшей от одиночества. Она сходу забиралась на ручки и мурлыкала…

5

Практическая информация. Туристическая инфраструктура Сарай-Бату

Конечно, туристам будет интересен вопрос, есть ли возле Сарай-Бату общепит и удобства, можно ли там купить сувениры, и водится ли рядом ещё что-то интересное.

Мы приехали совершенно не в сезон. Однако с наступлением тепла напротив кино-города действует несколько шатров. В одном из них расположено кафе, в другом шаманит шаман.

3
2
1

Приобрести магнитик можно в любую погоду у сторожа, который откроет вам двери города. Нам посчастливилось познакомиться с местным верблюдом, а летом гостям Сарай-Бату на нём можно будет и покататься.

7

Неожиданный бонус. Пирамида Голода

Несомненное преимущество автопутешествия состоит в том, что можно ехать с любой скоростью и количеством остановок. Увидев возле трассы гладкую пирамиду, мы, конечно, остановились и отправились выяснять, что это.

3

Оказалось, что это — Пирамида Голода. Называется так не потому что в ней голодают, а потому что построил её инженер по фамилии Голод. Пирамида сконструирована по пропорции золотого сечения, благодаря чему благотворно действует на всё вокруг в радиусе 150 км. Особенно сильно действие благотворящей энергии обещано внутри пирамиды, куда мы, конечно, заглянули:

2

Заглянули не только мы. На стопке кирпичей были найдены и оставлены лежать дальше щедрые дары благодарных посетителей, коих коснулась благотворящая энергия пирамиды.

1

Выяснилось, что инженер Голод очень охоч до возведения пирамид. Такие же сооружения он возвёл в Ницце, неподалёку от Рима, Альметьевске, Екатеринбурге, Петрозаводске, Сочи, Алуште и Ростове. Может быть и ещё какие-нибудь неучтённые пирамиды есть… Кто видел, присылайте фотографии, сравним!

На следующий день мы продолжили автопутешествие, отправившись из Астрахани в ещё более сильное место силы — столицу Буддизма, Шахмат и Калмыкии Элисту. Но об этом будет отдельный рассказ.

Комментарии

onegina17
+1
1 апреля 2015 г. 8:51
Интересно как! Я и не знала про такое место! Спасибо!
vpolonsky
+2
1 апреля 2015 г. 8:55
Очень интересный объект! Когда про него прочитала, поездка в Астрахань сразу приобрела новый смысл.
Dimitry
1 апреля 2015 г. 9:14
Вот это и есть наша родина! Помнится, что когда-то все русские князья приезжали в Сарай Бату на поклон. И не только на поклон, но и за грамотами на правление собственными волостями. Экономика, однако.
А потом пришел Иван Грозный. Тут-то все и началось...
vpolonsky
+1
1 апреля 2015 г. 9:31
И не только русские князья, а и польские паны и французские послы наведывались! Всех Орда держала в кулаке, очень мощная была... И масштаб древнего Сарай-Бату это тоже доказывает, оказывается население города составляло 300 тысяч человек... А Грозный - Мужииик)))) Разобрать татаро-монгольскую столицу на кирпичики и построить из них Кремль - это сильно
Dimitry
+1
1 апреля 2015 г. 9:36
Угу! Особенно если учесть, что самого Грозного в низовьях Волги отродяся не было. Город взяла совсем небольшая дружина. Без боя. Хан Астраханский сам сдался.
Только город тогда стоял на другом берегу Волги. Юрты и глинобитные мазанки. В принципе, города как такового и не было. Строили все заново.
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 23:26
Так вот и задумаешься... горстка людей вершит историю...
Butyrskii
1 апреля 2015 г. 9:24
Отличное место! Очень интересное и я про него ничего не знал. Хороший повод съездить в Астрахань еще раз
vpolonsky
+1
1 апреля 2015 г. 9:32
Однозначно! А в тёплое время года там ещё больше интерактива. Я бы очень даже встретилась с шаманом
Dimitry
+2
1 апреля 2015 г. 9:37
А если приедете в июне, то встретитесь еще и с гнусом астраханским. Сожрет Вас целиком и не подавиться.
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 10:17
Спасибо за наводку, гостеприимный Дмитрий , про гнуса ничего не слышала! Это кто же такой?
Tiboca
+1
1 апреля 2015 г. 11:22
Думаю речь идет о мошке) Лучше в мае приезжайте)
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 11:24
Ах воот оно что... я и не знала, что мошка гнусом зовётся
Tiboca
1 апреля 2015 г. 11:31
Ее и не так назвать можно, в самый сезон))))
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 11:35
я так радуюсь, что у нас в Саратове этого "счастья" нет)))
Tiboca
1 апреля 2015 г. 11:40
Завидую я вам)
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 11:45
Приезжайте к нам на июнь спасаться)))))
Tiboca
+1
1 апреля 2015 г. 11:51
Непременно, в вашем городе еще не была)
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
vasilets
+1
1 апреля 2015 г. 10:05
Люблю такие интересные постройки. Одно жаль, что новодел...
vpolonsky
+2
1 апреля 2015 г. 10:22
Иван Грозный камушка на камушке от стародела не оставил))) Но, как ни странно, у киношных декораций своё очарование. И сразу видно, что сделаны для того, чтобы смотреться в кадре.
Jura_Lepesa
+1
1 апреля 2015 г. 11:53
да,для новодела супер,с этим не поспоришь
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 11:57
avebest
+1
1 апреля 2015 г. 13:33
Здорово! Интересный альбом получился!
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 13:50
Спасибо, Алексей!
marsada
+1
1 апреля 2015 г. 13:47
очень интересная имитация
vpolonsky
+1
1 апреля 2015 г. 13:51
Arkhip251166
+1
1 апреля 2015 г. 15:29
Отлично!!
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 23:03
Спасибо)))!
tinka61
+1
1 апреля 2015 г. 16:07
Хоть и новодел,но здорово все воссоздали. Интересно получилось.
Aljona_Udalova
+1
1 апреля 2015 г. 16:22
Красотень! Пирамида Голода заинтриговала
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 23:04
Да, очень необычно!
Shefer
+1
1 апреля 2015 г. 19:28
Как вам удалось такого красавца верблюда найти? Хороша зверюга!
vpolonsky
1 апреля 2015 г. 23:06
Он мирно гулял рядышком и пощипывал траву))), был стреножен, далеко не убежать...
kvesisskaya
+1
1 апреля 2015 г. 22:33
Сколько интересного , Верочка, увидела и сфотографировала! Спасибо тебе за великолепный альбом!
vpolonsky
+1
1 апреля 2015 г. 23:12
Олечка, рада, что тебе понравилось будет ещё маленькое продолжение нашего турне...пишу...
kvesisskaya
2 апреля 2015 г. 17:31
Отлично! Буду ждать!
Chedty
2 апреля 2015 г. 6:11
Очень интересно спасибо! Там ничего не рассказывают на сколько достоверно воспроизведение?
Собственно первый вопрос возникает сразу, такие как эти киношные постройки возводятся обычно из материала абсолютно не пригодного для строительства крепости.
Второй скорее не вопрос а намек, картинка до боли знакомая это декорации к фильмам о диком западе в стиле Пуэбло...
Вопрос отдельный от всей этой конструкции. Вы что нибудь слышали в каком музее хранятся сокровища (или хоть что нибудь) обнаруженные при раскопках столицы великого государства?
Пожалуйста, не воспримите как негатив. Мне заметка очень понравилась. Просто мне кажется что это одно из самых важных мест в России, может вы про него что нибудь знаете более детально.
vpolonsky
+2
2 апреля 2015 г. 8:42
Я Вас умоляю, какой негатив?! Самой было очень интересно узнать побоольше, ведь Орда, как ни крути, это огромный пласт нашей истории и культуры. Рассказываю по пунктам :
- Материал постройки совершенно непригоден для эксплуатации как крепости. Это арматура, доски и глиняная обмазка. Конечно, потихоньку декорации разрушаются. Но, надеюсь, их будут поддерживать в должном виде.
-На декорации нельзя залазить, дабы не попортить, да и размеры, конечно, не достоверные, всё построено с учётом того, чтобы был красивый законченный вид в кадре. Соответственно и достоверен может быть лишь стиль строений, потому что настоящий Сарай-Бату был огромен, в нём проживало 300 тысяч человек, да ещё купцов наезжало отовсюду немало. А здесь устроили всего лишь небольшой съёмочный павильон.
- Раскопки настоящего городища ведутся неподалёку, в селе Селитренное. Мы туда не поехали из-за того, что по пути в Сарай-Бату сначала промахнулись, ехали не по тому берегу Волги, пришлось возвращаться через Астрахань, потеряли время. Да и раскопки, как я поняла, не столь фотогеничны, хотя и интересно...
- Археологи находят и бытовую утварь, и украшения, и монеты. На выставке в краеведческом музее представлены золотые монеты и украшения, колье в моём рассказе про Астрахань как раз аутентичное, золотоордынское)))
Спасибо, Михаил, за интерес к рассказу
Chedty
2 апреля 2015 г. 17:52
Скажите пожалуйста, что реальный город в Селитренном построен из красного кирпича? Я был там когда раскопки только начинались вроде был сырец?
Я о чем, согласно логике сегодняшней истории Сарай должен был быть самым богатым городом мира и самым большим городом в России. В результате многолетних раскопок нашли пару монеток которые сейчас в КРАЕВЕДЧЕСКОМ музее. Так не бывает. Если у монголов не было денег, значит историю Европы нужно переписывать
vpolonsky
+1
2 апреля 2015 г. 20:17
До раскопок мы не доехали, но в интернете встречаются такие фотографии Селитренного. Откапывают, похоже, красный кирпич. А монгольские деньги, думаю, исчезли раньше. Смотрела передачи про Сарай-Бату, и как я поняла, этот город угасал и растаскивался по кусочкам постепенно.
vpolonsky
+1
2 апреля 2015 г. 20:26
И столицу из него вроде как перенесли в другое место (туда, где современная Астрахань), и Иван Грозный повелел Сарай-Бату на кирпичи разобрать и Кремль из них построить.
Ranton
+1
2 апреля 2015 г. 11:55
Кошка - хранительница Золотого запаса Орды
Кадр с ней прелестный получился.
Сколько ж еще нехоженых троп....
Спасибо!
vpolonsky
2 апреля 2015 г. 12:23
Наверное, я на кошек пристальное внимание обращаю, потому что у меня их дома две штуки))) Но вот так интересно иногда получается - в Иордании, в Петре тоже нашёлся кот-хранитель. Рыжий, как сама Петра)))
Margaritka
+1
2 апреля 2015 г. 14:04
История богата загадками иточнее история - это одни загадки! А то, что мы думаем, что знаем, это мы думаем, что знаем!
на Новой риге в Подмосковье стоит такая же красавица! Только не знаю Голод ли ее поставил?! ... щазззз поищу фотку, если получится найти
vpolonsky
2 апреля 2015 г. 14:14
Пирамидного полку прибыло С нетерпением жду
Margaritka
2 апреля 2015 г. 14:36
да не жалко! называется в Павлоской слободе
Margaritka
2 апреля 2015 г. 14:37
только сдается мне, что она другого фасону
Margaritka
2 апреля 2015 г. 14:39
Дюже она большая , да и вообще совсем другая внутри и снаружи тоже
Margaritka
2 апреля 2015 г. 14:43
а вот и неправа я! Взяла покапалась в нете - это таки-то пирамида Голода!
vpolonsky
2 апреля 2015 г. 15:19
Ооо! Да-да, почерк Голода, всё похоже!, просто при другом освещении кадры. Уж и не знаю, спустилось ли на меня какое просветление после того, как я в неё вошла Ну, будем надеяться!
Olejka
+1
3 апреля 2015 г. 20:49
Интересные сооружения,хотя и имитация!
vpolonsky
3 апреля 2015 г. 21:00
Yurijvar
+1
25 мая 2015 г. 9:08
Молодцы, что реанимировали такие страницы истории.
vpolonsky
1 июля 2015 г. 8:08
Согласна с Вами!
Maksim_Starostin
+1
1 июля 2015 г. 0:14
Как написал Николай Стариков, если бы во времена Золотой Орды существовала биржа, золотовалютные резервы Руси были бы вложены в золотоордынские ценные бумаги ;)
vpolonsky
1 июля 2015 г. 8:10
Да уж, масштабы ордынских богатств поражают. По тем временам Орду можно было считать супердержавой)
Juliette17
28 октября 2015 г. 20:43
Классный альбом
vpolonsky
28 октября 2015 г. 21:25
Спасибо, приятно, что Вам понравилось!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.