Полонская Вера (vpolonsky)
Вера Полонская Пользователь — была вчера 2:48

Каникулы в Разбалуй-Городе

31 марта 2015 г. 11:40 Астрахань — Россия Март 2015

Так уж повелось, что несколько лет подряд весной мне удаётся побаловать себя путешествием в тёплые южные края… Этот год не стал исключением. Но в силу ряда глобальных и личных обстоятельств тёплый южный край обнаружился не за семью морями, а совсем близко.

Выбор пал на Астрахань, которая в давние времена в народе звалась Разбалуй-Городом. Считалось, что здесь, на пересечении торговых путей можно хорошо заработать и легко потратить деньги. Поездка в Астрахань доказала гипотезу о том, что любой город России и мира охотно дарит свежие впечатления и открывает перед путешественником невероятные места, поэтому следует почаще баловать себя путешествиями большими и малыми. В краях астраханских мне посчастливилось прикоснуться к богатой истории этого купеческого города и совершить ещё пару путешествий, посетив две близлежащие столицы — столицу Золотой орды и столицу Шахмат и Буддизма. Но обо всём по порядку…

Город с Кремлём

Самое величественное и красивое строение в Астрахани — это, несомненно, Кремль.

Город без Кремля и город с Кремлём, скажу я вам, это две большие разницы. Белоснежный красавец был построен в 16 веке, в те времена, когда Астрахань отвоевали у хана и присоединили к московскому государству. Русь получила выход к Каспийскому морю, и чтобы его защищать от непрошенных захватчиков, понадобился Кремль.

Первый деревянный астраханский Кремль не выдержал набегов, и было решено его строить из камня. Чтобы набрать этих самых камней древние зодчие камня на камне не оставили от столицы Золотой орды Сарай-Бату…

Башни Кремля наделены яркими именами: Архиерейская, Крымская, Пыточная…

Кремль неоднократно перестраивали и ремонтировали. Даже в мартовскую «не зелёную» пору он выглядит отлично, территория внутри кремлёвских стен благоустроена, здесь приятно гулять.

Наверное именно белоснежные, кружевные стены и зелёные купола Кремля вдохновили архитекторов на аналогичное цветовое решение при строительстве нового астраханского театра оперы и балета. Театр был возведён лет 10 назад по проекту архитектора, построившего новый Собор Василия Блаженного в Москве. Выглядит он не менее внушительно:

Архитектурными изысками щедро украшена прилегающая к Кремлю площадь Ленина.

Кроме этой затейливой революционной «балюстрады» на крыше и традиционного памятника вождю площадь «украшают» монументальные сооружения брутальных женщин и субтильных мужчин:

Астрахань эклектична, в ней сочетается казалось бы несочетаемое из-за того, что по этому стоящему на семи ветрах Разбалуй-городу мощным маховиком проехались исторические и экономические события, прошли отдельные выдающиеся личности и прошествовали целые народы, оставляя свой неповторимый и несмываемый след…

Типичная Астрахань

Астрахань — относительно небольшой город. Мы передвигались по ней исключительно пешком, фотографируя астраханские сюжеты. Первыми фотомоделями в Разбалуй-городе были нежащиеся в тепле весеннего солнышка разбалуй-кошки:

Обратило на себя внимание обилие старинных сооружений различного масштаба и состояния. Типичны для Астрахани полуразрушенные дома с кирпичным низом и деревянной верхушкой:

Если присмотреться, деревянная верхушка дома не так проста — как правило, она украшена кружевной резьбой и затейливыми элементами:

Разваливаются в городе многие дома, да не все. Встречаются, например, такие образчики аккуратной реставрации:

Сохранились не только жилые, но и промышленные здания начала прошлого века:

На облик города и занятия жителей несомненно оказала влияние культура степных кочевников. Вдоль каменной стены с башенкой, навевающей воспоминания о татаро-монголах, современная наездница скачет на работу, чтобы покатать астраханскую детвору…

Контрасты современного и старинного в Астрахани часты и порой нелепы. Очаровательный домик-теремок притаился в тени угловатого новостроя.

Скажу вам больше… Неподалёку от новостроя обнаружилось монументальное изображение счастливой растущей семьи, к которой я поспешила примкнуть:

При ближайшем рассмотрении стало ясно, что я к удачной группе примкнула — семейство славное…. вот и потомственный нефтедобытчик с младых ногтей играется папиной брендированной каской…

Памятники Астрахани удивляют и врезаются в память, поражают полётом мыслей скульпторов и разнообразием. Так вокруг дерева в парке ни с того, ни с сего вырастают большие белые пальцы:

Не обошлось в рыбном городе без памятника рыбе. Это вобла-кормилица:

А на Набережной памятник выполняет нужную и важную бытовую задачу — чистит обувь… ну или притворяется, что чистит:

По близости высится величественная статуя Петра Первого. Взор царя скользит по проплывающим по Волге судам и судёнышкам, оценивает состояние вверенных астраханцам плавучих средств:

Набережная очень аккуратная и чистая, «с иголочки». Только что построили красивое здание с изящными балкончиками, наверное, будущий отель с видом на Волгу:

Изяществ хватает и в центре города. Например, на фасаде театра юного зрителя расположилась сказочная золотая птица:

Но удивляют астраханцев и гостей Разбалуй-города не только архитектурные изыски. Не знаете, куда вложить денежки? Замучила ностальгия по лихим временам «МММ»? Не отчаивайтесь, приезжайте в Астрахань:

Прогорели на финансовых махинациях? Разочаровались в жизни? Не отчаивайтесь, вас готовы спасать:

«Сосёт под ложечкой»? Обедайте патриотично!

Ещё патриотичнее!

Однако, ознакомившись с меню, мы не рискнули отобедать в этой столовой. Благо совсем по близости нашлось кафе с вкусняшками и с историей.

Кафе «Шарлау» — рай гурмана

Этот дом был выстроен на рубеже веков швейцарцем по фамилии Шарлау. По его же настоятельным просьбам архитекторы расположили на фасаде фривольных барышень-русалок, чем взволновали астраханскую публику, о чём не преминули написать местные газетки. В первом этаже располагалась не только кофейня, а ещё и шоколадная фабрика, превратившая дом в астраханскую мекку швейцарского шоколада.

После революции швейцарская кондитерская стала советским кафетерием. Однако сейчас здесь кафе с тем же запоминающимся именем «Шарлау».

В кафе можно пообедать — есть и первые блюда, и салаты, и блинчики. Особенно нас порадовали свежайшие и вкуснейшие пирожные, рекомендую:

Купеческий теремок

В Астрахани нам предстояло совершить открытия не только гастрономические, но и культурные. В день отъезда мы посетили роскошный дом купца Тетюшинова, похожий на сказочный терем.

Дом был построен богатым астраханским купцом для своей семьи. Денег у купца Тетюшинова было совсем не мало, он вполне мог бы позволить себе выстроить белокаменный дворец, однако волею его прихоти и судьбы для Тетюшиновского рода был возведён уникальный резной деревянный терем.

Семейство так и не обжилось в этом доме: жена Тетюшинова сбежала от него с воздыхателем, и единственная удочерённая дочь также покинула отчий дом. Дом отошёл к сестре купца, но вскоре случилась революция, и теремок превратили в коммуналку.

Можете представить себе его состояние в советские времена?! Чудом дом уцелел и был бережно восстановлен и превращён в музей, уникальный памятник деревянного зодчества. Каждый резной элемент несёт в себе пласт зашифрованной информации. Например, на этой панели знающие увидят и солнце, и дождь, и урожайное поле:

Такие резные элементы служили оберегом дома, сулили его хозяевам удачу и процветание. Интереснейшую экскурсию по дому-музею проводил не обычный экскурсовод, а человек, увлечённый историей, профессиональный актёр:

Экспонаты музея собирались и собираются по крупицам, многие из них подарены дому Тетюшинова неравнодушными астраханцами.

Порадовало, что музей интерактивный: здесь проводятся занятия, мастер-классы, можно сфотографироваться в интерьерах дома и в купеческих одеждах:

Радость краеведа

Хочешь узнать больше об истории и природе края — иди в краеведческий музей. Фауна астраханского края представлена в музее богато. Здесь можно увидеть настоящий скелет мамонта:

Меня совершенно очаровал летающий кабанчик, напомнивший борова, на котором летала служанка Маргариты в известной книге М. Булгакова:

А уж воочию увидеть малого вислоухого нетопыря вы просто обязаны:

Сейчас в музее действует выставка золотых изделий Золотой орды. Как всякой девочке-сороке мне приглянулось татаро-монгольское колье:

И шляпка:

После этого ничего не оставалось делать, кроме как самолично поехать в столицу Золотой орды Сарай-Бату, чтобы получше изучить подробности быта татаро-монгольских модниц. Но об этом — в отдельном рассказе.

Вместо эпилога

Компактный и колоритный Разгуляй-город Астрахань очаровал белокаменными кремлёвскими красотами и высотами, нашёл путь к моему сердцу, благодаря пироженкам Шарлау, пронзил его горячей татаро-монгольской стрелой, пообещал нежных лотосов, свежей рыбки и вкусных арбузов летом, и тем самым совершенно не оставил шанса не вернуться сюда. Астрахань понравилась. Так какая же она? Вместо слов на этот вопрос ответят астраханские окна.

Окно астраханского Кремля.

в Астрахани

31 марта 2015 г. 8:49
Интересно было посмотреть и почитать. Спасибо!
31 марта 2015 г. 9:08
Татьяна, Вам взаимное спасибо за внимание
31 марта 2015 г. 9:24
воочию увидеть малого вислоухого нетопыря вы просто обязаны:
. Спасибо, что показали. Даже интересно стало!
31 марта 2015 г. 10:12
Оооо, да! Тот ещё экспонат!
31 марта 2015 г. 9:41
Хороший отзыв об Астрахани, был в этом городе в юности- на круизе по Волге
31 марта 2015 г. 10:12
31 марта 2015 г. 9:47
Вера, какая чудная прогулка! Маленький деревянный домик возле новостроя напомнил мультик про Кузю и Нафаню :)) И музей купца Тетюшинова понравился, и сама Астрахань хороша!
31 марта 2015 г. 10:15
Точно, Люба! То-то я думаю, что где-то видела такой домик Астрахань хороша, но может стать ещё лучше. К сожалению очень многие старые необычные дома, создающие неповторимую атмосферу этого города, сейчас в запустении.
31 марта 2015 г. 10:16
vpolonsky писала 31 марта 2015 г. 10:15
Астрахань хороша, но может стать ещё лучше.
Будем надеяться, как всегда )
31 марта 2015 г. 10:15
Астрахань великолепна, даже весной! Отличный альбом
31 марта 2015 г. 10:31
Спасибо, Игорь! И весной там ещё и потеплее, чем в Саратове. Хорошие получились каникулы))))
31 марта 2015 г. 10:32
Летом еще Волга вовсю голубеет Класс!
31 марта 2015 г. 11:40
Была в Астрахани, как в одном из городов речного круиза. Была несколько раз. Обычно в Астрахани теплоходы стоят два дня. Экскурсии были интересные, но летом там - ну ооочень жарко, поэтому помню, как некомфортно было ходить за экскурсоводом.
А вот окрестности там обалденные. Дельта Волги там делится на мелкие рукава. Разве забыть, как я стояла в теплом быстром ручье (чуть выше щиколотки) - тоже Волга
А мальки просто наполняли собою все водное пространство, поэтому стоял ты не в воде. а в этой движущейся массе. Конечно там покупали и игру и воблу, а в августе астраханские арбузы, дыни. помидоры... Это было.
31 марта 2015 г. 11:46
Да, летом в Астрахани совсем другой "коленкор". Хотела бы туда поехать полюбоваться на лотосы и свежей рыбки откушать))) Тоже бывала в Астрахани с круизом, но это было в раннем детстве. Жару помню, Астрахань не помню
31 марта 2015 г. 11:59
Жару помню, Астрахань не помню

Вот-вот! Такая жара, что "мозги плавятся"и не воспринимаешь умного экскурсовода
31 марта 2015 г. 12:09
Верочка! Какой интересный альбом! Милый город Астрахань! Только вот вислоухий нетопырь страшный! Спасибо тебе, как всегда великолепно рассказала! Фото отличные!!!
31 марта 2015 г. 13:56
Спасибо, Оль! Нетопырь - это прикол местного музея. Я сначала и вправду поверила, что бывает такая рогатая обезьянка. Пять минут в недоумении на него глядела. Потом прочитала музейную карточку, и всё стало понятно))))
31 марта 2015 г. 15:30
Я бы испугалась! )))) Вера! Ты так классно освещаешь темы! Читать и смотреть твои публикации - огромное удовольствие!!!
31 марта 2015 г. 23:27
Спасибо, Олечка, очень мне приятно)))
1 апреля 2015 г. 22:17
31 марта 2015 г. 13:26
Хороший альбом,Вера!А Разбалуй и погодкой-то побаловал!
31 марта 2015 г. 14:18
Магдалина, спасибо Да уж, в Астрахани сплошное баловство было Каникулы, одним словом...
31 марта 2015 г. 17:52
31 марта 2015 г. 14:51
В Астрахани не была, здорово! Мне понравилось!)
31 марта 2015 г. 15:23
Маша, съездить определённо стоит! Хороший городок и есть интересные места по соседству.
31 марта 2015 г. 15:08
Хороша Астрахань! Жаль, жарко там очень
31 марта 2015 г. 15:23
В марте нам было вполне комфортно. Но не хватало зелени на деревьях и астраханских арбузов))))
31 марта 2015 г. 15:24
Да, арбузов астраханских всегда не хватает
MsXel
1 апреля 2015 г. 11:27
А вы осенью приезжайте) И жары такой уже нет, и арбузов достаточно))))
31 марта 2015 г. 19:50
Сегодня минус 2. Скорей бы лето...
31 марта 2015 г. 20:06
Неужто мы всё тепло увезли?! А было так хорошо, +13
Aljona_Udalova
31 марта 2015 г. 17:38
Красота!!! И чистенько так везде... Верочка, спасибо за рассказ! Остального пока еще нет?
31 марта 2015 г. 20:07
Алёнушка Рада, что понравилось! Остальное готовится, скоро будет!
KostantinPavlov
31 марта 2015 г. 18:03
Сколько всего в Астрахани оказывается! Только жалко что домики старинные стоят такие заброшенные
31 марта 2015 г. 20:14
Богатый на достопримечательности город, мне очень понравился. А старинных развалюшек действительно очень много, но в их деталях, резьбе, балкончиках и кроется настоящее лицо Астрахани. Эх, восстановили бы...
31 марта 2015 г. 19:46
Сохранились не только жилые, но и промышленные здания начала прошлого века
Не представляете, но эта электростанция и поныне работает.
31 марта 2015 г. 20:16
Вот это да! А внутри хоть обновлённое оборудование? Она необыкновенная Шла по мосту, увидела её и замерла как вкопанная!
1 апреля 2015 г. 7:59
Сдается, что оборудование похоже на те купеческие особнячки...
31 марта 2015 г. 19:49
Астрахань у Вас получилась патриархальной. Но она такая и есть...
31 марта 2015 г. 20:19
Я, конечно, понимаю, что "лицо города" - это вылизанная набережная и Кремль... Но меня совершенно очаровали купеческие особнячки, спрятанные в узких улочках. Даже не смотря на плачевное состояние многих из них... Глядя на них, очень многое понимаешь про Астрахань без слов... Дмитрий, спасибо за отзыв, от астраханца его получить особенно приятно)))
31 марта 2015 г. 20:32
И прогулка, и места - все понравилось. Всё такое уютное и патриархальное.
31 марта 2015 г. 21:01
Дополнительного уюта Астрахани придают водоёмы. Через весь город проходит речка Кутум, через которую перекинуто много мостов. А на фотографии лебединое озеро. Правда лебедей сейчас в марте нет, помёрзнут
1 апреля 2015 г. 7:58
Зато как Планетарий светится.
1 апреля 2015 г. 10:44
Планетарий снаружи и его программа впечатлили, но внутрь не попали, был выходной... А потом нас увлекли Сарай-Бату и Элиста...
bolshoy888
31 марта 2015 г. 22:04
Неожиданно милый городок!!!
1 апреля 2015 г. 1:29
Очень! А для меня неожиданностью был и сам выбор Астрахани для путешествия. Что называется "пальцем в небо"... И столько приятных открытий!
PVV
1 апреля 2015 г. 3:33
Люблю старые города,неиспорченные цивилизацией.))) В Астрахани очень много было старых домов,у многих окна на уровне тротуара.Ну и конечно,деревянные дома города-это нечто.
Не понравилась ограда вокруг нового театра.Зачем она?Это очередная оградомания?
1 апреля 2015 г. 10:35
И мне не понравилась! приехали мы в Астрахань рано утром, сразу пошли гулять, хотели зайти в парк возле театра, так не нашли вход в этой ограде!
1 апреля 2015 г. 7:43
Славный и любимый город. А что белуга в музее протухла? Не поверю, что вы ее не заметили
Спасибо за интересный рассказ!
1 апреля 2015 г. 10:37
Какой там протухла, свежа, как огурчик! Вот, специально для Вас)))))
1 апреля 2015 г. 10:41
Или вот эта рыба - белуга? что-то я в них запуталась
PVV
1 апреля 2015 г. 13:08
Самая крупная в музее-белуга,она на верхнем снимке(весит под тонну-не самый крупный экземпляр,пойманный в регионе).На нижнем снимке,по-моему,осетр.
Aljona_Udalova
1 апреля 2015 г. 16:27
Боже, какой монстр!!!! и что - это в Волге поймали?????
1 апреля 2015 г. 23:19
Ага))))
1 апреля 2015 г. 21:29
вы наверно даже преукрасили город, похож на европейский но не хватает Волги и стерляди.
1 апреля 2015 г. 23:23
Честно собиралась посетить рыбный рынок Селенские Исады перед отъездом. Но в последний день и не сложилось... Так что есть, для чего ещё раз съездить в Астрахань!
Да есть, конечно, в Астрахани и развалюшки, и пыль, и грязь... Но не люблю я на плохом концентрироваться. Город-то хороший. И люди... Посмотрят на свою красивую родину, порадуются, и на радостях подметут чего-нибудь или отремонтируют... А вдруг?!
2 апреля 2015 г. 8:30
В конце лета там должно быть здорово.
2 апреля 2015 г. 9:01
Согласна с Вами! Рыбалка, цветущие лотосы, арбузы, Озеро Баскунчак и Гора Богдо - это совсем другая, летняя Астрахань! Мечтаю и такую поездку воплотить
3 апреля 2015 г. 2:31
Даже не думала, что в Астрахани столько интересного! Спасибо за увлекательное знакомство с городом! Памятники очень необычные) И домик купца очень понравился!
3 апреля 2015 г. 7:54
У нас в этот раз случился интересный опыт: выбрали место поездки по принципу "пальцем в небо", потом нашли в интернете достопримечательности в городе и поблизости и поняли, что едем не зря Недалеко от Астрахани посетили столицу Золотой Орды, рассказ здесь: http://www.tourister.ru/responses/id_11819 (может быть Вам будет интересно).