Андрей Панин — был вчера 21:55

Финский салат. Турку, немного Наантали и Котка

31 октября 2014 г. 0:00 Турку, Наантали, Котка — Финляндия Август 2013

Предыдущая часть тут https://www.tourister.ru/responses/id_10083

Финский салат. Турку, немного Наантали и Котка.

На всякий случай напоминаю рецепт.

Для приготовления Финского салата берем и смешиваем основные, всем известные ингредиенты: рыбалка, грибы, сауна. Добавим столовую ложку Северного Модерна, стакан современной Скандинавской архитектуры и щепотку Средневековья. Сверху обильно посыпаем прикольными скульптурами. Даем пропитаться чистейшим воздухом финских лесов. Поливаем утренним туманом изумрудных озер. И наконец, дождавшись лазурного заката, подаем на стол. Приятного аппетита!

А теперь Турку. Почти все ингредиенты тут есть.

Турку в Финляндии, это как Санкт-Петербург в России. Оба города были когда-то столицами и центрами культуры, науки и промышленности.

Когда подбирали отель, то искали с парковкой. Это всегда важно, когда путешествуешь на своем автомобиле. По приемлемым ценам такой отель нашелся в порту. Недалеко от причала огромных паромов, которые возят тысячи туристов в Стокгольм. Довольно симпатичное здание.

Да и центр города не так далеко — 3 километра.

А совсем рядом с портом расположен старый замок Турку.

Когда-то, там, где сейчас порт, было море. Главный замок первоначально строился на острове, у устья реки Ауры в далеком 1280 году.

Потом суша приподнялась, и остров соединился с материком. На новой земле постепенно вырос Передний замок.

Весь замок производит потрясающее впечатление.

Снаружи чувствуется мощь каменных стен.

Во внутренних двориках прямо ощущаешь средневековье.

Все так аутентично. Кстати, снаружи и во дворах осмотр бесплатный. Впрочем, и внутри не дорого. Можно взять персонального русскоговорящего гида. Когда договаривались с экскурсоводом, просили ее сократить прогулку до 30–40 минут, так как 2 часа нам показалось слишком много для небольшого замка, а нам хотелось побольше погулять по городу. Как мы были не правы! Вроде и не огромный замок, но за многие лета впитал в себя столько истории.

Прошел через несколько эпох, развиваясь и приукрашиваясь.

Был и военной крепостью, и дворцовой резиденцией, и административным центром, и тюрьмой, и казармой.

Ну, а сейчас музей.

Замок Турку работает со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00.

Выйдя из замка, направляемся в центр. Можно конечно подъехать на автобусе, но мы не спешим. Мы же в Финляндии. И по пути обнаруживаем старую электростанцию с огромной загадочной трубой.

Вернее труба не загадочная, а кирпичная. А вот на ней загадочные цифры. Разглядывая их, мы даже вспомнили фильм «Lost».

Попробуйте разгадать этот код. А мы пока пойдем дальше.

В центр интереснее идти по набережной реки Ауры.

Набережная украшена скульптурами, фонтанами и современными зданиями.

Гулять приятно, почти как дома, в Санкт-Петербурге. А вот и знакомая пещера с паутинкой.

Давно ее помню. Обычно мимо нее едут автобусы с русскими туристами на паромы. Немного полюбуемся модерном

и выходим к главной достопримечательности Турку — Кафедральному собору.

Вот здесь останавливаются все наши автобусы.

Что ж, погуляем, пока их нет. Кафедральный собор является ни много, ни мало национальным сокровищем Финляндии.

Он был построен в 1300 году в честь девы Марии и первого епископа Финляндии.

Это единственный средневековый собор в стране.

Рядом с собором расположен памятник великому сыну Финляндии — Микаэлю Агриколе.

Первый лютеранский епископ Финляндии, ученый, просветитель и переводчик Библии на финский язык. В 1543 году он издал первую книгу на финском языке — это был букварь, до него финны грамоты не знали. Теперь этот год считается годом рождения финской письменности.

В составе шведского посольства Агрикола вел переговоры с царем Иваном Грозным об условиях мира между Швецией и Россией. Когда посольство возвращалось обратно, Агрикола заболел и умер 9 апреля 1557 года в 10 км севернее поселка Озерки на побережье Финского залива. Так подробно указываю место, потому что там стоит памятный знак, мы к нему ездили несколько лет назад. Похоронен Агрикола в Выборге. Возле собора Петра и Павла есть его памятник.

Естественно, что Финляндия хотела почтить память Агриколы, но поскольку дата его рождения не известна, то день его смерти — 9 апреля — стал национальным праздником — Днем Микаэля Агриколы или Днем финского языка. В его честь поднимается государственный флаг. Ежегодно в этот день Обществом финской литературы вручаются премии за лучшие переводы произведений мировой литературы на финский язык.

От собора потопали наугад и набрели на квартал «национальная деревня».

Но внутрь не попали, рабочий день уже кончился.

Утешили себя окружающей застройкой в приятном глазу стиле модерн.

Когда вернулись в центр города, увидели много молодежи и туристов.

Тормознулись у памятника двум царям.

Там изображена встреча Российского императора Александра I и шведского кронпринца Карла XIV, будущего короля и основателя современной династии.

И пошли гулять в поисках интересного атмосферного кафе.

Найти так ничего и не удалось.

Или еще было закрыто, или шумно.

В итоге осели в итальянском ресторане.

Что сказать, город нам понравился.

Есть что посмотреть и где погулять.

Мы даже не все увидели.

Но два-три дня, наверное, достаточно для знакомства с Турку.

На следующий день мы поехали полюбоваться архипелагом Турку.

Острова есть и такие скальные, и более ровные.

Тут времени надо побольше, поскольку он ну очень большой.

Белеет парус ....

Порядка 20 000 островов! Если Финляндия — страна озер, то Турку — страна островов.

Скоро осень.

Место уникальное. Считается самым красивым архипелагом Северной Европы.

Вот такие мосты соединяют острова. Но не все.

Большая часть островов необитаема, но на многих проложены дороги и живут люди.

Наверное сауна.

Для рыбаков вообще сказка. По островам проложена кольцевая дорога длинной 250 км, соединяемая мостами и паромами.

Вот такие домики на берегу.

Правда, работают паромы только летом. Мы прокатились по ней всего ничего.

Путеводитель соблазнил свернуть в Наантали.

Сейчас выглядит провинциально. Но мило.

Очень душевный городок, застывший в начале прошлого века.

Чистенько.

Знаменит он своими деревянными домиками.

Выглядит провинциально, но очень ухоженно и мило.

Ну прелесть!

Прогуляться одно удовольствие.

Продолжим прогулку по этому милому городку из позапрошлого века.

А кафе какое душевное!

Вход со двора. Правильно, подальше от суетных улиц.

Интерьер квартиры, будто в гости зашел.

Кафе оформлено очень по домашнему.

Для тех, кто с детьми — именно тут находится парк мумми-тролей.

Кофе, билеты на катер к Муми-Тролям, сувениры.
У пристани сувенирный магазин.

Из Наантали продолжаем путь в сторону островов.

Очень старая церковь была нами обнаружена на одном из островов. Rymättylän kirkko (церковь в Рюмяттиля), Rymättylä, остров Otava, Архипелаг Турку

Мосты большие, дороги хорошие, виды прекрасные, но далеко мы не уехали.

Доехали до пролива, через который моста не было. Дальше только на катере. Или местном пароме.

На одном из островов дорога уперлась в пирс. И хотя на календаре был уже конец августа, но все же еще лето, паромами даже не пахло. Делать нечего, возвращаемся в Турку.

Пытались проехать к проливу, по которому ходят огромные паромы в Швецию, но так его и не нашли.

В следующий раз летом попробуем прокатиться по этой кольцевой-островной дороге. Мне кажется виды там потрясающие, природа сногсшибательная, рыбалка фантастическая и удовольствия не мерянные.

Вернувшись в Турку, посетили аквапарк СПА-отеля «Сокос Карибия».

Как всегда, вошли уставшие, вышли отдохнувшие.

Рядом была обнаружена симпатичная церквушка. Но, после саун лучше скорее в постельку. Хороший сон Вам гарантирован.

Так как завтраки в этом припаромном отеле заканчиваются рано, встали мы тоже рано. Собрав вещи, поняли, что до выселения еще успеваем досмотреть в крепости то, что не успели накануне. У кассы пришла шальная идея объяснить кассирше, как все было вчера, что мы брали русского гида, а потом убежали в город и не успели досмотреть всю их интереснейшую экспозицию.

Нас вспомнили и сказали — проходите, конечно, новый билет не нужен. Вот так мы вторично оказались в Старом замке. На этот раз совершенно пустом, и от того немного таинственном.

Котка. Архитектура, скульптура, постель.

Котка — это уже почти дома. В наши планы первоначально не входило делать тут ночевку. Мы уже бывали в этом городишке и знаем, какой он симпатичный. Но поскольку Алла была мягко говоря приболевши, я решил сделать остановку и передохнуть. За день до приезда свободных комнат в отелях Котки почти не было, пришлось выбирать из того, что было. Остановились в отеле Karhulan Hovi Manor.

По европейским меркам дороговато, но по финским — вполне адекватно, тут вообще цены на гостиницы выше, чем в центральной и южной Европе.

Когда мы увидели отель, то запрыгали от восторга и битый час ходили и фотографировали.

Это настоящая дворянская усадьба с интерьерами и приусадебным парком.

Владеют отелем-усадьбой потомки тех самых дворян, которые здесь когда-то жили.

Все в здании выдержано в эпохе начала прошлого века.

Или чуть раньше.

Интерьеры навевают спокойствие и благородство.

Никаких сомнений, что большинство предметов — подлинные.

Ночная ваза в прикроватной тумбочке вообще убила наповал.

Нет-нет, не бойтесь, персональный санузел тоже был! Видимо, дань эпохи, или если перебрал лишку, тоже может пригодиться.

Наконец мы добрались до открытого в 2008 году Морского Центра «Велламо», где разместили перевезенный из Хельсинки Морской музей Финляндии. В переводе с финского «Vellamo» значит «хозяйка воды».

Современное здание, по замыслу автора, имеет форму волны и отражает на фасадах блеск моря.

При нашем посещении он отражал блеск дождя.

В здании также разместился музей региона, ресторан и сувенирный магазин.

Пока гуляли по морскому центру, зарядил дождь. Мы еще немного прошлись, нашли новые персонажи на улице скульптур и поехали в отель.

Вот в чем финны еще знают толк — так это в потрясающе уютных кроватях.

Они в меру мягкие, в меру жесткие, всегда просторные и застелены прекрасным бельем. Надо этот ингредиент тоже добавить в финский салат.

Изысканный завтрак под классическую музыку с цветами на столиках был так прекрасен, что жалко было уезжать.

Мы же не просто уезжали из отеля. Мы возвращались из эпохи Чехова в нашу реальность. Которая тоже имеет хорошие качества, но это уже совсем другая история.

31 октября 2014 г. 12:04
очень понравился рецепт Финского салата! наверное пришло время всерьез подумать о том, чтобы его как-нибудь отведать!
31 октября 2014 г. 20:33
Спасибо, Маргаритка. Скандинавия - своеобразный, неспешный отдых. Иногда и такой нужен. Для разнообразия.
2 ноября 2014 г. 18:34
Я с удовольствием посмотрела - моя Скандинавия еще где-то впереди...
2 ноября 2014 г. 19:21
Ну у нас у всех еще много впереди. И это хорошо. Спасибо.
31 октября 2014 г. 12:50
Вкусный салат ,Андрей!!! Много в нем всего и от того его дегустацию хочется растянуть на подольше)))Спасибо!
31 октября 2014 г. 20:35
Спасибо, София! Ваш комментарий натолкнул на мысль: А какое блюдо можно приготовить в других странах? Можно даже такой конкурс объявить.
31 октября 2014 г. 21:00
Думаю идея очень неплохая ,Андрей ,тем более у каждой страны свой вкус...)
31 октября 2014 г. 16:26
1. Код очень легкий- каждая следующая цифра= сумма двух предыдущих )
2. Салат- бомба! Тоже такой хочу ) Даже не думала, что скажу: хочу в Финляндию )
31 октября 2014 г. 20:37
Ну вот. Взяла и раскрыла тайну. Надо было подержать интригу.
31 октября 2014 г. 20:39
31 октября 2014 г. 16:27
Почему-то я в последнее время все повторяю-повторяю :)
31 октября 2014 г. 20:37
spatefillum писала 31 октября 2014 г. 15:27
в последнее время все повторяю-повторяю
К чему бы это?
31 октября 2014 г. 20:38
Почему-то комментарии стали дублироваться :)
31 октября 2014 г. 17:59

Не лень процитировать. Понравилось.
В Турку еще собираюсь. Когда придет время - перечитаю сей opus. Т.Е."откушаю")))
Прошу не убирать мою тарелку!
31 октября 2014 г. 20:38
Спасибо, Елена. Тарелку не отнимем. Угощайтесь в любое время.
31 октября 2014 г. 21:54
ого го какой отчет,столько сразу,основательно,одним махом не одолеть!!!
31 октября 2014 г. 22:04
Да я хотел на две части разбить, но не получилось.
31 октября 2014 г. 23:32
как я люблю эти места, скалы озера, лес. А в лесу грибы и ягоды. Раньше ездили на каждые выходные, а сейчас стало слишком далеко...
31 октября 2014 г. 23:54
hardsign спасибо!
hardsign писала 31 октября 2014 г. 22:32
сейчас стало слишком далеко...
поскольку Финляндия вроде как не переезжала, значит вы переехали?
1 ноября 2014 г. 0:02
Да в Москву, я родилась и выросла в Питере, здесь занималась скалолазанием, среди этих скал и лесов, прошла моя юность..
1 ноября 2014 г. 0:07
Эх, Москва.... Сколько петербуржцев она уже переманила?
1 ноября 2014 г. 0:23
ну ладно москва, все таки не заграница. можно было и туда свалить. тогда бы вобще вряд ли выбралась.
Так мы периодически подумываем снять на лето котеджик где нибудь на берегу озера.
1 ноября 2014 г. 2:38
Андрей, спасибо за рассказ! Очень понравился замок Турку, а Наантали и Ваш нечаянный отель в Котке - теперь в числе моих фаворитов. Ну, и что говорить, удивил стеклянный горшок. Сразу вспомнилась Фернанда с ее золотым горшком из моих любимых "Ста лет одиночества".
1 ноября 2014 г. 20:20
Спасибо, Юлия. Горшок - это как последний штрих, который заканчивает всю картину.
1 ноября 2014 г. 16:01
Андрей, спасибо за вкусненький салат! Насладилась вместе с Вами
1 ноября 2014 г. 20:23
Спасибо, Елена. Вот если правильно использовать ингредиенты, то и не в очень популярной стране может получится вкусное блюдо. Все в руках повара.
1 ноября 2014 г. 17:52
А какая тачка у хозяев отеля!!!
MSBR
1 ноября 2014 г. 21:51
прекрасный салат, спасибо!
1 ноября 2014 г. 21:54
Пожалуйста, пожалуйста. Рад, что понравилось.
povalyaevnick
2 ноября 2014 г. 14:15
Спасибо вам большое за рассказ и фотографии!
Подскажите если не секрет, а на каком языке вы общались с местным населением? К примеру когда что-либо спрашивали, либо в кассе покупали?
2 ноября 2014 г. 19:32
Спасибо за внимание. Общались с местными на английском. Общения то не много было. Типа "Плиз, ту тикетс" А экскурсовод в замке была русская.
2 ноября 2014 г. 19:28
На заводской трубе с 1994 года закреплена художественная работа "Числа Фибоначчи 1-55" итальянского художника Марио Мерца.
Труба принадлежит местной энергетической компании Turku Energia, а инсталляция принадлежит музею искусств Вяйно Аалтонена. Неоновые цифры высотой 2 метра.

Марио Мерц (1925-2003) — итальянский художник, представитель направления «арт повер». В своих работах использовал простые («бедные») материалы, добиваясь создания необычных и оказывающих сильное художественное воздействие эффектов. Многие его работы с 1969 года содержат светящиеся неоном числа, открытые итальянским математиком Фибоначчи.
2 ноября 2014 г. 19:35
Спасибо! Очень интересное дополнение! Никогда бы не подумал, что это произведение искусства.
2 ноября 2014 г. 20:08
!!!!!
2 ноября 2014 г. 20:31
Мне тоже салат понравился! Всегда воспринимала Турку - как перевалочный пункт в поездке в Швецию, недоглядела.... Везет вам, питерцам, такой сосед рядом...
2 ноября 2014 г. 21:07
Спасибо, Елена!
Kapuletta писал 2 ноября 2014 г. 19:31
Везет вам, питерцам, такой сосед рядом...
ага. Пользуемся пока можно.
2 ноября 2014 г. 21:12
Финны не дураки рушить эти связи...Обоюдополезные)))
3 ноября 2014 г. 18:42
Самое сильное - замок в Турку!!! Не думал даже, что Турку когда-то был столицей!
3 ноября 2014 г. 19:48
Виктор, ради тебя добавлю еще отдельный маленький альбомчик по замку.
5 ноября 2014 г. 13:45
Вот кто мне объяснит: почему Чухония совершенно не производит на меня впечатления? Может нужен "яркошный" попутчик, чтобы растолковал? Или попутчица?
5 ноября 2014 г. 14:10
все очень просто
нужно приехать туда на месячишко в августе и снять домик у озера и пожить.
чтоб так вышел поутречку окунулся, пока шел свои 100м до домика, набрал 5-10 беленьких или красненьких
пришел пожарил поел, потом сел в лодочку рыбку половил на обед и тд.
А так конечно словами это не объяснить.
Песня такая была
Тебя я заберу в карельскую весну
карельские леса, куда бегут ручьи...

или

долго мне будет карелия снится...
5 ноября 2014 г. 14:20
Весь ужОс в том, что я не рыбак и не охотник, не грибник и не ягодосборщик. Лесные кровососущие - страшный сон. На лыжах никогда не стоял. В общем, финская (карельская) и прочая лесная романтика - вовсе не моё. А, как я понимаю и немного видел, архитектурно и, уж точно, лингвистически сия мрачноватая страна - явно не мой вкус. Вот и остается один вариант - компания, за которой хоть на край света!
5 ноября 2014 г. 14:29
комары - это в основном июнь
но какая там красота в июне!
а в августе - уже комаров практически нет
Компания здесь не при чем, карелия- это скалы, озера, ручьи.
День который плавно переходит в другой день, дав ночи пол часа.
Это облака отражающиеся в озерах, это тишина и спокойствие, отсутствие суеты.
Просто там нужно пожить немного и чтобы повезло при этом с погодой.
И тогда все, Вы станете ее вечным поклонником.
А архитектура и все остальное, это вторично.
5 ноября 2014 г. 20:24
Вот hardsign правильно ответила. Объяснить это сложно. Тут как бы в рыбалке, например, не улов главное. Теплый вечер, штиль, вода как зеркало. В зеркале отражается красивейший закат. Тихо. Никого. Даже поплавок застыл и не отвлекает. А мысли в свободном плавании. И так легко...... Прямо какая-то нирвана.
Или в лесу. Идешь и гуляешь. Любуешься нескончаемой красотой осеннего леса. То капля росы блеснет в паутине, то лучи солнца пробивающиеся между красных стволов корабельных сосен нарисуют фантастический пейзаж. И тишина. Никто не торопит, не мешает. Ты свободен на несколько часов от всего мира. Это как полет. А грибы.... это так, как бы цель.
А попутчик? Если такой есть, с которым обо всем, то вообще. Вечер, костер, холодная водочка. И неспешный разговор. Ни о чем, и о самом главном. Без цели, но очень откровенно. Эх.....
5 ноября 2014 г. 20:36

Во-во-во! С таким попутчиком - хоть в Карелию, хоть в Зимбабве! И причем здесь грибочки и поплавок?

Урбанист я. Паутинка и прочие маленькие радости - замечательно. Но не поеду я за ними персонально. Мало того, что мИне подавай городской грохот и памятники архитектурные, так еще и народу бы разнообразного поболе, людской "цирк" поглазеть, себя показать. А паутинке я не интересен, разве что комарикам. Вот такая пИчалька!
5 ноября 2014 г. 20:44
Есть такая песня:
Давайте делать паузы в словах
Произнося и умолкая снова.
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.

Давайте делать паузы в пути....

Вот для этого нужен Север. Просто остановиться в беге суетном. Кто это пробовал, тот возвращается. Хоть изредка. Перевести дыхание.
5 ноября 2014 г. 21:03
Я понимаю. Да, понимаю. Только для меня паузы эти - вырваться из бесконечной текучки и однообразных дней в бурление, активность, движение. Движение с работы на работу для меня минимум четыре часа однообразного уныния. Сутки за рулем в путешествии - пауза в беге суетном.

Ох, не романтик я...
Впрочем, горы, фьорды, море - вот моя природа, мой север, Карелия, паузы в словах. Сидеть и тупо смотреть на море - мой релакс, моя романтика, мои паутинки. Офигевать от вида гор - с новой точки новый вид - мое расширение сознания.

Не, не, я совсем не спорю о вкусах, просто не сложилось у меня с Финляндией, не понимаю лес, что тут поделаешь...
5 ноября 2014 г. 21:19
Горы, море тоже не плохо. Тут у каждого своя стихия любимая.
9 ноября 2014 г. 10:49
В прошлом году из путешествия по Скандинавии исключили Финляндию (времени было не так много). Теперь вижу, нужно ехать специально!
9 ноября 2014 г. 11:48
Спасибо, Анна за внимание и оценку. Мне трудно сравнить со Скандинавией. Я там был проездом. Думаю Финляндия заслуживает своей доли внимания.
1 октября 2015 г. 10:49
Согласен, выглядит симпатично.... в прочем, на ваших фотографиях даже Хельсинки выглядит симпатично....
ЗЫ. много фоток битых в альбоме.... (((
1 октября 2015 г. 10:53
Спасибо! Подправлю.
1 октября 2015 г. 10:54
10 мая 2016 г. 20:12
Интересный рассказ, спасибо!
10 мая 2016 г. 22:13
Спасибо за внимание и оценку!