Антонио Гауди: «Мой дворец станет светлее света!»

14 10
Антонио Гауди: «Мой дворец станет светлее света!»

В испанской Каталонии, провинции, невероятно богатой талантами, вот уже много десятилетий нет гражданина более любимого и почитаемого, чем Антонио Гауди. Удивительное видение мира Гауди наложило на архитектурный облик Барселоны такой отпечаток феерической смеси чуда, сказки и дивных красок, что этот город невозможно спутать ни с каким другим.

Великий Антонио Гауди (Antonio Gaudi y Cornet) родился в маленьком городке Реус неподалёку от Барселоны 25 июня 1852 года. В семье Гауди из поколения в поколение передавали мастерство котельщиков, способных из обычного медного листа выковать сосуды практически любой формы.

Маленький Антонио рос хилым и болезненным ребёнком. Однажды, страдая от очередного приступа ревматизма, мальчик услышал, как доктор предупреждал его мать о том, что малыш долго не проживет. Услышанное не добавило юному Антонио оптимизма, он ещё больше погрузился в себя, практически отказавшись от игр со сверстниками в пользу молчаливого созерцания природы. Величие морского прибоя, свежесть капель росы, игра солнечных лучей на панцирях насекомых, многообразие оттенков луговых цветов восхищали мальчика, зачарованно наблюдавшего за неспешным течением окружающей природной жизни. Именно тогда, напуганный скоротечностью собственной жизни, Антонио и пообещал Всевышнему обязательно стать великим, что бы хоть как-то оправдать своё пребывание на земле…

Юношей, в 1870 году, Антонио Гауди поступил в Архитектурное училище Барселоны. Он прилежно учился, ему легко давались кованые миниатюры — фонари и решетки, витые калитки и перильца для лестниц — без сомнения, благодаря какой-то внутренней памяти предков-котельщиков. Черчению он учился у Вильяра, созданию малых скульптурных форм — у Эудженио Сала. Юноша ненавидел четкие формы и прямые углы, и доказывал всем и каждому, что в природе нет прямых линий. Верхом архитектурного совершенства Гауди считал форму куриного яйца, а все его работы напоминали те самые замки из морского песка, которые он строил на берегу ребенком. Преподаватели, отягощенные архитектурными догмами, не всегда угадывали в нём талант, считая его то гением, то сумасшедшим…

В 1878 году Антонио Гауди получил диплом архитектора и вскоре открыл свою собственную мастерскую. Вся деятельность Гауди, как архитектора, была построена на создании безопорных конструкций — без несущих стен, прямых и острых углов. В будущем проекты строений такого рода будут выполняться по так называемому «свободному плану», а метод, использованный Гауди при постройке своих сооружений, сможет восстановить лишь специальная компьютерная программа НАСА, созданная для расчета траекторий полёта комических кораблей.

Однако удивительный дар Антонио Гауди — строить по образу и подобию природы — возможно, так и не открылся бы в полной мере, не сведи его судьба с человеком, сумевшим разглядеть в Гауди недюжинный талант гениального зодчего. В 1883 году тридцатилетний архитектор начинает строительство Каса Винсенс на улице Каррер-де лес Каролинс в Барселоне для Мануэля Винсенса-и-Монтанера. Дом Винсенса в стиле мудехар — с шишечками, листиками и ягодками, с впервые появившимися параболическими арками Гауди, — становится одной из первых заявок на арт нуово в европейской архитектуре и тут же привлекает внимание богатого мецената Дона Эусеби Гуэля (Eusebi Guell Bacigalupi), графа и промышленника.

И восхищенный Дон Гуэль заваливает Гауди заказами. Так одно за другим появляются удивительные творения мастера.

Антонио Гауди: «Мой дворец станет светлее света!»

Дворец Гуэль — самая известная работа Антонио Гауди для Эусеби Гуэля.

За четыре года — с 1886 по 1890 год — Гауди сделал невозможное: возвел в центре Барселоны на небольшом участке земли величественный дворец, украсив его входы своими любимыми параболическими арками для въезда в подземные конюшни. Силуэт дворца стремился ввысь, фасад украшали национальные символы Каталонии. Дом был оснащен внутренней системой вентиляции и отопления, украшен элементами декора из дерева и мебелью из чугунного литья. Завершала всю эту пышность наборная мозаика из керамики и стекла. Гауди проснулся знаменитым.

Не менее известны и павильоны конюшен усадьбы Гуэль в Педральбесе близ Барселоны, созданные между 1884 и 1887 годами. Эти строения впервые сочетают в себе технологические новшества в строительстве и элементы декора изделиями народных промыслов. Вызывает восхищение живописный кованый дракон на решетке входа в мифический сад Гесперид.

Ещё одна работа Гауди для Гуэля — часовня и крипта Колонии Гуэль (1898–1916). Изначальным замыслом Гуэля бала постройки церкви для рабочих, живущих в посёлке Санта Колома де Сервелло неподалёку от Барселоны, в Каталонии. На строительство в полном объёме у Гуэля не хватило средств, поэтому увидели свет лишь часовня и крипта.

Парк Гуэль в Барселоне до сих пор не устаёт удивлять жителей и гостей города. Строительство парка началось в 1900 году и продолжалось в течение 14 лет.

По идее Гуэля это каменистое место на высоком холме вдали от городской суеты должно было стать комплексом фешенебельных жилых домов и зелёного парка в английском стиле. Проект так и не пришел к своему логическому завершению из-за финансовых сложностей в бизнесе Гуэля. Зато Барселона обогатилась чудесным образцом ландшафтного дизайна, наполненным работами Гауди. Среди них колонный зал, предназначенный для рынка, поддерживающий красивейшую открытую террасу, опоясанную длинной скамьёй в виде морского дракона; виадуки и дороги, обрамлённые похожими на стволы деревьев колоннами.

Деловое сотрудничество Гауди с богатым промышленником переросло в искреннюю дружбу, которая выдержала испытание временем. Работы Гауди, выполненные по заказу семейства Гуэль, принесли архитектору известность, а Барселоне — бесценное архитектурное ожерелье удивительных сооружений.

В то время Гауди строил очень плодотворно: среди шедевров тех лет — школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне (1888–1894), епископский дворец в Асторга (Кастилья, Леон) (1889–1893), Дом Ботинес, Леон(1891–1892), Дом Фигейрас по улице Бельэсгуард в Барселоне (1900–1902), Усадьба Миральяс (1901–1902). Просто поразительно, как мог один человек создать такое количество гениальных произведений зодчества за столь короткий промежуток времени!

Отдельного упоминания заслуживают строения Гауди времен так называемой эпохи Расширения в Барселоне.

Как только Каталония обрела независимость, в 1860 году жители города разрушили сначала мрачную городскую стену, а за ней и крепость Сьютадель, освободив тем самым достаточно места и для уютного городского парка с фонтанами, и для нового квартала, отданного молодым архитекторам, стремившимся изменить облик города.

Антонио Гауди: «Мой дворец станет светлее света!»

Надо сказать, что даже к строительству парка Гауди оказался причастным — будучи ещё студентом, он вместе с учителем выстроил в парке удивительное сооружение, носящее название «Каскад» и представлявшее собой некий синтез водопада, фонтана и триумфальной арки.

Когда же за уничтоженной городской стеной появился новый район Эйшампле (что переводится как «расширение»), архитектор не мог остаться в стороне и возвёл, одно за другим, несколько зданий, заставивших заговорить о Гауди всю Европу.

Квартал Эйшампле в народе называли «Кварталом Раздоров» за то, что на его территории соперничали не только амбиции молодых архитекторов, но и различные архитектурные стили. Все шедевры Гауди в этом квартале — наглядное пособие направлений стиля модерн: Каса Кальвет, Каса Батло, и, наконец, Каса Мила.

Выстроенный за два года Дом Кальвет (1898 — 1899) с архитектурной точки зрения сочетал в себе новую концепцию комплексного использования строительных материалов. Для этого дома Гауди собственноручно разработал эскизы орнаментов полов, отделки потолков, рисунки обоев и предметов мебели. Присутствуют в Каса Кальвет также горячо любимые Гауди элементы из кованого железа.

Дом Батло (1904–1906) в квартале Эйшампле барселонцы прозвали «Домом костей», и это не удивительно, ведь на первый взгляд кажется, что балконы и решетки окон Каса Батло сделаны из обломков костей какого-то мифического дракона. Да и внешняя отделка дома мозаикой, меняющей свой цвет в зависимости от освещения, также наводит мысли о драконьей чешуе.

Ещё один шедевр Гауди в квартале Эйшампле — дом Мила (1905–1910), более известный в Испании под названием «Ла Педрера», или «Каменоломня».

Этот дом, который другой гений из Барселоны — Сальвадор Дали — назвал «смятой штормовой волной», по-видимому, самое уникальное здание всей Каталонии. Сам Гауди не однажды говорил, что контуры этого здания «перекликаются с очертаниями окружающих Барселону гор, видимых с крыши дома».

По истине же невероятным творением Гауди всё в том же Квартале Раздоров и делом всей жизни мастера, без сомнения, является Собор Святого Семейства, или по-испански — Темпло Експиаторио-де ла Саграда Фамилия. Этому храму Антонио Гауди отдавал все силы, талант, сбережения на протяжении последних 40 лет своей жизни, а последние 15 лет — только ему одному.

Замысел собора был грандиозен, в будущем Саграда Фамилия должен был вырасти в фантастическое строение в форме католического креста с уходящими в небо шпилями, витыми лесенками, вырастающими из стен удивительными фигурами и мозаикой из венецианского стекла. Вход в собор был назван мастером Вратами Надежды, в него был вмурован камень со священной горы Монтсеррат.

Антонио Гауди: «Мой дворец станет светлее света!»

Несколько раз работы по возведению собора останавливались из-за нехватки средств, и тогда Гауди ходил по улицам Барселоны с кружкой для подаяний, собирая пожертвования на строительство. Он давно переехал из домика в Парке Гуэль, где жил последние годы с семьёй и престарелым отцом, в каморку при соборе. Никогда прежде не уделявший особого внимания внешнему виду, поселившись в Саграде, Гауди и вовсе стал выглядеть как нищий. Он тяжело болел, иногда по нескольку дней не появляясь на стройке, плохо питался, ибо мысли его были только о храме. «…Исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех сторон и возникнет образ рая… так, мой дворец станет светлее света» — таким Гауди видел храм Саграда Фамилия, торопясь, прекрасно понимая, что для завершения его замысла не хватит и нескольких человеческих жизней….

В один из июньских дней 1926 года новенький барселонский трамвай, только что пущенный по рельсам, сбил плохо одетого нищего старика, неосмотрительно замершего на трамвайных путях и зачарованно смотревшего на Искупительный Собор.…Это был Антонио Гауди. О чем он думал, глядя на дело рук своих? Может быть о том, что нужно что-то исправить в контурах шпилей, или изменить форму арок, или добавить новый оттенок мозаики? А может, просто любовался своим творением с гордостью — и умер счастливым?…

Его не сразу узнали в нищенских лохмотьях, успев спасти лишь от общей могилы. 74-летний Антонио Гауди был похоронен под сводами своего неоконченного собора — в крипте Саграда Фамилия, под сенью переплетающихся колонн. Попрощаться с мастером пришла вся Барселона.

Сегодня католическая церковь рассматривает вопрос о причислении Антонио Гауди к лику святых, ведь Саграда Фамилия стал не только архитектурным шедевром и гордостью Барселоны, но и символом истовой веры зодчего.

Благодарные потомки бережно хранят всё архитектурное наследие Гауди, а каждый гость Барселоны считает своим долгом увидеть как можно больше творений мастера. В доме Беренгера в Парке Гуэль создан музей Гауди, там можно увидеть личные вещи мастера, большую коллекцию предметов интерьера и неплохое собрание живописи.

! Нашли неточность? Сообщите нам.

Бронирование отелей
в Барселоне

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Ещё есть русский сайт про Гауди http://gaudi-barselona.ru
AsiaGate
Андрей, спасибо за ссылочку, прямо бальзам на мою влюблённую в Гауди душу! Столько нового для себя открыла :))
tinka61
Замечательный материал, Оксана! Много интересной информации и читается очень легко!
AsiaGate
Ира, спасибо! Я старалась.... Бог знает почему я так его люблю...
vasilets
Очень интересно, если бы этот материал попался мне до поездки в Барселону, я бы еще больше проникся духом великого гения, и еще больше его строений посетил...
AsiaGate
Сергей, спасибо, рада, что Вам понравилось)).
YuKuz
Оксана! А я сегодня на сайте "вдолевке.ру" прочитала рассказик про дом Мила, причем в разделе "идеи для ремонта"! Так все подробно, много фото. Наверное, для того, чтобы наши проектировщики взяли на вооружение этот шедевр Гауди!
AsiaGate
Почему бы и нет? Пусть дерзают, всё будет нестандартнее наших типовых коробок. Но: оформить " в стиле Гауди" - возможно, а вот поставить подобные архитектурные формы на поток - никогда, на то он и гений!
LiubovTukalo
Очень хотелось бы почитать что-то из его произведений. Может быть дневник или какие-то записи об архитектуре. Судя по цитатам он был еще и философом. Но пока я не нашла информации о существовании в печати чего-то подобного. В музее в Реусе есть книга,написанная Гауди, все ее страницы отсканированы и можно их полистать на большом экране. Придется учить каталонский и ехать в Реус ).
AsiaGate
spatefillum писал 12 октября 2012 г. 12:55
Придется учить каталонский и ехать в Реус ).
- видимо, если это единственный дневник.... Никогда не встречала его записей, и считала, что его цитаты дошли до нас только благодаря современникам.
ala
В который раз читаю про Гауди, и опять узнаю что-то новое! Неисчерпаемый человек! Спасибо за интересные подробности.
AsiaGate
Вам спасибо, что читаете) Там выше первый комментатор оставлял ссылочку на русский сайт Гауди - если интересно, зайдите. Меня лично особо позабавила статья о критиках Гауди:)))
Даже найду сейчас, вот:
http://gaudi-barselona.ru/...
elenarossi
С интересом прочитала. Посылаю "Зверинец" Гауди, что на крыше дома Милло. Надеюсь такая весточка будет приятной
AsiaGate
Елена, конечно приятно! Спасибо большое!!!