Музей зарубежного искусства. Выставка «Попугаи. Роскошь и красота» (Ярославль, 14.10.2018)

Музей зарубежного искусства. Выставка «Попугаи. Роскошь и красота»

(Ярославль, 14.10.2018)

Музей зарубежного искусства. Адрес: г. Ярославль, Советская площадь, д. 2,
тел.: (4852) 59-45-30, сайт: http://artmuseum.yar.ru, группа Вконтакте: https://vk.com/club71822521. Время работы: с 10.00 до 18.00, пятница — с 12.00 до 20.00 (касса закрывается на час раньше), выходной день — понедельник.

Выставка «Попугаи. Роскошь и красота». Даты проведения: 6 октября 2018 г. — 20 января 2019 г. Стоимость билетов: 150 руб. — полный, 100 руб. — льготный. Каждое воскресенье в 15.00 при наличии входного билета по выставке проводятся бесплатные экскурсии (время лучше уточнить в группе Вконтакте).

В Музее зарубежного искусства — филиале Ярославского художественного музея хранится множество интереснейших экспонатов. Некоторые из них представлены на постоянных экспозициях «Западноевропейское искусство XVI-начала XX вв." и «Искусство Востока». А есть коллекции, которые можно увидеть только на временных выставках. Например, год назад Ярославский художественный музей решил собрать собственную уникальную коллекцию, объединенную одной идеей. Собирать сервизы или вазочки показалось банальным, и креативные музейщики решили коллекционировать… попугайчиков! А, что, интересный вариант, птица — особенная, яркая, красивая, а, значит, и коллекция получится необычной, разноплановой и, безусловно, понравится не только людям с утонченным вкусом, но и просто любителям симпатичных вещиц и даже детишкам. На выставке можно увидеть 52 разнообразных попугайчика производства более 20 европейских заводов из 10 стран, а сами экспонаты были выполнены на лучших фарфоровых фабриках в период с XVIII по конец XX веков. И как замечательно, что мне удалось попасть на организованную экскурсию и услышать любопытнейший рассказ не только практически о каждом экспонате, но и узнать об известных заводах, тонкостях изготовления фарфоровых птичек и, конечно же, о самих попугайчиках.

География коллекции выглядит так. Центральное место занимает Германия — основоположница европейского фарфора и, собственно, статуэток попугайчиков. Есть экземпляры из Чехии, Венгрии, Италии, Дании, Англии, Франции, Украины. Конечно, не обошлось без Китая — родины фарфора, где птичек изготавливали как для местного рынка, так и на экспорт. Также представлена и Россия.

Испокон веков попугай считался мистической птицей. Вероятно, это обусловлено тем, что попугай — одна из немногих птиц, способных воспроизводить человеческую речь. В XV–XVI веках было распространено поверье, что перья попугаев не промокают под дождем. Возможно, поэтому разноцветная птица стала считаться одним из символов Девы Марии — всегда сохранявшей чистоту и невинность. А еще, как объяснил нам экскурсовод, в древности попугая считали проводником в загробное царство, люди верили, что именно эти необычные птицы связывают миры живых и мертвых.

2

Попугаи были завезены в Европу из Индии благодаря походам Александра Македонского. В Древнем Риме заморские пернатые красавцы считались признаком состоятельности и знатности, их держали в красивых клетках из серебра и слоновой кости, а хорошо говоривший попугай порой ценился даже дороже, чем раб. Также изображения попугаев впервые появились на римских мозаиках. В ранее средневековье попугайчиков поставляли из Африки, Индии, Мадагаскара. Первые латиноамериканские попугаи были привезены Христофором Колумбом в доказательство путешествий знаменитого мореплавателя в дальние страны. А вот родиной всем знакомых волнистых попугайчиков является далекая Австралия.

Европа XVII–XVIII веков так восхищалась диковинными птицами, что из самых богатых домов и аристократических гостиных попугайчики перекочевали в изящную сферу искусства. Гордых и красивых птиц художники часто изображали на портретах, натюрмортах, в исторической живописи и даже в картинах на религиозную тематику. Особенно любили попугаев голландские художники, для которых птица на картине могла быть как олицетворением изобилия, достатка, так и воздержания. В портретной живописи попугай обозначал статус и опять же благосостояние изображенного человека. В конце XIX века изображение загадочной птицы нередко украшало портреты людей искусства. Впрочем, помимо символа роскошной жизни и творческой свободы, попугай был неизменным спутником авантюризма и приключений — все мы прекрасно помним, что каждого уважающего себя пирата обязательно сопровождал огромный говорящий красавец с радужным оперением.

Первая фарфоровая мануфактура была открыта в саксонском городе Мейсене (Германия) в 1710 году. До этого момента прекрасные фарфоровые изделия поставлялись с Востока и ценились очень дорого. А Китай строго хранил свои производственные тайны и долгое время не допускал конкуренции. Однако в Саксонии алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером и учёным Эренфридом Вальтер фон Чирнхаузом была разработана методика изготовления твердого фарфора, сходного по характеристикам с китайским, его основными компонентами были каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата, который и стали использовать в производстве).

Конечно, тонкости фарфорового дела тщательно охранялись. Но долго ли можно что-то скрывать в сравнительно небольшой Европе, где все страны — как соседи в многоквартирном доме, а расстояния не такие уж и значительные? В XVIII веке фарфоровые фабрики, переняв секреты мейсенских мастеров, открылись в других землях Германии, во Франции, в Австрии и Италии. Но, конечно, у каждой фабрики были свои секреты «белого золота», как называли в то время фарфор, собственные технологии и приемы по декорированию статуэток. И если первоначально фарфоровые заводы и частные мастерские строились около глиняных карьеров (где было проще и быстрее добывать необходимое сырье), то с развитием железнодорожного сообщения подобные производства открылись в совершенно разных местах. К началу XX века практически на всех фарфоровых фабриках выпускали попугаев. Эти прелестные птички служили прекрасными показателями качества производства, где ценились сложность модели, чистота отделки, многоцветность, художественная композиция и тонкость росписи. Все это свидетельствовало о технических возможностях фабрики и уровне ее мастеров.

И, все-таки, именно Мейсенская мануфактура всегда служила примером для подражания. Именно здесь был разработан тип статуэтки «попугай на пеньке», который до сих пор является эталонным и тиражируется во всем мире. Мейсенский тип — это попугай, сидящий на пеньке, декорированном разными миниатюрными элементами: ягодами, цветами, листиками, насекомыми, на которые либо смотрит свысока, либо вовсе не обращает внимание. Считается, что мода на такую форму статуэтки сложилась под влиянием голландского натюрморта, где попугай как символ человека не обращает внимания на насекомое — символ людской суеты.

Впрочем, со временем эталонный пенек мог быть заменен веточкой или фруктом, появились статуэтки, изображающие попугайчиков во взаимодействии с людьми или мифическими существами. В целом, можно сказать, что на протяжении нескольких веков фарфоровые попугайчики создавались под влиянием двух крупных стилей искусства: барокко и арт-деко, что, впрочем, не трудно заметить, внимательно рассматривая музейную коллекцию.

Технология изготовления статуэток — довольная сложная и может служить показателем оснащенности и технологического уровня производства. Так, например, каждая деталь, будь то тельце, лапки, крылья, хвостик, клюв, хохолок, основание, элементы декора — отливалась отдельно. Затем элементы аккуратно монтировались (поистине ювелирная работа!) и обжигались. В гипсовых формах статуэтку можно было отлить не более 50 раз, в настоящее время они заменены формами из более прочных и долговечных материалов. Интересно, что на наиболее сложную, богато декорированную мелкими деталями фигурку могло уходить до 20 дней!

Одним из главных показателей производства было качество фарфора, который должен был быть белоснежным, однородным, без посторонних включений. Именно такой фарфор служил эталоном в Германии в 1930-е годы. И белые, монохромные немецкие попугайчики, представленные на выставке, радуют зрителя своей утонченностью, элегантностью и изысканностью. Ничего лишнего. И еще один способ в очередной раз ненавязчиво продемонстрировать свое непревзойденное мастерство и эталонное качество!

Но, конечно же, пользовались популярностью и разноцветные птички — все-таки, природа одарила попугайчиков одним из главных достоинств — пестрым оперением. За весь цикл создания статуэтки модель могли несколько раз раскрашивать и обжигать после каждого нанесения цвета. Интересно, что изначально художник даже не мог с точностью сказать, какой оттенок получится в результате, так как краски имеют свойство менять цвет в результате обжига.

Также использовались два типа росписи: надглазурная и подглазурная. При надглазурной росписи изделия после обжига сразу же покрывались глазурью, затем расписывались и обжигались вновь, это сложный по своей технологии процесс, требующий большого профессионального мастерства. Подглазурная — роспись, которая наносится на фигурку непосредственно после обжига, до нанесения глазури. При использовании этой методики верхняя глазурь может быть прозрачной, тонированной или даже цветной, что дает эффект наложения, а в качестве красителей используются устойчивые к обжигу оксид железа и оксид кобальта. Подглазурная роспись более устойчива, так как слой глазури защищает рисунок. Кстати, попугаев раскрашивали и декорировали только вручную. Ассортимент и палитра используемых красок свидетельствовали о технологическом уровне той или иной фабрики. В результате каждый экземпляр, даже отлитый из одной формы, был уникален и неповторим.

Как ни странно, коллекция началась не с фарфоровой фигурки, а со старинной вышивки — панно, украшенной бисером, середины — второй половины XIX века, которая также представлена на выставке. Небольшая, но сохранившая сочные краски работа чрезвычайно хороша, а изображенный попугайчик в ярком оперении, сидящий на веточке с листиками и ягодками, как мы уже знаем, классическое изображение эталонного сюжета.

Также можно полюбоваться миниатюрной вышитой обложкой для записной книжки 1820-х годов, на одной стороне которой изображена корзиночка с цветами, а на другой — сидящий на кольце попугай.

А вот все остальные экспонаты — фарфоровые статуэтки, с достоинством взирающие на любопытных посетителей сквозь стекло витрин. Как, впрочем, и положено попугаю по мейсенским канонам! На выставке представлены самые разнообразные попугаи: совсем маленькие и побольше, с радужными хохолками и позолоченными клювами, пестрые, яркие, с преобладанием насыщенных тонов и практически белые или лишь слегка тронутые мягкими пастельными или прозрачными, почти акварельными красками. И хоть форма — попугай на пеньке — повторяется в каждой фигурке, в роли «пенька» часто выступают и орехи, и фрукты, и камушки, и веточки. Кстати, как нам сказал экскурсовод, хотя многие статуэтки и современные (XX века), выполнены они по старинным формам.

Отдельная тема — попугаи и люди. Изящна и грациозна статуэтка «Дама с попугаем» работы скульптура Джузеппе Армани. Очень симпатичен озорной фавн, забавляющийся с попугайчиком, производства Датской королевской мануфактуры. Кстати, эта фарфоровая фигурка — часть целого набора, состоящего из нескольких жанровых сценок с участием фавна. Естественно, что в музейную коллекцию попугаев попал именно этот сюжет.

1

А еще лично мне чрезвычайно понравился харизматичный шут в забавном красном колпаке, поющий балладу пестрому попугайчику, — питаю я к этим персонажам определенную слабость.

1

Не могли обойти вниманием мастера фарфоровых дел и героев художественных произведений. Например, смешная статуэтка «Боцман и попугай» напоминает старый советский мультфильм. А вот английский молочник в виде головы пирата Джона Сильвера из приключенческого романа Стивенсона «Остров сокровищ», украшенный фигуркой попугая. Как мы помним, именно он, сидя на плече морского злодея, выкрикивал: «Пиастры, пиастры, пиастры!».

1

Отдельная витрина полностью отдана прекрасной половине человечества, перед которой даже гордый попугай не в силах устоять. Придворные дамы в пышных платьях играют с роскошными птицами, символами достатка, а красавица — танцовщица в восточном одеянии забавляется с желто-бирюзовым попугаем.

И, конечно же, такой утонченный и романтичный материал, как фарфор, связан с темой любви. Наверное, все помнят пасторальных пастушков и пастушек, розовощеких ангелочков с сердечками и романтичных парочек, слившихся в пламенном танце. А вот, если говорить, о попугайчиках, то, пожалуй, самым настоящим символом любви будут всем известные неразлучники. Действительно, очень трогательно и мило выглядят лимонно-зеленые и желто-красные парочки миниатюрных птичек, склонивших друг к другу свои головки.

1

Интересно, что фарфоровые статуэтки могли нести не только декоративную функцию. Например, на выставке нам показали фарфоровые светильники-ночники, выполненные в виде попугайчиков. Подсвеченная птичка приобретает определенный мистический шарм, а малышу, вероятно, было спокойней засыпать в полутемной детской, зная, что его покой охраняет большой и красивый пернатый друг.

Но, конечно же, при всем уважении к заграничному фарфору (мы помним, что выставка экспонируется в Музее зарубежного искусства), в коллекции можно увидеть и отечественных попугаев. Например, этот белоснежный какаду с пышным хохолком — работа нашей землячки, ярославского скульптора Натальи Павловой, одной из основателей «Мастерской майолики Павловой и Шепелёва».

Посещение выставки «Попугаи. Роскошь и красота», да еще с экскурсией, мне чрезвычайно понравилось. Всегда приятно погрузиться в мир красоты и ярких красок. Очень позитивная и симпатичная коллекция, оставившая самые приятные впечатления. Все-таки, попугай — необычная птица, не только из-за красочного оперения и умения говорить. Есть в этих пернатых обитателях южных широт что-то магическое, манящее, таинственное, интригующее. Так что, если хотите подарить себе встречу со сказкой, добро пожаловать в изящный мир фарфоровых попугайчиков!

27 ноября — 7 декабря 2018

Комментарии

Elena0604
+1
8 декабря 2018 г. 12:25
Шут и боцман -
Ena
+1
8 декабря 2018 г. 12:31
Elena0604, спасибо, что заглянули
А дамочки тоже хороши Ну, и из моих самых любимых - это розовые неразлучники и, как и у Вас, шут
valerovna
+1
8 декабря 2018 г. 20:16
У меня в детстве была парочка неразлучников, чирикали с самого раннего утра) Милый музей.
Ena
8 декабря 2018 г. 20:40
valerovna, спасибо за внимание! Попугайчики - чудесные птички, и живые, и их изображения
Коллекция просто очаровательная! И очень интересно смотреть ее именно с экскурсией, лично я узнала для себя много всего интересного. Кстати, выставка будет работать до середины января, так что есть шанс увидеть ее, например, в новогодние праздники
fanolia
+1
10 декабря 2018 г. 7:07
Забавные "попки"
Ena
10 декабря 2018 г. 9:09
fanolia, да, очень милые! А есть прямо роскошные экземпляры - загляденье
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Музей зарубежного искусства в Ярославле

Советская площадь, 2 Подробнее об объекте