Этнографический музей села Варьёган

В последний день октября мне вновь удалось совершить небольшое путешествие по родному округу — ХМАО-Югре. На этот раз цель моей поездки находилась в 250 километрах севернее от моего дома. Вместе с небольшой группой единомышленников, я впервые отправилась в маленькое село Варьёган, которое относится к Нижневартовскому району.

Варьёган, что в переводе с хантыйского значит «Запорная речка», — национальный поселок в среднем течении реки Аган. В настоящее время, из 600 жителей села, одну половину составляют ханты (семьи Айпиных, Казамкиных, Сардаковых), а вторую половину — лесные ненцы (семьи Айваседа, Иуси). Многие жители Варьёгана большую часть времени проводят в родовых угодьях, где разводят и пасут оленей, так что постоянно в Варьёгане находится совсем не много жителей.

Этнографический музей села Варьёган
Сельский пейзаж

На фоне скромных сельских пейзажей наш ярко-красный автобус выделялся вызывающим пятном.

Этнографический музей села Варьёган

Сегодня в окрестностях Варьёгана найдено около двадцати археологических памятников. По свидетельству аборигенов, одно из былых древних строений принадлежало русским купцам. Носители фольклора рассказывают, что русские купцы очень хорошо знали обычаи ханты и ненцев. С учетом особенностей культуры аборигенов они выстраивали с ними отношения и успешно, без посредников, торговали с местным населением.

Русские купцы, обосновавшиеся в Сургуте или Локосово, в удобном для аборигенов месте, на территории соответствующей современному расположению Варьёгана, построили рубленый дом. Зимой на санях, а летом на лодках они завозили продукты и складировали их в этом просторном лабазе. Аборигены, когда им было удобно, приезжали в никем не охраняемый магазин без продавца, брали необходимое, а взамен оставляли в лабазе пушнину. Эта торговля, основанная на взаимном доверии русских купцов и аборигенов, продержалась почти до прихода Советской власти.

Как утверждают старожилы, обмен продуктами и мехами проходил при взаимном доверии потому, что коренным жителям не выгодно было обманывать русских купцов. Обнаружив в таежном магазине «недостачу», они прекратили бы завоз продуктов, и аборигены, в свою очередь, вынуждены были бы ездить за ними в крупные поселения, а путь этот мог занимать до десяти дней. Понимая выгоду честной меновой торговли, коренное население не обманывало русских.

В свою очередь русским не выгодно было обманывать местных, так как купцы опасались грабежей и разрыва торговых отношений. Русские, заинтересованные в торговле с аборигенами, дорожили своей репутацией, завозили продукты хорошего качества и в определенный срок пополняли запасы таежного магазина.

С приходом Советской власти в северные края резко изменились и функции торгового купеческого лабаза. Коммунисты открыли в нем Красный Чум. Постепенно вокруг этого культурного центра стали строить жилища и селиться люди. А когда населенный пункт разросся до размеров деревни — его назвали Варьёган.

Этнографический музей села Варьёган
Самое красивое здание в посёлке - этнографический музей

Культурно-этнографический центр и парк-музей под открытым небом в Варьёгане были созданы содружеством местного жителя, поэта и общественного деятеля Юрия Вэллы (Айваседы) (об этом удивительном человеке я обязательно подготовлю отдельный рассказ) и новосибирского этнографа И. Н. Гемуева в 1987 году.

Музей знакомит посетителей с материальной и духовной культурой Аганских ханты и лесных ненцев. Здесь можно стать свидетелем малознакомого, но колоритного образа жизни местных жителей, познакомиться с традиционными видами природопользования, такими как оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов, представить, как в глиняных печах выпекают хлеб из черемуховой или рыбной муки, зайти в чум — жилище кочевника, оценить искусство местных мастериц, создающих из бисера, меха и ткани настоящие произведения искусства.

Этнографический музей села Варьёган
Вид на стойбище
Этнографический музей села Варьёган
Вид на стойбище

Объекты музея представляют собою традиционное хантыйское стойбище, функционирующее рядом с типовым посёлком.

Этнографический музей села Варьёган
"Олений дом - дымокур"
Этнографический музей села Варьёган
Хозяйственный лабаз

На территории парка-музея расположены 24 постройки, в том числе: летняя изба рода Казамкиных, летний очаг, печь хлебная, чум летний берестяной, 4 хозяйственных лабаза, культовый лабаз, летняя изба рода Айпиных, летний очаг с изгородью; навес, покрытый мхом; зимняя изба рода Сардаковых; ловушки на медведя, глухаря, лису и песца; хранилище для костей медведя, олений дом, летний очаг, уличное дымовище для оленей.

Этнографический музей села Варьёган
Внутреннее помещение зимнего дома. В далёком прошлом окна в домах не делали, их роль выполняло отверстие в крыше.
Этнографический музей села Варьёган
Олений дом - дымокур.
Этнографический музей села Варьёган
Зимний моховой дом - полуземлянка
Этнографический музей села Варьёган
Зимний моховой дом - полуземлянка
Этнографический музей села Варьёган
Священный лабаз. Чем не избушка на курьих ножках? Скорее всего прообразом жилища Бабы-Яги стало именно такое строение коренных народов Севера.
Этнографический музей села Варьёган
Священный лабаз...
Этнографический музей села Варьёган
Ритуальный столб с оленьими рогами на вершине.
Этнографический музей села Варьёган
Ритуальный столб с оленьими рогами на вершине.

Также можно увидеть традиционные средства передвижения народов Севера: нарты для оленьей упряжи, лодку-долбленку облас, которая изготавливается из цельного дерева кедра или осины.

Этнографический музей села Варьёган
Облас - долблёная лодка на нартах.

В фондах музея выставлены образцы традиционной зимней женской и мужской одежды, коллекция женских платьев, предметы быта, орудия труда и многое другое.

Этнографический музей села Варьёган
Образцы летней национальной одежды
Этнографический музей села Варьёган
Национальные куклы. Как и в русской традиции ханты, манси и ненцы не делали куклам лица. Считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, который навредит ребёнку.
Этнографический музей села Варьёган
Чучела медведей
Этнографический музей села Варьёган
Этнографический музей села Варьёган
Чучело выдры в музее
Этнографический музей села Варьёган
Корзина с кедровыми шишками

В сувенирной лавке при музее представлено очень много товаров: от небольших изделий из ткани, меха и бисера до настоящей национальной обуви из оленьего меха…

Этнографический музей села Варьёган
Традиционные украшения из меха и бисера
Этнографический музей села Варьёган
Этнографический музей села Варьёган
Местная сувенирная продукция
Этнографический музей села Варьёган
Примерно такой магнитик я и купила
Этнографический музей села Варьёган
Национальная обувь.
Этнографический музей села Варьёган
Национальная обувь. Красивая, тёплая, удобная, но очень дорогая...

Вообще, в Югре несколько подобных музеев-стойбищ под открытым небом. Один из них находится недалеко от Мегиона — это музей-стойбище Югра, я упоминала о нём в рассказе «Медвежьи игрища ОБИтателей Югры» (https://www.tourister.ru/responses/id_16604). Сравнивая два этих стойбища, я заметила, что в наших мегионских краях тайга более высокая и величественная, здесь же, в Варьёгане, лес более редкий и низкорослый, с тенденцией к карликовости, ведь полярные районы уже совсем близки…

Этнографический музей села Варьёган
Чум в лесу
Этнографический музей села Варьёган
Вечнозелёные кустики брусники в снегу

Нарушив известную мудрость «Сибиряк не тот кто не боится морозов, а тот кто тепло одевается», от поездки в памяти у меня останется четырёхчасовой переезд в холодном автобусе (в одну сторону), уже настоящий зимний морозец в минус 15 градусов, хождение по сугробам в осенних ботинках и, конечно, бесконечное тепло и гостиприимство местных жителей, но об этом позже…

Этнографический музей села Варьёган
Священная берёза, завязывание ленточек на память - это уже новая традиция.

Но главное, что мне удалось побывать в новом месте и узнать что-то новое!

Добро пожаловать в Югру!

Комментарии