Дорога в небо

Старейшим российским учебным заведением, занимающимся подготовкой пилотов, является Ульяновский институт гражданской авиации. В 1983 году в целях сосредоточения образцов авиационной техники при нём был создан Музей истории гражданской авиации, в котором представлена впечатляющая коллекция воздушных судов разных лет.

1
Дорога в небо

Первым советским пассажирским самолётом был АК-1. Он был построен в единственном экземпляре в 1923 году на средства, внесённые латышскими стрелками. Развивал скорость до 150 км/ч и эксплуатировался на линиях Москва — Нижний Новгород и Москва — Казань. В музее представлена реплика самолёта.

1
Дорога в небо

В 1925 году состоялся полёт на первом в мире тяжёлом цельнометаллическом бомбардировщике-моноплане Ант-4. Один из таких самолётов совершил перелёт по маршруту Москва — Нью-Йорк протяжённостью более 20 тысяч км. На фото ниже — единственная сохранившаяся полярная модификация самолёта.

1 из 2

В 1927 году в небо поднялся самолёт, которому впоследствии предстояло широко применяться в годы Великой Отечественной войны. На фото ниже — У-2, звезда фильма «Небесный тихоход», «рус фанэр», как его прозвали солдаты вермахта. Он был действительно очень лёгким, пустой самолёт весил всего лишь 770 кг. Экипаж 2 человека, дальность полёта — 530 км.

2
Дорога в небо

Похожий на него Ан-2 в серийное производство был запущен в 1948 году. Занесён в книгу рекордов Гиннеса как самый большой одномоторный биплан в мире, а также как единственный самолёт производившийся более 60 лет.

3
Дорога в небо

Тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6 поднялся в небо в 1957 году. Это был первый в мире вертолёт с газотурбинной силовой установкой. Диаметр несущего винта — 35 метров, это абсолютный рекорд мира.

2
Дорога в небо

Ту-114 был первым в мире межконтинентальным турбовинтовым авиалайнером, первый полёт состоялся в 1957 году. Был создан на основе стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95. В 1959 году на таком самолёте Н. С. Хрущёв совершил официальный визит в США.

3
Дорога в небо

Ещё один маленький самолётик — Ан-14 «Пчёлка». Первый полёт состоялся в 1958 году. Легкий многоцелевой самолёт, рассчитанный на 8 человек, включая экипаж. Дистанция разбег-пробег — менее 60 метров.

2
Дорога в небо

В отличие от предыдущих стальных птиц самолёт доступен для осмотра внутри. Единственная дверь находится сзади.

2
Дорога в небо

Пролезая через крошечный салон мы оказываемся в кабине пилота.

1
Дорога в небо

Можно посмотреть на приборы, подержаться за штурвал и сделать селфи.

2
Дорога в небо

Движемся дальше. 1960 год, первый полёт первого отечественного реактивного ближнемагистрального лайнера Ту-124. Он эксплуатировался на внутренних и международных линиях с 1962 по 1981 год.

1
Дорога в небо

Ту-124 тоже доступен для осмотра внутри. В салоне есть места для 56 человек.

1
Дорога в небо

Кабина пилота выглядит так.

1 из 2

Первый в мире реактивный самолёт для местных авиалиний Як-40. Мог взлетать с высокогорных и грунтовых ВПП. Представленная в музее модель использовалась для перевозки руководства Ульяновской области, её салон вмещал 15 пассажиров. Первый же полёт Як-40 состоялся в 1966 году.

1 из 2

Двумя годам позднее в небо поднимается легенда отечественной авиации, первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолёт Ту-144, на год опередивший французский Конкорд. Мог развивать немыслимую даже по современным меркам скорость 2530 км/ч.

1 из 2

К сожалению модель оказалась слишком сложной в управлении. Все рейсы выполнялились лётчиками КБ Туполева, пилоты Аэрофлота выступали только в качестве вторых пилотов. Мощные двигатели потребляли огромное количество топлива. Богатых в СССР не было и компенсировать чрезмерные расходы ценой билетов Аэрофлот не мог. За 7 месяцев эксплуатации Ту-144 так и не смог стать рентабельным и не вышел дальше рейсов Москва — Алматы.

1 из 3

До сих пор эксплуатируется в военно-транспортной авиации в России и за рубежом турбовинтовой военно-транспортный самолёт Ан-26, несмотря на то что первый полёт он совершил более 50 лет назад, в 1969 году.

1
Дорога в небо

Мы движемся к более современным воздушным судам. Ил-62 М, отечественный дальнемагистральный лайнер. Во время олимпиады 1980 года в Москве он перевозил олимпийские сборные зарубежный государств. Салон вмещал 186 человек, дальность полёта — до 11000 км, первый полёт состоялся в 1969 году.

2
Дорога в небо

Его младший брат, Ил-86, был первым отечественным широкофюзеляжным среднемагистральным авиалайнером. Это уже почти современный самолёт, его салон вмещал 350 пассажиров. Эксплуатировался на внутренних и международных линиях с 1986 по 2011 год.

2
Дорога в небо

Дорога в небо подошла к концу. Последняя глава — современные Сухие, Боинги и Аэробусы. В музее их нет, да это и ни к чему. Они с избытком представлены в любом аэропорту.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей истории гражданской авиации

улица Авиационная, 20а, Ульяновск, 433327 Подробнее об объекте