1 турист уже
был в этом месте

Заброшенная железная дорога Чум — Салехард — Игарка (Трансполярная магистраль)

Достопримечательности 26 февраля
Заброшенная железная дорога Чум — Салехард — Игарка (Трансполярная магистраль)
8
фото
Официальный сайт
http://www.doroga501.ru

Заброшенная железная дорога «Чум — Салехард — Игарка» так же именуемая «Мертвой дорогой» и Трансполярной магистралью, — это памятник советской индустриализации, одновременно печальная и великая страница нашей истории.

Запланированная общая протяженность дороги — 1482 километра.

Трансполярная магистраль начинается на станции Чум, расположенной за Полярным кругом. Далее она пересекает Полярный Урал и идет до Лабытнанги. Здесь заканчивается рабочий участок. После него недостроенная железная дорога уходит в болота на севере Западной Сибири. Финальный участок располагается в поселке Игарка, тоже за Северным полярным кругом.

Лагерные бараки стройки № 501
 
Лагерные бараки стройки № 501, © Виктор Черномаз

История строительства

Строительство дороги велось с 1947 по 1953 годы. Стоимость проекта — 42 млрд рублей. В советское время проект был засекречен и носил наименование «Стройка № 501» (участок Чум-Пур) и «Стройка № 503» (участок Пур-Игарка). По плану железная дорога должна была пересечь многие сибирские реки, в том числе такие «гиганты» как Енисей и Обь. В летнее время переправа осуществлялась на специально разработанных для этого тяжелых паромах (после закрытия стройки они были переброшены в Керчь). Зимой на льду реки прокладывались временные рельсы — лед для этого укреплялся.

Одна из версий идеи строительства Трансполярной магистрали — боязнь Сталина начала Третьей мировой войны. Он хотел покрыть всю страну, включая крайний север, сетью железных дорог для беспрерывного сообщения. Планировался перенос главного порта российского севера из Мурманска в Игарку, в глубь страны, до которой врагу не просто добраться.

Остатки железнодорожного моста через реку
 
Остатки железнодорожного моста через реку, © Виктор Черномаз

Стройка велась в ускоренном режиме, еще на стадии проектирования за полярный круг были отправлены десятки тысяч заключенных. Лагеря располагались на расстоянии 7–12 км друг от друга. По сохранившимся документам, максимальное число заключенных достигало 120 тысяч. Основные депо находились в населенных пунктах: Игарка, Пур, Надым, Салехард, Таз и Ермаково. К 1953 году было построено 900 км железной дороги в ужасающих условиях — нередки были провалы грунта в сибирских болотах, зимой заключенные мерзли в землянках и плохо отапливаемых бараках, летом страдали от сибирского гнуса и половодья на реках.

После смерти Сталина стройка была остановлена, люди и оборудование эвакуированы. При вывозе имущества некоторые участки были разобраны. Но большая часть рельсов и бараков осталась. На некоторых участках оставили даже мебель и одежду.

Стена в лагере в Надымском районе
 
Стена в лагере в Надымском районе, © Виктор Черномаз

В стройке железной дороги участвовало немало советских поэтов и писателей, заключенных по политическим мотивам. Стройка оставила след не только в истории России, но и в ее литературе: стихи Лазаря Шерешевского, документальная книга «Пленники печальной судьбы» Владимира Пентюхова, произведения Михаила Демина.

Современное состояние

Заброшенная железная дорога Салехарда в наши дни остается только проектом на бумаге. С развитием газовых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе, о восстановлении железной дороги заговорили вновь. В начале нулевых был разработан проект по восстановлению Трансполярной магистрали под названием «Северный широтный ход». Часть участков была восстановлена частными компаниями и региональными властями в промышленных целях (не для пассажирских перевозок): Пур-Надым, Пангоды-Новый Уренгой, Надым-Коротчаево, Новый Уренгой-Ямбург.

Остатки железной дороги в Надымском районе
 
Остатки железной дороги в Надымском районе, © Виктор Черномаз

Экспедиции

С 2007 года было проведено 4 научных экспедиции по маршруту строительства № 501.

Участниками экспедиций были собраны фотоматериалы, на основе которых были созданы виртуальные туры по нескольким лагерными пунктами: «453 км», «Глухариный», «Станция Ярудей», «Барак», «Лазарет».

На сайте «Стройка № 501» виртуальные туры пока не доступны для просмотра, но авторы предлагают для покупки диск со всеми фотоматериалами.

Для любителей активного отдыха разработано несколько маршрутов:

  • Водный. Маршрут по реке Ярудей на 5–7 дней. К месту старта тура осуществляется заброска на внедорожнике или на вертолете.
  • Пеший. Пешие туры стартуют из Надыма, возможны маршруты от 3 до 10 дней.
  • На автомобиле. Автомобильные туры аналогично пешим разрабатываются индивидуально.

Лучшее время для посещения — август. В этом месяце уже не так много комаров, а заморозки еще маловероятны.

Остатки железнодорожного моста через реку
 
Остатки железнодорожного моста через реку, © Виктор Черномаз

Как добраться до Трансполярной магистрали

Большая часть туров на «Стройку № 501» стартует из Надыма, до которого можно добраться на самолете из Москвы. Наземным транспортом можно доехать следующим способом: по железной дороге до Нового Уренгоя, далее маршрутным транспортом до Надыма.

Самостоятельно, без организованного тура, отдельные участки железной дороги можно посетить из разных городов Сибири. Один из вариантов — доехать до Тюмени, далее на местном самолете до поселка Красноселькуп. В поселке можно нанять местного жителя с моторной лодкой или сплавится по воде самостоятельно.

Видео заброшенной железной дороги «Чум — Салехард — Игарка»

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отели рядом с Заброшенной железной Салехард — Игарка

Посмотреть все отели (30)
Хостел на Юбилейном Гостевой Дом Рай-Из Хостел на Юбилейном Гостевой Дом Рай-Из
от 2 000 руб
Hotel Nord Hotel Nord
от 2 200 руб
Апартаменты на Комсомольской 15-34 Апартаменты на Комсомольской 15-34
от 4 117 руб
Аппартамнты на Чубынина 25-6 Аппартамнты на Чубынина 25-6
от 6 480 руб
Гостиница Ямал Гостиница Ямал
от 3 000 руб
2 комнатная квартира в Салехарде 2 комнатная квартира в Салехарде
от 4 000 руб

Отзывы туристов

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Другие интересные места Салехарда

Куда сходить и что посмотреть в Салехарде

Достопримечательности
Музеи и галереи
Парки и зоны отдыха
Активный отдых
Транспорт
Магазины и рынки
Комментарии