Форт Ино (Николаевский)

Достопримечательности 7 марта
Санкт-Петербург: полезная информация
Адрес Форта Ино
пос. Приветнинское, Выборгский район Ленинградской области смотреть на карте

Форт Ино (Николаевкий) — это фортификационное сооружение, предназначенное для защиты Санкт-Петербурга от возможной атаки флота Германии во время Первой мировой войны. Форт строился в начале века как часть Кронштадтской позиции Морской крепости. Поселок Ино, возле которого располагалось сооружение, теперь называется Приветнинское.

Остатки Форта Ино на google-панораме

История форта

План по строительству передовой минно-артиллерийской позиции в месте сужения Финского залива в 60 км западнее Санкт-Петербурга был утвержден в 1909 году. Она должна была состоять из двух береговых фортов: один из них — Алексеевский, возведенный на прибрежной возвышенности возле деревни Красная Горка, другой — Николаевский, построенный на северном берегу у поселка Ино. Форты проектировались по последнему слову достижения российской инженерии того времени знаменитым фортификатором К. И. Величко.

Форт Ино имел существенные преимущества перед стандартными аналогами. Он отличался наличием крупнокалиберной артиллерии, причем орудия в 305 мм использовались в подобных укреплениях впервые.

Деревня Ино тогда была населена преимущественно финнами, но она имела немало дачных участков видных политических деятелей и ученых Российской Империи. Во время войны на дачах расположились гарнизоны форта. Комплекс включал три батареи: одна — на 4-е пушки калибром 152 мм, другая — на 8 орудий 254 мм, третья — на 8 гаубиц 279 мм. Их окружал целый подземный город с погребами и казармами. Сверху все эти сооружения защищал двухметровый бетонный слой.

Здания форта
 
Здания форта, © Витольд Муратов, CC BY-SA 3.0

Две 4-орудийные батареи калибром в 305 мм башенного и открытого типов построили в 1912 году. Подземная часть расширялась и совершенствовалась — появилась железная дорога, по которой на вагонетках возили снаряды, электрический подъемник, пароводяное отопление. К 1916 году обе батареи были готовы. Регулярно возле них должны были находится две роты крепостной артиллерии и две роты пехоты. Однако при необходимости на форте могло разместиться до двух батальонов артиллеристов и батальон пехотинцев.

После революционных событий в 1918 году форт Ино захватил небольшой сестрорецкий отряд красногвардейцев.

В надежде вернуть бывшие территории воспользовавшись революционной разрухой в стране, финские войска осадили форт в апреле 1918 года. Отряд из 200 человек держал оборону, пока из Кронштадта не подоспела подмога из военных кораблей с правительственной комиссией. Она приказала взорвать форт, чтобы не оставлять противнику хорошо укрепленную базу.

По условиям Тартуского мира 14 мая 1918 года башенные батареи форта были взорваны, а его территория отдана финнам. Они должны были полностью уничтожить все батареи, но известно, что орудия 305-мм и 52-мм были использованы в системе береговых укреплений Финляндии.

Остатки подъездных путей
 
Остатки подъездных путей, © Форт «Ино» ВКонтакте

До середины 1980-х годов территория форта была закрытой зоной. Это объяснялось расположением поблизости воинских частей, а также испытательного полигона высокой секретности. По рассказам местного населения ранее здесь проводились опыты по влиянию сильной радиации на животных. Позже полигон был уничтожен. До конца 1990-х годов на территории располагалась военная часть Министерства обороны РФ.

Схема Форта Ино

Сейчас к Форту Ино может подойти любой желающий. От него остались лишь многочисленные развалины, поросшие травой и кустарником. Все съемные металлические части отсутствуют. Но некоторые объекты сохранились неплохо, например, рвы опорных пунктов № 1 и 2, хорошо виден профиль позиций пунктов № 7 и 8. Сохранилась лестница бывшего дачной постройки Куропаткина А. Н. По ней можно спуститься к песчаному пляжу и заливу. Летом сюда приходят отдыхающие, чтобы искупаться и позагорать.

Большая часть форта скрыта под землей. Судить о его размерах и расположении помещений можно только, если изучить схему форта.

Основная ударная сила располагалась вдоль береговой линии. На правом фланге находились башенная и открытая батарея. Три батареи с пушками Канэ и гаубицами были установлены в центре. Левый фланг защищал еще один комплекс пушек Канэ. Защита форта предусматривала все варианты нападения: с моря, воздуха и земли. Поэтому помимо пушек, по периметру сооружения были устроены бетонные пулеметные гнезда и позиции для противоштурмовых орудий.

До сих пор остается опасность взрыва снарядов, которые остались под завалами с 1918 года.

Экскурсии

Больше узнать о форте можно на экскурсии. Однако на этот объект организованные группы туристов привозят редко, количество таких экскурсий ограничено. Некоторые организаторы предлагают проехать к достопримечательности на своем автомобиле и встретится возле укрепления. Другие подвозят на автобусе. Длится экскурсия обычно 8–10 часов. Стоимость колеблется 1200 до 1800 рублей.

Рекомендации для туристовПеред экскурсией рекомендуется надеть удобную обувь и одежду, а также запастись водой и провиантом.

Гид подробно расскажет об истории форта Ино, покажет все сохранившиеся фрагменты. Экскурсия обычно заканчивается на песчаном берегу Финского залива возле взорванного пулеметного капонира. Отсюда туристы смогут увидеть противоположный берег Кронштадта и рассмотреть форт «Красная Горка».

Стены форта, обращенные к заливу
 
Стены форта, обращенные к заливу, © Форт «Ино» ВКонтакте

Как добраться до Форта Ино

Добраться до форта будет удобнее всего на своем автомобиле или такси. Следует выехать на Приморское шоссе в сторону Зеленогорска и двигаться до поселка Приветинское. Слева будут ворота бывшей военной части, нужно въехать в них и двигаться до перекрестка в виде буквы Т, на нем повернуть налево.

Также можно добраться на электричке, но это будет долго и неудобно. Сперва придется доехать от Финского вокзала до станции «Зеленогорск», после чего пересесть на электропоезд, следующий через станцию «Приветинское». От нее до форта придется пройти пешком около 2 км.

Удобнее всего добраться на такси. Заказать его можно через приложения «Яндекс. Такси», «Такси 777», Uber, Gett. По телефону машину заказывают в кампаниях «Уютное такси», «ТаксовичкоФ», «Семерочка».

История Форта Ино и его современное состояние

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывы о Форте Ино

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие интересные места Санкт-Петербурга

Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии