Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

В Мемориальную мастерскую Михаила Константиновича Аникушина на Аптекарском острове (Вяземский переулок, д. 8) я собиралась давно. Периодически вспоминала про неё в очередную «Ночь музеев», но как-то она не стыковалась удобно с другими частями программы. И всё это, видимо, для того, чтобы попасть туда не только на основную экспозицию, но и на юбилейную, 10-ю, временную выставку. И мне там понравилось:).

Мастерская является филиалом Государственного музея городской скульптуры (далее ГМГС).

А чтобы пояснить, что это за музей, и где располагается его основная экспозиция, вспомню тут историю из моего посещения другого, ещё не открытого, филиала ГМГС. Экскурсия там в «День приоткрытых дверей» началась с логичного вопроса к посетителям: «А кто был уже в ГМГС?». Кто-то вспомнил про Некрополи, кто-то про выставочный зал около Лавры. Экскурсовод не стала дожидаться дальнейших вариантов, и сообщила, что в коллекцию музея входит более 250 городских памятников на известных площадях и реках Петербурга, среди которых:

1 из 20

Получается, что редкий житель или гость города хоть раз не побывал на выставке одного экспоната Музея городской скульптуры:). А последнее фото в слайдшоу показывает, про что рассказывают по время «Дней приоткрытых дверей» в новом филиале ГМГС по адресу Невский пр., дом 19 (в Доме Строгановых рядом со Строгановским дворцом).

На сайте ГМГС про городские экспонаты написано так: "почти 300 памятников и более 800 мемориальных досок". Полный перечень предлагают смотреть тут: Рубрика: Памятники Санкт-Петербурга | МЕДИАПОРТАЛ (gmgs.ru) .

Перехожу непосредственно к мастерской.

Как видно из заголовка, находится она на Петроградской стороне (в Петроградском районе), на Аптекарском острове, в Вяземском саду (со стороны прилегающих к мастерской жилых домов). Кстати, красная яблоня из Вяземского сада почти победила по количеству «сердечек» в моём фотоальбоме про цветущий нынешней весной Петербург.

Мемориальная мастерская была открыта в 2015 году. На просторах интернета попадаются материалы, что непросто проходило утверждение концепции музейно-выставочного пространства. В итоге, на мой взгляд, получилось неплохое сочетание мемориальной экспозиции и выставочного пространства современного искусства.

Из-за окружающих растений здание (со стороны входа) ошибочно кажется небольшим:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

И вырастает в размерах, если обходить его. Самой высокой с большим панорамным окном  является северная сторона:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

В боковых частях здания обращают на себя внимание меньшего размера панорамные окна, выходящие тоже на север. Такое размещение окон могло бы показаться удивительным, если не знать, что здание изначально строилось, как скульптурная мастерская. А лучшее освещение для этих целей, оказывается, — северное. К истории постройки здания я ещё вернусь по ходу рассказа.

У дорожки к входу посетителей встречает сам Михаил Константинович Аникушин:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

(памятник установлен в 2013 г., скульптор Н. Краюхин, автор постамента В. Бухаев).

В качестве плана музея пусть будет карта из аудиогида. Зелёным кружком я обозначила входную зону. Потом аудиогид предлагает ориентироваться на стрелки. В первое моё посещение экскурсия в рамках «Ночи музеев» таким маршрутом и проходила. В отзыве я покажу такой же порядок залов музея:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Далее в виду ограничения на количесто фотографий часть информации будет не в основном тексте, а в описаниях фото, особенно в объединённых в слайдшоу.

После входа в просторном зале посетителей встречают не только касса и гардероб, но и модель одной из самых известных работ скульптора (но много меньше всем знакомого памятника). А на стене мы видим стилизованную карту, где на территории бывшего СССР, и не только, отмечены города, где находятся работы Аникушина. Крупно показана узнаваемая карта Петербурга:

1 из 2

Также на стене можно прочитать фразу, в которой кратко, но точно, Михаил Константинович выразил своё отношение к Ленинграду/Петербургу, в котором жил и работал. Очень хочется, чтобы так думали и нынешние скульпторы и архитекторы:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

А зелёная стрелка на этой фотографии указывает на западную часть карты, и там… Финляндия (Котка и Тампере).

В Котке я была несколько раз, и даже припоминаю, что читала про памятник на острове (про автора не знала). Но маршрут в ту сторону не сложился. Информация с карты меня заинтересовала, а интернет в числе первых предложил мне правильную ссылку на отзыв от туриста Elpon на Туристер. Ру :). Памятник погибшим морякам оказался и сам по себе замечательным,  и очень хорошо вписанным в окружающую природу. А рассказ Елены про Котку — просто отличный!

У Елены — хорошие фотографии, а мастерская в своей очень информативной группе ВКонтакте 25-го июля 2023 г. напомнила, что памятнику российским морякам в Котке исполнилось 25 лет:

»Этот памятник появился как знак дружбы между странами — идея его создания, возникшая у русского адмирала В. А. Самойлова, была поддержана мэром финского города Котка. Он напоминает о трагичных событиях русско-шведкой войны 1788–1790-х годов, развернувшихся на территории Финляндии.

В международный творческий коллектив вошли скульпторы М. К. Аникушин и его супруга М. Т. Литовченко, а также финский архитектор Х. Сиитонен. Участникам проекта пришлось пройти длинный и тернистый путь: в 1997 году, когда памятник еще не был завершен, Михаил Константинович ушел из жизни. Мария Тимофеевна вместе с учениками мастера поставила задачу — довести работу до конца. Открытие состоялось 25 июля 1998 года.

По задумке авторов, скорбящая молодая девушка опускает в морскую воду два венка в память о погибших воинах некогда враждовавших государств — России и Швеции. Постаментом босой фигуре служит естественный камень, и памятник гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Надпись, сделанная на русском, шведском и финском языках гласит: «Российским морякам, погибшим в Роченсальмских сражениях».

В верхней части предыдущего фото виднеется северное панорамное окно, под лестницей — рабочее место (стол, полки, бюсты). Получается, что входная зона является мастерской скульптора? Всё правильно, расположенная там информационная табличка сообщает: «При проектировании и строительстве дома-мастерской для Михаила Константиновича Аникушина было предусмотрено создание рабочей мастерской и для его жены, Марии Тимофеевны Литовченко, тоже скульптора, Заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента Академии художеств».

Мария Тимофеевна много усилий приложила для создания мемориальной мастерской.

После вступительного рассказа в холле мы переходим в гостиную:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Мастерская не была жилым домом. Квартира семьи Аникушиных находилась недалеко в доме по адресу: Аптекарская набережная, дом 16, известном, как Дом художников. Но различные встречи проходили и в этой гостиной. Кажущийся небольшим круглый стол раскладывается, что даёт возможность посадить за него много больше человек, чем стульев вокруг него на фото.

После гостиной стрелка на приведённой раньше карте направляет посетителей в довольно небольшую Творческую мастерскую (ей принадлежит одно из меньших панорамных окон, которые я упоминала, показывая внешний вид здания). Именно здесь рождались идеи и прорабатывались детали будущих скульптур. На экскурсии сказали, что при жизни Михаила Константиновича это было самое закрытое для посетителей помещение мастерской.

Сейчас мы видим там рабочее место, множество эскизов и моделей, информационные материалы по наиболее известным памятникам:

1 из 4

В центре экспозиции творческой мастерской размерами выделяется скульптура, рассказу о которой в настоящее время уделено наибольшее внимание. Москвичи, конечно, узнали своего Чехова из Камергерского переулка. После того, что мне рассказали в музее про работу скульптора над этим образом, я нисколько не возражаю, что внимание уделено не ленинградскому/петербургскому памятнику.

Над своим главным Чеховым Аникушин работал более 30 лет. Перед полноразмерным окончательным вариантом мы видим небольшой бронзовый эскиз 1964 года:

1 из 2
На переднем плане: А.П. Чехов. Эскиз к проекту памятника для Москвы. 1964. Бронза.

Чеховых в мастерской много:

1 из 3

Тут я немного загляну в следующее помещение мастерской, но пока только для того, чтобы показать изложенную там краткую историю создания московского Чехова. Рассказ начинается с версии от автора. И таких замечательных цитат в мастерской приведено немало:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду
1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

На кассе можно взять небольшой буклет с информацией про музей, и там размещена такая фотография мастера за работой:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Вернёмся в Творческую мастерскую. Пушкиных там тоже много:

1 из 2
А.С. Пушкин. Эскиз к проекту памятника для Гурзуфа. 1959. Гипс.

В том числе, и эскизы самого известного Пушкина работы Аникушина, после которого вполне ещё молодой скульптор в далёком уже 1957 году, как говорят в таких случаях, проснулся знаменитым (да ещё и Ленинскую премию в 1958 году получил):

1 из 5

На первой фотографии предыдущего слайдшоу справа — гипсовая модель 1949 года. Видны отличия от конечного варианта? Об этом история на стене музея будет позже, когда мы окажемся в соответствующем зале.

Представлены на постоянной экспозиции и эскизы памятников, не связанных с конкретными историческими личностями:

1 из 2
Эскиз памятника "Слава Российскому флоту" ("Морякам и основателям флота России"). 1997. Гипс.

Лениных в мастерской тоже много:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Но отдельный рассказ далее будет про стоящего в центре следующего фото, в котором, полагаю, многие узнают памятник с Московской площади в Санкт-Петербурге:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Для полноты иллюстраций пусть будет здесь и Московская площадь лета 2023:

1 из 5

У памятников, как правило, два автора: скульптор и архитектор. И во время экскурсии отдельно с показом следущих фото обращают внимание на постамент работы архитектора В. А. Каменского. И я согласна, что он грамотно лаконичен, соразмерен скульптуре и прекрасно вписан в окружающее пространство (находящийся за памятником Дом Советов был построен ещё в 1936 - 1941гг):

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

И этому памятнику Ленину отдельное внимание в отзыве уделено не только из-за его художественных достоинств, а и потому, что благодаря ему появилось и само здание мастерской, которой посвящён этот материал. Кратко получается так: Московская площадь большая, монумент должен быть ей соразмерен, помещений, подходящих для работы над скульптурой высотой 8 метров, в Ленинграде не нашлось, для Владимира Ильича и новое здание можно построить.

Итак, основной объем здания занимает:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Высота потолка достигает 15 метров. Именно здесь расположено большое панорамное окно, которое вы уже видели на одной из первых фотографий:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

В дальней от окна части Большой мастерской на работавшей в ней когда-то подвижной платформе стоит… Владимир Ильич: 

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Полагаю, все разглядели, что тот самый, с Московской площади. Но высотой 6 метров, а не 8, как скульптура на памятнике.

Эту металлическую скульптуру создала в 2017 году группа современных авторов, но не к 100-летию революции, как можно было бы предположить, а к 100-летию со дня рождения Михаила Константиновича Аникушина.

По периметру большой мастерской идёт

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Историю памятника Чехову, изложенную на одной стене у обходной галереи, я уже показала, а на другой стене показана, что логично, история памятника Пушкину. И опять начали со слов автора:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Сначала надо читать снизу вверх:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Почти у любого достаточно молодого скульптора от победы в подобном конкурсе могла бы и корона на голове появиться:). Но это точно не про Михаила Аникушина. Далее читаем, начиная от зелёной стрелки:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

После похода на понравившуюся выставку или в музей хочется и потом что-то почитать. И интернет подкинул мне ряд интересных публикаций, в том числе, с цитатами из интервью со скульптором. Одну про памятник поэту хочется здесь привести:

»Мне хотелось показать Пушкина необыкновенным, но земным и человечным, каким он был, как я его представляю. Выразить обаяние Пушкина, благородство его характера, его любовь к свободе. Он воспринимается нами как современник, живет с нами, по-прежнему волнует его слово. Поэтому я стремился создать образ вдохновенного поэта, который как бы обращается к слушателям, к современникам, любому из нас»

(саму статью рекомендую прочитать полностью: Сливаясь с Пушкиным: Михаил Аникушин — скульптор, которому почти не мешали — Анна АЛЕКСАНДРОВА (portal-kultura.ru))

И мне кажется, что задуманное скульптору явно удалось. Кроме того, памятник так органично смотрится на площади Искусств, что кажется, что стоит он там гораздо больше 66 лет. И тут хочется вспомнить про фразу об отношении к городу, которая была на одной из фотографий в начале отзыва.

Я бы ещё за столь замечательный памятник поблагодарила и дальновидное жюри конкурса. Конкурс же мог завершиться гораздо раньше и совсем не так. Далее — пример на фото с выставки работ Леонида Шервуда, проходившей недавно в Михайловском замке Русского музея:

1 из 5

На выставке было немало интереснейших работ Леонида Шервуда, но вот так виделся ему (и соавторам?) монумент памяти поэта:).

Чуть отвлекусь от мастерской Аникушина, но не от тем Пушкина и Аптекарского острова.

Уважаемые москвичи, ваш Александр Сергеевич тоже «родился» на Аптекарском острове. Совсем недалеко от Вяземского сада, почти на угле Каменноостровского проспекта и улицы Академика Попова расположено здание, где когда-то находилась мастерская А. М. Опекушина:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Мемориальная доска на здании гласит:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

А вот к тексту на доске есть вопросы, так как в различных справочниках дата постройки здания немного, но позже 1880-го года. Но до этого здания на этом участке стояла предыдущая мастерская Опекушина. В общем, «рождался» московский памятник тут.

Возвращаемя в Большую мастерскую. В ней и других помещения музея присутствуют таблички и предметы, рассказывающие о технической стороне работы скульптора и о возможностях мастерской. Например:

1 из 3

Мастерская много работает с детьми. На фото пример из программы Ночи музеев-2023:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Для детей есть экскурсии, игровые занятия и мастер-классы на разные возрасты, начиная с 2-х (!) лет. Представляю, как малыши гордо потом рассказывают, что были не на кружке, не на каких-то там занятиях, а на мастер-классе:).

Большая мастерская при создании музея изначально проектировалась, как помещение для временных выставок. Размеры помещения позволяют уделять внимание и оформлению пространства выставок. На следующей фотографии — текущая выставка, действующая до 19 ноября 2023 г.:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

После посещения Ночи музеев, думала, что в отзыве будут и основная экспозиция, и временная выставка. Даже в черновик фото набросала. Но написание затянулось, и 12 июля я сходила на экскурсию по временной выставке от одного из кураторов. После этого все фото с выставки из отзыва были решительно исключены, но только потому, что проект так замечателен, что точно достоин отдельного рассказа. Однако, размещаю тут афишу (текст для читаемости разбит на части и увеличен в слайдшоу). Вдруг, кому пригодится, до появления отдельного материала на Туристере:

1 из 4

А рассказ про постоянную экспозицию ещё не закончен. На плане в начале отзыва было видно, что стрелка указывает на прилегающее к большой мастерской помещение с выставкой «Портреты». На саму выставку надо пройти в деревянную калитку, а на втором фото видно, что через большие окна-витрины скульптуры можно увидеть с улицы:

1 из 2

«Портреты» располагаются в небольшом пемещении, приношу извинения за искажения пропорций на фото, так как «чтобы влезло» пришлось снимать в широком режиме.

И первыми встречают нас чеховский Чехов (большеформатная модель памятника для г. Чехова, 1987 г., гипс, шеллаковый лак) и Пушкин, который, вероятно, многим показался знакомым:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Вы правильно вспомнили станцию метро «Пушкинская» петербургского метрополитена:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

На выставке не только показывают оригинал (!) памятника, но и рассказывают историю превращения рябины в сирень:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Крупным планом сирень из метро и нынешний вариант из мастерской:

3
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду
2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Интересный материал с брошюрой выставки 1962 г., где на одной фотографии рябина не очень просматривается, но видно, что это не нынешняя сирень: Аникушин и Пушкин. — ru_art links — LiveJournal .

В глубине зала боком к входу стоит ещё один Александр Сергеевич, который уже был в этом отзыве (в творческой мастерской, в меньшем размере) и, несомненно, узнан многими из заглянувших в мой рассказ туристеровцев:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

В большеформатной гипсовой модели 1982 г. легко узнаётся скульптура со станции метро «Чёрная речка»:

1 из 4

В этом разделе постоянной экспозиции представлены, конечно же, не только Чехов с Пушкиным.

Вот, например, большеформатная модель памятника Н. К. Черкасову (1973 год, гипс, шеллаковый лак). Необычны и динамичны удлинённые линии, но на экскурсии (и в аудиогиде) говорят, что близкие к актёру люди отмечали точность передачи характерных для него жестов:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Узнаваема Галина Уланова. В аудиогиде сказано, что позировала бвлерина скульптору, когда её было уже за 60, модель для памятника на Аллее героев в ленинградском Московском Парке Победы датируется 1984 годом, но как же чувствуется, что Михаил Константинович видел и помнил Галину Сергеевну в расцвете её карьеры:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

На стенах зала бюсты меньшего размера:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

На постаменте к портрету кораблестроителя академика Н. Н. Ианина (тоже для Московского Парка Победы) очередное высказывание от скульптора:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

В правом нижнем углу схемы музея, приведённой в начале отзыва видна часть постоянной экспозиции под названием «Личная биография». Для себя этот раздел я оставила на отдельное неспешное и вдумчивое посещение, ибо так, на мой взгляд, надо смотреть историю создания Монумента героическим защитникам Ленинграда. Своего такого полного вида у меня нет, поэтому — скрин из Яндекс. Карт:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Монумент является личной историей для всех авторов, так как и архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский, и скульптор М. К. Аникушин были участниками обороны Ленинграда.

Этот раздел экспозиции виден прямо из Вяземского сада:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Информация из официального Вконтакте мастерской (Выставка «Личная биография»):

»Монумент «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы по проекту Михаила Константиновича Аникушина был открыт к 30-летию победы в Великой Отечественной войне. Как мог бы выглядеть памятник? Что вдохновляло скульптора? Кто и почему вмешивался в его работу? Выставка показывает неожиданные, по-человечески трогательные, личные моменты в истории создания памятника.

На выставке представлены гипсовые модели в размер памятника, с которых в 1970-х делали бронзовый отлив. Центральное место занимает большеформатная модель многофигурной группы «Блокада».

По многочисленным наброскам и эскизам в пластилине и гипсе можно проследить, как шла работа над монументом. А модели-«метровки», с сохранившейся разметкой пунктирной машины, помогут посетителям лучше представить процесс работы над скульптурой.

Художественную экспозицию сопровождают фрагменты писем и воспоминаний, исторические фотографии и документы, а также личные вещи М. К. Аникушина.»

1 из 2

С первой фотографии из предыдущего слайдшоу хочу привести цитату от Михаила Константиновича:

»Мне хотелось показать… — это обычные люди, которые совершили такое, что стало легендой».

Эскизы скульптур Монумента представлены и в Творческой мастерской:

1 из 2

«Победа». Эскиз центральной фигуры Монумента (1973 год, гипс, металл):

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

В общем, «Личная биография» к посещению обязательна: с благодарностью и светлой памятью всмотреться близко в лица героев скульптур, внимательно почитать мысли автора и узнать историю малыша со следующей фотографии:

2
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

Надо подвести какой-то итог показанному тут. Старалась формулировать всё кратко, но отзыв получился достаточно длинным, а показана лишь небольшая часть из того, что можно посмотреть, и о чём можно узнать, посетив мастерскую. В общем, я и сама ещё точно туда пойду, и другим этот музей теперь всячески рекомендую.

Немного полезной информации:

1. График работы: среда — с 12 до 21, четверг-воскресенье — с 12 до 19.

2. Радуют цены на билеты: взрослые — 150 рублей; учащиеся, студенты, пенсионеры — 100 рублей; дети до 7 лет — бесплатно. В первую среду месяца вход в музей бесплатен для льготных категорий, экскурсия оплачивается, как обычно.  Кураторская экскурсия по временной выставке обошлась мне +100 руб. к входному билету. На экскурсию предварительно регистрировалась на странице мастерской в Timepad, оплачивала на месте.

3. Информация про мастерскую есть на общем сайте Музея городской скульптуры: Государственный музей городской скульптуры | Мастерская М. К. Аникушина (gmgs.ru) . У мастерской очень информативная официальная группа ВКонтакте: Мастерская Аникушина | ВКонтакте (vk.com) (регистрация в ВК для чтения не нужна).

4. На кассе можно взять небольшую брошюру, где, в частности, дан ответ на вопрос:

1
Санкт-Петербург. Мастерская скульптора в Вяземском саду

5. Экскурсии в мастерской есть по основной экспозиции (обзорные и тематические) и по временной выставке (в том числе, в популярном сейчас формате арт-медиации). Пример программы на август 2023: Август в Мастерской Аникушина (vk.com) . Мне понравились и сокращённая в Ночь музеев обзорная по основной экспозиции, и кураторская по временной выставке.

6. Самостоятельно осматривать музей (включая временную выставку) можно и с аудиогидом. Вроде, можно взять на кассе. Для скачивания прямо в музее на кассе есть QR-код. Аудиогид на Izi.TRAVEL: Мастерская Аникушина, филиал Государственного музея городской скульптуры | IZI Travel . Аудиогид можно посмотреть, как существенное дополнение к моему краткому отзыву, да и чтобы на временную выставку заглянуть.

7. Мастерская участвует во всех мероприятиях типа «Ночь музеев», «Форум малых музеев». Экскурсии во время таких дней проходят в сокращённом объёме. Но это вполне подходит для знакомства с музеем. Само пребывание в мастерской в тот день не ограничивают (личный опыт Ночи музеев в мае 2023).

8. Планировала в конце отзыва в виде пары слайдшоу показать интересные места на Аптекарском острове помимо мастерской, но не хватило лимита на фото, поэтому упомяну только про возможность прогулки в Лопухинском саду (мой осенний альбом) или на соседнем Каменном острове (мой осенний альбом, да и другие материалы на Туристере точно должны быть).

9. Пусть будут ссылки на ещё пару материалов про М. К. Аникушина, которые показались мне интересными по тексту и фотографиям: Михаил Аникушин (culture-art.ru) , Мастер скульптуры Михаил Аникушин (vk.com) .

А в качестве благодарности всем заинтересовавшимся моей публикацией пусть будут цветы. Рассказ задумывался в конце июня, поэтому — пионы. На Аптекарском острове находится наш главный Ботанический сад Петра Великого. Логично было бы показать пионы оттуда. Но фотографии с прошлогодней выставки (представлено было 400+сортов) и с нынешней (разновидностей было немного меньше) так и остались в неразобранных альбомах. Поэтому только несколько букетов этого года, а к ним добавлены пионы сада Аничкова дворца. Расположенный на Невском проспекте он, конечно, не имеет отношения к Аптекарскому острову, но, во-первых, нравится мне, а, во-вторых, вдохновил авторов присутстующей на одном из первых фото отзыва работы с непоместившейся сюда текущей временной выставки в Большой мастерской.

Всем спасибо за внимание!

1 из 16

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Мастерская М. К. Аникушина, филиал Государственного музея городской скульптуры

Вяземский пер., 8, Санкт-Петербург, 197022 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация