Музей при Академии Штиглица

2
Музей при Академии Штиглица

По рескрипту императора Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем (1814–1884), было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). Активное участие в организации этого учебного заведения принимали крупнейшие деятели государства, промышленности и культуры: секретарь Государственного Совета А. А. Половцов, председатель археологического общества граф А. А. Бобринский, скульптор М. М. Антокольский.

Великая заслуга в создании и становлении Школы принадлежит блестящему архитектору М. Е. Месмахеру, спроектировавшему и построившему здание, который и стал первым директором Училища и возглавлял его более 20 лет.

4
Музей при Академии Штиглица

Здание будущего музея строили с 26 апреля 1885 по 1895 год, к моменту его открытия в нём насчитывалось более 15000 произведений искусства, кроме того после декабря 1886 года коллекция пополнялась чуть менее активно из-за затрат на строительство — и возведение нового здания, и закупка экспонатов оплачивались с процентов от завещанного бароном А. Л. Штиглицем капитала (9 млн руб. серебром). На строительство было потрачено 300 тысяч рублей, причём по уставу училища его годовое содержание составляло 40 тысяч рублей, поэтому был использован неприкосновенный капитал с возвратом суммы банку за три года. Было создано 350 рабочих чертежей, калек, шаблонов и моделей; они считались утраченными, но были обнаружены в 1982 году.

Открытие состоялось 30 апреля 1896 года в присутствии императорской семьи, с участием в празднике И. Е. Репина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Рылова, А. П. Остроумова-Лебедева, Д. В. Григоровича.

Месмахер был человеком от мира искусства и понимал, что у студентов должны быть наглядные примеры для обучения. Он стал лично собирать коллекцию для музея училища, который должен был служить своеобразным пособием для студентов. Месмахер хотел проиллюстрировать все направления европейского искусства, чтобы студенты могли изучать их, не выходя из стен Академии.

Каждый зал музея оформили в отдельном стиле: античности, романтизма, готики, ренессанса или барокко. Таким образом он стал наглядным пособием: прогуливаясь по коридорам и залам, студенты могли рассматривать произведения искусства со всей Европы и учиться отличать техники различных эпох и мастеров.

В Училище преподавали 12 курсов. Наибольшей популярностью пользовалось гравирование по дереву, роспись керамики, фарфора, стекла. Интерес учащихся вызывала художественная обработка кожи, изобразительное искусство, театральный декор, лепнина. Обучение специальностям в академии Штиглица длилось 2 года, многие ученики посещали несколько классов. Выпускники Школы получали вакансии на Императорской фарфоровой фабрике, в театральных мастерских СПб, мебельном заводе Мельцера, ювелирном производстве Фаберже, Грачева, Овчинникова.

4
Музей при Академии Штиглица

Здание выставлено фасадом по красной линии. Участок для постройки был небольшим, с трёх сторон ограниченным более ранними постройками, что повлекло компактную застройку с двумя световыми двориками (они занимают 242 квадратных метра из общей площади в 3780 квадратных метров). Со стороны Фонтанки хорошо виден стеклянный купол над выставочным залом.

Во внешнем облике здания Месмахер использовал отдельные мотивы венецианской библиотеки Сан Марко (в частности, декоративные мотивы окон второго этажа) и Палаццо Корнер делла-Ка’Гранда. В нишах боковых ризалитов, завершённых лучковыми фронтонами, стоят фигуры Афины Паллады, покровительницы искусства, и Гефеста, покровителя ремёсел, выполненные М. А. Чижовым в 1888–1889 годах.

Центр здания выделен ризалитом, завершающимся треугольным фронтоном, на котором находится горельеф с аллегориями живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и, предположительно, истории искусства; горельеф выполнен А. Г. Бауманом в 1887–1888 годах. У художника с горельефа, атлетически сложенного бородатого человека в рабочем фартуке, портретные черты Месмахера.

2
Музей при Академии Штиглица

Перед главным входом установили фонари, украшенные фигурками путти — каждый из них отвечает за определённое ремесло, которое можно угадать по предметам в руках ангелочков.

На планировку здания также повлияло назначение отдельных помещений, продиктованное составом музейной коллекции, а характер использования помещений диктовал приёмы отделки. Всего в музее тридцать два зала. Использована замкнутая планировка с периметральным расположением залов, помещения симметрично расположены относительно оси через главный подъезд к Соляному переулку. 80% залов — прямоугольные в два квадрата (согласно принципам А. Палладио), прочие — проходные. У интерьера крупный масштаб — крупное членение стен, кессонированные потолки с крупным рисунком, арки; но согласованность размеров перечисленных элементов с витринами, дверями, мебелью делают этот масштаб соразмерным человеку.

1 из 3

Вестибюль музея подобает другим залам, несмотря на свою утилитарную принадлежность (в нем распологаются касса, гардероб, магазин) он очень впечатляет — полированный гранит, сводчатый потолок, роспись.

3
Музей при Академии Штиглица

В магазине представлено творчество студентов Академии по вполне адекватным ценам.

4
Музей при Академии Штиглица

1 из 4

Первым открывающим посещение академии является Аванзал который оформлен в стиле итальянского ренессанса. Величественные своды, расписанные ярким декором, арочные колонны из искусственного мрамора. Пол выложен оригинальной метлахской плиткой 1892 года. В зале выставлены экспонаты в виде старинной деревянной мебели: стулья, комод и диван. В витринах стоят статуэтки и фарфоровая посуда.

4
Музей при Академии Штиглица
5
Музей при Академии Штиглица

По правую и левую стороны от аванзала расходятся итальянские галереи. В них выставлены предметы быта и мебели, иллюстрирующие различные периоды и ремёсла, например, коллекция сундучных ключей и замков, посуда и вазы. Своды одних галерей покрыты яркими росписями, других — украшены золочеными элементами, а пол — метлахской плиткой. При этом в каждом зале орнамент плитки повторяет архитектуру сводов.

6
Музей при Академии Штиглица
2
Музей при Академии Штиглица

Зал Теремок предназначался для выставления экспонатов русского искусства и выполнен в подражании палатам московского Теремного дворца (не зря в этом зале часто работают киношники). Для создания ощущения тесноватого русского интерьера Месмахер приподнял в помещении пол и перекрыл его низким сомкнутым сводом с распалубками. Колонны, арки и своды были раскрашены «лазорием чудным, золотом охры и тёплой тьмой коричневых земель» (роспись не сохранилась, но по описаниям она была яркой, светлой, не пёстрой). Нижние части стен были набраны из ценинных образцов.

5
Музей при Академии Штиглица
5
Музей при Академии Штиглица

В экспозицию входили иконы, оклады, образа, складни, кресты, шитые золотом, серебром и жемчугом ткани, ювелирные изделия — венцы, цаты, скань, цветные эмали, расположенные вдоль стен в стеклянных витринах. Сейчас же в экспозиции выставлены куклы в национальных одеждах.

2
Музей при Академии Штиглица

А вот запасники были закрыты для посещения.

4
Музей при Академии Штиглица
4
Музей при Академии Штиглица

Главный и самый знаменитый зал Академии — Выставочный, занимающий значительную часть здания, и подражает дврам итальянских Палаццио освещаемый светом через двойной стеклянный купол. Конструкция металлического остеклённого покрытия была решена с использованием французской решётчатой стропильной фермы системы К. Полонсо, купол состоит из небольших квадратных стёкол, цветных и расписных (создающих ковровый орнамент из золотых звёзд), выполненных на мюнхенской фабрике Цеттлера в 1892 году, вставленных в свинцовую оправу. Во время Великой Отечественной войны остекленение купола было разрушено взрывной волной, каркас был восстановлен в 1947 году и остеклён бесцветным стеклом.

1
Музей при Академии Штиглица

Аркады зала продолжаются столбами опор, украшенными четырьмя коринфскими колоннами. Антаблемент богато декорирован, между рельефами помещены портретов работавших в России художников, скульпторов и архитекторов: К. Росси, В. Баженова, А. Захарова, В. Сурикова, И. Репина, А. Иванова, А. Рублёва, М. Ломоносова, М. Козловского, Ф. Шубина, Ф. Щедрина, В. Демут-Малиновского, И. Мартоса, а также деятелей итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Б. Челлини. Между медальонами были заделанные красивыми решётками вентиляционные отверстия (отопление и вентиляция училища была сделана по проекту С. Б. Лукашевича).

4
Музей при Академии Штиглица

В зал вписана двухмаршевая мраморная лестница, ведущая на галерею, на её верхней площадке расположена желтомраморная скульптура сидящего в крусле А. Л. Штиглица, выполненная М. М. Антокольским (в 1920-х годах была утрачена и была известна по гипсовой модели 1886 года из коллекции Русского музея, к 1980-м годам была обнаружена в новгородском краеведческом музее)

1
Музей при Академии Штиглица

По периметру второго яруса Большого зала расположилась гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря. Помещённый на него горельеф изображает битвы богов-олимпийцев с гигантами.

1
Музей при Академии Штиглица

Сам алтарь II–III веков до нашей эры, который сегодня экспонируется в Пергамском музее в Берлине — один из самых важных памятников эллинистического периода, сохранившихся до наших дней. Его нашли немецкие археологи в XIX веке до нашей эры на территории современной Турции и выкупили забесценок перевезя почти целиком (без фундамента) в Берлин. После Великой Отечественной Пергамский алтарь выставлялся в этом зале, но с легкой руки Хрущева был отправлен обратно в Берлин. В 2001 году копию этого впечатляющего по размерам горельефа музею передал Эрмитаж, ведь именно мастера Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии когда-то её изготовили.

2
Музей при Академии Штиглица
3
Музей при Академии Штиглица

Пол зала выложен мелтахской плиткой, и обратите внимание на люстры!

3
Музей при Академии Штиглица
Музей при Академии Штиглица

В момент экскурсии в зале работали учащиеся академии.

1 из 4
Музей при Академии Штиглица
 

По другую сторону от Большого зала находится Рафаэловская галерея — её интерьер повторяет декор лоджий ватиканского дворца, который Рафаэль оформил для папы Римского. В росписях Н. Блинова и М. Салтыкова — библейские и мифологические сюжеты, а также цветочные орнаменты.

3
Музей при Академии Штиглица

Выделяется из мотивов Ренессанса винтовая неоготическая лестница в углу галереи. Раньше стены зала украшали фламандские и французские гобелены, которые перешли к Эрмитажу и по сей день хранятся там. Взамен Академия получила кованую лестницу, по которой, предположительно, в Зимнем дворце ходил Николай II.

2
Музей при Академии Штиглица
2
Музей при Академии Штиглица

Ещё один итальянский уголок — Римская лестница по проекту Месмахера. Одна из стен декорирована живописной композицией, которая изображает вид из окна на собор Святого Петра.

3
Музей при Академии Штиглица

Коптская галлерея в которой представлены скульптуры из глины, фаянса, бронзы, в том числе кошка XIII–XI веков до нашей эры, фигурки ушебти, амулеты, Птах, хранилась часть деревянного женского саркофага с цветным рельефом (сейчас в экспозиции Эрмитажа), плакетки с изображением скарабея.

4
Музей при Академии Штиглица
4
Музей при Академии Штиглица

В зале Медичи расположено четыре плафона с изображениями деятелей, связанных с династией Медичи — Козимо Медичи (рядом с этим медальоном венком выписаны имена Гиберти, Росселино, Десида Сэттиньяно, Мино да Фьезоле, Бенедетто да Майано, Ровессано, Цивиттали, Антонио Федерико, Андреа Сансовино, Аллесандро Леонарода, Андреа Риччо), папа Лев X, Леонардо Лоредан и Федерико Урбино (неизвестно, имелся ли в виду некий человек, носивший это имя от рождения, или помощник Микеланджело Франческо ди Бернардино д’Амадоре да Кастельдуранте, бравший себе это имя в качестве псевдонима). Из вестибюля в зал ведёт мраморная лестница, после которой стоит скульптура Гермеса.

2
Музей при Академии Штиглица

Соседнее с залом Медичи небольшое помещение — Византийская комната в церковном стиле. Её центральный экспонат — кабинет в виде готического собора, сделанный во второй половине XIX века. Для создания объёма использовали разные цвета дерева, слоновую кость и гравировку. Мелкими штрихи прочерчивали изображения на темы сюжетов XVII–XIX из Нового завета, добавляя детали. Проработка впечатляет: внутри, за открывающимися дверями, шкаф также декорирован в технике маркетри. Здесь можно разглядеть кирпичную кладку, паркет и даже расписные потолки собора.

Музей при Академии Штиглица

Малая Итальянская галлерея была также было закрыта (а ведь раньше, судя по отзывам водили экскурсии и тут)

3
Музей при Академии Штиглица
2
Музей при Академии Штиглица
1
Музей при Академии Штиглица

В зале было собрано пятнадцать русских изразцовых печей XVII–XIX веков. Сначала они выставлялись в Выставочном зале, потом на подиумах на роликах переехали в помещение с выходом во двор. Одна из печей — из дома архиерея Владимирского и Суздальского, её высота — три с лишним метров, в ней пять ярусов, она облицована полихромными расписными изразцами с изречениями. Ярусы разделены карнизами с полочками из кафлей. Другая печь — из Торопца Псковской губернии, у неё полихромная орнаментальная роспись эмалями. Другая печь из Калуги — с влиянием стиля барокко (косвенно на подобные изразцы повлиял Растрелли, который, создавая Анненгоф, заказывал калужские изразцы по собственным рисункам). Три печи были переданы в музей из дворцов Петербурга, у одной из них на печном зеркале изображены Флора и Клио. В витринах зала была выставлена коллекция моделей немецких фаянсовых печей.

3
Музей при Академии Штиглица

Как вы понимаете Музей Академии Штиглица производит невероятное впечатление, а попасть сюда сейчас проще простого — всего то записаться по ссылке.

Теперь мне определенно хочется вернуться сюда не летом и посмотреть как выглядит академия в полумраке без яркого солнца.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей прикладного искусства академии Штиглица

Соляной пер., 13, Санкт-Петербург, 191028 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация