Тайны да Винчи. Часть 2

В экспозиции «Тайны да Винчи», которая находится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости, собрана коллекция самых известных изобретений мастера.

Тайны да Винчи. Часть 1

Самоходная телега, или автомобиль

Леонардо впервые создал телегу, которая могла бы перемещаться без лошадей. В его проектах она трехколесная. Механизм был пружинный по принципу заводной игрушки. По расчетам да Винчи, она могла проехать около сорока метров. При этом можно было двигаться как по прямой, так и поворачивать с помощью специального рычага. А потайная веревка служила тормозом. Скорее всего, Леонардо планировал применять эту машину как реквизит в театральных постановках. Тот же принцип конструкции привода используется сейчас в современных автомобилях.

Тайны да Винчи. Часть 2

Музыкальные инструменты

Не многие знают, что Леонардо да Винчи был еще и искусным певцом, и талантливым музыкантом-импровизатором. Он обладал красивым голосом и виртуозно играл на лире. Неудивительно, что в его коллекции изобретений есть и усовершенствованные музыкальные инструменты. Мастер пытался упростить технику игры на них и в то же время улучшить и разнообразить их звучание. Так среди его работ появилась двойная флейта, переносная пианола, механический барабан.

Тайны да Винчи. Часть 2

Переносная пианола

Музыкальный инструмент имел клавиатуру на три октавы. По звучанию это было что-то среднее между клавесином и альтом. В основе механизма — система блоков и маховое колесо, которые приводили в действие смычок из лошадиного волоса.

Механический барабан

Для военных маршей, театральных представлений и для устрашения врага во время битвы да Винчи сконструировал передвижной механический барабан. Два центральных цилиндра с выступающими штырьками начинали вращаться, как только телега трогалась с места. От них к самому барабану тянулись с двух сторон по пять палочек. Колышки из цилиндров вынимались, благодаря этому можно было задать различный ритм и темп звучанию. Барабан производил такой шум и грохот, что мог пустить в бегство даже самую грозную армию врага.

Тайны да Винчи. Часть 2
Тайны да Винчи. Часть 2

Летательные аппараты

Да Винчи, как и многих инженеров XV века, не покидала мечта о возможности летать. Леонардо изучил теорию полета и сконструировал несколько летательных аппаратов.

Сначала изобретатель изучал строение крыльев летучих мышей и птиц, анализировал их характеристики при полете и пытался поднять человека в воздух с помощью маховых движений. Однако позже Леонардо пришел к выводу, что такой принцип действия не подходит, так как никому из людей не хватит только своих сил, чтобы подняться в небо.

Тайны да Винчи. Часть 2
Тайны да Винчи. Часть 2

Тайны да Винчи. Часть 2

Поэтому он начал изучать возможность полета без взмахов крыльями. Да Винчи анализировал, как можно использовать воздушные потоки и скорость ветра. В его чертежах и набросках легко угадываются хорошо знакомые нам летательные аппараты.

Дельтаплан

Прототипом современного дельтаплана стала конструкция в виде крыла, которым человек мог управлять с помощью веревок, изменяя положение тела во время полета. Однако дельтаплан Леонардо так и не взлетел. Тем не менее, в 2002 году в Англии по чертежам мастера сконструировали копию этого аппарата и испытали его в воздухе. Во время полета дельтаплан был немного неустойчив, но после того как к нему прикрепили хвост, успешно выдержал испытание.

Парашют

Идея спуститься с горы на «крыльях» витала в воздухе еще задолго до да Винчи. Однако все попытки испытать подобные «зонтики» заканчивались трагически-либо серьезными травмами, либо гибелью участника. Только у Леонардо были указаны конкретные размеры накрахмаленного полотна, натянутого на каркас в форме пирамиды, — 12 на 12 локтей. Если перевести эти размеры в метрическую систему, то приспособление вполне могло обеспечить безопасный спуск человека с горы. Диаметр современных парашютов — шесть-семь метров.

Тайны да Винчи. Часть 2
Тайны да Винчи. Часть 2

Воздушный винт, или вертолет

По расчетам да Винчи, четыре человека, стоя на платформе, должны были толкать рукоятки, раскручивая винты, обтянутые тканью. Именно эти винты и должны были подняться в воздух. Однако этому аппарату тоже не суждено было взлететь, так как изобретатель не учел законов физики.

Тайны да Винчи. Часть 2

Вертикальный летательный аппарат

Следующая воздушная конструкция да Винчи была высотой 12 метров. Она отличалась от первого вертолета размахом крыльев — 24 метра — и их формой в виде креста. Чтобы взлететь, человеку, находящемуся в центре этой машины, нужно было управлять ею с помощью рук, ног и даже головы. Таким образом, Леонардо пытался по максимуму увеличить источник энергии. Этот летательный аппарат был оборудован выдвижной лестницей. Позже идея Леонардо была использована при создании современного вертолета.

Тайны да Винчи. Часть 2
Тайны да Винчи. Часть 2

Водные изобретения

У Леонардо да Винчи было особое отношение к воде, он полагал, что это «движущая сила природы». Именно вода вдохновила мастера на создание многих конструкций и аппаратов в области гидравлики. Самые известные и значимые изобретения Леонардо: водолазный костюм, двухкорпусная лодка, колесное судно, спасательный круг, подводная лодка. Одним из громких проектов да Винчи стала система водоотвода русла реки Арно от Флоренции, которая часто подвергалась наводнениям. Он был уверен, что сможет изменить течение реки, однако вскоре ему пришлось отказаться от этой затеи.

Тайны да Винчи. Часть 3

Тайны да Винчи. Часть 4

Комментарии

Музей истории Санкт-Петербурга

Петропавловская крепость, 3 Подробнее об объекте