Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Покинув Троице-Сергиев Варницкий монастырь на окраине Ростова Великого, мы отправились в его историческую часть с целью посещения ещё одного монастыря, а именно: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, являющегося, наряду с Ростовским кремлём, одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Ростова Великого.

Этот монастырь, расположенный на берегу озера Неро, прошёл в своём развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырём, где даже соборная церковь долгое время являлась деревянной. В дальнейшем обитель прошла путь от заштатного монастыря к монастырю первого класса, была одно время ставропигиальным монастырём, а потом резиденцией викарного епископа. В советское время монастырь был закрыт, а его здания передали в ведение Музейного отдела Наркомпроса. В храмах некоторое время проводились службы, но в 1928 году и они были закрыты. Возрождение Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря началось в 1991 году, когда он был передан Русской Православной Церкви.

Ко входу в Свято-Яковлевский Димитриев монастырь через северные Святые врата можно попасть по пешеходной дорожке, ведущей от автомобильной парковки, расположенной вдоль улицы Добролюбова:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

С этой дорожки открываются виды внешней части монастырской территории: на Святые врата, на северную стену с двумя красивыми башнями по краям и с келейным корпусом, примыкающим к северо-западной башне.

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Справа от этой башни в отдалении за забором виден Спасо-Преображенский собор бывшего Спасо-Песоцкого монастыря. Этот монастырь, по преданию, в XIII веке был основан вдовой ростовского князя Василия (впоследствии причисленного к лику святых). Вдову князя звали Марией, и известна она, кроме основания монастыря, ещё и как единственная в русской истории женщина-летописец.

В 1765 году Спасо-Песоцкий монастырь был приписан к Яковлевскому монастырю, после чего тот стал называться Спасо-Яковлевским. А Спасо-Яковлевским Димитриевым монастырём он стал в 1836 году, когда Священный Синод присвоил обители это название.

Строительство Спасского храма относится к концу XVI века. Освящён он был в 1603 году в честь Преображения Господня. Этот храм — единственная уцелевшая церковь древнего Спасо-Песоцкого монастыря. Остальные его постройки после присоединения к Свято-Яковлевскому монастырю были разобраны за ненадобностью, а его территория использовалась в качестве хозяйственного двора Яковлевского монастыря. Здесь же располагалось и монастырское кладбище, варварски уничтоженное большевиками после Октябрьской революции.

При входе на территорию Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря через северные Святые врата висит табличка, на которой по-крупному отражены основные этапы обустройства Свято-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Основание монастыря связано с именем Ростовского епископа Иакова. В 1385 году игумен скромного Копырского монастыря близ Ростова по имени Иаков был назначен епископом в Ростов, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил её из-за недовольства ростовцев решением епископского суда, оправдавшего некую «княгиню», осуждённую ростовским князем на смерть за прелюбодеяние. Епископ, увидев её раскаяние в своём грехе, простил её и отменил княжеский приговор. За это ростовский люд взъярился на епископа и прогнал его из города. Тот пришёл на берег озера Неро, устроил там небольшую келью и стал жить в уединении и молитве. К нему стали приходить люди, почитавшие его. Некоторые шли ради духовной беседы, а потом возвращались домой, а некоторые оставались, строили себе кельи. Потом на месте этого «стихийного монастыря» возникла деревянная церковь в честь Зачатия святой Анны. Так было положено начало Яковлевской обители.

27 ноября 1392 года святитель Иаков мирно скончался в основанной им обители и был погребён в церкви Зачатия святой Анны.

Дальнейшая история первых веков существования Яковлевской обители практически не была отражена в летописях. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий: погребение святителя Иакова в церкви Зачатия святой Анны и его общерусская канонизация в 1549 году, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея, а, спустя двести лет, ограбление его поляками в 1609 году. Можно сказать, что в то время обитель не была знаменитой, а потому не имела она и каменных строений.

Заметное улучшение благосостояния Яковлевского монастыря наступило в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Фёдорович Романов жалует его вотчинами и рыбными ловлями. В 1654 году монастырь был приписан к Ростовскому архиерейскому дому, что привело к ещё большему росту его благосостояния.

В 1686 году был сооружён первый каменный пятиглавый Троицкий храм. К концу XVII века появилась и каменная трапезная палата. Впрочем, келейные корпуса и прочие служебные постройки довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

Переломным моментом в истории монастыря явилось назначение на Ростовскую кафедру митрополита Димитрия (в миру Даниил Саввич Туптало), прославленного впоследствии Церковью в сонме святителей. Он родился недалеко от Киева, учился в Киево-Могилянской академии, после чего был принят в Кирилловский монастырь. Постриг под именем Димитрий принял в 1668 году. Быстро продвигался по иерархической лестнице: диакон, иерей, иеромонах. В 25-летнем возрасте он уже читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова, и в следующие двадцать лет жизни провёл в различных украинских монастырях. Последняя должность, которую ему довелось здесь занимать, была должность архимандрита новгород-северского Преображенского монастыря. Отсюда его вызвали в Москву по настоянию Петра I как одного из кандидатов на должность митрополита Сибирского. Но вместо этого его назначили митрополитом в Ростов.

Святитель Димитрий приехал в Ростов 2 марта 1702 года, и почти сразу по прибытии, первым из всех ростовских монастырей, посетил Яковлевскую обитель. Говорят, что, войдя в собор, владыка указал на юго-западный его угол и произнёс: «Се покой мой: зде вселюся в век века». Таким образом, он указал место своего погребения. Скончавшийся в 1709 году митрополит Димитрий стал вторым ростовским архиереем, погребённым не в Успенском кафедральном соборе, а в Яковлевском монастыре.

В 1757 году, пять лет спустя после обретения нетленных мощей святителя Димитрия, состоялась его канонизация. Он явился первым святым, канонизированным в синодальный период, и единственным за весь XVIII век. Его мощи в качестве великой святыни почитали не только простые люди, но и знать, включая членов императорской фамилии. Это не только спасло монастырь от закрытия, но и стало своеобразным стимулом для его процветания. Хотя поначалу в 1764 году по указу Екатерины II его сделали заштатным, но уже на следующий год он был причислен к монастырям второго класса, став при этом ещё и ставропигиальным, то есть вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Святого Синода. Тогда же к Яковлевскому монастырю присоединили стоявший по соседству Спасо-Песоцкий монастырь.

Вторая половина XVIII века стала временем формирования архитектурного ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря в том виде, в каком мы видим его теперь. Были возведены новые корпуса, каменная ограда с башнями, колокольня, преобразован существовавший и сооружён новый храм. Таким образом, ансамбль Свято-Яковлевского монастыря предстал уникальным по сути памятником монастырского строительства своего времени, когда очень немногие обители могли себе позволить подобное строительство после отнятия у них земель и пошатнувшегося в связи с этим их материального положения.

Давайте пройдём по территории монастыря и посмотрим, как он выглядит в настоящее время.

Современный план построек Спасо-Яковлевского Димириева монастыря показан на следующей фотографии:

Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Обновление архитектурного облика Спасо-Яковлевской обители началось в 1757 году, когда была предпринята частичная замена обветшавшей деревянной ограды на каменную. Поначалу работы велись медленно, поскольку монастырь не обладал ещё достаточными средствами на строительство, и были даже приостановлены на время императорским указом. И лишь в 1776 году возобновились. По периметру вся территория была огорожена каменной оградой. Четыре угловые башни и две надвратные с южной и с северной стороны завершили величественный архитектурный ансамбль. На территорию мы прошли через северные (въездные) ворота:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Находящиеся напротив северных ворот южные ворота, получили название Водяных ворот, поскольку выходили на озеро Неро:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Среди четырёх угловых башен особо выделялась юго-западная башня. Сейчас в ней находится смотровая площадка, а в 1909 году в этой башне была устроена церковь во имя Толгской иконы Божией Матери:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Явленная Толгская икона весьма почиталась не только в Ярославле, где, собственно говоря, она и объявилась, но и в Ростове Великом.

Первым каменным храмом, как я уже упоминал выше, был Троицкий храм. Он был возведён в 1686 году при митрополите Ростовском Ионе. В 1754 году его переосвятили в честь Зачатия святой Анны, «в память первобытного храма, созданного Иаковом (Яковом) епископом Ростовским».

В XVIII — XIX веках Зачатьевский собор несколько раз перестраивался, вследствие чего он утратил свой первоначальный облик. Так, в 1725 году с северной стороны собора был сооружён придел во имя святителя Иакова, а через сто лет, в 1824 году, его разобрали и на его месте возвели полноценный храм в честь святителя Иакова Ростовского. Одновременно западному фасаду собственно Зачатьевского собора придали архитектурное оформление, сходное с оформлением возведённой Яковлевской церкви. На показанной ниже фотографии правый портик, обрамлённый четырьмя колоннами, принадлежит собору Зачатия святой Анны, а аналогичный левый портик — пристроенному к нему храму святого Иакова Ростовского:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

А вообще стоящие вплотную друг к другу два величественных храма воспринимаются как единое целое:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Легко также заметить, что храм святителя Иакова Ростовского сориентирован в архитектурном отношении на соседствующий с ним с северной стороны храм в честь святителя Димитрия:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

На этот счёт в монастыре сохранилось особое предание. Храм в честь Димитрия Ростовского был сооружён ранее храма в честь Иакова Ростовского. Он был освящён в 1801 году. Возводился он в течение пяти лет, главным образом, на средства графа Николая Петровича Шереметева, затратившего на его строительство около 55 тысяч рублей и ещё 10 тысяч рублей на внутреннее убранство. Полагают, что над проектом храма трудились крепостные архитекторы графа Шереметева.

Так вот, когда храм в честь святителя Иакова Ростовского только строился, в 1823 году уже построенный храм святителя Димитрия Ростовского посетил император Александр I. Он обратил внимание на изящество архитектуры Димитриевского храма и высказал пожелание, чтобы Яковлевский храм тоже был сооружен «в том же вкусе». Естественно, монастырское начальство последовало монаршему совету, и смотрящие друг на друга боковые фасады обоих храмов были оформлены практически одинаковыми портиками. Это хорошо видно на показанных выше фотографиях обоих храмов.

Храм в честь святителя Димитрия является значительным памятником эпохи классицизма. В оформлении его фасадов использованы гипсовые скульптуры ангелов и гипсовые горельефы:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Колокольня Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря была возведена во второй половине XVIII века, когда в монастыре развернулось обширное каменное строительство. Трёхярусная, простых форм, она не вступает в соперничество со столь яркими архитектурными сооружениями, как Димитровский или Зачатьевский соборы. Отделка колокольни отличается лаконичностью. Единственным украшением колокольни являются колонны, обрамляющие вход в неё. Можно отметить, что в XVIII веке колонны были признаком столичной архитектуры.

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

Из сохранившихся описаний известно, что в конце XVIII века монастырская звонница состояла из четырнадцати колоколов, самый большой из которых весил около пяти тонн. К началу ХХ века на колокольне висели уже двадцать два колокола, из них самый тяжёлый весил 12,5 тонн.

Рядом с колокольней, а также возле юго-восточной угловой башни сохранились несколько надгробных памятников. Это всё, что осталось от монастырского кладбища:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

А к концу XVIII века кладбище Спасо-Яковлевского монастыря, в связи с возросшим значением последнего, приобрело статус своего рода «почётного некрополя». Кладбище разделялось на три зоны. Первая, наиболее пространная, находилась возле Спасского храма бывшей Спасо-Песоцкой обители. А самыми «престижными» считались участки возле Зачатьевского и Димитриевского храмов. В советские годы некрополь Спасо-Яковлевского монастыря был варварски уничтожен. Сохранилась только очень небольшая часть надгробий.

Жилые и хозяйственные постройки были возведены вдоль западной стены ограды, отделявшей главный двор обители от хозяйственного двора, расположившегося на бывшей территории Спасо-Песоцкого монастыря. В комплекс этих построек к началу ХХ века входили два братских (келейных) корпуса (построены в 1780-е годы), настоятельские покои (1784 — 1785 годы) и трапезная (1790 — 1792 годы). В настоящее время они отреставрированы:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

И ещё можно упомянуть о самом «молодом» монастырском сооружении. Это Часовня над источником святителя Иакова. Этот источник известен местным жителям очень давно. Народная молва связывала его с именем святителя Иакова, основателя монастыря, хотя достоверных подтверждений этому не имеется. Тем не менее многие богомольцы старались почерпнуть воды из «Яковлева источника» и относились к ней благоговейно, считая её целебной. Традиция эта жива по сей день.

В 1996 году над источником была построена часовня, освящённая 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем во имя святителя Иакова:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

И в заключение приведу ещё несколько фотографий, сделанных на память о посещении нами Спасо-Яковлевского Димитрева монастыря 3 января 2023 года:

1
Отзыв о посещении Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом

При подготовке настоящей публикации использованы материалы журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», № 15, 2009 (издательство ООО «Де Агостини»).

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Спасо-Яковлевский монастырь

Ростов Великий, ул. Энгельса, 44 Подробнее об объекте