Пусть забыты давно верстовые столбы, но российские дороги остались

Когда я вышел с Красной пощади через Воскресенские ворота, то справа от меня осталась Иверская часовня. Впереди виднелось скопище развлекающихся людей, которые смотрели на других людей, что бросали монетку.

Пусть забыты давно верстовые столбы, но российские дороги остались

Кто придумывает приметы — не всегда ясно. Но согласно новоявленной приметы, если повернуться спиной к Красной площади и бросить монетку, то обязательно сбудется желание.

1
Пусть забыты давно верстовые столбы, но российские дороги остались

Главное, чтобы в этот момент стоять на Знаке нулевого километра российских автодорог.

Пусть забыты давно верстовые столбы, но российские дороги остались

Вот поэтому здесь постоянно людское столпотворение.

Началась история с нулевым километром c идеи, выдвинутой в 1982 году Алексеем Александровичем Николаевым (1914–1987), министром автомобильных дорог РСФСР с 1969 по 1985 год.

Первые реальные шаги датируются 14 декабря 1983 года, когда вышло Решение Исполкома Московского Совета № 3675 «Об установке знака начала отсчета километража важнейших автомобильных дорог общегосударственного значения», которое гласило:

«1. Принять предложение Министерства автомобильных дорог РСФСР и ГлавАПУ г. Москвы о месте установки знака начала отсчета километража важнейших автомобильных дорог общегосударственного значения на Красной площади.

2. Принять к сведению согласие Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР на проектирование знака по заказу Министерства автомобильных дорог РСФСР в I квартале 1984 года.

3. Утвердить следующий текст надписи на знаке: „Начало отсчета километража важнейших автомобильных дорог общегосударственного значения на территории СССР“.

4. Принять к сведению, что финансирование работ по проектированию, изготовлению и установке знака принимает на себя Министерство автомобильных дорог РСФСР.

5. Обязать ГлавАПУ г. Москвы:

5.1. Определить конкретное место установки знака и внести предложения в исполком Моссовета.

5.2. Рассмотреть на Градостроительном совете ГлавАПУ г. Москвы совместно с Художественным советом Министерства культуры СССР проект знака и внести предложения исполкому Моссовета.

6. Поручить Главному управлению культуры Мосгорисполкома силами специализированного хозрасчетного участка изготовить и установить знак в 1984 году».

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сроки были сорваны.

В 1985 году знак был разработан архитектором Игорем Николаевичем Воскресенским и скульптором Александром Иулиановичем Рукавишниковым. Про замысел при создании знака Воскресенский поделился в интервью: " … в центре столицы тоже непросто проектировать, здесь необходима особая корректность по отношению к историческим зонам. Например, знак «Нулевой километр» надо было вписать в исторический ансамбль Красной площади весьма деликатно, но и потеряться он не должен, так как является знаковой отметкой. Вместе со скульптором Александром Рукавишниковым мы разработали форму знака — графически зашифрованное изображение райского сада. Этому есть простое объяснение: я считаю, что страна, родина должна быть прекрасным садом для своих граждан. Как только человек захочет жить в таком саду, он начнет работать на эту идею. А круг в квадрате — это повторение планов башен Московского Кремля. «

В сентябре 1985 года 400- тонный Знак был изготовлен и тут всё застопорилось. Во время просмотра руководству КПСС не понравился внешний вид Знака.

Описание Знака: " Изобразительная основа знака — квадрат, разделенный на четыре сектора, в секторах — рельефные изображения характерных представителей фауны и флоры четырех географических сторон света: в северном секторе — полярная сова, олень, морской котик и ягода морошка; в южном — горный козел, гриф, дельфин и мандарины; в западном — тетерев, зубр, угорь и дуб; в восточном уссурийский тигр, птица-топорок, среднеазиатская кобра и сибирский кедр. Рядом со знаком, на тротуаре, таким же образом размещалась бронзовая доска с надписью: «Начало отсчета километража важнейших автомобильных дорог общегосударственного значения на территории СССР».

Какие-то политически невыдержанные зверушки изображены, чувствовали видимо вожди скрытый подтекст изображений.

Но формальным поводом стало сопротивление заместителя начальника 9-го Управления КГБ при Совете Министров СССР — коменданта Московского Кремля с 10 июля 1967 года по 11 сентября 1986 года Сергея Семёновича Шорникова (1921–1992). Он считал, что во время парадов на Красной площади тяжелое вооружение разломает Знак и необходимо искать иное место для его установки.

Пока суть да дело — составные части Знака были отправлены на склад на Поклонной горе, где они благополучно затерялись. Были обнаружены случайно во время очистки складов в 1995 году.

За это время СССР канул в Лету и пришлось подредактировать надпись на Знаке. После восстановления Иверской часовни Знак был установлен в августе 1996 года перед ней, хотя было предложено 14 мест для его установки. Если верить околоустановочным рассказам, то вопрос по установке решился лишь после обращения авторов Знака к мэру города Москвы Юрию Михайловичу Лужкову.

В период распада СССР было издано постановление Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 года № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» . В нём ни о каком нулевом километре не упоминалось. В пункте 3 Постановления говорилось: «Установить, что: … за начальную и конечную точки отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются: здание подразделения почтовой связи, органа государственной власти или местного самоуправления, либо иное здание или сооружение, расположенное в центре населенного пункта, — для автомобильной дороги, соединяющей между собой населенные пункты».

Но установленный Знак стал официальным символом, вошедшим в текст официального Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где в статье 9. «Исчисление протяженности автомобильных дорог» говорится:

«1. Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.

2. За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются: 1) знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в столице Российской Федерации — городе Москве, — для автомобильных дорог, которые начинаются в столице Российской Федерации — городе Москве».

Поэтому, читая Википедию, улыбнитесь и ни в коей мере не верьте сказкам: «В России бронзовый знак нулевого километра находится в самом центре Москвы, в проезде Воскресенские ворота… Сам же нулевой километр находится у здания Центрального телеграфа, в соответствии с исторической традицией.»

Ведь «Dura lex, sed lex». (Закон суров, но это закон).

В том же законе 257-ФЗ прилагаются в качестве приложения «Правила дорожного движения», которые были утверждены еще Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, где говорится о различных знаках, в том числе про «Километровый знак» , который показывает расстояние до начала или конца дороги (в километрах) и устанавливается через 1 км.

Этот знак своеобразный потомок верстовых столбов, которые начинались как вешки из судебника 1589 года царя Феодора Иоанновича: «А где в осен(ь) дороги живут, дорага живет по рекам, и по тои дороге ставит(ь) вехи, до кех местъ чья земля имет. А хто не ставит по дороге вех, и что над кемъ учинитца, и то взяти-ка томъ вес убытокъ.»

Затем появились каменные столбы в небольшом количестве во время правления царя Алексея Михайловича, сменившиеся массовыми деревянными во времена Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашеные и подписанные цифрами» .

В течение XVIII века деревянные верстовые столбы появились на всех основных дорогах Российской империи.

Екатерина Вторая стандартизировала этот процесс и 22 сентября 1764 года было принято решение о сооружении на всех главных дорогах России каменных верстовых столбов — дорожных знаков по единому образцу.

В 1817 году Александр Первый решил на этом деле сэкономить. Стали устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными черно-белыми полосами, обеспечивающие лучшую их видимость.

В 1918 году они были признаны пережитком царского самодержавия и большей частью разрушены.

Про «нулевой километр» в древности можно только догадываться. Возможно он находился рядом с Ямским и Тайным приказами, которые ведали почтовыми отправлениями и ямским извозом ведали в XVII веке и располагались возле колокольни Ивана Великого в Кремле. Правда потом почтовое ведомство несколько раз меняло своё местоположение в Москве, а затем вообще переехало в новую столицу Российской империи Санкт-Петербург. С 1714 года верстовое отчисление по дорогам России шло от городского главного почтамта Северной столицы.

После революции Советское правительство переехало в Москву. Новой точкой отсчёта стал московский Центральный телеграф, пока в 1959 году, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР не утвердило инструкцию, в соответствии с которой «…на автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится от Мавзолея В. И. Ленина и И. В. Сталина на Красной площади».

Ну, а потом пришли иные времена и вся страна перестроилась.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Нулевой километр в Москве

пр. Воскресенские Ворота - Манежная пл., недалеко от 7-го выхода м. «Охотный ряд» Подробнее об объекте