Храм Музыки

Вчера слушал Брамса. Первый раз в своей жизни посетил консерваторию. Надо же всё в этой жизни попробовать! С одной стороны попал туда случайно, с другой вполне закономерно. Закономерно потому, что давно хотел сходить в Храм Музыки и узнать почему все абонементы на следующий год раскупаются в интернете в первую же ночь продаж, ну и вообще приобщиться. Случайно потому, что не скоро бы туда попал, если бы не освободившийся билетик одной моей знакомой, которая не пошла на это концерт по уважительной причине.

1
Вход в Большой зал консерватории.
Вход в Большой зал консерватории.

Сколько раз проезжал мимо этого памятника П. И. Чайковскому (скульптор В. И. Мухина) на Большой Никитской! Сколько раз слышал звуки различных музыкальных инструментов из окон репетиционного зала, проходя мимо! И вот первый раз на концерт.

Памятник П.И. Чайковскому (скульптор В.И. Мухина).
Памятник П.И. Чайковскому (скульптор В.И. Мухина).

Весь внутренний двор обклеен афишами малоизвестных мне людей. Узнал только Фредерика Белинского, французского гитариста русского происхождения, потомка того самого Виссариона Григорьевича. Доводилось мне пару раз ходить на его концерты лет пять тому назад, когда он ещё пробивался на московскую сцену и играл в небольших тематических клубах. Никогда не забуду его виртуозное исполнение «Мурки».

1
Афиша концерта Фредерика Белинского.
Афиша концерта Фредерика Белинского.

А вот моя сегодняшняя афиша — «Брамс. Романтик в душе, классик по форме…" Вступительное слово музыковеда Жанны Дозорцевой. Женщина, уступившая мне билетик, заранее предупредила, что выступление Жанны Дозорцевой может произвести на меня большее впечатление, чем сам концерт. Всякое бывает.

1
Афиша концерта Брамса.
Афиша концерта Брамса.

Любители классической музыки стали собираться задолго до концерта. В фойе толпилось много народу. Кто-то стоял в кассы в безнадёжной очереди, кто-то спрашивал лишний билетик, кто-то волновался в ожидании своих друзей и подруг. Я грешным делом подумал, что меня внутрь не пустят ввиду не правильного дресс-кода. Но когда в фойе один пожилой мужик по телефону во всю глотку стал орать: «Ёрш твою медь! Тебе идти ещё двадцать минут, а до начала пять осталось» — я понял, что здесь всё демократично.

Внутренний двор.
Внутренний двор.

Войдя внутрь, я понял что действительно попал в Храм Музыки. Здесь всё выдержано в классическом стиле: интерьеры, старинная мебель, рояль, картины, древние афиши, бюсты композиторов, дирижёров, лестницы с коврами, мозаики и множество других, радующих глаз вещиц.

1
Фойе.
Фойе.
1
Фойе.
Фойе.
1
Правое крыло фойе.
Правое крыло фойе.
1
Картина И.Е. Репина Славянские композиторы (1872 г.)
Картина И.Е. Репина "Славянские композиторы" (1872 г.)
Музейные экспонаты.
Музейные экспонаты.
1
Левое крыло фойе.
Левое крыло фойе.
Старые фотографии.
Старые фотографии.
1
Голова Рихтера.
Голова Рихтера.
Старая афиша.
Старая афиша.
Старые фотографии.
Старые фотографии.
1
Фойе.
Фойе.

Интересен и сам Большой Зал. Во-первых, он визуально огромен (1737 мест). Во-вторых, с отличной акустикой.

Большой зал. Партер.
Большой зал. Партер.
1
Большой зал Амфитеатр.
Большой зал Амфитеатр.

Большой зал консерватории был открыт в 1901 году.

Табличка на фасаде.
Табличка на фасаде.

Тогда же был установлен орган работы французского мастера XIX века Аристида Кавайе-Колля. передан в дар консерватории предпринимателем и меценатом Павлом Григорьевичем фон Дервизом.

1
Орган работы А. Кавайе-Колля.
Орган работы А. Кавайе-Колля.

Любопытно, что в 20-30-е гг. зал использовался как кинотеатр и в этом зале проводились партии чемпионата СССР по шахматам.

В зале под окнами размещены портреты композиторов.

1
Портреты композиторов.
Портреты композиторов.

Первоначально до 1953 года портреты Мендельсона и Гайдна тоже висели в Большом Зале. Потом их почему-то сняли и поменяли на других. а спустя много лет их обнаружили (странно, как их такие большие можно было утерять), отреставрировали и теперь они висят справа от входа в партер.

1
Портреты композиторов.
Портреты композиторов.

Пять лет тому назад проводилась реставрация консерватории. Её был возвращён первоначальный облик.

Так же был воссоздан витраж «Святая Цецилия», который был уничтожен во время Великой Отечественной войны.

1
Витраж Святая Цецилия.
Витраж "Святая Цецилия".

Сначала перед концертом со вступительным словом выступила музыковед Жанна Дозорцева. Это конечно-же отдельная история. Говорила она около двадцати минут ярко и темпераментно. Зал слушал её очень внимательно, одарив её перед выступлением огромным количеством цветов. Слушая Дозорцеву, у меня создалось ощущение будто бы я перенёсся в прошлые века и стал современником Брамса — уж очень точно и ярко она подбирала слова. Не знаю насколько точны факты, произносимые ею, но то как она преподносит их, не оставляет никаких сомнений в её абсолютной компетенции. Доверие к ней возникает сразу же с её первых слов. Рассказывает она необыкновенно интересно. Даже не рассказывает, а излагает. Только один раз резануло слух, когда она сказала: «Перечтите Томаса Манна». Я думал, что правильно говорить «перечитайте». Но слово «перечтите» мне тоже очень понравилось.

Вступительное слово музыковеда Жанны Дозорцевой.
Вступительное слово музыковеда Жанны Дозорцевой.

Но для меня самое главное, был даже не рассказ о биографии Брамса, а то, как она рассказывала музыку. Не о музыке, а именно музыку. Рассказать музыку словами кажется невозможным. А тут было ощущение, что я услышал музыку Брамса задолго до выхода самих музыкантов.

А потом был концерт. На сцену вышел оркестр из сорока музыкантов с солирующем роялем.

1
Оркестр.
Оркестр.

Я сидел в четвёртом ряду и видел только передних музыкантов, из которых мне больше всего понравились: вторая скрипка — очень симпатичная женщина, блондинка с виолончелью — очень ровная и красивая спина, и вот этот кудрявый парень.

Вторая скрипка она и на снимке вторая (слева).
Вторая скрипка она и на снимке вторая (слева).
1
Ровная спина.
Ровная спина.
Кудрявый парень.
Кудрявый парень.

Брамс тоже был хорош. Особенно если слушать его с закрытыми глазами. Единственное, что отвлекало — это периодический кашель в зале и такой громкий и навязчивый звонок кому-то на сотовый.

Вспомнилась такая шутка: если снится голая виолончелистка, то пора посетить консерваторию.

Прошу к моему отзыву об объекте не относиться серьёзно, а просто желаю всем посетить консерваторию и составить собственное мнение, отличное от моего.

Мне понравилось!

1
Памятник П.И. Чайковскому.
Памятник П.И. Чайковскому.

Большой зал Московской Государственной Консерватории находится на улице Большая Никитская, дом 13.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Большой зал Московской консерватории им. Чайковского

Большая Никитская ул., 13/6, Москва, 125009 Подробнее об объекте