Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

В субботу, 18 мая 2024 года, по рекомендации дочери и внучки, ранее побывавших здесь, я посетил в Москве «Музей Павла и Сергея Третьяковых», который несколько лет назад принял первых посетителей. Хочу рассказать об этом посещении.

Дом Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке был выстроен в части Замоскворечья, получившей название «Бабий городок». Считается, что оно произошло от свайных баб, то есть специальных молотов, которыми забивали сваи для укрепления берега протекавшей рядом Москва-реки.

Двор в приходе церкви Николая Чудотворца в Голутвине на Бабьем городке, построенной ещё в 1689 — 1692 годах, в которой сейчас находится Китайское подворье Патриарха Московского и Всея Руси, приобрёл московский купец Захар Елисеевич Третьяков. Точно неизвестно, стоял ли уже на участке дом, или Захар Елисеевич сам выстроил его на купленной земле. Впервые здание с каменным первым этажом и деревянным верхним появилось на плане владений Третьяковых в Голутвине 1800 года.

В 1830 году дом с прилегающей землёй перешёл к сыну Захара Третьякова Михаилу. Год спустя он женился на Александре Даниловне Борисовой, и в 1832 году у них родился первенец Павел, а чуть более года спустя, в январе 1834 года, — Сергей. Оба сына в последствии стали известными коллекционерами русской (Павел Михайлович) и зарубежной (Сергей Михайлович) живописи.

Семейство Третьяковых продолжало увеличиваться: всего у Михаила Захаровича и Александры Даниловны родились девять детей, из которых до совершеннолетия дожили пятеро. Голутвинское жилище стало тесным, и Третьяковы с начала 1840-х годов жили в съёмных квартирах. В 1850 году, после смерти Михаила Захаровича, имение перешло в собственность вдовы и детей, но семья сюда уже не возвращалась, а дом сдавался внаём.

В 50-х годах XIX века была сделана перепланировка дома, в результате которой появились четыре квартиры, по две на каждом этаже. После ремонта здание уже не подвергалось крупным перестройкам и благополучно «дожило» до 1917 года. Дом к этому времени оставался в собственности Третьяковых. После смерти сначала Сергея, а затем Павла имение принадлежало их детям и внукам.

С установлением советской власти голутвинский дом был национализирован и стал обычным многоквартирным, и в нём жили несколько семей. В начале 1970-х годов здание было расселено, а в 1978 году передано в пользование Третьяковской галерее. В 1992 году дом приобрёл статус памятника истории и культуры регионального значения. К реставрации здания и к формированию существующей сегодня экспозиции Музея Павла и Сергея Третьяковых приступили в 2015 году. Формирование экспозиции завершено в 2021 году.

После реставрационных работ снаружи музей выглядит как обычный жилой московский дом середины XIX века, с деревянным верхним этажом и кирпичным нижним. Верх облицован лиственницей, и всё здание выкрашено в белый цвет.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Концепция музея не предполагает восстановление обстановки, которая была в доме при жизни здесь Павла и Сергея Третьяковых. Основатели галереи уехали отсюда ещё детьми и своих воспоминаний о голутвинском доме не оставили. Мебель из этого дома и его интерьеры также не сохранились. Целью музея является подробный рассказ о братьях Третьяковых, их характерах, судьбах, предпринимательской и благотворительной деятельности, об истории их коллекций и о том, как создавалась Третьяковская галерея. Вся представленная в музее информация основана на архивных материалах, воспоминаниях современников, мемуарах дочерей Павла Третьякова и переписке братьев. Выставленные подлинные вещи, хотя и связаны с другими адресами, принадлежали основателям галереи и их близким.

Экспозиция располагается на двух этажах. На первом этаже находится раздел, связанный с историей дома, и мультимедийные залы, посвящённые семье, предпринимательству и истории коллекционирования Павла и Сергея Третьяковых. Три зала на первом этаже тематически названы: «Семейный альбом», «Архив предпринимателя» и «Каталог коллекции».

На втором этаже собраны предметы, принадлежавшие братьям: произведения живописи и скульптуры, мебель, книги, документы. Тематически в семи залах здесь расположены:

анфилада комнат Сергея Третьякова: «Приёмная», «Рабочий кабинет» и «Кабинет московского городского головы»;

анфилада комнат Павла Третьякова: «Приёмная», «Рабочий кабинет» и «Библиотека путешественника».

Между двумя анфиладами комнат находится большой зал, названный «Музыкальной гостиной».

На первом этаже при входе в первый зал выставлен макет дома Третьяковых в Голутвине 1853 года.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Мультимедийный зал «Семейный альбом» на первом этаже дома рассказывает о родных и близких братьев Третьяковых. Мультимедийная инсталляция на стене зала позволяет проследить связи Третьяковых со знаменитыми купеческими семьями Мамонтовых и Боткиных, а также выдающимися личностями второй половины XIX — начала ХХ веков, такими как Пётр Ильич Чайковский, Константин Сергеевич Станиславский и др.

Интерактивный стол позволяет больше узнать о родителях, жёнах, детях и внуках Павла и Сергея Третьяковых. За этим столом можно полистать семейные альбомы, посвящённые четырём дочерям Павла Михайловича и двум его сыновьям, а также подробнее узнать о единственном сыне Сергея Михайловича и его судьбе. Каждый альбом содержит фотографии и сопроводительные тексты.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

При разработке концепции музея было принято решение сделать дом самостоятельным объектом показа. Именно поэтому в зале «Семейный альбом» реставраторы оставили части комнат без современной отделки, показав тем самым непростую историю здания. На внутренней стене зала показана ниша, которая была обнаружена в процессе реставрации дома под слоем известковой штукатурки. Вероятно, при перестройке дома в 1850-х годах ниша была заделана досками, обшита дранкой и оштукатурена вместе со всей стеной. Такой способ отделки стен — штукатурка поверх дранки и войлока — типичен для XIX века.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

В этом же зале через стеклянный пол демонстрируется археологический шурф, который позволяет увидеть фундамент здания. Реставраторы предполагают, что укрепление фундамента разгрузочными арками связано с рекой, находящейся рядом, стоком и движением грунтовых вод.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

И ещё немного об особенности конструкции дома. При переходе из первого во второй зал над дверным проёмом можно увидеть перемычку — небольшую полоску-углубление в стене, заложенную древесным углём. Его нередко использовали в строительстве. Благодаря своим гигроскопическим свойствам древесный уголь помогал избавиться от излишков влаги в помещении и предотвратить появление плесени.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Второй зал на первом этаже дома — «Архив предпринимателя» — посвящён предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Третьяковых. На экране здесь демонстрируется мультимедийный фильм об этом. Кадры фильма снабжены сурдопереводом для его восприятия слабослышащими посетителями музея.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Пространство зала делится на «московскую» и «костромскую» части.

На карте Москвы отмечены магазины Третьяковых, построенные ими доходные дома, а также здания, связанные с благотворительной деятельностью братьев.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Выдвинув один из ящичков «архивной конторки», которая расположена под картой Москвы, можно посмотреть подробное видео о каждом из зданий:

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Карта Костромы показывает, где находилась Новая Костромская льняная мануфактура, принадлежавшая Третьяковым. Фабрика состояла из прядильных и ткацких корпусов, общежития, или «сборной», родильного приюта, больницы и других зданий, связанных с социальным благополучием работников фабрики. Подробнее о них также можно узнать, выдвинув ящички «конторки».

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Во второй половине XIX века Кострома стала одним из главных центров текстильной промышленности России. Город стоит на берегах рек Волги и Костромы, поэтому здешние фабрики имели необходимые для работы источники воды. Не было здесь и недостатка льняного сырья: возделывание и обработка льна были для этого региона традиционными.

Мануфактура Третьяковых, открытая в 1866 году, стала со временем одним из самых крупных предприятий Костромской губернии. В 1882 году на фабрике работали 1800 мужчин, женщин и подростков. Новая Костромская льняная мануфактура была успешным и прибыльным предприятием. Фабрика модернизировалась и совершенствовалась, за границей закупалось новое оборудование, а в середине 1880-х годов появилась своя механическая мастерская, в которой начали изготавливать станки собственного производства.

В 1860 году в Москве был открыт торговый дом «П. и С. Третьяковы и В. Коншин» — магазин на улице Ильинке, в котором торговали полотняным, бумажным, шерстяным товаром русского и европейского производства. В разные годы Новая Костромская льняная мануфактура Третьяковых производила пряжу, столовое и постельное бельё, скатерти, мешковину, холсты, брезенты, позже стала поставщиком императорского двора и царской армии. Образцы некоторых тканей, производившихся на фабрике, представлены в музее в ящичках зала «Архив предпринимателя».

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Третий зал на первом этаже, названный «Каталог коллекции», посвящён истории формирования коллекции Третьяковых и строительству здания знаменитой галереи.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Центральный объект в зале — конструкция «Лента времени». Она отражает историю Третьяковской галереи, позволяя понять, какие события сопровождали главные этапы формирования коллекции. С конструкцией можно взаимодействовать, перемещая её по рельсам и переходя от одного временного отрезка к другому. Рядом с датами схематично отражён рост здания Третьяковской галереи.

В этом же зале находятся три экрана «Запасника картин». На них представлены цифровые изображения основных произведений из собраний Третьяковых с историями их создания и покупки. Здесь же можно узнать о взаимоотношениях Павла и Сергея Третьяковых с художниками, друзьями и конкурентами. Вот только небольшая часть картин из «Запасника…»

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Первое приобретение Павла Михайловича относится к 1856 году. Это была картина Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Младший брат, Сергей Михайлович, поддерживал начинания старшего и приступил к собиранию своей коллекции европейского искусства в начале 1870-х годов.

Деятельность Павла Михайловича Третьякова в области коллекционирования, его завещание 1860 года и те новые идеи, которые он привнёс в художественное собирательство, несомненно, обозначили поворотный этап в истории русской культуры второй половины XIX века. Именно Третьяков явился образцом для коллекционеров следующего поколения: Сергея Щукина, Михаила и Ивана Морозовых, Николая Рябушинского, Алексея Бахрушина, Ильи Остроухова и других.

В письме Александре Боткиной 24 марта 1893 года Павел Третьяков писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы тому же обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда всю жизнь».

На второй этаж дома Третьяковых в Голутвине можно подняться по двум вот таким лестницам:

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

На втором этаже музейной экспозиции представлены мемориальные предметы и произведения искусства, принадлежавшие Павлу и Сергею Третьяковым. В анфиладах комнат можно увидеть обстановку, в которой жили и работали братья. Анфилады разделяет музыкальная гостиная. В этом центральном зале представлена живопись из коллекций Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, которая сегодня хранится в собраниях Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Обе анфилады комнат открывают небольшие комнатки, названные в музее «Приёмными». В них попадаешь сразу после подъёма на второй этаж по одной или по другой лестнице. Я поднялся по лестнице, ведущей в анфиладу комнат Сергея Третьякова.

В «Приёмной» здесь представлен портрет Сергея Михайловича Третьякова, написанный в 1895 году Валентином Александровичем Серовым.

Портрет был исполнен после смерти коллекционера для залов галереи, в которых демонстрировались произведения из собрания Сергея Михайловича. Павел Михайлович надеялся, что портрет напишет Илья Ефимович Репин, и обратился к нему с этой просьбой. Но художник выставил условие, что напишет портрет С. М. Третьякова только в том случае, если ему для другого портрета согласится позировать сам Павел Михайлович. Об этом Репин писал в письме: «Тогда я сделал бы два портрета одной величины и Ваш портрет я сделал бы как вклад в Вашу галерею, безвозмездно». Но Павел Михайлович, отличавшийся скромностью, от предложения категорически отказался. Репин был тоже непреклонен и настаивал на своём. «Нашла коса на камень. <…> Павел Михайлович заказал портрет Сергея Михайловича Серову. А жаль. При таком сильном желании написать Павла Михайловича Репин сделал бы прекрасную вещь», — написала в своей книге дочь Павла Третьякова Александра Павловна Боткина.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Большую часть картин для своей коллекции Сергей Михайлович Третьяков приобрёл в известных галереях и торговых домах Парижа.

Сергей Михайлович неоднократно поддерживал старшего брата в создании музея национального искусства. Так, например, в 1873 году в Лондоне с шумным успехом прошла выставка Туркестанской серии картин и этюдов В. В. Верещагина. В следующем году братья Третьяковы начали переговоры с художником о приобретении этой серии для коллекции русского искусства Павла Третьякова. Художник запросил за неё большую стоимость, и у Павла Михайловича не было в наличии таких средств. Младший брат добавил необходимую сумму, и в результате Туркестанская серия В. В. Верещагина была куплена за 92 тысячи рублей серебром.

После смерти Сергея Михайловича в 1892 году его коллекция согласно завещанию была перевезена Павлом Михайловичем из особняка С. М. Третьякова на Пречистенском бульваре в галерею в Лаврушинском переулке, переданную в дар Москве.

В «Приёмной» представлены также подлинные архивные документы, помещённые в выдвижные ящики с целью их сохранения от выцветания на свету. Некоторые из них показаны на приведенных ниже фотографиях:

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

В следующей комнате анфилады на втором этаже воссоздана обстановка рабочего кабинета Сергея Михайловича Третьякова в том виде, в котором он присутствовал в его доме на Пречистенском бульваре в Москве.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

В 1871 — 1875 годах Сергей Михайлович Третьяков по проекту архитектора Александра Степановича Каминского провёл капитальную реконструкцию приобретённого им дома на Пречистенском бульваре. Свой кабинет хозяин разместил в двухэтажном флигеле с верхним светом. Здесь же располагалась коллекция европейской живописи и проводились деловые встречи. После смерти брата Павел Михайлович создал в Галерее мемориальный зал, где экспонировались мебель и личные вещи из кабинета Сергея Михайловича, а в соседнем зале — собранные им произведения.

В Музее братьев Третьяковых картины и скульптуры из коллекции младшего Третьякова, предметы мебельного гарнитура, письменный прибор, созданный в мастерской известного скульптора Виктора Пайяра, ваза, заказанная С. М. Третьяковым и подаренная им Дмитрию Петровичу и Софье Сергеевне Боткиным по случаю новоселья, документы и фотографии знакомят с образом жизни и характером Сергея Третьякова.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Вот такая драгоценная ваза, изготовленная по заказу Сергея Михайловича Третьякова из серебра и украшенная восьмью кораллами, была подарена им Дмитрию Петровичу и Софье Сергеевне Боткиным на новоселье.

Навершие вазы в виде съёмной крышки увенчано изображением богини Персефоны с рогом изобилия. В подножии вазы сидящий ангел-хранитель держит табличку с надписью: «Новоселье 1863 г. Января 22 дня». На тулове вазы церковнославянским шрифтом выполнена дарственная надпись: «Дмитрию Петровичу и Софье Сергеевне Боткиным от Сергея Третьякова».

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Третьяков и Боткин были свояками, поскольку их жёны приходились друг другу сёстрами. Дмитрий Петрович Боткин был одним из самых известных коллекционеров своего времени. Его собрание начало складываться с конца 1850-х годов, и в деле коллекционирования его можно считать одним из наставников Сергея Михайловича Третьякова.

А на следующей фотографии, помимо выставленных предметов, можно обратить внимание на рисунок обоев на заднем фоне. Вообще обои во всех комнатах выполнены по эскизам А. С. Каминского. Этот архитектор занимался не только проектированием и строительством зданий, известны его рисунки интерьеров, посуды, мебели, тканей и обоев.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

В третьей комнате в этой анфиладе показана обстановка «Кабинета московского городского головы».

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

В жизни Сергея Михайловича Третьякова деятельность на благо общества занимала значительное место. За годы его службы московским городским головой с января 1877 по декабрь 1881 года увеличилась территория города, в границы Москвы была включена Сокольническая роща, на улицах появилось газовое освещение, активизировались работы по строительству водопровода. Была развёрнута программа благоустройства: проложены новые бульвары на Девичьем поле, сквер и набережная у Храма Христа Спасителя, обсуждался вопрос о постройке конно-железных дорог (будущих трамваев). Именно в бытность Сергея Михайловича городским головой в Москве в 1880 году был установлен памятник А. С. Пушкину. Поэтому неслучайно в его рабочем кабинете, о котором я рассказал выше, показана конкурсная модель памятника А. С. Пушкину работы Александра Михайловича Опекушина:

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

В период Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов в Москве был создан Комитет по устройству госпиталей, на заседаниях которого Сергей Михайлович решал вопросы размещения раненых, расквартировки армии, организовывал сбор средств для помощи солдатам.

Центральное пространство второго этажа музея занимает просторный зал — Музыкальная гостиная. Здесь читаются лекции, проводятся образовательные программы для взрослых и детей, проходят концерты.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Название зала подчёркивает особую связь Третьяковых и музыки, которая всегда звучала в домах в Лаврушинском переулке и на Пречистенском бульваре.

На противоположных стенах этого зала представлены произведения русской и западноевропейской живописи из коллекций Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Работы иностранных мастеров из коллекции Сергея Михайловича до 1925 года находились в стенах Третьяковской галереи. Позже, когда было принято решение, оставить в галерее только произведения русского искусства, коллекция картин С. М. Третьякова была передана в Государственный музей изящных искусств (с 1937 года — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), где и сегодня находится большая часть собрания младшего из братьев Третьяковых. С 1930 года живопись и графика принадлежали Государственному музею нового западного искусства, а в 1948 году произведения вернулись в Государственный музей имени А. С. Пушкина, за исключением некоторых вещей, которые отправили в Государственный Эрмитаж. Большая часть работ русских художников из собрания Сергея Михайловича Третьякова сегодня находится в Третьяковской галерее.

Некоторые из представленных в «Музыкальной гостиной» картин ранее находились в запасниках Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В частности, картина Алексея Максимовича Максимова «Богоматерь с Младенцем», написанная в 1846 году.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Художник Алексей Максимов (1810 — 1865), ученик Карла Брюллова, большую часть своей творческой жизни посвятил созданию образов для церквей Петербурга, Москвы, губернских городов, а также храмов православной миссии в Испании и Бразилии.

Картина «Богоматерь с Младенцем» была приобретена Павлом Третьяковым уже после смерти художника, в 1872 году, у Михаила Дмитриевича Киреева. Вероятно, образ был написан художником для одного из храмов.

Сохранилась фотография с изображением картины в экспозиции Павла Третьякова, в которой образ Богоматери висел над знаменитой «Всадницей» Павла Брюллова. Возможно, работы учителя и ученика были помещены рядом на одной стене неслучайно.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Но после полотно долго хранилось в скатанном виде на валу, затем прошло серьёзную реставрацию и было натянуто на подрамник специально для экспозиции Музея Павла и Сергея Третьяковых. Была отреставрирована и рама, поступившая в собрание П. М. Третьякова вместе с картиной.

Из зала «Музыкальная гостиная» можно пройти во вторую анфиладу комнат, экспозиция которых посвящена Павлу Михайловичу Третьякову.

В «Приёмной» висит портрет П. М. Третьякова, написанный Ильёй Ефимовичем Репиным в 1901 году после смерти коллекционера по заказу Совета галереи.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Для работы Репин прибыл в Москву и, чтобы окупить дорогу и проживание здесь, попросил выплатить ему всего 1000 рублей — маленькую сумму для знаменитого художника. За саму работу он ничего не взял, сказав «что в память П. М. Третьякова он не желает получать действительную стоимость портрета».

Залы галереи, которые видны на портрете, хорошо знакомы сегодняшним её посетителям. Конечно, обстановка изменилась, собрание галереи многократно увеличилось, и картины поменяли своё местоположение в экспозиции. Но мы по-прежнему без труда можем узнать «Богатырей» по кусочку фигуры Алёши Поповича, а также лестницу, ведущую вниз и обрамлённую перилами с металлическим кованным орнаментом, придуманным А. С. Каминским.

В следующей комнате этой анфилады представлена обстановка рабочего кабинета Павла Михайловича Третьякова:

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Кабинет Павла Михайловича находился на первом этаже его дома в Толмачах. По воспоминаниям дочери Третьякова Александры, здесь «стены были сплошь завешаны картинами». А ещё полотна в рамках и без рамок стояли на полу. Некоторые из них Павел Михайлович лично покрывал лаком, заделывал в них мелкие повреждения.

Личных вещей Павла Михайловича сохранилось немного, но Третьяковская галерея обладает большим архивом документов, писем и фотографий.

Кабинет на протяжении многих лет, конечно, менялся, появлялась новая мебель и убранство, но некоторые детали оставались неизменными. Дочери вспоминали короткий, почти квадратный диванчик, на котором Павел Михайлович любил отдыхать, стол-бюро со стоявшей на нём под стеклянным колпаком деревянной лошадкой, созданной скульптором П. К. Клодтом.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Среди картин в рабочем кабинете привлекает внимание портрет человека с бородой, одетого и постриженного по традиционной русской моде, с наградным знаком на шее.

Это дедушка Павла и Сергея Третьяковых по материнской линии Данила Иванович Борисов. Данила Иванович был купцом второй гильдии, крупным поставщиком сала в Англию. Возможность вести международную торговлю указывает на солидный капитал, ибо такое право давалось не каждому.

Известно, что Данила Борисович проживал в собственном доме за Тверской заставой. Он часто бывал в Петербурге с семьёй, проводя там зимние месяцы. Там, в Петербурге, и был заказан портрет жившему в столице художнику Евгению Плюшару.

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

И наконец, ещё один зал второго этажа в Музее Павла и Сергея Третьяковых. Он называется «Библиотека путешественника».

Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве

Данный зал посвящён двум увлечениям Павла Третьякова: книгам и путешествиям.

Павел Третьяков получил домашнее образование, а самообразованием занимался в течение всей жизни, много путешествовал по России и Европе как в одиночку, так и с родными. Обычно за одну поездку он старался посетить сразу несколько городов, особое внимание уделял устройству музеев и галерей.

Большое значение в жизни Третьякова имели книги, за чтением которых он проводил свободное время. Он был в курсе всех последних литературных новинок, любил поэзию Фета и Тютчева, с удовольствием читал книги, написанные европейскими писателями. В его библиотеке были также собраны труды по церковной археологии, альбомы произведений русских и иностранных художников, работы по истории и по истории искусства, издания, посвящённые частным и музейным коллекциям. Это была библиотека не библиофила, а исследователя, коллекционера.

В соответствии с волеизъявлением Павла Михайловича Третьякова часть книг из его личной библиотеки поступила в собственность Галереи в 1899 году. Эта дата считается годом основания научной библиотеки Третьяковской галереи. Книжное собрание Третьякова выделено в отдельный мемориальный фонд.

Цикл материалов "Интересные достопримечательности в Москве"

  1. Про Храм блаженной Матроны Московской в Дмитровском на улице Софьи Ковалевской в Москве
  2. Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве
  3. Про Тверской путепровод возле Белорусского вокзала в Москве
  4. Несколько слов про станцию "Аэропорт" Московского метрополитена
  5. Отзыв о посещении Большого московского цирка на проспекте Вернадского в Москве
  6. О бывшем особняке купца Михаила Тарасова на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков в Москве
  7. Обитель в честь Донской иконы Божией Матери в Москве
  8. История колоколов Данилова монастыря в Москве
  9. Отзыв о посещении московского храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
  10. Отзыв о выставке "Сокровища полковых музеев" (часть 1, начало)
  11. Отзыв о выставке "Сокровища полковых музеев" (часть 2, окончание)
  12. Рассказ о московской церкви Николая Чудотворца в Старом Ваганькове
  13. Рассказ о посещении Музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
  14. Рассказ о посещении бывшего Симонова монастыря в Москве

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей Павла и Сергея Третьяковых

1-й Голутвинский пер., 16 строение 1, Москва, 119180 Подробнее об объекте