Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Бахрушинский театральный музей — явление уникальное в русской истории и культуре. Настолько уникальное, что даже большевики, когда пришли в 17-ом году к власти, сохранили музей в целости и сохранности, а А. А. Бахрушина поставили пожизненным директором этого музея. Слова «Бахрушинский музей» сегодня стали в русском языке просто нарицательными.

Алексей Александрович Бахрушин явил собой пример истинного меценатства. Будучи богатым человеком, он практически все свободные деньги тратил на свою коллекцию театральных раритетов. Его сын, Ю. А. Бахрушин, вспоминает, что добиться у отца денег на хозяйственные расходы семьи было для матери мукой, любые траты денег, не идущие на пополнение коллекции, он считал пустыми. Но в итоге А. А. Бахрушин создал удивительный музей. И тем самым «памятник воздвиг себе нерукотворный». Музей будет существовать, пока существует русская культура и русский театр, а имя А. А. Бахрушина всегда будет символом беззаветного служения русской культуре. Значение музея трудно переоценить, любое культурное событие, мало—мальски связанное с театром, никогда не обходится без участия музея Бахрушина. Студенты театральных вузов соответствующих специальностей, можно сказать, живут в музее. И даже для нас, людей далеких от профессионального театрального дела, только за последний год сразу приходит на ум несколько событий, связанных с театральным музеем. Например, очень интересная выставка «Тайна Шекспира», прошедшая летом прошлого года в Москве и проходящая в настоящее время в Питере, на которой большинство экспонатов были из музея Бахрушина. Или же публикация дневников балерины Кшесинской к 100-летию февральской революции. Личный архив Кшесинской хранится именно в музее Бахрушина.

В Москве не так много зданий, за которые цепляется взгляд. Когда идешь от метро Павелецкая к Московскому Дому Музыки, непременно замечаешь, что здание музея явно выделяется на фоне московской архитектуры. Здание музея эклектичное, но одновременно элегантное: то ли это готический замок, а именно в стиле готики планировал построить это здание архитектор Карл Карлович Гиппиус, то ли русский терем, на элементах которого постоянно настаивал Заказчик — Алексей Александрович Бахрушин. Этот гостеприимный дом в московских кругах называли «Версаль на Зацепе», настолько он был необычным для своего времени.

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Фото здания музея с противоположной стороны Садового кольца (Зацепского Вала)

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Фото здания музея со стороны улицы Бахрушина

3
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Герб рода Бахрушиных над входом в особняк

2
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Рисунок здания особняка А. А. Бахрушина из проекта Карла Гиппиуса

А. А. Бахрушин впервые показал свою коллекцию публике в 1894 г. В последующие годы лично водил экскурсии по своим фондам. В 1913 г. собрание было торжественно передано в ведение Российской Императорской Академии наук и на его основе был организован официальный музей со штатом и уставом. После революции музей переживал трудные времена. Обсуждались «классовая» природа музея и его «капиталистическая» сущность. Но благодаря комиссару просвещения Луначарскому музей удалось сохранить, и он перешел в состав учреждений Наркомпроса. Все эти годы во главе музея был его основатель А. А. Бахрушин. Трудно переоценить его заслуги в сохранении целостности музея в тяжёлое время. Кроме того, значительная и лучшая часть сегодняшней коллекции музея собрана благодаря его огромной энергии и художественному чутью.

Говоря о музее, нельзя обойтись без небольшого экскурса в историю. Восприятие музея невозможно без хотя бы краткого знакомства с историей семьи Бахрушиных и историей создания музея. Эта часть информации показалась нам не менее интересной, чем само посещение музея.

История семьи Бахрушиных

А. А. Бахрушин принадлежал к одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей. Предки А. А. Бахрушина проживали в Зарайске. В 1821 году его дед, Алексей Фёдорович, переехал в Москву искать лучшей доли. Весь путь семейство прошло пешком, а весь домашний скарб уместился на единственной подводе. Поселилось семейство в замоскворецких Кожевниках, где в то время проживали кожевенных дел мастера. Удивительно, но к 1835 году, дед А. А. Бахрушина, организовав собственное кожевенное дело, уже числился в списках московского купечества. После смерти основателя московского рода Бахрушиных, дело в свои руки взяла его жена, Наталья Ивановна, женщина практичная и грамотная, и три его сына Пётр, Василий и Александр, отец будущего основателя театрального музея. Доходы семьи, которая также стала заниматься суконно-ткацким производством, год от года увеличивались в геометрической прогрессии. Семья Бахрушиных к концу 19 века вошла в пятерку самых богатых людей России того времени. Чем не история американского автомобильного короля Форда, только в российском изложении? На бахрушинских фабриках трудилось более 1000 рабочих, они получали достойную зарплату, и волнений и забастовок на них никогда не было. В отличие от многих купцов-миллионеров Бахрушины не стремились к роскоши и вкладывали деньги в покупку больших земельных участков в Москве, многие из них застраивали многоэтажными доходными домами, некоторые из которых сохранились до нашего времени. А также много занимались благотворительностью.

На благо Москвы

Бахрушиных называли в Москве «профессиональными благотворителями». По окончании каждого года выделять значительные суммы на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся.

На родине предков, в городе Зарайске, Бахрушины построили церковь, богадельню, училище, родильный дом, больницу. Про Зарайск сегодня есть такая интересная новость. На родном городе Бахрушиных в этом году планируется открыть филиал московского театрального музея. Уже передано музею здание бывшей городской гимназии в центре Зарайска, проведены научно-проектные работы и выполнен проект здания. Помимо музея планируется создание большой благоустроенной зоны с кафе и сувенирными лавками и даже открытие арт-отеля с номерами, оформленными на разные темы, связанные с русским театром и литературой.

В Москве на Сокольничьем поле Бахрушины построили самую большую по тем временам больницу. Главным врачом в ней был А. А. Остроумов — домашний врач Бахрушиных. Его имя больница носит по сей день. Бахрушины не только строили различные городские учреждения, но и обеспечивали их дальнейшее существование за счёт процентов с неприкосновенного фонда, который учреждали при каждом из них. В Сокольничьей роще был построен городской сиротский приют, где действовала не только школа, но мастерские для обучения воспитанников ремеслам. В 1898 г. Бахрушины построили на Болотной площади «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми, учащихся девушек. Через два года на Софийской набережной выстроили ещё два здания для тех же целей. Ирония судьбы, но сегодня в одном из этих зданий расположен центральный офис компании Роснефть. Символично, что до революции здесь располагались дома бесплатных квартир для социально незащищенных слоёв населения, а сегодня расположен офис самой богатой компании страны. На счету Бахрушиных было еще много добрых дел: сооружение народного дома с театром на 1500 мест, библиотекой, читальней, столовой-чайной для беднейшего населения, постройка здания учебно-ремесленной мастерской с общежитием для беднейших мальчиков, строительство известного на рубеже веков театра Корша и т. д. и т. п. В 1900 г. за благотворительность в пользу Москвы, братья Бахрушины, и в том числе отец А. А. Бахрушина Александр Алексеевич, были удостоены звания почетных гражданин Москвы. До них такая честь была оказана лишь одному представителю купеческого сословия — П. М. Третьякову, передавшему в дар городу свою художественную галерею.

Коллекционирование как дело всей жизни

Алексей Бахрушин, как и большинство купеческих детей, учился в частной гимназии Креймана на Петровке. Учился неважно, из 7-го класса ушел, объявив, что хочет идти работать на отцовский завод. Впоследствии всю жизнь жалел, что не доучился. С раннего утра до пяти часов дня Алексей бывал на заводе, помогая отцу в делах, а вечера отдавал светской жизни. Увлекался театром, сам играл в любительских спектаклях. Коллекционированием каких только предметов не занимался, но это были сиюминутные увлечения. А вот коллекционирование театральных раритетов стало страстью всей его жизни. Началось все со спора со своим кузеном, кто соберёт больше театральных музейных экспонатов за один год. И понеслось, А. А. Бахрушин в собирательстве театральных раритетов уже остановиться не сможет, а спор он выиграет с большим преимуществом. Каждое воскресенье Бахрушин ездил на Сухаревку. На легендарной Сухаревке в выходные с 5 часов утра и до 5 вечера кипела бойкая торговля. Чего здесь только не продавались. Если кого в Москве обкрадывали, то первым делом надо было бежать на Сухаревку разыскивать своё добро у перекупщиков. На воскресной барахолке на Сухаревке можно было сделать любую, самую уникальную покупку: от старинных редких книг и картин знаменитых художников — до рваных опорок (изношенные сапоги со споротыми голенищами) и воровского набора для взятия касс. Здесь, на Сухаревке, А. А. Бахрушин и сделал находку, которая считается и положила начало его коллекции. В небольшой лавочке он купил два грязных портрета. На них были изображены люди в театральных костюмах. Картины отмыли и отреставрировали и знающие люди высказали предположение, что на картинах изображены актеры крепостного театра графа Шереметьева. Через много лет потомок владельца кусковского театра граф П. С. Шереметев, будучи в гостях у Бахрушина, подтвердил, что это действительно портреты актеров крепостного театра, которые были украдены из Кусково. И впоследствии прислал недостающие картины этой серии, дабы «не разрознивать коллекцию». Эта серия портретов была очень любима А. А. Бахрушиным и явилась своего рода талисманом для его коллекции, а автором этих картин оказалась художница Марианна Кирцингер.

Коллекционирование для А. А. Бахрушина превратилось в страсть, он думал только о своём собрании и только о нём мог говорить. К страсти коллекционера в московском «большом свете» относились с иронией. Над ним посмеивались, называли его коллекцию «чулочно-башмачно-табакерочной», но кто мог тогда подумать, что эта «театральная чепуха» станет основой уникального музея и ценнейшим подспорьем для изучения истории отечественного и зарубежного театра.

К счастью коллекционера, жена также страстно увлеклась театром, всегда была его единомышленницей и верной помощницей. Их встреча произошла 8 января 1895 г. на святочном костюмированном балу, когда Вере Васильевне Носовой было всего 19 лет. Она была дочерью выходца из купеческого сословия миллионера-суконщика В. Д. Носова. За короткое время она научилась машинописи, переплётному делу, тиснению по коже, резьбе по дереву, была отличным фотографом, умела управлять фонографом. Молодые поначалу поселились в доме № 29 по Лужнецкой улице (с 1959 года улица Бахрушина), это второй дом по улице Бахрушина, если считать от Зацепского вала, его купил в качестве приданого отец невесты и принадлежал он ранее московскому городскому голове М. Л. Королёву. Отец А. А. Бахрушина подарил молодоженам на свадьбу земельный участок на самом углу Лужнецкой улицы и Зацепского Вала, где архитектор К. К. Гиппиус выстроил знаменитый «Версаль на Зацепе», в который потом переехала семья А. А. Бахрушина и где был впоследствии организован театральный музей. Архитектор К. К. Гиппиус стал, можно так сказать, домашним архитектором семьи Бахрушиных и занимался оформлением многих зданий, находящихся в собственности Бахрушиных. С удивлением узнали, что именно К. К. Гиппиус оформил знаменитый китайский дом купцов Преловых «Чай-Кофе» на ул. Мясницкой.

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Дом на улице Лужнецкой, д.29, где поселилась после свадьбы семья Бахрушиных

Известность коллекции А. А. Бахрушина росла с каждым годом. К нему за материалами и советом обращались известные ученые, историки театра, издатели, режиссёры. Среди гостей дома можно было встретить известных деятелей культуры того времени, например, художника Сурикова, владельца театра Эрмитаж Лентовского, директора Императорских театров Теляковского, многих актёров Малого театра, актрису Савину, Гиляровского, Собинова и многих других.

Свою коллекцию А. А. Бахрушин не раз представлял на выставках, и они неизменно проходили с большим успехом. Коллекция побывала на Всемирной выставке в Париже (1900), Первой и Второй русской театральной выставке в Петербурге и Москве, на выставке в Ярославле, где отмечалось 150-летие русского театра.

Чего только не входило в коллекцию А. А. Бахрушина: старинные музыкальные инструменты и ноты, автографы и рукописи актёров, писателей, драматургов, портреты, картины и театральные эскизы работы Кипренского, Тропинина, Головина, братьев Васнецовых, Репина, Врубеля, Добужинского, Коровина, Кустодиева, собрания театральных биноклей, дамских вееров, личные вещи актёров, предметы театрального быта. С каждым годом коллекция пополнялась и требовала всё новых помещений. Полуподвальный этаж нового дома Бахрушиных, который изначально был выделен под коллекцию, был занят целиком, потом под коллекцию отвели часть жилого верха — детскую, буфетную и коридор наверху, наконец, конюшню и каретный сарай во дворе. Но и это не помогало, под коллекцию пришлось занять еще и соседний особняк по улице Лужнецкой, где ранее жила семья А. А. Бахрушина.

25 ноября 1913 года на церемонии передачи своего собрания Российской Академии наук, А. А. Бахрушин произнес следующие слова: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счёл себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа». После революции А. А. Бахрушин не покинул родину, наверное, он и представить себе не мог разлуки со своим собранием и делом всей своей жизни. Большевики к счастью, не закрыли музей, хотя и осуждали его за «капиталистическую» сущность, а А. А. Бахрушина назначили директором музея. На этом посту он оставался до последнего своего часа.

Вестибюль музея А. А. Бахрушина

Снаружи здание, за исключением некоторых деталей, сохранилось хорошо, а из внутренних интерьеров сохранился только декор вестибюля, в котором оказываешься сразу за входной дверью музея. Посетить музей стоит, в том числе, и для того, чтобы увидеть сохранившиеся 150-летние интерьеры вестибюля, созданные совместными усилиями Карла Гиппиуса и Алексея Бахрушина. Первое впечатление, что входишь внутрь католического собора: тяжелый темно-коричневый цвет дерева, многочисленные резные элементы, арочные двери, цветные витражи на арочных окнах, парадная лестница с двумя массивными креслами-тронами по бокам. Но роспись и отделка потолка полная противоположность готическому стилю — это и элементы боярских палат в русском шатровом стиле и что-то восточное — в мавританском стиле.

3
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Лестница вестибюля

2
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Окно в вестибюле

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Фотография А. А. Бахрушина в вестибюле

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина
1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Элементы украшения вестибюля

2
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Вид на лестницу вниз

2
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Украшения потолка вестибюля

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Люстра в вестибюле — подарок от метро

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Старинный буфет, приспособленный под витрину

Здесь в вестибюле сохранились две старинные витрины, в которых сегодня располагаются экспонаты, рассказывающие о знаменитом роде Бахрушиных и о времени создания музея. Это бывшие буфеты, которые лично Бахрушин приспособил для музейной экспозиции.

Кабинет А. А. Бахрушина

Слева от вестибюля расположен кабинет Алексея Александровича Бахрушина. Кабинет не сохранился и был восстановлен по фотографиям и рисункам. Но все, что здесь представлено — это подлинные экспонаты из коллекций, которые собрал Бахрушин. В этом зале находятся раритеты, связанные с историей музыкального и драматического театра конца 19 — начала 20 века. Представлена живопись (Брюллов, Кипренский, Репин, Головин, Маковский), фотографии, карикатуры, афиши, балетные туфли, театральные бинокли, личные вещи актеров, множество фотографий с личными автографами известных актеров. Искусствоведы утверждают, что кабинет Алексея Александровича Бахрушина представляет общеевропейские декоративные тенденции в стиле findesiècle — в переводе с немецкого это означает «конец века», а в данном случае подразумевается как стиль Серебряного века(1890–1910).

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Стол А. А. Бахрушина с бронзовыми статуэтками балерин С.Федоровой и А.Павловой

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Портрет хозяйки дома В. В. Бахрушиной кисти К.Маковского

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Календарь 1917 года — начало отсчета нового времени

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Приказ Луначарского о назначении Бахрушина директором театрального музея

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Авторский список комедии «Горе от ума»

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Перо Крылова, которым написано большое количество басен знаменитого баснописца

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Раритетная коллекция зрительных трубок и театральных аксессуаров, включая флакончики со специальной нюхательной солью, используемой для вызывания слез сочувствия сценическим героям

Театр в России в 18 веке

Следующее помещение музея — это бывшее помещение библиотеки А. А. Бахрушина, где сейчас располагается экспозиция, посвященная истории театра в России в 18 веке. Экспозиция представляет историю театра в России по царствованиям, наглядно отражая изменения в восприятии театра обществом с приходом каждого нового русского самодержца. Как такового национального русского театра в то время еще не было, он только зарождался под воздействием гастролей иностранных театральных трупп. Каждому фрагменту экспозиции приложено подробное описание, характеризующее театр данной эпохи. Заканчивается экспозиция на этапе исчезновения русского крепостного театра в связи с отменой Александром II крепостного права.

К сожалению, в настоящее время в музее нет экспозиции, рассказывающей об истории русского театра 19–20 веков. Ранее она была представлена в музее, но затем ее решили перенести в какой-то из филиалов музея, до настоящего времени этого так и не сделали, а бывшие помещения этой экспозиции передали под временные выставки. Но здесь что-то не додумали научные работники музея, зачем разрывать историю русского театра.

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Петрушка и Цыган, оригинальные экспонаты 18 века — с чего началась театральная история России

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Портрет знаменитой крепостной актрисы театра графа Шереметьева Прасковьи Жемчуговой. Впоследствии она вышла замуж за графа Н. П. Шереметьева. Была хорошо образована, знала несколько языков, прекрасно пела и играла на многих музыкальных инструментах.

Хранилище А. А. Бахрушина

При постройке своего особняка А. А. Бахрушин планировал отвести под размещение театральных экспонатов несколько помещений, расположенных в его цокольном этаже. Как известно, под коллекцию не хватило не только всех помещений дома и построек во дворе дома, включая Каретный сарай, но и всего соседнего особняка, которой А. А. Бахрушину в итоге передал его отец. А. А. Бахрушин для своих друзей и знаменитых посетителей сам водил экскурсии по своему собранию и это был непростой путь по лабиринтам его коллекции.

После визита в музей знаменитого итальянского трагика Сальвини А. А. Бахрушин, прислушавшись к словам актера о неудобствах, связанных с осмотром коллекции, прорубает из своего кабинета, расположенного на первом этаже особняка, лестницу в хранилище. Эта лестница получила название «лестница Сальвини» и сохранилась до наших дней. И сегодня по ней можно спуститься в комнату цокольного этажа, в которой воссоздана атмосфера первой экспозиции коллекционера.

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Лестница Сальвини и его бюст

2
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Общий вид воссозданного хранилища А. А. Бахрушина. Кресла изготовлены по эскизам Васнецова.

1
Интересные туристические места Москвы: театральный музей им. А.А.Бахрушина

Театральные эскизы Бакста, знаменитого театрального художника, работавшего с Дягилевым

Нам понравился Бахрушинский музей. Есть в нём особая атмосфера, действительно отражающая русскую историю и культуру. Создать подлинный театральный музей непросто, театральное искусство эфемерно, мимолетно и быстротечно. Через века можно почитать книгу или послушать музыку, но театральное представление прошлого века не воспроизведёшь. Но Бахрушину удалось создать истинно театральный музей и действительно запечатлеть театральную историю. Подлинные театральные раритеты и предметы искусства, хранящиеся в музее, производят сильное впечатление. История семьи Бахрушиных и история создания музея еще более усиливают впечатление от его посещения. Понравилась экскурсия, которую провел для нас Алексей Недуев, зам. заведующего научно-просветительского отдела музея. Его интереснейший профессиональный рассказ сподвиг нас записаться на его авторскую экскурсию-лекцию под названием «Идем в „готический“ особняк Бахрушина», посвященную архитектуре и истории строительства «Версаля на Зацепе».

Музей Бахрушина удобно расположен в 5-ти минутах ходьбы от метро Павелецкая, он расположен в хорошо сохранившемся купеческом особняке 19 века, стоимость посещение более чем доступная — индивидуальная т.н. семейная экскурсия стоит 800 руб. (это ниже цены московского обеда), музей имеет массу действительно раритетных экспонатов — вот далеко не полный перечь причин, по которым необходимо посетить этот музей.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Театральный музей им. Бахрушина А.А.

Бахрушина, 31 ст12 Подробнее об объекте