В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Я наткнулся на этот интересный музей совершенно случайно, во время прогулки по Люблинско-Кузминскому парку.

Музей Паустовского — первый и ведущий музей, посвященный жизни и творчеству писателя.

Является международным научным центром изучения творчества К. Г. Паустовского, ведёт выставочную и культурно-образовательную деятельность в Москве, регионах России и за рубежом.

Находится под ведомством Департамента культуры Москвы и включает в себя два подразделения: Музей К. Г. Паустовского в Москве и Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского в Тарусе.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Сейчас я случайно наткнулся на московский филиал музея.

До этого момента 2,5 года назад я также случайно наткнулся под Рязанью на Солотчинский музей.

Там в обыконвенной баньке друзья-писатели Аркадий Гайдар и Константин Паустовский жили, рыбачили и писали свои произведения:

Дом-музей Пожалостина в Солотче

Но это рассказ о московском музее.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Одноэтажный деревянный дом с мезонином предположительно был построен в 1797 году для садовника усадьбы Кузьминки князей Голицыных.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

После смерти князя С. М. Голицына (во второй половине XIX века) здание сдавалось в аренду на дачный сезон, благодаря чему и появилось название «Серая дача». В советский период оно пришло в упадок вместе со всем имением, сгорело в 1970-х годах и было восстановлено в 1980-х.

Флигель садовника является памятником архитектуры с официальным названием

«Комплекс сооружений на садоводстве: дом садовника „Серая дача“, конец XVIII в.»

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

К своему стыду я очень полохо знаю о творчестве Паустовского.

Практически не читал его произведений.

На памяти у меня только повесть «Телеграмма» о взаимоотношениях между людьми.

Конечно я слышал что-то о рассказах писателя о Мещерской стороне, но толком не помню ничего из школьной программы.

Зато на памяти у меня например книги Пришвина о природе.

Однако, побывав в этом музее я понял что Паустовский далеко не Пришвин.

И творчество Паустовского не столько о природе, сколько об отношении к природе Человека!

Он первым из русских (советских) литераторов поднял вопрос о бережном отношении к природе со стороны человека. Он поднял эту тему задолго до творчества В.Астафьева, В.Белова, Ф.Абрамова, В.Распутина и других «деревенщиков».

Паустовский — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик.

В Музее К. Г. Паустовского в Кузминском парке расположена литературная экспозиция «Дом Паустовского», открытая осенью 2013 года.

Залы музея превращаются в исключительные художественные экспозиционные пространства. В определённой последовательности возникают пять поэтических «Экосов» писателя: «Город», «Море», «Лес», «Мир» и «Дом», объединённые ключевым образом «Дороги».

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Личные вещи писателя, документы и фотографии из его семейного архива, а также работы всемирно известных художников, предоставленные из частных коллекций, впервые представлены на выставке.

Помочь понять истоки и становление творчества К. Г. Паустовского может его автобиографическая «Повесть о жизни» в двух томах, всего 6 книг.

Детству писателя там посвящена первая книга «Далёкие годы».

Вся моя жизнь с раннего детства до 1921 года описана в трёх книгах — «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и «Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической «Повести о жизни»…

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшего украинско-польско-турецкие корни и проживавшего в Гранатном переулке Москвы.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье.

Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях:

«…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди».

Родословная писателя по мужской линии связана с именем гетмана Сайгадочного, хотя Георгий Максимович и не придавал этому большого значения: «Отец посмеивался над своим «гетманским происхождением» и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами…" песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирнака Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений.

До того, как стать чумаком, дед писателя по отцу служил в армии при Николае Первом, попал во время одной из русско-турецкий войн в турецкий плен и привёз оттуда суровую жену-турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты, так что у отца писателя украинское казацкое происхождение сочеталось с турецким.

Отец изображён в повести «Далёкие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тёщу, другую бабушку будущего писателя.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Свидетельство о крещении матери писателя.

Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах, была полькой, ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в Царство Польское (в частности, в Ченстохов), и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя. Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 г., так как сочувствовала идее свободы Польши:

«Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха — какого-нибудь гордого польского мятежника, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, моего деда — бывшего нотариуса в городе Черкассах».

После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье бабушка запрещала мальчику говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Первый зал — зал «город».

Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединённо, и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи — юной, красивой, весёлой, порывистой и музыкально одарённой тётей Надей, рано умершей, и её старшим братом, искателем приключений дядей Юзей — Иосифом Григорьевичем Высочанским.

Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства КВЖД или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев.

В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе революции 1905 г., он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям, и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока.

Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.

В родительской семье писателя было четверо детей.

У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

В 1898 г. семья вернулась из Москвы в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую гимназию.

Любимым предметом во время обучения в гимназии была география.

После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Высочанского, в Бряннске и учился в брянской гимназии.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Оценки будущего писателя.

Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс.

Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах.

Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский Университет Св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года.

В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе. В предисловии к украинскому изданию «Золота троянда», «Золотая роза» в 1957 г. он писал:

«В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку, образ родного края, с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа. Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет».

С началом Первой Мировой войны К. Паустовский переехал в Москву к матери, сестре и брату и перевёлся в Московский университет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу.

Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.

Осенью 1915 года с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией.

Со своей будущей первой женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой. Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года.

После гибели обоих его братьев в один год на разных фронтах Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда.

В этот период он работал на заводе в Екатеринославе (Днепропетровске), на металлургическом заводе в Юзовке (Донецке), на котельном заводе в Таганроге, с осени 1916 года — в рыбачьей артели на Азовском море.

После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

В Москве он стал свидетелем событий 1917–1919 годов, связанных с Октябрьской революцией.

Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра.

В Киеве в декабре 1918 года он был призван в украинскую армию Гетмана Скоропадского, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию — в караульный полк, набранный из бывших махновцев.

Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, и полк был расформирован.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Зал «море».

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе,

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Работал в газетах «Станок» и «Моряк».

В этот период Паустовский подружился с Ильей Ильфом И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания), Э. Багрицким, Славиным.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Одесса дала нам плеяду талантливых писателей 20-х годов: Валентин Катаев, Олеша, Борис Жидков, Ильф, Бабель, Багрицкий и другие.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Из Одессы Паустовский уехал в Крым, затем — на Кавказ.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии (Иране).

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Сотрудничал и печатался в газетах «Маяк» (Батум), «Трудовой Батум», «Гудок Закавказья» (Тифлис).

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Первым увековечиванием памяти К. Г. Паустовского в СССР стало присвоение его имени одесской массовой библиотеке № 2 — одной из старейших библиотек города. Имя писателя библиотеке присвоено решением Совета Министров УССР № 134 от 20 февраля 1969 года.

Первый памятник К. Г. Паустовскому был открыт 1 апреля 2010 года также в Одессе, на территории Сада скульптур Одесского литературного музея.

Киевский скульптор Олег Черноиванов увековечил великого писателя в образе загадочного сфинкса.

И я видел этот памятник в январе 2014 года и писал здесь о нем.

Надеюсь его не снесли сейчас в Одессе в рамках «дерусификации».

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

24 августа 2012 года был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.

29 мая 2012 года, к 120-летию Паустовского, ему был установлен памятник в Санжейке, где писатель жил и работал в августе 1960 года.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

В 1923 г. Паустовский вернулся в Москву.

Несколько лет работал редактором РОСТА.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках.

В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12).

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах (в компании А. Гайдара).

В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство комбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз».

Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме».

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах Орловской области (совсем недалеко от моего Липецка) летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой — после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем.

В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Онежсклого завода (тема была подсказана Горьким). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».

По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Имя Хатидже (рус. «Екатерина») Е. Загорской дали татарки из крымской деревушки, где она проводила лето 1914 года.

Вторая жена — Валерия Владимировна Валишевская-Навашина (Waleria Waliszewska, 1896–1975) — сестра известного в 1920-е годы польского художника Зигмунта Валишевского. Валерия становится вдохновительницей многих произведений — например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).

Третья жена — Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова (1903–1978), актриса театра им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой драматурга А. Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса «Таня»; после того как драматург в 1939-м оставил семью, Татьяна стала супругой киноведа М. Шнейдера (1891–1945).

Овдовев, через пять лет вышла замуж за К. Г. Паустовского. Паустовский писал о ней:

«Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было ещё на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь — чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьётся твоё сердце, моё сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю…»

В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы»).

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Мы снова в зале — «Город».

Жаль что в музее все экспонаты расположены не в хронологическом порядке.

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

В письме Рувиму Фраерману от 9 октября 1941 года он писал:

«Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня…».

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС.

Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов.

Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством Таирова, эвакуированный в Барнаул.

В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 года и ранняя весна 1943 года) провёл в Барнауле и Белокурихе.

Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы».

Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке.

Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961).

Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства.

Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Юрий Бондарев («Горячий снег»), Юрий Трифонов, Иван Пантелеев и многие другие известные литераторы.

В своей книге «Превращения» Инна Гофф писала о К. Г. Паустовском:

Я часто о нём думаю. Да, он обладал редкостным талантом Учителя. Не случайно среди его страстных поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества, — именно это высокое слово хочется здесь употребить.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Мы в зале «леса».

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Мы в зале — «Дом».

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).
1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.

Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в программу советских школ по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965; 1966; 1967; 1968).

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание.

Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в разных странах мира.

Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил не одну столицу мира.

По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году.

В 1965 году некоторое время жил подобно Горькому на острове Капри.

В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Шолохову.

В книге «Лексикон русской литературы XX века», написанной известным немецким славистом В. Казаком, об этом было сказано следующее:

Внутреннее решение о присуждении ему Нобелевской премии не воплотилось в жизнь по политическим причинам.

Вторично Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию в 1967 году, он был номинирован членом Шведской академии, писателем и впоследствии лауреатом Нобелевской премии (1974) Юнсоном.

Однако Нобелевский комитет отклонил кандидатуру Паустовского с формулировкой, которая стала известна только в 2017 году: «Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону».

Вероятной причиной отказа стал анализ творчества Паустовского, выполненный литературный критиком Эриком Местертоном.

Его резюме гласило:

«В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место. Но он не является большим писателем, насколько я понимаю… Паустовский — писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему Нобелевской премии».

В итоге премию 1967 года получил гватемальский писатель и дипломат Мигель Астуриас.

В 1968 году Паустовский вновь был номинирован и входил в число основных кандидатов на Нобелевскую премию, но умер до выбора лауреата.

К. Г. Паустовский был в числе любимых писателей Марлен Дитрих.

В своей книге «Размышления» (глава «Паустовский») она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время её выступления в ЦДЛ.

В 1965 году Паустовский подписал письмо с ходатайством о предоставлении Солженицыну квартиры в Москве, а в 1967 году поддержал А. Солженицына, написавшего письмо IV Съезду советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений.

В 1966 году Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу против реабилитации Сталина.

Во время судебного процесса над писателями Синяковским и Даниэлем К. Паустовский вместе с К. Чуковским открыто выступил в их поддержку, предоставив суду положительные отзывы об их творчестве.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Пастернак и Паустовский.

30 мая 1967 года ему было присвоено звание «Почётного гражданина» Тарусы.

Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов.

Уже незадолго до смерти тяжело больной писатель направил письмо Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Ю. Любимова.

За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал:

«С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело.»

В результате приказ об увольнении подписан не был.

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Константин Паустовский скончался 14 июля 1968 года в Москве.

По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы — над крутым берегом реки Таруски.

Журналист Валерий Дружбицкий, работавший у К. Паустовского литературным секретарём в 1965–1968 годах, в своих воспоминаниях «Паустовский, каким я его помню» написал:

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

«Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».

1
В гости к К. Г. Паустовскому (Москва).

Датой основания музея считается 1975 год.

Общественный «Музей К. Г. Паустовского» был открыт по инициативе учителя литературы школы № 456 Волгоградского района города Москвы Зои Всеволодовны Квитко (1929–2008), сотрудника Министерства чёрной металлургии Татьяны Германовны Богомоловой и военного инженера Ильи Ильича Комарова (1938–2009).

Первым помещением, где разместился музей, был клуб «Спутник 2» при Московском автокомбинате № 10 на Яснополянской улице, дом 3.

Открытие состоялось 22 ноября 1975 г., а в 1984 г. музею присвоили статус «Народного».

В 1986 году музей получил статус «народного». В 1987 году музей разместился в памятнике деревянной архитектуры XVIII века, относящемся к усадьбе князей Голицыных, в «Доме садовника» («Серой даче») и был переименован в Литературный центр — музей K. Г. Паустовского.

В 1991 году музей меняет учредителей и принимает Устав литературного музея-центра К. Г. Паустовского.

В 1992 году ЮНЕСКО призвал всё читающее человечество широко отметить юбилей писателя.

После обращения к Правительству города Москвы ряда писателей и деятелей культуры, в число которых входили Булат Окуджава, Алексей Баталов, Юрий Черненко, Борис Балтер и другие, Постановлением Правительства Москвы от 16.11.1993 г. № 1046 литературный музей-центр был реорганизован в Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского и перешел в ведение Комитета по культуре города Москвы как государственное учреждение культуры.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей К. Г. Паустовского

Кузьминская, 8 Подробнее об объекте