1 турист уже
был в этом месте

Мемориальный музей-мастерская С.Т. Конёнкова

Музеи 27 июня 2019 г.
Режим работы
вт., ср, пт.-вс. - 12:00-20:00.
чт. - 13:00-21:00.
Выходной – пн.
Санитарный день – последняя пятница каждого месяца.
Стоимость билета
Полный – 80 руб. Льготный (школьники, студенты, пенсионеры) – 40 руб. Экскурсионный – 150 руб.
Телефон
+7 (495) 629-61-39
Официальный сайт
https://www.rah.ru
Адрес Мемориального музея-мастерской С.Т. Конёнкова
Тверской бульвар, 28/Тверская ул., 17смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 88%
Очень хорошо 6%
Неплохо 6%
Плохо 0%
Ужасно 0%

Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова расположен в знаменитом историческом «Доме под юбкой», находящемся на пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара. Нужный вход можно легко обнаружить со стороны бульварной аллеи, ориентируясь на мемориальную доску с барельефным изображением скульптора. Она установлена на фасаде здания, рядом с музейной витриной и входной дверью.

Мемориальная доска перед входом в музей-мастерскую Конёнкова
 
Мемориальная доска перед входом в музей-мастерскую Конёнкова, © Российская академия художеств

Мемориальный музей «Творческая мастерская С. Т. Конёнкова» является филиалом ФГБУ РАХ. Его открытие, состоявшееся в 1974 году, было приурочено к столетнему юбилею мастера. Организаторам удалось сохранить оригинальный интерьер, созданный по проекту самого Сергея Тимофеевича, и вполне гармонично разделить пространство на две основные зоны — мемориальную часть и творческую мастерскую.

В настоящее время в музейных фондах хранится более 5000 различных экспонатов, так или иначе связанных с именем скульптора. Присутствующая здесь коллекция авторских работ является самым крупным в стране собранием произведений С. Конёнкова. Экспозиция, равномерно охватывающая все периоды творчества мастера, дополнена рукописями, записными книжками, архивными документами, литературными материалами и фотографиями, в том числе с изображениями работ, оставшихся в США после возвращения скульптора на родину.

Руководство музея-мастерской активно сотрудничает с художественными галереями и выставочными залами. Здесь часто можно увидеть временные экспозиции молодых авторов и учеников Сергея Тимофеевича. В основном зале проводятся встречи, семинары, круглые столы и концертные программы.

Мемориальный музей

В гостиной, холле, комнатах второго уровня и кабинете скульптора сохранены оригинальные интерьеры. В квартире, где Конёнков жил и работал около четверти века, он создал обстановку, максимально приближенную к его американской мастерской.

В помещениях можно увидеть уникальную скульптурную мебель, считающуюся одной из жемчужин мемориального музея. Образы, формы и названия деревянных кресел заимствованы из природы. Они изображают сову, лебедя, удава и др. представителей фауны. Повсюду стоят выструганные из пней разноразмерные столики, на которых выставлены небольшие скульптурные композиции, вазочки, письменные принадлежности и скромный диван. На стенах развешены рисунки скульптора, космогоническая графика и фотографии отсутствующих в экспозиции работ.

В вестибюле гостей встречает скульптурный автопортрет Сергея Тимофеевича, изготовленный мастером в возрасте 80 лет (1971 г.). Эта работа была удостоена Ленинской премии, стала визитной карточкой Мемориального музея-мастерской и самого мастера. Ее копию можно увидеть в Музее скульптуры в Смоленске, а бронзовый отлив — на могиле С. Конёнкова на Новодевичьем кладбище. Этот образ символизирует внутреннюю свободу, духовный порыв творческой личности и делает акцент на движение в будущее.

Рядом с гипсовым автопортретом находится изображение жены скульптора — Маргариты Ивановны, выполненное в 1918 г. Оно считается одним из наиболее утонченных работ автора.

Глубокое представление о мастере и его взглядах дает обширная библиотека Сергея Тимофеевича. Здесь присутствует Библия на разных языках, книги и материалы по философии и теологии, исследования по астрономии и карты звездного неба, труды американских и английских ученых, собрания русских классиков и многое другое.

Мастерская

Основная музейная экспозиция находится в мастерской автора. Интерес посетителей вызывает «Лесная серия» — выполненные из дерева фигуры Лесовика, Старенького старичка, Жар-птицы, Вакха с малахитовыми глазами и пр. Каждому вошедшему в глаза тут же бросается Паганини со скрипкой и артистично поднятым смычком.

Зал музея с произведениями скульптора
 
Зал музея с произведениями скульптора, © Российская академия художеств

Особого внимания заслуживает галерея скульптурных портретов, в которых С. Конёнкову удалось воссоздать эмоционально-психологическое состояние той или иной личности. К лучшим работам относятся портреты Эйнштейна, И. Павлова, М. Горького, С. Рахманинова, а вершиной мастерства считается бронзовая скульптура Ф. Достоевского. Примечательны портреты Баха, Тургенева и Циолковского, а также внучки, правнучки и матери Горького.

Ряд работ Конёнкова посвящен библейской тематике. Христос изображен в дереве и гипсе, Иоанн и Иаков — в терракоте. Эти произведения относятся к американскому периоду Сергея Тимофеевича. После возвращения на родину, скульптор продолжил плодотворно трудиться. Коллекция его поздних работ является самой объемной.

Творчество скульптора Конёнкова

Сергей Тимофеевич родился в 1874 г. в селе Караковичи Смоленской области. Его предки были из тех зажиточных крестьян, которым посчастливилось освободиться от крепостного рабства после 1812 г. Мальчик закончил прогимназию (младшие классы) и экстерном поступил в классическую гимназию. С 18 до 25 лет юноша посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получил по окончании курса малую серебряную медаль и звание неклассного (свободного) художника. Еще во время учебы, в 1897 г., он на средства фонда премии им. С. Третьякова был командирован в Европу и побывал в Германии, Италии, Франции. Вернувшись через год из поездки, Конёнков изваял статую «Камнебоец».

Камнебоец (бронза). Работа С. Конёнкова
 
Камнебоец (бронза). Работа С. Конёнкова, © Shakko

В 1899—1902 гг. Сергей Тимофеевич прошел курс обучения в Высшем художественном училище, созданном в 1894 г. при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За свою дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» молодой человек удостоился звания скульптора, однако его произведение вскоре уничтожили по причине «явной революционности». В 1905-м молодой человек участвовал в Декабрьском восстании. Через год он воплотил образы стоявших на баррикадах рабочих в скульптурных портретах. В то же время мастер выполнял заказы по оформлению кафе и созданию барельефа «Пиршество» (сегодня работа представлена в музее-мастерской).

В 1907 г. Конёнков выставлял свои деревянные скульптуры, изображавшие языческих богов, под общим названием «Лесная серия». Чуть позже он был принят в члены Союза художников, подавал на рассмотрение комиссии конкурсный проект памятника Александру II, выезжал в Грецию и Египет. В период 1916–17 гг. им было организовано три персональных выставки.

Сергей Тимофеевич продолжил работу над «Лесной серией», начал «Греческий цикл», вплотную занялся резьбой по дереву. В 1922 г. он женился, а спустя год принял предложение Луначарского и выехал с супругой за рубеж на несколько месяцев для участия в выставках. Однако жить и работать в Америке ему пришлось более 20 лет.

В «заграничный» период Конёнков проводил персональные выставки в Риме и Нью-Йорке, работал над портретными скульптурами современников и советских полководцев. В то же время мастер погрузился в библейские темы и космогонию, воплощал свои фантазии в рисунках и эскизах.

В Москву семья Конёнковых вернулась по прямому указанию Сталина, отправившего в 1945 г. за скульптором и его работами пароход «Смольный». Сергею Тимофеевичу предоставили в Москве индивидуальную мастерскую на улице Горького в «Доме под юбкой», построенное по проекту А. Мордвинова в 1939–41 гг. для творческой интеллигенции. Столь необычное название жилое здание получило благодаря венчавшей угловую башенку огромной скульптуре, изображавшей девушку-балерину с зажатым в руке серпом и молотом. Ее демонтировали в 1958 г.

Дом «под юбкой» на Тверской:

На родине Конёнков взял направление в сторону более смелых экспериментов, пытаясь соединить скульптуру с разными направлениями искусства — живописью, музыкой, движением. В 1950-х гг. он создал одну из первых инсталляций «Космос». В то же время мастер продолжал работать над скульптурными портретами и памятниками, в том числе А. Пушкину и Л. Толстому. Его излюбленными материалами были гипс, бронза и терракот, но дерево всегда оставалось в приоритете.

Долгая творческая жизнь С. Конёнкова оборвалась в 1971 г., в возрасте 97 лет. Несмотря на то, что часть его работ по тем или иным причинам была уничтожена или утрачена, скульптор оставил потомкам богатое наследие. Его произведения можно увидеть, в том числе, в Третьяковской галерее и Русском музее.

В своем завершающем литературном труде «Мой век» Сергей Тимофеевич написал:

Всем лучшим во мне я обязан народу. Мой великий народ, моя родная советская земля дают мне животворные силы.

Режим работы

Со вторника по воскресенье музей-мастерскую Конёнкова можно посетить с 12:00 до 20:00. В четверг он открыт с 13:00 до 21:00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия музея.

Выходной — понедельник. Санитарный день — последняя пятница каждого месяца.

Портретные скульптуры
 
Портретные скульптуры, © Российская академия художеств

Цены

Стоимость билетов составляет:

  • полный — 80 руб.;
  • льготный — 40 руб.;
  • экскурсионный — 150 руб.

Льготы предоставляются гражданам РФ — школьникам, учащимся в сфере профессионального образования, студентам и пенсионерам. Свободный вход предусмотрен для посетителей, имеющих право на бесплатное посещение музеев в соответствии с законами РФ. В обоих случаях необходимо предъявлять удостоверяющие документы.

Творческие, музыкальные и памятные вечера проводятся, в основном, на благотворительной основе.

Вход в музей-мастерскую С. Конёнкова со стороны Тверского бульвара:

Как добраться до Мемориального музея-мастерской С. Т. Конёнкова

Ближайшие станции метро:

  • «Тверская» — линия 2;
  • «Пушкинская» — линия 7;
  • «Чеховская» — линия 9.

Напротив входа в музей-мастерскую скульптора Конёнкова расположена автобусная остановка «Тверская улица». Сюда можно доехать маршрутами № 15, А, С43. Чуть дальше находится остановка «Пушкинская площадь». До нее следуют автобусы № 101, 904, м1, Н1. Расписание движения автобусных маршрутов можно посмотреть на официальном сайте транспортной компании «Мосгортранс».

От Красной площади (со стороны Моховой улицы/Охотного ряда) до Тверского бульвара чуть более километра. Любители пеших прогулок могут пройтись по одной из крупнейших московских улиц — Тверской, чтобы ознакомиться с ее монументальными историческими зданиями и уличными достопримечательностями, заглянуть в модные бутики и непременно побывать в знаменитом Елисеевском гастрономе.

Вызвать такси в Москве удобно с помощью мобильных приложений Uber, Maxim, Gett, Яндекс. Такси и др.

Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова на Тверском бульваре в Москве:

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отели рядом с Мемориальным музеем-мастерской С.Т. Конёнкова

Посмотреть все отели (17)
Апартаменты на Тверской 17 Апартаменты на Тверской 17
от 4 680 руб
Apartment on Tverskaya Apartment on Tverskaya
от 9 240 руб
KvartiraSvobodna - Apartment at Bolshoy Gnezdnikovskiy KvartiraSvobodna - Apartment at Bolshoy Gnezdnikovskiy
от 3 649 руб
Гнездниковский переулок Гнездниковский переулок
от 7 118 руб
Diamond Loft.Tverskaya Diamond Loft.Tverskaya
от 10 858 руб
LuxApartaments LuxApartaments

Отзывы туристов

Добавить отзыв

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Москвы

Комментарии