Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Станция метро «Спортивная». Первый раз я здесь был, когда ходил с отцом на футбол. Когда я подрос, спортивные мероприятия стал посещать с друзьями, которые были одного со мной возраста.

Отрочество моё пришлось на начало 80-х прошлого века. Если в 70-х на футбол и на хоккей приходили взрослые мужчины, которые общаясь друг с другом, интеллигентно обсуждали моменты игры, где похвалить, поприветствовать успех соперника, было вполне обычным делом, то далее ситуация изменилась.

К началу 80-х к процессу боления за команду подключилась молодёжь. В моду вошли всевозможные шарфы (розетки) с цветами клубов. Процесс поддержки команды стал более агрессивным и часто сопровождаться мордобоем.

Власти Москвы, желая навести порядок, отдали милиции скрытый приказ — под различными причинами отлавливать подростков, идущих на стадион не в сопровождении взрослых, и, по возможности, не допускать их на стадион.

Власть боролась с агрессией болельщиков, с зарождающимся фанатским движением. Теперь я понимаю, что это было правильное решение, но тогда, будучи мальчишками, мы всячески старались проскочить мимо милиционера, дабы попасть на матч.

Милиция перед стадионом выставляла несколько кордонов, которые проходили не все. Юнцов задерживали, приводили в отделение, где старались продержать как можно дольше, задавая однотипные вопросы — кто, откуда, куда, зачем?

Одним из таких первых уровней сложности была комната милиции на выходе из метро «Спортивная». Я этот уровень всегда проходил, но друзей моих сюда часто загребали.

С годами у людей появляются другие увлечения и другие пристрастия, но былое вспоминается. И вот теперь, попав на станцию «Спортивная», я невольно взглянул на дверь, где прежде располагалась комната милиции.

Сама милиция-полиция находилась теперь справа, за большим стеклянным окном, а рядом с её бывшим офисом висела табличка — Народный Музей Московского Метрополитена.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Это дело меня заинтересовало. Я открыл дверь и вошёл. Навстречу попалась уборщица с полным ведром. Она сказала, что здесь действительно находится музей, и дабы увидеть экспозицию, нужно подняться по лестнице на третий этаж.

На первом висели старые схемы московского метро.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Вспомнив, каким оно было 40–45 лет назад,

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

я стал подниматься вверх по лестнице, перила которой были обделаны толстой резиной, как на эскалаторах.

На третьем этаже, прямо в здании метро «Спортивная», действительно располагается небольшой музей. Он был создан в 1967 году по инициативе ветеранов метрополитена при активной поддержке заместителя начальника Московского метрополитена Зинаиды Троицкой. Ежегодно его посещают около девяти тысяч москвичей и гостей столицы.

Скажем прямо, это не много. Предполагая, что осмотрю экспозицию за 10 минут, я провёл в музее не меньше часа. Какое-то время ходил по залам сам. После мне повезло присоединиться к группе детей, для которых была проведена экскурсия.

При слове Москва в прежние годы обязательно добавляли слово Метро. Думаю, любой, кто посетил златоглавую, обязательно спускался в метро.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Фото из интернета.

Оно появилось в городе в 1935 году и сразу завоевало звание самого лучшего и красивого в мире. И это неудивительно — при строительстве станций применялся гранит и мрамор, а для оформления использовали декоративную керамику, скульптуры, фрески и мозаики. Ни одна из станций не похожа на другую.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

На старых сталинских станциях всегда можно увидеть иностранцев с фотоаппаратами, хотя мы, москвичи, вечно спеша по делам, проходим мимо всей этой красоты.

Московское метро было и остаётся шедевром архитектуры!!!

1
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

И это притом, что с мая 1935 года по июнь 2014 г. перевезено более 183 152 800 000 пассажиров!

Интересен стен, где рассказывается о планах строительства, которое решено было начать в 1932 году.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Первые проекты относятся к 1890 году. Метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том месте, где сейчас находится Мавзолей.

Это только в песне Утёсова извозчик ласково говорит своей лошади: «Встань Маруська в стороне». На самом деле всё было сложнее. До революции товарищество извозчиков имело большой вес. Именно извозчики вместе с духовенством помешали построить метро.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Вдохновителем и организатором строительства был Лазарь Моисеевич Каганович. Какое-то время метрополитен даже назывался его именем.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

В детстве я даже видел на здании Измайловского депо, свидетельствующие об этом буквы. Строительство метро очень интересный период в истории страны.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Однако понять и осмыслить его из-за политической составляющей проблематично.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Думаю, многие помнят замечательный фильм «Добровольцы», где показаны первые комсомольцы строители метро. Там есть эпизод, как в тоннеле происходит авария, рабочие её самоотверженно устраняют, но позже группа карьеристов пытается обвинить товарища Кайтанова (М.Ульянова) во вредительстве.

Далее жена Кайтанова (Э.Быстрицкая) горячо и проникновенно выступает на комсомольском собрании, расставляя все точки по местам, и комсомольцы Кайтанова поддерживают.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Фото из интернета.

На одном из музейных стендов протокол допроса и приговор суда над одним таким вредителем, из которых можно узнать о судьбе бывшего работника метрополитена Бобрикова (если не ошибаюсь с фамилией). Бобриков 1901 г. родился в семье московского купца 2-ой гильдии.

После революции учился на инженера, выезжал в командировки в Германию и в Ревель, где и был завербован. В московском метрополитене начал работать с 1932 г. После ареста в 1938 г. сознался, что входил в определённую группу вредителей (фамилии называются).

На другом листочке выписка из постановления суда, где Бобрикову вынесен приговор — 10 лет лагерей без права переписки.

Ещё один листок датирован 1942 годом. Это свидетельство о смерти Бобрикова от 1938 г.

Четвёртый пожелтевший свидетельствует о реабилитации, которая произошла в 1956 г. В ней говорится, что суд над гражданином был произведён с нарушением закона, так как никакие свидетели на процесс не приглашались, о сотрудничестве с другими вредителями есть только предварительное признание на следствии.

Одним словом, суд был произведён с нарушением закона. Бобриков посмертно реабилитирован!

Так был человек вредителем или нет? Теперь понять сложно. Однако отметим, само вредительство, как явление на протяжении советской и особенно предвоенной истории имело место быть, и группы различные создавались и союзы.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Теперь про это очень не любят писать, обходя тему молчанием, примерно как в советское время молчали по поводу перегибов НКВД.

Участки от «Сокольников» до «Комсомольской Площади» и от «Библиотеки им. Ленина» до «Парка Культуры» сооружались в котлованах открытым способом. Тоннели Староарбатского радиуса от «Александровского Сада» до Смоленской площади возводились в песках и суглинках траншейным способом, что было своего рода прообразом современной технологии «стена в грунте».

Два участка — от Комсомольской площади до «Красных Ворот» и от «Охотного Ряда» до «Библиотеки им. Ленина» — были переходными от мелкого заложения к глубокому.

Эти участки проходились с применением сжатого воздуха, искусственного водопонижения, замораживания и силикатизации для укрепления неустойчивых, водоносных грунтов.

Проходческие механизированные щиты впервые применили в 1949 году. До этого тоннели пробивали при помощи отбойного молотка!

15. 10. 1934 года в 20 час. 15 мин. первый поезд Московского метрополитена прошёл по опытному участку первой линии. Первым машинистом был инженер М. Н. Шполянский.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

В числе пассажиров лучшие строители, а также первый секретарь Московского комитета партии Н. С. Хрущёв, Председатель Моссовета Н. А. Булганин и другие руководители города.

Первый состав имел четыре вагона. Он курсировал от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Длина маршрута составляла чуть больше одиннадцати километров, а минимальный интервал между поездами — пять минут.

Москвичи, что бы попасть первыми в метрополитен, на протяжении всей ночи, стояли у вестибюлей в ожидании открытия. Пропускали по бумажным билетам двух цветов: красные — до станции «Сокольники», желтые — обратно.

На них обязательно делались пометки о точном времени выдачи. Проезд стоил 50 копеек. Время действия талона ограничивалось в 35 минут.

Во время Великой Отечественной Метрополитен являлся главным бомбоубежищем. На станциях обустраивались места для отдыха, комнаты политинформации и даже библиотеки. Под землёй существовали и заводы по производству оружия и боеприпасов. За время авианалётов в метро родилось 217 детей.

15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению как стратегически важного объекта. Метро предполагалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование вывезти.

Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Многие метрополитеновцы ушли добровольцами на фронт.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

На пожертвования работников метрополитена был построен бронепоезд, его экипаж также составляли работники метро.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

С 5 по 7 июля 1943 года в районе Курской дуги бронепоезд вёл тяжёлые оборонительные бои.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Даже во времена Великой Отечественной Войны строительство московского метрополитена не останавливалось.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

За четыре военных года были сданы в эксплуатацию станции «Автозаводская», «Павелецкая» и «Новокузнецкая», а также участки от «Партизанской» до «Курской», и от «Автозаводской» до «Площади Свердлова».

В декоре станции «Новокузнецкая» был использован мрамор с разрушенного храма Христа Спасителя, а мозаику для неё собирали в блокадном Ленинграде.

В 1945 году протяжённость московского метро составляла почти тридцать семь километров так называемого двойного пути, а ежесуточные пассажироперевозки — почти два миллиона человек.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

В 1954 г. замкнулась Кольцевая линия, в которую входило двенадцать станций: «Краснопресненская», «Киевская», «Парк Культуры», «Октябрьская», «Комсомольская», «Калужская», «Курская», «Добрынинская», «Павелецкая», «Таганская», «Белорусская», «Проспект Мира». Каждая из перечисленных в настоящем является пересадочной, в 1954 г. таковых было шесть.

На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз. Так в прежние времена поездам было проще тормозить и разгоняться.

Вставая на эскалатор, мы просто едем на нём и всё, не вдумываясь, а как вообще всё это работает? Какие моторы, цепи и шестерёнки приводят всё это в движение? На момент июня 2014 г. в московском метрополитене насчитывался 671 эскалатор.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Так что суеверные могут не опасаться — цифра с тремя шестёрками давно преодолена.

За стеклом всевозможные жетоны, карты и монеты, по которым пассажиры проходили раньше и проходят теперь.

3
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Первые турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. Если не было мелочи, разменять её можно было в специальных автоматах, которые меняли 10, 15 и 20 копеек. В 1991 г. стоимость поездки подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны.

Помню, в после их появления начальству московского Метрополитена был задан вопрос — почему сразу нельзя было сделать вход по жетонам? Зачем нужно было переоборудовать автоматы с 5 на 15 копеек? Подобное привело к лишним затратам?! Начальники ответили просто — не догадались.

В наше время для входа используются магнитные билеты и бесконтактные карты (с 1998-го), последними пользуются студенты и пенсионеры.

В музее установлен один из первых турникетов, куда опускали 5 копеек.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Возле него к моему самостоятельному изучению экспонатов добавилась группа школьников. Экскурсию для них проводила женщина, работавшая ранее в метрополитене. Она показала, как пассажиры в специальном автомате меняли монеты, дабы получить необходимые для входа 5 копеек.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

В один из моментов экскурсовод замолкает, предлагая школьникам задать свои вопросы.

— А если вода в туннель попадёт?

— Откачаем, а дырку заделаем.

— А если большой поток?

— И большой поток откачаем. У нас большие насосы тоже есть.

— А правда ли, что на одной из станций после 12 ночи всегда ходит привидение? — говорит девочка тинэйджер.

— А в тоннелях призраки есть? — подхватывает одноклассник.

— За 38 лет работы ни одного привидения и ни одного призрака я так и не увидела, — разочаровывает гид.

Тут мне вспомнилось, каких только небылиц не существует вокруг метро. Помню, вначале 90-х ходил упорный слух про обитающих в подземке огромных крысах.

С ними, дескать, борются специальные отряды, которые надевают специальную форму, и уничтожают крыс из огнемётов. Про это было написано в одной из маленьких «жёлтых» газет, тираж которой сразу вырос.

Скажу честно, в крыс-гигантов я тогда тоже поверил…. Максимальная скорость, которую теперь может развивать состав — 80 км. в час. Во времена товарища Сталина в кабинке у машиниста висела табличка — «Проезд на красный — преступление перед народом».

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Метропоезд это не автомобиль, проскочить на запрещающий сигнал не получится — в тоннелях через каждые 300 м. специальные симофоры, которые отключат электричество и остановят состав.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

В любом случае машинисты ротозеи в метро встречаются. За проезд на красный увольняют в тот же день, и чаще всего не по собственному желанию. В Московском метрополитене всегда действовало правило — если уволился, назад уже не берут. Зарплата машиниста в наши дни доходит до 100 тыс. рублей, у помощника до 70 тыс. Им есть что терять.

Большие деньги платятся здесь не просто так. У многих мужчин возникают проблемы со слухом, и даже с психикой. Расскажу по-секрету такой случай. Один мой друг работал в метро машинистом. Все знают, что туалетов в кабинках нет — нужно терпеть. А если: уж, замуж, невтерпеж?…. Короче, мой приятель открыл дверцу, и прямо по ходу поезда сделал дело…

Через некоторое время что-то где-то зачесалось, пришлось идти к врачу. Доктор сразу спросил: «Где работаешь?» Далее, когда выяснилось про метро, врач предупредил — нужду в туннеле не справлять, ибо подобные случаи в его практике были не единичны.

1
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Фото из интернета.

Кстати, несколько лет назад на одну из станций пришёл пустой состав. Машинист во время движения открыл дверцу, не удержался и упал прямо в туннель, получив увечья несовместимые с жизнью.

На одном из стендов есть старые фотографии, показывающие, как в метро следят за чистотой воздуха — на станциях и в тоннелях берут пробы воздуха, и далее в лабораториях всё это изучают.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Друзья, в любом случае, проехались в метро, придя домой обязательно помойте руки!

Особенно приятно рассматривать старые советские фотографии,

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

посвящённые работникам метрополитена.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Люди того времени были духовно богаче нас.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

По своему детству помню старые вагоны, от той техники веяло какой-то особой надёжностью.

1
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

За всю историю метрополитена по его рельсам катались составы трёх типов.

1
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Раз в год метрополитен проводит выставки старых вагонов и поездов.

1 из 5
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена
 

Чаще всего подобное мероприятие проходит на ст. м. Партизанская.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Если сейчас метро не хватает, то в 1960-е годы оно прокладывалось с опережением графика.

Во время строительства тоннеля на одной из южных веток случился казус — в котлован упала корова. И даже целые пруды при строительстве в туннель вдруг сливались. Историй на эту тему великое множество.

Ещё один мой друг тоже работал машинистом, правда, в советские времена. С будущей женой он познакомился, предложив девушке прокатиться в кабинке. В наши дни это невозможно по соображениям безопасности.

1 из 2

Иногда мне удаётся просто заглянуть в новую современную кабину машиниста.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

С первого взгляда видно, она стала более комфортабельной, появился новый пульт управления. Там установлен кондиционер, и машинисту вовсе не обязательно смотреть в большое зеркало на станции.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Вместо традиционных зеркал заднего вида установлены видеокамеры, транслирующие изображение на монитор.

В одном из залов музея на обозрение выставлена старая кабина.

1
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Слева у машиниста ручка переключения скоростей, справа ручной аварийный тормоз, на пульте всевозможные кнопки и тумблеры. Если смотреть на музейную кабину сзади, большая фотография тоннеля, которую разместили перед кабиной, создаёт иллюзию движения в тоннеле.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

В другом зале можно увидеть всевозможные тоннельные кабели, потрогать третий рельс, к которому в самой подземке прикасаться ни в коем случае нельзя.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

Есть здесь стенды, посвящённые метрополитену бывших союзных республик.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

«А в вестибюле метро девчонку ищет Петро

Сказала ждёт в центре зала, а станцию не сказала…» — поётся в популярной песне.

Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

В московской подземке люди часто назначают встречи, отчего в ожидании друг друга начинают или стоять, подпирая одну из колон, или ходить туда-сюда.

1
Музей, где можно познакомиться с историей Московского метрополитена

А задумывались ли вы, какое расстояние обычно между этими самыми колоннами? Какая станция в этом плане самая просторная? Уверен, не отгадаете.

На станции «Новогиреево» наибольшее расстояние между шагом несущих колонн — 7,5 метров, тогда как на других чаще всего от 3 до 6 м.

Всё это и многое другое, вы можете узнать, посетив Народный Музей Московского метрополитена — вход сюда бесплатный.

Р. S. Кто интересуется тайнами подземной Москвы, предлагаю следующие заметки:

Экскурсия в подземный бункер на Таганке

Диггеры. Репортаж из подземелья

Музей археологии Москвы

Бункер Сталина в Измайлово

И ещё; в Московском метро, когда едешь в сторону центра, станции объявляет мужчина, а когда из центра — женщина. На кольцевой: по часовой — мужчина, против часовой — женщина. Почему и для чего?… Надеюсь, читатели угадают и на вопрос в комментариях ответят.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей Московского метрополитена

Хамовнический Вал, 36а Подробнее об объекте