Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

В этот музей я попала случайно, про него и не знала. Но очень благодарна этой случайности, потому что испытала огромный восторг от увиденных экспонатов. Музей был открыт недавно, пять лет назад, 12 июня 2017 года, в День России.

3
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Его создал всемирно известный художник Илья Глазунов, передав в дар Москве свою художественную коллекцию, которую он собирал больше полувека. А это около пяти тысяч экспонатов, и все подлинники. Многое ему удалось сохранить буквально от уничтожения. Представляете, лики на некоторых иконах использовались в качестве… мишеней! И само здание, и интерьеры, и экспозиции залов выполнены по эскизам Глазунова. Это музей о культурном наследии, традициях и жизни российского общества до революции 1917 года. Это — картина русского мира в понимании художника.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Его родители и родственники погибли во время блокады, а сам Илья в 12-летнем возрасте был вывезен из осажденного города через Ладогу по Дороге жизни и жил в деревне Гребло под Новгородом. В 1944 году после снятия блокады он вернулся в Ленинград. Учился сначала в художественной школе, а затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Некоторое время работал учителем рисования. В 1957 году в Москве состоялась его первая выставка. В 1981 году Илья Сергеевич организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, став его директором. По инициативе Глазунова была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, а художник стал ее бессменным ректором. В 2004 году на Волхонке была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова, а в 2017 году к 87-летию художника — экспозиция Музей сословий России.

В музее три этажа, посвященных разным сословиям России. Глазунов был сторонником монархии и сословных привилегий.

1
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

На первом этаже находятся экспонаты дворянского сословия. По переписи 1897 года дворянство составляло всего 1,5% населения России. Цифра небольшая, но почти все самое значимое в культуре России связано именно с дворянским сословием. Формированию дворянства положила эпоха Петра, а золотой век пришелся на время правления Екатерины Великой.

В первом из пяти залов анфилады — парадной гостиной — можно видеть и восторгаться, кроме картин, еще и прекрасной мебелью.

6
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Мебель в стиле ампир, из красного дерева, с инкрустацией бронзой. Ампир — это имперский стиль, со знаками победы.

В зале три типа картин. Во-первых, это западно-европейская живопись на темы религии и мифологии. На левой стене полотна: «Пейзаж с Христом и хананеянкой» Винкбонса, «Мадонна с младенцем Христом, св. Иоанном Крестителем и св. Елизаветой» Морелсе, 1610 г., и «Поклонение пастухов» Досси. К сожалению, картина «Поклонение пастухов» небольшого размера и висит далековато. Это самая ранняя здесь картина. Досси дружил с Джованни Беллини, работал с Тицианом и лично знал Рафаэля.

Картины на мифологическую тему: прямо — картина Ладзарини «Слава поднимает героев», а на правой стене — Джордано «Похищение Европы».

Портреты. За шкафчиком на правой стене небольшой портрет молодой дамы в черном платье, с белым воротником. Это портрет графини Строгановой, работы Монье, 1808 г. Графиня обучалась за границей. Вернувшись в Россию, она выучила русский язык и перевела вторую часть «Божественной комедии» Петрарки.

1 из 2

Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова — старшего. (Кстати, его младший сын, тоже Феликс Феликсович, участвовал в убийстве Распутина). Вообще-то князь Юсупов был графом Сумароковым, женатым на княжне Зинаиде Юсуповой. Но так как у Юсуповых не было наследников по мужской линии, тесть предложил ему принять княжеский титул и фамилию. На картине он изображен в форме командира Кавалергардского полка.

1 из 2

Второй зал. Подлинное знамя русско-турецкой войны за Аблову 1877 года.

2
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

А следующий портрет интересен тем, что на нем изображен простой солдат, то есть низший чин, что тогда было редкостью. Взгляд у солдата очень живой. А на груди награды за воинскую доблесть: солдатский Георгиевский крест, орден «Святой Анны», медаль за войну 1812 года, две медали за взятие Парижа, и Кульмский крест за союзническую помощь Пруссии. Художник И. И. Забнин, 2-я половина ХIХ века.

4
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Второй зал украшает лежащий на полу ковер, изготовленный на Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуре, с довольно оригинальным рисунком. Если в первом зале мы видели великолепную мебель из красного дерева, то здесь — произведения русских мастеров из карельской березы. Вазы около дивана были изготовлены на Петербургском фарфоровом заводе. А большая картина над диваном «Ельник» (1898 год) принадлежит кисти художника Аркадия Рылова.

Слева от камина — картина Рериха «Вестник» (копия). У Ильи Сергеевича в Ленинграде был дядя, который и вывез его из блокадного города. Академик, главный патологоанатом Советской армии, коллекционер. Часть своей коллекции он завещал Саратовскому музею, а часть племяннику. Эта картина напоминала Глазунову о скованности блокадного Ленинграда.

Часы на камине — это «Медный всадник».

1 из 2

Справа от камина картина Колесникова «Земля», 1910 год. Художник эмигрировал из России, поэтому о нем старались не упоминать, а художником он был хорошим. Следующие три картины написал Станислав Жуковский — поляк, воспевавший русскую усадьбу: «Интерьер в усадьбе», «Озеро Молдино» и «Княжий дом».

5
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

В третьем зале, скорее, это спальня-будуар, бросаются в глаза потрясающие интерьеры. У дальней стены находится кровать, закрытая ширмой. Ширма в проходных комнатах создавала возможность уединения. Перед ней стоит довольно редко встречающийся в музеях предмет — корзина для постельных принадлежностей. Мебель здесь тоже выполнена из карельской березы: туалетный столик в углу, столик-бобок у стены, который легко можно было переносить, и стол с кофейным сервизом императорского фарфорового завода.

На стене в овальной раме чудесный портрет актрисы Веры Самойловой, художник Яковлев, 1852 год. Актриса блистала в театре Александринки, потом вышла замуж за полковника Мичурина и вынуждена была оставить сцену, хотя Тургенев писал для нее пьесы, а Николай I был ее поклонником.

Интересно посмотреть и на одежду того времени. Сразу вспоминается фильм «Война и мир» и первый бал Наташи Ростовой. Подобный стиль создала Жозефина Бонапарт. На эти тонюсенькие платья из шелка или муслина барышни накидывали кашемировые шали, которые тоже пришли от супруги Наполеона.

7
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Ткань, которой драпированы стены, изготовлены в единственной оставшейся мастерской, открытой в 1947 году при Ново-Спасском монастыре (проспект Андропова). Там стоят станки 18 века и мастерицы работают по старым правилам. Очень красиво расписаны потолки. Для их росписи были приглашены мастера из Санкт-Петербурга.

1 из 3

Рассмотрим портреты. Девушка в розовом — неизвестный художник. В середине — портрет второй супруги Державина — Дарьи, художник Тончи, 1810 год. Далее портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, это копия с портрета французской художницы Элизабель Виже-Лебрен.

7
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

В горках выставлена чудесная посуда Императорского фарфорового завода и хрусталь. Николай I своей супруге Александре Федоровне подарил дворец-коттедж, и специально для этого дворца был создан этот хрустальный сервиз. На нем нанесен специальный фарфоровый знак — венок с белыми цветами и посередине меч: Александру называли белой розой.

1 из 4

У Ильи Сергеевича в коллекции было более тысячи гравюр. В следующем зале часть из них представлена. Петр I хотел наглядно показать множество дел, которые происходили в стране, и для этого он выписал лучших мастеров из Европы — граверов, которые очень точно могли изобразить эти деяния — Питера Пикара и Андриана Шхонебека.

1 из 3

И вторая гравюра П.Пикара — «Апофеоз воинских побед Петра I».

2
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

В витринах находятся книги староверов. Им запрещалось печатать книги, поэтому книги писались и иллюстрировались вручную. На третьем фото из слайд-шоу произведения искусства из перегородчатых эмалей: ларцы для свитков, драгоценностей, чернильница, тарелки.

1 из 3

В витринах можно видеть альбомы царской коронации: Елизаветы Петровны, Николая I. Альбомы были очень точные и подробные.

1 из 3

Пятый зал тоже очень интересен. В центре — витрина с манекенами в одежде, которая сейчас выглядит смешно. У женщин для пышности юбок использовались фижмы.

1 из 6
У щеголя справа подошвы туфель красного цвета. На лабутенах...

Стены красиво драпированы, на стенах — портреты.

1 из 6

Пять залов дворянского сословия мы осмотрели, очень понравилось, но следующие два этажа поразили и восхитили. Парадная лестница хороша, правда, поднимались мы по боковой.

5
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Практически круглый Парадный зал на втором этаже тоже очень хорош. Он украшен пилястрами и колоннами. Свод потолка оформлен в стиле гризайль.

1 из 2

На стенах портреты императоров от Петра I до Николая II.

1 из 11

Очень понравилась статуя дамы в шикарнейшем платье, стоящая в стеклянной витрине. Этот наряд был предназначен для торжественных случаев. Это платье принадлежало Марии Павловне, супруге Владимира Александровича, брата Александра III. Это редчайший подлинный(!) исторический костюм из бархата с золотым шитьем.

1 из 2

С 1908 по 1912 годы тиражом 3500 экземпляров были изданы хрестоматийные картины по русской истории, издатель Иосиф Кнебель, техника хромолитографии. Было два цикла картин: первый — от древней Руси до Петровских времен и второй — до отмены крепостного права 1861 года. Всего 51 картина известных русских художников: С. В. Иванова, братьев Васнецовых, Кустодиева, Бенуа, Кардовского, Лансере, Добужинского, Чемберса. Все эти литографии здесь представлены, находятся они в галерее с обратной стороны парадного зала. Приведу здесь несколько.

1 из 8

На втором этаже находится Мемориальный кабинет Ильи Глазунова. Он наполнен его личными вещами: книжный шкаф из ленинградской квартиры, кресло и письменный стол, за которым он работал, большие английские напольные часы. Над столом — пейзаж Степана Колесникова, напоминавший Глазунову деревню Гребло и годы, проведенные в эвакуации.

Илья Глазунов ушел из жизни 9 июля 2017 года, в день Тихвинской иконы Божией Матери. Ее образ, много лет хранившийся в доме художника, теперь находится в его мемориальном кабинете.

1 из 5

Огромная экспозиция на втором этаже посвящена духовному сословию, православному священичеству. И хотя священнослужители составляли около 1% населения, они являлись идеологической и духовной основой жизни общества. Согласно переписи конца ХIХ века, в России проживало 87.5 миллионов православных человек — 70% населения страны. Илья Сергеевич Глазунов был одним из тех, кто начал спасать и сохранять иконы. Ему удалось сохранить от полного уничтожения памятники древнерусской живописи, ведь богоборцы разрушали храмы и сжигали иконы, иконами заколачивали двери и окна, их расстреливали. Пожалуй, ни в одном музее нет подобной коллекции икон, начиная с XV и заканчивая ХХ веком. В экспозиции много икон с редкой иконографией и необычными окладами.

В первом зале кроме икон мы видим мебель, выполненную по эскизам Виктора Васнецова (о его чудесном доме-музее я рассказывала). Это 24 предмета, украшенных металлическими пластинами с изображениями животных и растений.

1 из 4

А здесь можно увидеть результаты иконоборчества. Глазунов не стал реставрировать растрелянный лик святого Иоанна Богослова.

1 из 2
Учись стрелять по-ворошиловски - расстрелянный Иоанн Богослов

Привлекают внимания иконы Богородицы, святой Елены, Серафима Саровского.

1 из 5
Богоматерь с Младенцем на престоле, В.М.Васнецов

В следующем зале все пространство создано по замыслам художника. Можно видеть резные дубовые подоконники, расписные «полотенца» на стенах, великолепнейшие изразцовые печи, воссозданные мастерами по традициям XVII века времен царевны Софьи. Необычны и чудесны входные порталы со сказочными жар-птицами. У Ильи Сергеевича сохранились наличники одного из купеческих домов близ Курского вокзала, который шел под снос. И по этим наличникам украшены порталы дверей.

1 из 7

В зале много редких небольших икон XVI века: и Владимирская икона Божьей Матери, и Георгий Победоносец, и Рождество Пресвятой Богородицы, Василий Блаженный, Николай Чудотворец. Самыми распространенными были «пятничные» иконы. «Пять» по-старорусски — «ладонь», то есть иконы размером с ладонь, примерно 31 на 26 см. Иконы украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Это пришло из Византии: когда волхвы пришли к младенцу Иисусу, они в том числе принесли золото. И в Византии золото считалось Божьим светом, это был как бы дар самой иконе. Кроме того, пришло сокрытие икон, поэтому делали оклады и вешали специальные расшитые полотенца — убрусы. Появились киоты (как бы шкафчики), складни. Иконы принято было дарить, передавать в наследство, напрямую они не продавались: покупатель просил не продать, а обменять икону на деньги.

1 из 2
Пятничные иконы

«Не рыдай Мене, мати», XVI век. Обычно эти слова произносятся в церкви в Страстную субботу. Мать рыдает, обнимая Сына, а Он как бы успокаивает Её, обещая воскреснуть.

4
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

В залах мы можем видеть «житийные» иконы. Они распространились на Руси в XV–XVI веках. В таких иконах в середине (среднике) изображен святой, а на полях (клеймах) вокруг средника изображены события из его жизни, деяния и чудеса. Замечательна икона Николая Чудотворца: святой как бы выходит из средника. На Руси очень почетали его и вообще даже думали, что Троица — это Богородица, Иисус Христос и Николай-Чудотворец. Икона Николая Чудотворца — это новгородская икона XVI века. Глазунов нашел ее на машино-тракторной станции.

1 из 2

Еще одна очень «интересная икона» — Страшный суд. В церквях обычно подобные иконы вешают на западной стене, но это могут быть росписи или мозаики. Здесь находится икона, написанная на доске в середине XVIII века. Наверху Бог-отец дает благословение Иисусу, рядом стоит Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Внизу иконописец показывает за какой грех следует то или иное наказание. С левой стороны — праведники: стоит апостол Петр с ключами в рай. С првавой стороны — ад, геенна огненная, дьявол с сидящим у него на коленях Иудой. В середине изображен Змей, на нем как бы насечки — это двадцать мытарств, испытаний, которые душа проходит в первые дни после смерти.

1 из 4

В следующем, третьем зале можно видеть еще и православные скульптуры. Ранее в церквях она была распространена. Первый раз ее запретили при Петре I, считая, что это напоминает языческих богов. Второй раз при Николае I, потому что считали это влиянием греко-католической церкви. Скульптуры больше всего сохранились в северных областях России. Люди почетали их как живых: переодевали, могли «кормить», губы мазали медом. Видим Николая-Чудотворца в одежде и теплых тапочках и скульптурное изображение Иисуса Христа в темнице.

1 из 3
Николай Чудотворец

Были еще меднолитые иконы, чаще всего они делались в мастерских староверов. Подобной иконкой мать благословила Илью Сергеевича, когда он выезжал из блокадного Ленинграда. А иконка это спасла от пули его деда во время русско-турецкой войны.

2
Меднолитые иконы и кресты
Меднолитые иконы и кресты

Стол по эскизам Ивана Билибина. Это техника выжигания и затем раскрашивания рисунка. Здесь изображена Сказка о царе Салтане. Над столом находится северная икона Георгия Победоносца. Его тоже почетали на Руси. Его имя переводится как землепашец, и в его день 6 мая крестьяне начинали полевые работы. Эту икону Глазунову подарил сторож в одной из церквей, которую собирались разрушить. И Илья Сергеевич 10 километров нес эту тяжелую доску на себе.

1 из 5

Икона ярославской школы XVIII века, очень большая, на ней изображена ветхозаветная Троица, где Бог-отец и Сын пришли в гости к Аврааму.

2
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Последний зал очаровывает. Когда Глазунов проектировал его, он был вдохновлен дворцом Алексея Михайловича. Действительно зал из царского терема!

1 из 3

Иконы здесь — мастеров Оружейной палаты. Здесь изображены все главные двенадцать праздников православного года, начиная от Рождества Богородицы и заканчивая Успением Божьей Матери. В этих иконах другая перспектива, прорисованы детали интерьера, в фигурах появляется живоподобие.

1 из 8

Еще одна из замечательных икон коллекции — икона 1738 года великоустюжского мастера Стефана Соколова. Здесь изображено Вознесение Иисуса Христа, причем композиция развернута: Он как бы побывав даже в аду, возносится, и в раю находится с разбойником, что говорит о том, что Христос вездесущ и всемогущ, находясь одновременно в нескольких местах. Интересно то, что эта икона подписная: мастер поставил свою подпись.

2
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Третий этаж посвящен крестьянскому сословию. Российское крестьянство составляло к 1917 году более 80% населения, это было самое работящее сословие. В основе уклада жизни крестьян лежал церковный календарь, который регламентировал работу, посты и праздники, а также обычаи предков. Понятно, что крестьяне были в основном безграмотны и романов после себя не оставили. По фильмам мы привыкли видеть их в лаптях да в абы какой одежонке, а здесь впору ахнуть от красоты. Нам сказали, что все наряды подлинные. По стенам развешаны уникальные и очень редкие фотографии деревень и крестьян (фотограф Шульц). Негативы были приобретены Глазуновым в 1990-х годах и до этого нигде публиковались.

В первом зале представлен интерьер крестьянской избы с настоящей, сложенной по традициям русской печью. Печь была, пожалуй, самым важным элементом дома, его сердцем. Она кормила и согревала. Кроме того, были важны божница в красном углу и стол — ладонь Бога. Хозяин сидел во главе стола около красного угла. Здесь можно увидеть чугунки, медную, деревянную и берестяную посуду, разную домашнюю утварь. Шкафы были редкостью, а вот сундуков было много.

1 из 3

Стол застилался чистой скатертью, а на столе могла оставаться только солоница (солонка), так как соль была дорогой. В избе была основная балка — матица и к ней подвешивали люльку для младенцев. Часто ее накрывали материнской юбкой, отсюда и выражение «под маминой юбкой». Маленькие дети обычно играли в деревянные игрушки. Сорванцов наказывали, заставляя менять лучины, а горели они очень быстро. Специальное приспособление для лучин стояло в тазу с водой. Для девочки делали сундук, который она должна была до свадьбы наполнить. А замуж выдавали в 13–14 лет. Поэтому в 5–7 лет девочке давали прялку и она начинала прясть, училась ткать, шить и вышивать. «Доля ты русская, доля ты женская…»

В следующем зале мы и видим такие прялки. Прялка состоит из вертикальной части: ножки и лопаски, и горизонтальной — донца, где сидит пряха. В разных местах прялки выглядели по-разному.

1 из 4

Полотенца, которые мы здесь видим, предназначались для икон (убрусы), когда встречали хлебом-солью, принимали новорожденных или провожали в последний путь. Рисунки были традиционными для разных мест проживания. Можно увидеть и свастику, но это солярный знак.

1 из 3

Платки на Руси тоже были желанным и дорогим подарком, так как женщина не могла выйти с непокрытой головой. Сначала платки ткали сами женщины, потом появилось много мануфактур и ситцевых, и шелковых, и жаккардовых. Классический размер шали — 2 на 2 метра, меньшего размера — полушалок.

1 из 3

Войдя в следующий зал и увидев кружевной фронтон дома, нельзя не ахнуть. Какая работа!

Дело в том, что на Руси в 1716 году появился первый пароход «Елизавета» (раньше вместо пароходов были бурлаки, это почти четыреста тысяч человек). До этого Петр I специально отправлял мастеров за границу учиться корабельной резьбе, чтобы украшать деревянные корабли. С появлением пароходов эти мастера «вышли на сушу» и начали применять свое мастерство в строительстве домов. Стали появляться резные фронтоны и наличники.

1 из 2
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке
10

«Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез." (С.Есенин)

Сани, начиная с XIII века практически не изменились, настолько хорошо были придуманы. Здесь представлены праздничные, свадебные сани. Рядом стоят небольшие масленичные санки. На стене дуги с колокольчиками и прочая атрибутика.

1 из 4

Дальше мы подошли к костюмам, очень ярким и красивым. У Глазунова их было собрано много. Обращают внимание красивые, проработанные лица манекенов.

Наряды северных (к северу от Москвы) областей, там люди жили более зажиточно. И крестьяне могли себе позволить покупать ткани и одежду, а не только ткать и шить. Здесь уже кроме юбок встречаются сарафаны: надевалась рубаха, сверху сарафан, душегреи, могли надеваться шугаи с подкладами и шубейки из зайчика и даже куницы. Это праздничная одежда крестьян!

Самое большое разделение в головных уборах было у девиц и у замужних женщин. Девицы могли позволить себе носить косу. Женщины делили волосы на две косы и прятали их под головными уборами

8
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

Свадебный наряд. Белые платья надевали девушки дворянского сословия. У крестьян была просто нарядная одежда. Голова украшалась коруной. Это был очень дорогой убор, его могли себе позволить не все, поэтому брали как бы в аренду. Была еще коноватная фата из дорогой шелковой азиатской ткани. Даже пословица появилась: «Фата коноватна, а голь перекатна».

Здесь мы видим молодуху на второй-третий день после свадьбы: у нее уже косынка. А рукава. На свадьбу надевали рубашку-длиннорукавку. А плакальщицы, оплакивающие невесту, вытирали рукавами слезы. Но работать спустя рукава не получится,

4
Музей сословий России в галерее Ильи Глазунова на Волхонке

В последнем зале представлена нарядная одежда средней, центральной и южной части России. Здесь мы видим одежду из домотканых тканей. Женщины носили в основном не сарафаны, а понёвы — юбки из нескольких кусков ткани. Очень много вышивки, она являлась своеобразным оберегом. У женщин были различные головные уборы: сороки, кокошники, кички, или кики. Кики могли быть рогатыми, это уходит в глубину веков: рога быка или коровы считались символами плодородия. Причем, чем больше у женщины было детей, тем выше делались рога на кичке.

1 из 5

На первом фото слайдшоу у девушки слева головной убор в форме клюва — панга. А у центральной девушки на шее украшение длиной до 10 метров — борода, которую нужно было очень красиво уложить.

1 из 4
Слева направо: Пензенская, Нижегородская, Курская губернии

Илья Сергеевич очень любил Россию и этой экспозицией как бы призывал нас не забывать свою историю.

Экспозиция «Музей сословий России» (Волхонка, 13, строение 2) открыта для посещения с 11.00 до 19.00 (в четверг с 11.00 до 21.00), понедельник — выходной. Цена билета 350 руб / 200 руб льготный. Я приехала в воскресенье утром, а в 12 часов началась экскурсия. Сначала я походила самостоятельно, но с экскурсией было интереснее.

Еще раз повторюсь, что музей очень понравился и могу рекомендовать для посещения.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Галерея Ильи Глазунова

Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 13 Подробнее об объекте