Дорога и Город. История жизни

Изучая варианты времяпрепровождения в Медвежьегорске, я узнала, что на станции существует музей истории железнодорожного транспорта — отреставрированный паровоз Эр 791–70 со специально оборудованным вагоном, в котором расположена экспозиция, и старинного вагона-теплушки. На тот момент этот факт меня мало заинтересовал, тем более, что по выходным дням музей не работает, поэтому я с лёгким сердцем махнула рукой на его посещение. Как оказалось, напрасно.

Так как в наши планы входило более подробное знакомство со старинным зданием вокзала станции, то волей-не волей мы оказались рядом с этим музеем и очень вовремя!

2
Дорога и Город. История жизни

Как я уже говорила в выходные дни (а мы были в воскресенье) музей не работает, но для организованных групп туристов, вероятно, делается исключение. Одна такая группа прибыла, как раз, когда мы гуляли вокруг паровоза и было бы глупо не воспользоваться ситуацией и не влиться в стройные ряды организованных туристов (естественно — инкогнито:)).

2
Дорога и Город. История жизни

Музей был создан по инициативе и стараниями бывшего машиниста-инструктора одной из локомотивных колонн, ветерана труда, почётного гражданина Медвежьегорска Виктора Федоровича Гришина. Ему удалось собрать внушительную коллекцию фотодокументов и материалов, рассказывающих о строительстве железной дороги и станции, о её работниках, об учениках и педагогах первой в Медвежьей Горе школы, открытой в 1917 году, где учились дети железнодорожников.

1
Дорога и Город. История жизни



Железная дорога фактически дала жизнь городу Медвежьегорску. А начиналось всё так…
Ещё во второй половине XIX века неоднократно выдвигались проекты строительства железнодорожной линии, которая связала бы Карелию и Кольский полуостров с центральными регионами России.

Губернатор Архангельской губернии, настоящий реформатор и инициатор возрождения Русского Севера, Александр Платонович Энгельгард с особой страстностью отстаивал идею проведения железной дороги на Мурман. Он писал: «Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путём с внутренней Россией. Только с проведением этого пути возможна надлежащим образом эксплуатация северных рыбных и звериных богатств, которые могли бы тогда служить для местного населения предметом не случайной, как ныне, а постоянной деятельности.
… Железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути»
.

Но все попытки протолкнуть идею строительства такой необходимой части инфраструктуры разбивались в пух и прах по различным причинам.

В 1914 году началась I Мировая война… Кто знает, если бы в 1890-х годах правительство прислушалось к мнению Энгельгарда и дорога на Мурман к началу войны была построена, как сложилась бы обстановка на театрах военных действий в Европе. Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения и было так, как было…

Решение о строительстве железной дороги, связывающей Петрозаводск и Мурман, было принято Советом министров Российской империи в декабре 1914 года. Работы начались в следующем году.

2
Дорога и Город. История жизни

При возведении дороги многое было впервые!

1
Дорога и Город. История жизни



Впервые в практике российского транспортного строительства трасса железной дороги делилась на участки, которые сооружались каждый отдельно, а затем стыковались в единый путь.
Южный участок начинался от Петрозаводска и заканчивался Сорокской бухтой (ныне Беломорск). Этот участок, в свою очередь, делился на четыре части.
Северный участок состоял из двух частей: первой — от Сорокской бухты до Кандалакши и второй — от Кандалакши до Мурмана.

2
С.М. Прокудин-Горский. Один из участков дороги.
С.М. Прокудин-Горский. Один из участков дороги.

Впервые проектировщики и строители столкнулись с обилием выхода скальных пород, крупных сплавных рек, имеющих два резких сезонных подъёма уровня воды, и неимоверным количеством болот.

Впервые в истории мировой практике строительства была возведена, так называемая, фильтрационная дамба. У впадения реки Канды в Белое море трасса дороги пересекала участок Кандалакшского залива шириной более километра и из-за обычных на Белом море приливно-отливных явлений четырежды в сутки наблюдались резкие изменения уровня воды. Сооружение обычного моста, которое при таких исходных данных не только замедляло ход строительства, но и значительно удорожало его, было не рационально. Решение оказалось предельно простым. В нижнюю часть дамбы укладывали валуны размером не менее 1 метра3, а та часть, которая возвышалась над приливной водой, выкладывалась из камней объёмом менее 0,3 метра3. Поднимающаяся на 2–4 метра с приливом вода проходила в образовавшиеся щели между валунами нижней части насыпи, а с отливом — уносилась назад, удаляя при этом ил. Автором проекта был выпускник Петербургского института путей сообщения Василий Петрович Ивáшев — внук декабриста и полного своего тёзки Василия Петровича Ивáшева.

После постройки Мурманской железной дороги этот вид инженерных сооружений вошёл во все учебники по гидротехническому и железнодорожному строительству.

Честно говоря, чем глубже погружаешься в историю строительства Мурманской железной дороги, тем больше поражаешься сколько же нужно было применить технической мысли, чтобы в таких условиях, да ещё в военное время, можно было осуществить такой грандиозный проект в такой короткий срок. На протяжении строительства Мурманской дороги (1053 км) было преодолено более 260 км болотных массивов и свыше 110 км скальных выходов.

Последний «золотой костыль» новой магистрали был забит 3 (16) ноября 1916 года.
И — да, эта дорога пока больше походила на «черновик», на скорую руку смётанное платье и требовала большого количества доделок и переделок.

И, всё же, вернёмся к музею.

4
Дорога и Город. История жизни

Начнём мы с самого старого экспоната — двухосного вагона-теплушки с винтовой сцепкой. Вагон был построен в 1898 году в подмосковной Коломне на заводе инженеров братьев Струве.

1
Дорога и Город. История жизни

До 1915 года вагон «трудился» в Сибири и на Мурманскую железную дорогу попал со станции Зима. В теплушке перевозили привлечённых к строительству железной дороги военнопленных австро-венгров, а затем, уже в 30-х годах, заключённых, работавших на Беломорканале. В последнее время, до передачи музею, вагон являлся служебным помещением пожарного поезда на станции Беломорск.

Вагон, в котором развёрнута основная экспозиция, раньше служил железнодорожной «автолавкой» — в нём развозили товары, заказанные на других станциях. А сегодня в вагоне размещена экспозиция музея. Здесь представлены экспонаты, фотографии и документы, рассказывающие о строительстве железной дороги и влиянии её на развитие города.

1
Фотографию пришлось взять из интернета, так как во время нашего посещения общую панораму было невозможно сделать.
Фотографию пришлось взять из интернета, так как во время нашего посещения общую панораму было невозможно сделать.

Как я уже писала, Медвежьегорск обязан своим рождением железной дороге. Построенная в условиях I-ой Мировой войны Мурманская железная дорога была открыта для эксплуатации в недостроенном виде. Необходимо было не только достроить её, но и создать на местах постоянный состав рабочей силы.

Сначала появился небольшой посёлок для железнодорожников, устроенный у станции «Медвежья Гора». К 1917 году в посёлке проживало уже 300 жителей.

1
Нашла фотографии из экспедиционного альбома-каталога С.М. Прокудина-Горского, где запечатлены окрестности Медвежьегорска, тогда ещё только станции и небольшого посёлка.
Нашла фотографии из экспедиционного альбома-каталога С.М. Прокудина-Горского, где запечатлены окрестности Медвежьегорска, тогда ещё только станции и небольшого посёлка.

На сегодняшний день сохранились несколько деревянных домов, ровесников железнодорожного вокзала, построенных специально для железнодорожных рабочих.

1 из 2


Во время Гражданской войны (1919—1920 гг.) станция находилась под контролем Северо-Западной армии и союзных ей англо-американских войск. В феврале 1920 года была занята частями РККА.

1
Дорога и Город. История жизни

Новый толчок развитию Медвежьей Горы дало строительство Беломорско-Балтийского канала и здесь в 1931 году разместилось Управление строительством канала. А в 1938 году посёлок получил статус города.

Во время Великой Отечественной войны Медвежьегорск оказался в эпицентре событий. С самого начала войны государственные и партийные органы Карельской республики были эвакуированы сюда из Петрозаводска, а затем, когда финские войска продолжили развивать наступление на Медвежьегорск, передислоцировались в Беломорск. После тяжёлых упорных боёв советские войска вынуждены были оставить город. С 6 декабря 1941-го по 23 июня 1944 года Медвежьегорск был оккупирован финскими войсками. С тех времён в скалах в окрестностях города сохранись финские оборонительные сооружения. Укрепления строились силами военнопленных и за три года было построено множество бетонных сооружений. 20 мая 1942 года Маннергейм приезжал в Медвежьегорск для инспекции строительства, о чём свидетельствует архивная фотография.

2
Дорога и Город. История жизни

Трагической страницей истории Медвежьегорска наряду с лагерями ГУЛАГа являются и концентрационные лагеря для военнопленных, устроенные финнами на территории района. Финны не стали тратиться на строительство, а использовали объекты советской «исправительной системы». По разным данным, здесь были расстреляны, замучены голодом, холодом и непосильным трудом от 19 до 22 тысяч военнопленных.

С гражданским населением тоже не церемонились — всех, кто не относился к родственным финнам народам, насильно помещали в лагеря, где их ожидало полуголодное существование, каторжная работа, антисанитария и болезни. До сих пор не известна точная цифра погибших в этих лагерях.

Кроме исторической части в музее представлены раритетные предметы, которые использовались в работе железной дороги.

1 из 2
Рельсы, которые использовались при строительстве дороги.

2
Сигнальные принадлежности конца XIX — начала XX века.
Сигнальные принадлежности конца XIX — начала XX века.
1
Средства связи, применявшиеся на железной дороге в прошлом веке.
Средства связи, применявшиеся на железной дороге в прошлом веке.
1
Дорога и Город. История жизни

И, наконец, паровоз! Паровозы серии Эр послевоенной постройки строились в Румынии, Чехословакии, Венгрии и Польше в 1946–1957 годах. Всего было построено около 2900 штук.

1
Дорога и Город. История жизни

Из Европы паровозы пересылались в СССР на специальных транспортных скатах до границы с нашей колеёй. Паровозы Эр завершили паровую тягу в России в 1986 году на участке Олонец-Янисьярви Октябрьской ж. д. Имели очень широкое распространение на железных дорогах СССР с грузовыми поездами и на маневрах, за исключением Прибалтики и Забайкалья. Отличались простотой, надежностью и выносливостью конструкции.
Именно этот локомотив был создан в 1955 году в Польше, в Познани на заводе имени Сталина — «Złłady Metalowe im. Józefa Stalina — Poznań» !

5
Дорога и Город. История жизни

Он привёл меня в полный восторг! Великолепный и, я бы сказала, интерактивный экспонат! :))

4
Дорога и Город. История жизни
2
Дорога и Город. История жизни

Паровоз открыт для всех желающих — сюда можно подняться, осмотреть его внутри, открыть и заглянуть в топку и даже «дать гудок»! Правда последнее — виртуально:)

1
Дорога и Город. История жизни

Вот таким интересным оказался этот небольшой, очень душевный музей.

В заметке была использована информация из статьи Н. В. Вехова «История Мурманской железной дороги».

Адрес: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Артемьева 12

График работы:
Вт-пт 09:00—17:00, перерыв: 12:00—14:00.
Вход бесплатный

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей истории железнодорожного транспорта

Медвежьегорск, Респ. Карелия, 186352 Подробнее об объекте