Билет в историю техники

Примерно этак года три-четыре тому назад один наш сотрудник с работы после выходных, показал нам кучу фотографий: вот, говорит, с сынишкой в выходной ходили… Увидев эти фотографии, я был довольно-таки здорово ошарашен. Спрашивается, и что же меня так удивило? На этих фотографиях я увидел весьма немалое количество образцов военной техники, выставленных в качестве экспонатов. И понял я, что это явно экспонаты какого-то музея, о котором я никогда не слышал. Так оно и оказалось. На мой вопрос, а что же это такое, сотрудник ответил: это музей техники Вадима Задорожного. И сказал: набери в поисковике и сам всё увидишь. Мне же без сайта стало понятно, что нужно обязательно посетить этот музей. Но хотелось побывать там не одному, а в компании с женой или с такими же фанатами военщины, как и я сам. Но, увы, что-то никак не складывалось…А в январе этого года, во время зимних каникул, мы с женой ездили на экскурсию в усадьбу Архангельское

И уже подъезжая к Архангельскому, из окна туристического автобуса, я увидел экспонаты музея Вадима Задорожного, стоящие под открытым небом. Да, да… Музей Вадима Задорожного находится буквально в шаговой доступности от усадьбы Архангельское. Я понял, что «ждать у моря погоды» не стоит, так можно ещё десять лет ждать удобного момента для посещения музея. Ехать туда зимой не имеет смысла, такие музеи под открытым небом надо посещать в тёплое время года. Сказано — сделано. С женой поехать не получилось. И я предложил поехать туда Игорю Евсееву, с которым мы познакомились и подружились на нашем сайте. Он, не задумываясь, согласился составить мне компанию. И погожим августовским выходным днём мы с Игорем поехали в музей. По московским меркам находится музей совсем рядом с Москвой, и добраться до музея не сложно. На сайте музея описано, как можно добраться до музея. Лично мы ехали на автобусе от станции метро «Тушинская» (от неё больше маршрутов, чем от станции метро «Строгино»). Как я уже сказал, экспонаты музея под открытым небом видно при подъезде к остановке «Липовая аллея», которая находится буквально в сотне метров от музея. Так что не придётся тратить время на поиски самого музея, заблудиться здесь просто невозможно.

Перед самым поворотом от Ильинского шоссе в сторону проходной музея стоит первый экспонат — броневик начала XX века

1
Билет в историю техники

Сейчас может кто-то и улыбнётся, глядя на этот, архаичный по современным меркам, образец военной техники. Но не думаю, что этот броневик вызывал улыбку у тех, кому довелось столкнуться с ним «нос к носу» на поле боя. Ведь вся история войны и военной техники всех времён — это борьба «щита и меча», или называя это грамотным языком — борьба оборонительного оружия с наступательным оружием. И возвращаясь к этому броневику, можно чётко сказать — не так уж много было в те времена средств для борьбы с такими броневиками. Этот броневик является тем «указателем», от которого нужно свернуть с шоссе. А свернув, сразу же проходишь мимо строя старинных пушек

1
Билет в историю техники

И хоть музей называется музеем техники, но эти экспонаты говорят о том, что в большей степени — это музей военной техники. Лично мне хотелось не только поглазеть на экспонаты музея, но и, конечно же, хотелось запечатлеть эти экспонаты на фото. И хотелось, чтобы в кадры попадалось как можно меньше посетителей. Поэтому мы с Игорем поехали к открытию музея. И хоть мы там оказались очень вовремя (буквально минут за 15 до открытия), но всё же мы там были уже не одни…
Взяв билеты и доплатив за фотосъёмку, мы вошли на территорию музея. Экспонаты музея располагаются как на открытых площадках, так и в крытом помещении. Табличка при входе на крытую территорию музея подтверждает, что в первую очередь — это музей военной техники. На табличке так и написано: Лучший музей военной истории

Билет в историю техники

Но мы не стали заходить на крытую территорию музея. Пока посетителей было мало, в первую очередь, мы пошли смотреть экспонаты на открытых площадках. Официального разделения на какие-либо отдельные тематические площадки нет. Это я сам условно выделил бы несколько разных площадок под открытым небом. На условно «первой площадке», которая находится сразу же после входа на территорию музея, находится военная техника первой половины XX века. Здесь можно увидеть некоторые образцы артиллерийского вооружения и техники танковых войск

Билет в историю техники

1 из 2
Билет в историю техники
 

Возле каждого экспоната имеется табличка с названием данного образца техники и с некоторыми данными о нём (годы выпуска и технические характеристики). Вдобавок, практически на всех экспонатах, можно увидеть таблички с просьбой о бережном отношении к экспонатам

Билет в историю техники

На этой площадке представлена как отечественная бронетехника, так и зарубежная техника. Несмотря на некую архаичность этой бронетехники, некоторые виды этой техники принимали участие в боях Второй Мировой войны. Нельзя не заметить, что все эти танки и самоходные установки, находящиеся на этой площадке относятся к классу лёгких танков и самоходных установок

1 из 5
Билет в историю техники
 

Мне хорошо запомнился один эпизод нашего посещения. Сам того не желая, я «проверил» работу службы безопасности музея. Когда мы с Игорем зашли на территорию музея, посетителей было мало. Я сразу стал фотографировать технику на этой «условно первой» площадке. А потом подумал: ну что мне таскать на плече тяжёлую фотосумку? Посетителей ещё практически нет, никто её не унесёт. И я оставил фотосумку на брусчатке посередине площадки, периодически поглядывая на сумку. Не прошло и двух минут, как я увидел охранника с рацией в руках и идущего в сторону сумки. Я сразу понял, что его заинтересовала «брошенная» сумка. Я сразу же подошёл к охраннику, извинившись сказал ему, что это моя сумка и забрал её. Он всё понял, не сказал ни слова…Всё было очень тактично, без малейших эксцессов…Очень даже похвально. Молодцы, что и службу несут, и что общаются с посетителями тактично.

Условно «второй площадкой» я назвал бы площадку между двумя корпусами. Здесь надо отметить, что музей находится на территории бизнес-центра, который включает не один корпус. И вот площадка между двумя корпусами тоже заполнена техникой. Здесь можно увидеть несколько экземпляров бронетехники: отечественные бронетранспортёры и транспортно-заряжающую машину зенитно-ракетного комплекса С-75. Того самого комплекса, ракетами которого 1 мая 1960-го года был сбит американский самолёт-разведчик U-2

1 из 3
Билет в историю техники
 

Мы не стали подходить ближе к бронетранспортёрам, а пошли на другую площадку. Условно я называю это «третьей площадкой» экспозиции под открытым небом. Это военная техника, установленная возле забора вдоль Ильинского шоссе. Здесь представлена военная техника послевоенного периода. За небольшим исключением, почти вся техника на этой площадке — отечественного производства. На этой площадке представлена техника военно-воздушных сил, техника ПВО, бронетанковая техника и артиллерия. Первый экспонат этой площадки — реактивный истребитель американского производства пятидесятых годов F-84 °F Thunderstreak

Билет в историю техники

Далее можно увидеть несколько реактивных истребителей отечественного производства. Поочерёдно стоят самолёты МиГ-15 УТИ (тот самый, на котором разбился Юрий Алексеевич Гагарин) и несколько самолётов КБ Яковлева. Первым (после МиГа) стоит уникальнейший экспонат музея — самолёт Як-141

1 из 2
Билет в историю техники
 

Перед этим самолётом лежат два якоря. К чему это? Вроде бы речь о самолётах, а тут вдруг какие-то якоря? Да, всё просто. Эти самолёты предназначались, в первую очередь, для военно-морского флота. Як-141 должен был заменить самолёты вертикального/короткого взлёта и посадки (СВВП) Як-38, базирующихся на авианесущих кораблях. Як-141 был единственным в мире многоцелевым сверхзвуковым всепогодным самолётом СВВП. На самолёте было поставлено 12 мировых рекордов! Но судьба этого самолёта печальна. Начало его испытаний совпало с началом глубокого кризиса в СССР, который завершился распадом страны. В новой России было уже не до этого самолёта, программа была закрыта. Было построено всего 4 экземпляра самолёта, один разбился в ходе испытаний. Такой вот ценнейший экспонат музея…

Рядом с Як-141 стоит самолёт Як-28П. Точнее даже, он не стоит на шасси, а установлен на специальном приспособлении, в результате чего самолёт как бы летит

1
Билет в историю техники

Так же «летит» и следующий экспонат — самолёт Як-25. Надо сказать, что самолётов Кб имени Яковлева не так уж и много, а тут на небольшом пятачке чуть ли не весь ассортимент военных самолётов КБ имени Яковлева выставлен на обозрение (напротив стоит самолёт Як-38. Нет на фото). А далее брусчатая дорожка заканчивается и начинается длинный деревянный настил, по обе стороны которого выставлено огромное количество всевозможной военной техники

1 из 3
Билет в историю техники
 

Здесь представлено немалое количество танков и другой бронетехники

1 из 5
Билет в историю техники
 

После танков идёт боевая техника артиллерии. Пушки я даже снимать не стал — много их. А вот на фоне 203-мм самоходной пушки 2С7 «Пион» мы с Игорем решили даже сфотографироваться

Билет в историю техники

Эта 45-тонная самоходная пушка предназначена для уничтожения особо важных объектов на расстоянии до 47 километров. Для неё были разработаны и ядерные боеприпасы. Общая длина установки чуть больше 13 метров.

Так же, кроме пушек можно увидеть несколько установок реактивных систем залпового огня (РСЗО). Здесь «внуки» легендарной «Катюши» представлены тремя установками: Град-1 (облегчённая 38-ствольная версия «классического» Града), Град («классическая» 40-ствольная установка РСЗО калибра 122 мм) и Ураган (16-ствольная установка РСЗО калибра 220 мм). Не хватает разве что самой мощной установки РСЗО Смерч, калибра 300 мм, которую я видел на форуме «Армия-2016»

Билет в историю техники

После артиллерии идёт техника войск противовоздушной обороны (ПВО). Впрочем это не удивительно, что оружие ПВО и артиллерии соседствуют. В первой половине XX века оружием войск ПВО был отдельный класс пушек — зенитные пушки. Это уже после зенитные ракеты вытеснили пушки, да и то, не на 100 процентов. Специально я не фотографировал представленные в музеи комплексы ПВО (на той фотографии, где мы стоим с Игорем видны комплексы войсковой ПВО «Куб» и «Круг») и ограничился только фото одной зенитной пушки и одной зенитной ракеты

1 из 2
Билет в историю техники
 

А далее вновь почему-то пошли бронетранспортёры

Билет в историю техники

Да, собственно, мы и дошли до самого конца этого настила

Билет в историю техники

Где-то в середине этой «третьей площадки» (как я её назвал), есть выход на другую площадку. Вот это, действительно, большая заасфальтированная площадка, на которой можно увидеть уже не только военную технику. Но я там мало фотографировал. Разве что сфотографировал один экземпляр техники инженерных войск

1
Билет в историю техники

и парочку очень интересных экземпляров техники. Называются эти два агрегата — локомобилями сельскохозяйственными

1 из 2
Билет в историю техники
 

Невооруженным глазом видно, что они очень напоминают первые паровозы. Фактически оно так и есть. Видно, что основной узел этих агрегатов — паровой котёл, как у паровозов. По сути — это первые тракторы.
На этой площадке есть ещё несколько автомобилей, но я их не снимал. В линеечку выстроились отечественные боевые реактивные самолёты советского периода. Начинает этот ряд самолёты фронтовой бомбардировщик Ил-28 (самый дальний на фото), далее идут наши знаменитые истребители КБ Микояна и Сухого. А завершает этот строй палубный самолёт СВВП Як-38

Билет в историю техники

На этой площадке можно увидеть ещё и отечественные легковые автомобили, которые я не фотографировал. А кроме легковых автомобилей под специальным навесом стоят несколько пожарных автомобилей

Билет в историю техники

Пожарные автомобили были последними образцами техники на открытой площадке, на которые мы посмотрели. Далее мы направились в крытые залы. В здании, весьма немалых размеров, экспонаты музея выставлены на трёх этажах. И вот здесь большая часть экспонатов — это не военная техника. На первом этаже, в основном, выставлены различные легковые автомобили. Автомобили все разные, объединяет их только то, что все они — не отечественного производства. Здесь можно увидеть и шикарнейшие авто начала века, и гоночные автомобили середины XX века, и микроавтомобили…

1 из 6

Экспонаты этого этажа будут интересны всем любителям автомобилей. Вряд ли они оставят кого-то равнодушными. Сам я как-то спокойно отношусь к автомобилям, но шикарные старинные авто и в самом деле шикарны.

Второй этаж — это «царство» мотоциклов. Их здесь огромное количество. Мотоциклы разные — гражданские и военные, отечественные и зарубежные, времён Второй мировой войны и послевоенные…

1 из 6

Сам второй этаж выполнен в виде атриума. И вся техника на втором этаже выставлена по периметру. А в центре атриума можно увидеть несколько поршневых лёгких самолётов. И всё же главные экспонаты этого этажа — мотоциклы. С каким восторгом смотрят на мотоциклы Ява эти два посетителя. Вполне возможно, у кого-то из них был мотоцикл этой фирмы, ведь мотоциклы Ява были популярны в СССР

1
Билет в историю техники

Кроме мотоциклов на втором этаже есть парочка болидов Формулы-1

Билет в историю техники

Мотоциклы активно использовались во время Второй Мировой войны и в музее решили показать не только мотоциклы, но и некие сценки быта той войны

1 из 3
Билет в историю техники
 

И вновь напоминание о прошедшей войне. Один «уголок» музея посвящён победе СССР в Великой отечественной войне. Здесь также не обошлось без мотоциклов

Билет в историю техники

А также посетители могут увидеть мундиры высших советских военачальников времён Великой Отечественной Войны

Билет в историю техники

Мы уже собирались уходить из музея, но оказалось, что экспонаты есть и в подвальном этаже. А мы чуть не упустили этот этаж. В подвальном этаже выставлены отечественные легковые автомобили послевоенного периода. Я их не фотографировал (там достаточно темно). Среди привычных нашему глазу автомобилей «для народа» (привычных для граждан СССР), там есть несколько автомобилей представительского класса.

Вот, собственно, и весь музей. Весьма интересный музей, который будет интересен любителям военной техники, любителям автомобилей, да и вообще… любителям истории. В ходе написания этого рассказа, я смотрел в интернете фотографии экспонатов музея. И видел, что многие экспонаты музея стояли совершенно в других местах, не там, где видели их мы. Это говорит о том, что музей пополняется новыми экспонатами и в музее ведётся активная работа по совершенствованию всего музея. На осмотр музея у нас ушло чуть больше двух с половиной часов. Лично я советую совместить посещение музея техники с посещением усадьбы Архангельское, которая находится буквально в шаговой доступности от музея техники.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей техники Вадима Задорожного

п/о Архангельское, 4 км Ильинского шоссе, стр. 9 Подробнее об объекте