Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

«У самурая нет цели, только путь»

В продолжение истории о том, что делать зимой в горах, если ты не лыжник, не сноубордист и даже санки не любишь (писала об этом здесь), хотелось бы рассказать и показать один очень интересный природный объект, жемчужину Западного Кавказа — Пшехский водопад, падающий с отвесных стен грозного Фишта.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Точнее, не с самого Фишта, а с так называемой перевальной ступени между Пшха-су и Фиштом. Водопад это питается водой из Фиштинских ледников — Большого и Малого, самых низколежащих в Европе.

Водопад представляет из себя 2 потока, один стекает с вершины и его высота составляет 200 метров, другой (160 метров) из отверстия в скале. Выглядит это достаточно интересно. Так вот, именно эта часть водопада для некоторых учёных служит доказательством того, что именно здесь был прикован Прометей и дыра в скале — след от гвоздя. Мне эта версия нравится гораздо больше, чем версия с приковыванием к Агурским скалам. Масштаб героя уж очень велик и приковать его должны были в исключительном, труднодоступном месте. К Агурским скалам любой может добраться, а вот сюда даже в наше время попасть не легко, что там говорить о седой древности.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Итак, Пшехский водопад, Фишт, Пшеха-су, крышесносные виды, медведи и дикая дичь — вполне себе повод стремиться в данные места. Но не особо сюда народ стремится, уж очень сложно и долго добираться. Есть несколько пеших маршрутов, каждый из которых рассчитан на 3–4 дня пути.

Есть вариант добраться на автомобиле повышенной проходимости. Из Апшеронска необходимо взять курс на село Черниговское (75 км), потом уже по гравийке 40 км трястись до так называемой смотровой площадки, а потом своими ногами ещё 4 км к водопаду. Виды всю дорогу просто «отвал башки», конечно.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Такие сложности точно не привлекали туристов, добирались сюда только самые упорные. Но буквально пару лет назад ситуация стала меняться. Здесь начали строить настоящую добротную трассу в рамках проекта упрощения дороги к морю. Более-менее приличная дорога идёт практически до самого водопада. У его подножья сейчас даже база отдыха наблюдается со спартанскими деревянными домиками, баней и прочими радостями отдыха в горах.

Но это всё летняя история, зимой в этих местах снега наметает до 10 метров, снегопады могут не прекращаться сутками, мобильной связи нет, но есть лавины.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Я была в этих краях несколько раз (об этом можно почитать тут), но всегда в тёплое время года. И вид Пшехского водопада зимой оставался для меня загадкой. Иногда я мечтательно что-то болтала на эту тему своей сестре, но не чаяла сюда попасть в разгар зимы.

Это только в Краснодаре зима без снега, с комфортными + 10 и цикломенами в декабре. На высоте выше 2000 метров никаких лайт-вариантов. И вот моя Катя как бы невзначай меня спросила — а не хочешь ли ты на Пшехский водопад на выходных глянуть? Конечно же хочу!

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Потом выяснилось, что кто-то из знакомых по джиперской тусовке туда добрался и дал добро — проехать можно, если есть все приблуды для зимнего бездорожья. У Кати есть всё и вот в 6 утра мы взяли курс на неизвестный маршрут.

В Краснодаре шёл противный дождь, снега мы не видели уже очень давно, и трудно было поверить, что в каких-то 200 километрах сугробы достигают нескольких метров.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Чем ближе мы подъезжали к Черниговскому, тем было больше снега. Но дорога хорошо почищена, постепенно начался подъём в горы, трасса всё ещё была прекрасна, отличный асфальт, места отдыха для желающих перекусить и даже био-туалеты. Мы совсем расслабились и стали подшучивать над всеми трусишками, которые нас от этой поездки отговаривали. Но… в один момент простота закончилась и как раз нам все приблуды и пригодились. Да, дорога есть, она почищена и до места активного строительства она даже реагентом посыпана. А дальше начался каток.

Дорога была покрыта невероятно скользким льдом, выходишь из машины и сразу падаешь. Идти возможно только по обочине, где снега чуть ли не по уши. По-хорошему надо был возвращаться назад. Ко всему прочему нас догнали тучи из Краснодара, но только уже со снегом.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Возвращаться было невероятно обидно и мы решили, что была не была, поедем с Божьей помощью.

Сколько получится проехать — всем будем довольны. И в этот самый момент тучи разошлись, снег прекратился и выглянуло солнце. И тут мы увидели его — прекрасного дракона Фишта.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Невероятное везение — поймать такое погодное окно, и мы им воспользовались.

Ехали мы осторожно, несколько раз были сложные, но штатные ситуации, и вот наконец мы у цели.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Кстати, по дороге нам попались какие-то сумасшедшие, которые вчетвером толкали свою легкую городскую машинку в гору. Мы предложили им помощь, но они отказались, затолкали своё авто в ближайший карман и пошли пешком (это примерно 20 км по льду и в гору, и во вновь начавшийся снегопад). У меня одна надежда на МЧС и работников той самой базы, которых мы видели не раз. Отчаянные люди, надеюсь, вы дошли к своей цели и вернулись обратно.

Итак, погода постепенно ухудшалась, начался снегопад, который позже перерастёт в метель, но у нас с собой много еды и чай, мы тепло одеты, машина — зверь, а вокруг виды на миллиард долларов.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Суровая красота гор лучше всего раскрывается зимой, лёд и гранит, черное и белое.

Никаких полутонов. Настоящая земля Санникова, как я её себе представляю.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Последние 5 км до водопада — настоящий снежный тоннель, стены его были метра 3, не меньше, но дорога всё такая же чистая, хоть и сплошной лёд. Несколько раз мы останавливались на кофе-паузы в местах с самыми эпичными видами и буквально замирали от восторга, даже снегопад не портил впечатление. А мой верный рыжий камрад не мог поверить своему счастью — снега много и по нему можно бегать.

Так мы и добрались до пункта назначения, дорога буквально упиралась в подножие Фишта.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Теоретически дальше такая же хорошая дорога уходила вправо, на так называемые Лунные поляны, где по легендам находится база отдыха президента. Но это только легенда. Нет там никакого секретного объекта, там расположена научно-исследовательская станция (вот и ответ на вопрос, для кого дорогу чистят).

За базу на машине хода нет, ибо это заповедник и там зона покоя для многих животных.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

С этой самой базы к нам прибежал дружок-пирожок и пока мы в очередной раз пили кофе, восхищались и замёрзшими пальцами пытались запечатлеть Вечность на фото, Филька с удовольствием носился по здешним сугробам, как будто он не пудель, а алабай. Сам водопад, кстати, оказался замёрзшим, но это нас не огорчило, увиденное превзошло все мои самые смелые ожидания.

Увы, погода стала резко ухудшаться и мы отправились в обратный путь. Ехали сквозь метель, виды исчезли, но мы были всё равно в диком восторге. У меня до сих пор захватывает дух от воспоминаний.

Когда дома не сидится. Пшехский водопад в разгар зимы

Этот маршрут я могу смело рекомендовать для всех опытных в зимнем вождении владельцев машин повышенной проходимости, необязательно внедорожников. Кроме величественных видов, здесь есть работающая даже зимой база отдыха, с баней, возможностью покататься на снегоходах и погулять на снегоступах. Да даже пить кофе и глазеть на эти горы — уже терапия для души.