Екатеринбургский трамвай

Продолжаем знакомиться с техническими музеями столицы Урала.

Как там у классиков?

— Трамвай построить, — сказал он — это не ешака купить… И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев».

В наступившем 2019 году в Екатеринбурге пройдёт юбилей события, о котором, уверен, большинство жителей и не знают. 90 лет, как в городе прозвенел первый звонок об отправлении на маршрут первого вагона трамвая.

Улица Степана Разина, практически центр города. Неприметная вывеска на здании — Музей истории трамвая и троллейбуса Екатеринбурга. Зайдем?

По указанному телефону ответил молодой человек и попросил подождать несколько минут, пока он закончит экскурсию. Спустя некоторое время в фойе быстрым шагом вышла небольшая группа студентов- первокурсников в сопровождении зрелой дамы. Для них экскурсия закончилась, ну, а для нас она началась.

Музей трамвая сравнительно молодой. Он открылся в 1998 году. Конечно, по меркам крупного мегаполиса музей небольшой. Но радует увлеченность молодых ребят — сотрудников, с которой они рассказывают об истории и развитии городского электротранспорта. Попробую в небольшом отчете рассказать вам о музее, об экспонатах и об истории трамвая в нашем городе.

Помимо самого помещения, музей располагает площадкой за углом здания, примыкающей к депо, где выставлены 4 восстановленных вагона, которые курсировали по городу до 80-х годов.

1

К сожалению, старинных троллейбусов не сохранилось…

Первая попытка проектирования трамвая в Екатеринбурге была ещё в начале ХХ века. Первая Мировая, затем революция помешали этому. К концу 20-х годов город начал бурно развиваться. Автобусов катастрофически не хватало, извозчики драли бешеные по тем временам деньги — 35 копеек (поросенок стоил 30 копеек). Конка, бывшая в ходу в обеих столицах и некоторых крупных городах России, не планировалась.

1

С области стали привозить рабочих для прокладки путей. Одним из стимулов было последующее трудоустройство. С 3-х классным образованием обещали работу кондуктором, а с 8-летним — водителем.

И вот 7 ноября 1929 года состоялось открытие первой линии. Вокзал — Цыганская площадь. Чуть больше 13 километров. Кондуктор дернул за веревку звонка

и вагон тронулся в путь. Стоимость проезда была 3 копейки. Такой она и оставалась практически до конца ХХ века. На маршруте эксплуатировались вагоны серии «Х» Мытищинского завода.

1

Деревянные, обитые сверху железом. Неотапливаемые, с минимумом сидячих мест.

Зимой водителю, чтобы согреться, на конечных станциях клали в кабину горячие кирпичи.

Отдельные вагоны серии «Х» проходили до 1972 года.

После войны, в 1950 году, в город поступили вагоны МТВ — 82 Тушинского завода.

Простые, но надёжные в эксплуатации. Мягкие сиденья хоть как-то не давали замерзнуть пятой точке в не отапливаемых салонах.

Эти вагоны эксплуатировались до 1980 года. В музейном образце почему-то в вагоне не стоит кассовый аппарат, которые были введены вместо кондукторов в 1959 году.

«Кассы совести»… Помню, как гражданки пенсионного возраста, катающиеся в трамваях непременно в часы пик, сидели и стояли у аппаратов и бдили за тем, сколько монет упало на ленту, и сколько оторвалось билетов… Но «зайцев» хватало. Потом были поставлены кассы — автоматы,

но и это не улучшило ситуацию. В ТТУ в 1973 году подсчитали, что каждый житель города проехал 20 раз бесплатно. А город — миллионник… Затем наступила эра абонементов. Их продавали водители, и на остановках стояли автоматы по продаже.

А в вагонах установили компостеры. Рычажные

и кнопочные.

В 60-х годах в Свердловск поступили первые вагоны чехословацкого завода «Татра» серии «Т — 2».

С комфортабельным салоном, более вместимые.

Да и в кабине водителя исчезли контроллеры и она перестала походить на кабину электровоза.

Правда, не «Т-2» стали «править бал» на маршрутах, а модифицированные «Т-3».

Эти вагоны до сих пор в работе. В конце 60-х годов в город поступили 20 сочлененных вагонов «Татра» серии «К-2».

Хоть и были они гораздо вместимее,

но себя не оправдывали. Не хватало мощности в часы пик подняться на горки, коих в городе немало. И в 1980 году эти вагоны были сняты с маршрутов. Кстати, этот вагон — единственный, сохранившийся в России.

На стендах в музее можем увидеть интересный экземпляр книги. В начале 50-х годов в Управлении заметили, что водитель Крутов с маршрута N5 заметно экономит электроэнергию. Была выпущена книга — пособие (скорее, инструкция) по методу экономии.

И по желанию с «самого верха» этот метод посоветовали распространить по странам социалистического содружества. Так появился экземпляр на китайском языке.

На одном из стендов рассказывается о трамваях в городах Свердловской области.

Есть на севере области город Волчанск, который внесен в Книгу рекордов России, как самый маленький город страны с трамвайным движением. Представьте. Население — 9,5 тысяч человек. Город разделен на северную и южную часть. Между ними 7 километров тайги. И вот по одноколейной линии с севера на юг, через этот лес и заросшие луга, курсирует вагон.

Волчанский трамвай. Фото из интернета.

Время в пути — 25 — 30 минут в одну сторону.

К сожалению, на площадке нет ни одного троллейбуса. Да и в музее этому транспорту уделено мало внимания. Есть, правда, модель

и несколько фото.

И такой факт — все модели на стендах выполнены одним из наших экскурсоводов!

Много говорили с ребятами о дальнейшем развитии электротранспорта в городе, о перспективах. Это, конечно же, скоростной трамвай, который должен связать Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Вот только бы не помешало этому развитию планирующаяся транспортная реформа в городе и свершившееся накануне Нового года объединение ТТУ и автобусного предприятия.

Конечно, в нашем музее не такая большая экспозиция, как в других городах. Но остался доволен. Хотя бы тем, что посетил интересное место с интересными, любящими своё дело, людьми!

Музей истории трамвая и троллейбуса г. Екатеринбурга расположен по адресу ул. Степана Разина, 51.

Работает пн — пт с 10.00 до 17.00 (пт до 16.00) Сб — вс выходные дни.

Вход бесплатный.

Предварительно надо позвонить по телефону 257-23-41, согласовать дату и время посещения.

Комментарии

pervuhinsergey1961
+3
31 января 9:42
хорошая тема Валера! Столько историй связано с свердловскими трамваями!
Вот например, видишь по центру две дырки? Это я пытался прокомпостировать военный билет в трамвае...И компостер поломал, и билет испортил и с водителем спарринг устроил...
Конечно в подпитии и бодром настроении - энергия перла...
sany4
+1
31 января 11:58
Ну ты даёшь! Молодость, молодость!..
pervuhinsergey1961
+1
31 января 12:24
как вспомнишь, так вздрогнешь
Anna_08
+1
31 января 9:54
Мой любимый вид транспорта, пользуюсь постоянно! Мимо этих трамваев на открытой площадке хожу довольно часто, за парком гимназия, где учится внук. А у сына теперь вид из окна с 20 этажа на троллейбусный парк. Каждый раз вспоминаю про музей, проходя мимо, но... Теперь буду знать!
sany4
+1
31 января 12:03
Нам бы парк обновить... А то эти чешские, как рудименты прошлой жизни. Пусть и очень надёжные. На каждом Иннопроме новинки анонсирует, и где они?
Anna_08
+1
31 января 12:21
Все какую-то экзотику демонстрируют, с Wi-Fi и прочими наворотами. Видимо дороговато для самих получается, поэтому город и не покупает.
sany4
+1
31 января 12:55
Да, дорогие "игрушки" получаются... Где-то промелькнуло, что Нижегородские хотят закупать.
AMour
+1
31 января 11:04
Хорошо, когда находятся такие увлечённые люди, создающие музеи
sany4
+1
31 января 12:06
Что вот после объединения будет с музеем? У автобусников своего не было, так скажут, что и этого не надо...
AMour
+1
31 января 12:08
Надеюсь всё же, что всё обойдётся...
sany4
+1
31 января 12:56
Хочется верить в светлое будущее!
NataliaC
+1
31 января 11:29
Сейчас, когда на дорогах постоянные пробки, трамвай рулит и выручает! В новеньких вагонах тепленькие мягкие сиденья-красота!
через этот лес и заросшие луга, курсирует вагон.
-вот это да!
sany4
+1
31 января 12:10
Рельсовый транспорт сильно спасает! У нас ведь ещё и метро, и городская электричка. Последняя, правда, в утренние и вечерние часы сейчас...
NataliaC
+1
31 января 17:45
sany4 писал 31 января 12:10
У нас ведь ещё и метро,
-это классно! В Петербурге всегда езжу в метро!
Maximus67
+1
31 января 14:59
Замечательный музей!
sany4
31 января 15:57
Спасибо, Максим!
acvazul-v2010
+1
31 января 16:11
Помню-помню некоторые из этих трамваев, касс и компостеров
sany4
+1
31 января 17:47
Ну как такое забудешь?
Leolik
+2
31 января 18:03
Отдельные вагоны серии «Х» проходили до 1972 года.
О, я такой тоже помню, как колесико это крутили вагоновожатые. Почему-то в трамваях это были преимущественно женщины.
sany4
+1
31 января 18:39
Так раньше женщин за рулём автомобиля практически не было - типа закрытый мужской клуб автомобилистов. Вот дамы в ответ и создали свой, и гоняли на трамваях и троллейбусах, не пуская мужиков!
acvazul-v2010
31 января 18:43
Мне кажется дело в другом. В низкой оплате такой профессии. Вот мужчины туда и не шли
Запись с ответом была удалена.
sonnenschein
+1
1 февраля 16:31
ностальгия.
sany4
+1
2 февраля 10:39
В Германии такие раритеты точно не бегают!
violik
+1
2 февраля 11:30
Валера, спасибо за замечательный рассказ!
Обожаю подобные транспортные музеи. Да, странно и досадно, что в этом музее не нашлось место троллейбусам. Но всё равно, вижу, что музей отличный.
В Москве трамваи Татра ходят до сих пор. И скажу тебе - я восхищаюсь их дизайну. Да, сами модели, конечно, претерпели различные модернизации. Но сам дизайн практически не претерпел изменений. И прикинь! По сути, трамваи этого дизайна экспуатируются уже более 50 лет! Это просто феноменально. Кстати, эти трамваи и в Праге тоже до сих пор эксплуатируются. И мне они (чисто внешне) нравились и нравятся гораздо больше многих отечественных моделей трамваев. Но, повторюсь - речь о дизайне. Об эксплутационных характеристиках могут говорить только специалисты.
sany4
2 февраля 12:29
Володя, тебе спасибо за проявленный интерес!
У нас сейчас проходит испытания очередной низкопольный трамвай. Так в интервью местным СМИ водители говорят, что надежней Татры ничего нет!
Не только не сохранённые троллейбусы жаль... В автобусном предприятии можно было всю историю Икаруса воссоздать - столько модификаций их в городе было! А даже мало-мальского музейчика нет... О сохранении для потомков не задумываются до поры, до времени. А энтузиастов, увы, на все не хватает.
violik
+1
2 февраля 22:02
sany4 писал 2 февраля 12:29
Не только не сохранённые троллейбусы жаль... В автобусном предприятии можно было всю историю Икаруса воссоздать - столько модификаций их в городе было! А даже мало-мальского музейчика нет...
Валера, а представляешь.... В Москве Икарусов не было. Но я хорошо их помню в Донецке, который по факту был моим вторым родным городом. И я помню мальчонкой в конце 60-х те Икарусы - с "задом", и те - всем привычные дизайна 70-х. В Донецке были только Икарусы, а Москве они появились гораздо позже (по сравнению с Донецком....)
Да. Печально это. Я про то, что нет их в музеях.
Ну, это вообще какая-то беда.... Что говорить....... Даже Ту-114 в Домодедово убрали (он стоял как памятник) А ведь их было выпущено всего-то навсего три десятка экземпляров.
Валера, ты знаешь наверное моё отношение к амерам. Не к людям, а как к государству и их политике. Но при всём этом, там хватает энтузиастов, которые восстанавливают наши МиГи (и другие...) и летают на них. Вот уж кому низкий поклон. А у нас почему-то отношение истории такое.... мягко говоря - странное
sany4
3 февраля 14:42
Ту-114 убрали? Не знал... Вроде стоял в 2015... Я же рядом с аэропортом живу. Все детство и молодость помню, как на задворках стояли списанные самолёты разных типов. Ну стоят себе и стоят. Все думал, что поставили бы на привокзальной площади тот же Ил-18. В Домодедово же стоит, и покрупнее лайнер. А потом прошло разделение аэропорта и тогда ещё летного отряда. Видимо, а/п денежку за требовал за стоянки. И в один прекрасный момент все списанные раритеты исчезли... Ту-154, Ил-86, Як-40, ещё что-то было. А зачем а/порту самолёт на площади? Это ж сколько места! Они лучше с автомобилистов за парковку по 500 р/час сдерут. История - это что то эфемерное, а денежки - вот они, в руках. Правда, поставили макет БИ-1. Ну, там площадочка 10х10. 2-3 машино-места... Да что говорить - Бураны на Байконуре не уберегли... Э-эх...
violik
4 февраля 20:27
sany4 писал 3 февраля 14:42
Вроде стоял в 2015...
Не.......... Это не так.
Демонтировали в августе 2006. Летом того года в Москву брат родной приезжал (офицер-отставник, в Омске живёт...) И он тогда улетал в Омск из Домодедово. Брат тогда достал фотик и попросил прохожего щёлкнуть нас на фоне этого Ту-114. Проходит буквально 3-4 недели и мне паренёк с работы говорит: демонтировали Ту-114........
Я ему: да ты что? не может быть, я его сам видел недавно (ну и сказал ему как я брата провожал в Домодедово)
Он (паренёк с работы) мне тут же показал статейку из новостей.
Вот у меня-то челюсть отвисла............
Валера, посмотри https://www.gazeta.ru/...
В статье как раз написано, что из 32 экземпляров (в Википедии написано - 31) осталось всего три экземпляра!!! Вот так у нас обращаются с историей!

ещё одна статья
https://periskop.livejournal.com/56327.html
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Музей истории трамвайно-троллейбусного управления

Степана Разина, 51 Подробнее об объекте