Хрустальная история

Наверное, нет дома или квартиры, где в горках, сервантах или витринках в том или количестве не поблёскивали и не переливались бы своими резными гранями изделия из хрусталя.

3
Хрустальная история

В советское время лучшим подарком, кроме книги, конечно, являлся хрусталь. Иметь хрустальную посуду считалось роскошью, хрусталь берегли, мыли особым способом.

3
Хрустальная история

В наше время отношение к хрусталю стало проще, но удивительные по красоте и чистоте изделия по-прежнему создают уют, атмосферу торжественности и праздничного настроения.

Одно из старейших в нашей стране предприятий по производству хрустальных изделий — Дятьковский хрустальный завод.

Основан был завод в конце XVIII века представителями династии известных русских промышленников Мальцовых. В 40 — 50-х годах XVIII века вышли сенатские указы о ликвидации винокуренных, медных, железных и стекольных заводов, расположенных на расстоянии ближе 200-от вёрст к Москве в целях сохранения подмосковных лесных массивов. Сыновья владельца хрустальной фабрики Василия Васильевича Мальцова — Аким и Александр — большую часть производства перевели в урочище Шиворово на реке Гусь.

2
Хрустальная история

Вторую, меньшую часть фабрики, устроили сначала в селе Радутино, а затем в селе Радица вблизи Брянска. Но все необходимые для производства условия были найдены в тогда небольшой деревне Дятьково Брянского уезда, куда Мария Васильевна Мальцова, вдова Акима Васильевича, и перевела часть Радицкой фабрики. Впервые в государственных документах, как действующее предприятие, Дятьковский хрустальный завод упоминается в 1793 году.

3
Хрустальная история

За свою более, чем 200-летнюю историю заводу довелось пережить периоды больших успехов и серьёзных трудностей. В истории завода даже был момент, когда производство чуть не погибло, оказавшись на грани банкротства. К счастью, в 2013 г. уроженец города Дятьково, бизнесмен и меценат Сергей Александрович Авдеев инициировал проект по его возрождению, взяв на себя управление предприятием.

Музей хрусталя своей историей и коллекцией тесно связан с Дятьковским хрустальным заводом. Год основания завода можно с уверенностью считать и годом основания музея, первоначально представлявшего собой образцовую комнату при заводе.

1
Хрустальная история

Коллекция музея насчитывает более 12 000 единиц хранения, из которых только 3 000 выставлены для всеобщего обозрения. Это крупнейший тематический музей не только в нашей стране, он превосходит по богатству уникальной коллекции многие музеи мира.

2
Хрустальная история

Не посетить такой музей, будучи на Брянщине, мы не могли. Тем более, что хорошая посуда — моя слабость.

Главным направлением деятельности завода всегда был выпуск широкого и разнообразного ассортимента обычной бытовой стеклянной посуды, что и экспонируется в зале, где представлены изделия XIX века.

2
Хрустальная история
3
Хрустальная история

Массовая продукция завода была представлена на Всероссийской выставке мануфактур, состоявшейся в Петербурге в 1829 году. Завод получил высшую награду выставки — Большую золотую медаль.

В отчёте выставки отмечалось, что Дятьковский завод был первым в России, где такого высокого уровня достигло качество ежедневно употребляемых предметов. И это, конечно, не единственная награда, полученная заводом на различных выставках.
В отчёте выставки отмечалось, что Дятьковский завод был первым в России, где такого высокого уровня достигло качество ежедневно употребляемых предметов. И это, конечно, не единственная награда, полученная заводом на различных выставках.
3
Во второй половине XIX века в России возникает интерес к тонкостенному, украшенному гравированными рисунками стеклу. На ДХЗ выпускались отдельные изделия и многофункциональные сервизы с большим количеством предметов, объединенных тончайшим кружевным рисунком. Серебристый рисунок гравировки усиливает впечатление легкости, невесомости изделий из тонкостенного стекла.
Во второй половине XIX века в России возникает интерес к тонкостенному, украшенному гравированными рисунками стеклу. На ДХЗ выпускались отдельные изделия и многофункциональные сервизы с большим количеством предметов, объединенных тончайшим кружевным рисунком. Серебристый рисунок гравировки усиливает впечатление легкости, невесомости изделий из тонкостенного стекла.

Кроме того, на заводе исполнялись предметы церковной утвари и сложные заказные детали для интерьеров. Музей дятьковского хрусталя представляет небольшую коллекцию лампад и подсвечников из цветного и бесцветного стекла.

2
Хрустальная история

Сохранился один из великолепных подсвечников, некогда украшавших храм Преображения Господня в Дятьково. По воспоминаниям очевидцев и сохранившимся воспоминаниям храм представлял собой совершенно удивительное и неповторимое по красоте зрелище. Всё убранство его — люстры, канделябры, подсвечники и даже иконостас — было выполнено из цветного стекла и хрусталя.

3
Хрустальная история

Подсвечник выполнен из трёхслойного стекла — бесцветного, «золотого рубина» и молочного. Эта работа, выполненная дятьковскими мастерами в 1831 году, по праву считается уникальным произведением, шедевром стекольного искусства XIX века.

Хрустальная история

Одной из интереснейших страниц в истории завода является работа в Дятьково замечательной русской художницы-графика Елизаветы Меркурьевны Бём.

Жившая на рубежах XIX–XX веков Елизавета Меркурьевна Бём получила широкое признание еще при жизни даже при том, что никогда не писала больших картин, а работала преимущественно с открытками, иллюстрациями, силуэтными зарисовками. Фото из интернета.
Жившая на рубежах XIX–XX веков Елизавета Меркурьевна Бём получила широкое признание еще при жизни даже при том, что никогда не писала больших картин, а работала преимущественно с открытками, иллюстрациями, силуэтными зарисовками. Фото из интернета.

Являясь родной сестрой технического директора завода А. М. Эндаурова, она неоднократно приезжала в Дятьково и создавала здесь работы в стекле. Как и всё творчество Елизаветы Меркурьевны эти работы проникнуты теплотой и юмором «милой непосредственной русской старины».

Некоторые из произведений хранятся в Государственном Историческом и Русском музеях. Одна из работ — набор «Зима», удостоенная золотой медали Международной выставки в Париже в 1900 году, находится в коллекции Музея дятьковского хрусталя.

3
Следуя традициям русской народного искусства, на кувшине буквами, как бы собранными из ледяных сосулек, художница выполняет надпись: «Не винца так пивца, не пивца так кваску, не кваску так студеной водицы». (Фото из Интернета, у меня не получилось).
Следуя традициям русской народного искусства, на кувшине буквами, как бы собранными из ледяных сосулек, художница выполняет надпись: «Не винца так пивца, не пивца так кваску, не кваску так студеной водицы». (Фото из Интернета, у меня не получилось).

Елизавета Меркурьевна была первым профессиональным художником, работавшим над созданием хрустальных и стекольных произведений в Дятьково. Но постепенно художники на производстве окончательно заняли своё значительное место, появился индивидуальный почерк каждого из них и это заметно при знакомстве с изделиями, выставленными в музее.

1 из 3

2
Особый дар – воплощать никогда прежде не виденные в стекле формы ярко проявляется в творчестве И.В. Мачнева.
Особый дар – воплощать никогда прежде не виденные в стекле формы ярко проявляется в творчестве И.В. Мачнева.

Разнообразна и техника изготовления, не побоюсь этого слова — произведений
хрустального искусства.

Известное выражение «филигранная работа» в переносном смысле применяется к любым вещам, выполненным с большим мастерством, тщательно и искусно, с тонким вниманием к деталям. Это выражение пришло в обиход из стеклоделия и имеет прямое отношение к технике декора под названием «филигрань». В этом случае изделия украшаются тонкими стеклянными стрежнями различного цвета, которые, будучи вплавленными в прозрачную массу, образуют рисунок из тонких параллельных полос, как по всему сосуду, так и в отдельных его частях. Эта техника требует высочайшего профессионального уровня и особенно ей славятся венецианские мастера, начиная с XVI века и по сей день. Отсюда втрое название этого способа украшения изделий — «венецианская нить».

Набор «Венецианская нить» 1949 г.
Набор «Венецианская нить» 1949 г.

А вот, казалось бы, кувшин с совершенно похожим узором, но техника исполнения уже другая.
Одним из приемов обработки изделий в горячем состоянии является декорирование стекловолокном. Стеклянные ткани в виде кружев, цепочек или просто отдельные стеклонити можно вплавлять в предметы из бесцветного и цветного стекла. Подобный декор придает изделиям своеобразную красоту и значительную прочность. При декорировании стеклянной тканью очень важно сочетать ее рисунок с формой изделия.

2
На переднем плане — кувшин и ваза, выполненные по этой технологии. 1959 год.
На переднем плане — кувшин и ваза, выполненные по этой технологии. 1959 год.

До XVIII века сосуды для питья имели самые разнообразные размеры и формы и выполнялись из разных материалов. В эпоху классицизма стали делать предметы для стола в ансамбле. Появились столовые, чайные, кофейные сервизы из фарфора, а также стеклянные сервизы для десерта и вин, включавшие чаши, блюда, графины, кувшины и различной величины рюмки и бокалы. Многие парадные сервизы имели собственные наименования. Так же выпускались «номерные» сервизы, состав которых обозначался в прейскуранте, но окончательно определялся покупателем, который из большого количества сервизных предметов мог выбрать любую часть по собственному усмотрению. В ХХ веке художниками ДХЗ было выполнено невероятное количество сервизов.

3
Один из замечательных примеров – сервиз «Русский камень». Автор – Шувалов Е.С. Год создания – 1975.
Один из замечательных примеров – сервиз «Русский камень». Автор – Шувалов Е.С. Год создания – 1975.

Познакомиться с прекрасным и испытать восторг от щедрости алмазных граней, сочетания причудливых форм и ярких цветов — замечательно, но любопытно увидеть собственными глазами, как рождаются эти чудесные изделия. И нам эта возможность представилась.
По договорённости музея с заводом (музей — предприятие государственное, завод — частное) проводятся экскурсии на производство. На заводе оборудована специальная смотровая площадка, с которой туристы могут наблюдать за процессом превращения огненной стекломассы в сверкающие изделия. После краткого инструктажа по технике безопасности, мы отправились в мир, где происходит магия рождения хрупкой роскоши.

И вот мы на заводской «кухне», где в печи варится стеклянная масса. Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту — смесь кварцевого песка, поташа (карбонат калия, получаемый из древесной или травяной золы) и оксида свинца. Именно наличие свинца отличает хрусталь от простого стекла и придаёт изделиям этот неповторимый колокольчиковый звук. Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придаёт чистые синие тона, для красного цвета добавляют кадмий или соединения золота, для розового — кремний. Зелёным хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

3
Хрустальная история

С печами для варки хрусталя тоже не всё просто, они делятся на ванные (непрерывного действия) и горшковые (периодического действия). Горшковые, как правило, используются для варки цветного и многоцветного хрусталя, ванные — для бесцветного.

Нам довелось увидеть сотворение графина из бесцветного хрусталя.

Исходное сырьё плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов. Жар на смотровой площадке такой, что чувствуешь себя тушкой, запекающейся в духовке!
Расплавленная масса очень быстро остывает и для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек — мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики.

Хрустальная история

Команда работает, как отлаженный механизм. Массу достают из жерла печи длинной стеклодувной трубкой и мастер силой своих лёгких, как и 200 лет назад, наполняет воздухом будущий хрустальный шедевр. Капля цвета заходящего солнца на наших глазах увеличивается в размере, превращаясь в «медовую грушу».

1 из 2
Хрустальная история
 


При изготовлении средних и больших изделий стеклодув производит повторную наборку расплавленной массы на уже сформированную первичную «баночку». Если изделие крупное — стеклодув подходит к набору из печи несколько раз!

Хрустальная история

Для придания первоначальному набору стекломассы нужной формы его закатывают в специальном инструменте — катальнике, который представляет собой своеобразный деревянный ковшик. Катальник должен постоянно находится в воде. При закатывании набора стекла в мокром катальнике оно охлаждается, а образующаяся между стеклом и деревом парогазовая прослойка способствует получению гладкой поверхности.

Но это ещё не изделие, а заготовка, эту заготовку помещают в форму и превращение капли в графин продолжается.

Дальнейший этап — доработка.

Хрустальная история

А в то время, как наш графин приобретает нужную конфигурацию, рядом происходит рождение крышки для него. Раскалённая хрустальная масса заливается в специальный пресс и вот она — крышечка!

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя, иначе изделие разлетится на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (это устройство выглядит как закрытая коробом оооочень медленно, почти незаметно для глаза двигающаяся лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40–50 градусов.

Печь отжига. По этой ленте медленно, двигаясь миллиметр за миллиметром, остывают хрустальные изделия.
Печь отжига. По этой ленте медленно, двигаясь миллиметр за миллиметром, остывают хрустальные изделия.

Мы отправляемся в следующее отделение. Здесь уже остывшие изделия проходят очередную проверку качества и доводятся до совершенства.

А вы знаете, что это, похожее на гриб, в руках у нашего экскурсовода? Это будущий стакан для виски! :)

Хрустальная история

После выдувания остаётся колпак, где была стеклодувная трубка и который необходимо удалить. Для этого изделие помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки, которая работает, как стеклорез.

Хрустальная история

Вот так выглядят стаканы после обработки.

Но, кстати, это — брак. Видите пометки на стеклянной поверхности? Таким образом помечают дефекты. Эти стаканы отправятся на переплавку.
Но, кстати, это — брак. Видите пометки на стеклянной поверхности? Таким образом помечают дефекты. Эти стаканы отправятся на переплавку.

После шлифовки края и прочих необходимых процедур изделие можно украшать, и мы отправляемся в цех обработки.

Здесь все эти рюмочки, вазочки, графинчики, бокальчики обретают привычный для нас вид и рождаются грани, заставляющие свет играть, цвет блистать, а нас замирать от восторга.

Хрустальная история

По рисунку мастера вырезают узор. Филигранная обработка сродни ювелирному делу — индивидуальный подход к каждому изделию.

Хрустальная история

Работа шлифовщика тонкая — линии должны лечь ровно, не испортит рисунка.

Но прежде, чем приступить к резьбе, на изделие маркером наносится разметка рисунка.

Хрустальная история

Затем с помощью абразивных кругов начинает процесс нанесения алмазной грани. Работа начинается с самого большого круга и заканчивается самыми маленькими. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

Абразивные круги.
Абразивные круги.

Вот здесь создают узоры для одного из знаменитых наборов, изготавливаемых на Дятьковском хрустальном заводе — «Хрустального экспресса».

Хрустальная история

«Хрустальный экспресс». Набор, состоящий из двух штофов («локомотив»), салфетницы, лотка для закусок и 10 стопок. Все части экспресса, кроме колес, выполнены методом выдувания и украшены алмазной гранью. Колеса выполнены методом пресса и приклеены к основанию.

3
Хрустальная история

А здесь режут грани рюмок-лафитников.

После нанесения алмазная грань становится матовой.

Хрустальная история

Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделию тщательно моют и, если необходимо наносят грани, которые должны остаться матовыми. В целях безопасности экскурсантов в этот цех не водят.

В завершение изделие снова подвергают проверке, маркируют и упаковывают.

Хрустальная история

Вот так и рождается хрустальная сказка. Хочется сказать: создание этой необыкновенной красоты и гармонии не только творчество и фантазия, но и тяжёлый труд. Здесь творят великие Мастера (именно так — Мастера с большой буквы)!

…и надо ли кому-нибудь говорить, что я кое-что купила себе?… :)

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей дятьковского хрусталя

ул. Ленина, 159, Дятьково, Брянская обл., 242600 Подробнее об объекте