Лучший материал
недели

Песнь льда и пламенных сердец

15 35

Ещё дома я решила, что Северный морской музей — must see нашей поездки.

Музей располагается в здании бывшего морского вокзала, между двумя пристанями: Соборной (Красной) и пристанью Дальнего плавания, которая стала легендарной в истории освоения Арктики благодаря знаменитым экспедициям Седова, Вилькицкого, Свердрупа, Шмидта.

1
Песнь льда и пламенных сердец

Создан он был в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства и это, наверное, единственный музей такого рода. А в 1993 году музей получил статус государственного.

Пространство зала стилизовано под парусный корабль,

2
Песнь льда и пламенных сердец

а подсвеченные витрины с экспонатами олицетворяют огромные айсберги.

3
Песнь льда и пламенных сердец

Главная экспозиция музея — «Тысячелетие северного мореплавания» — рассказывает историю морского освоения Севера, начиная от поморского хождения на Грумант и в Мангазею, первой российской судоверфи, заложенной в Соломбале Петром I и завершая освоением Арктики и Антарктики в ХХ веке. В экспозиции наряду с подлинными памятниками истории, представлены модели судов и кораблей.

3
Песнь льда и пламенных сердец

История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей.

2
Песнь льда и пламенных сердец

Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.

2
Песнь льда и пламенных сердец

На кочах, и на шняках они плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой.

Соломбальская верфь была основана Петром Великим в 1693 году, и стала первой подобной верфью с доступом в открытое море в России, где строились большие парусные и парусно-гребные корабли.

За XVIII и первую половину XIX века Соломбала построила более половины линейных кораблей и фрегатов для нужд Российского Императорского флота. Строились здесь и более мелкие суда, включая торговые.

Но ещё до того, как была заложена верфь в Архангельске, для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Пётр», на которой монарх в августе вышел в море и дошёл до восточных берегов Кольского полуострова. Макет представлен в музее.

4
Песнь льда и пламенных сердец

Фрегат «Святой Илья» (модель 1:100) заложен также при Петре на архангельских верфях. Участник Северной войны, «служил» в датских водах, захватывая шведские корабли.
Увы, его век был недолгим. Спустя меньше, чем 10 лет после постройки, он разбился в Балтийском море.

4
Песнь льда и пламенных сердец

А этот тип судна называется «флейт». По сути его заимствовали из Голландии, где такие морские парусные транспортные суда были широко представлены. Именно на таких судах впервые был применен штурвал.

2
Песнь льда и пламенных сердец

И, конечно, в музее не могли не рассказать о полярных экспедициях, которые снаряжались в Архангельске.

2
Песнь льда и пламенных сердец

Летом 1912 года три научные экспедиции отправились от берегов России в суровую Арктику. Их возглавили амбициозные полярные исследователи: Владимир Русанов, Георгий Брусилов и Георгий Седов. У них были разные задачи, но общее для всех страстное желание — вписать свои имена в историю и подтвердить славу России, как великой арктической державы.

2
Песнь льда и пламенных сердец

Экспедиция Русанова погибла полностью, из партии Брусилова чудом спаслись 2 из 24, в группе Седова погибли трое, включая и начальника экспедиции.

3
Песнь льда и пламенных сердец

Трагические судьбы трех капитанов, отправившихся суровым летом 1912 года на покорение Арктики, скорее всего, остались бы темой, интересующей редких энтузиастов. Но истории Русанова, Брусилова и Седова увековечил в своем романе «Два капитана» писатель Вениамин Каверин.

Конечно, я знала, что писатель художественно обработал и объединил реальные истории трех полярников в одну, но не о конкретных деталях:
— внешность капитана Татаринова — от Георгия Седова, у героя романа его биография, характер, сложности с подготовкой экспедиции,
— маршрут корабля «Святая Мария» в романе в точности повторяет путь шхуны «Святая Анна» лейтенанта Брусилова. Письма штурмана Климова Каверин взял из дневника реального штурмана брусиловской экспедиции Валериана Альбанова,
— трагический финал — гибель где-то в снегах у полуострова Таймыр после открытия неизведанных земель — перекликается с историей Владимира Русанова.

Есть здесь и материалы, посвящённые полярной экспедиции будущего адмирала, а тогда лейтенанта Александра Васильевича Колчака.

1 из 2

Представлены в экспозиции и макеты ледоколов — этих тружеников и помощников.

Ледокол «Мудьюг». Он трудился, проводя суда в порт Архангельска, до нулевых годов.

3
Песнь льда и пламенных сердец

«Ледокол N8», построенный в Великобритании по заказу России.

2
Песнь льда и пламенных сердец

Модель ледокола «Святогор» («Красин») — второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.

3
Песнь льда и пламенных сердец

Это единственный корабль-участник арктических сражений Второй мировой войны, сохраняющий класс Российского Морского регистра судоходства, с 1992 года Правительством Российской Федерации включен в список исторических памятников, подлежащих охране, как памятник государственного значения. С 1995 года на борту ледокола открыта музейная экспозиция. Базируется в Санкт-Петербурге.

Не забыты здесь и конвои западных союзников, оказавшие через порты Мурманска и Архангельска значительную помощь и вклад в Победу над нацистами.
Грузы для СССР в рамках американского акта о Ленд-лизе поставлялись на борту сотен пароходов, принадлежащих 18 странам — участницам антигитлеровской коалиции. Самым распространённым типом таких грузовиков стали американские транспорты типа Liberty. За годы Второй Мировой войны в США было построено более 2 700 единиц этих пароходов. Несколько штук были переданы СССР и ходили уже под советским флагом, например, пароход «Тбилиси» в 1943 году, модель которого также представлена в витрине.

1
Песнь льда и пламенных сердец

Есть в музее и коллекция морских рынд.

3
Песнь льда и пламенных сердец

А ещё здесь можно поучится завязывать морские узлы.

3
Песнь льда и пламенных сердец

Экспозиция продолжается и за пределами здания музея.

На площадке из гравия и камней, установили поморский символ — карбас «Тойма». Это в большей степени объект для осмотра, тем не менее он обладает всеми мореходными свойствами. Это подарок архангельского предпринимателя, не пожелавшего афишировать свое имя. Меценат взамен попросил об одном: чтобы карбас назвали «Тойма» — как старинное село, в котором он родился.

2
Песнь льда и пламенных сердец

А на набережной, напротив входа в музей, установлена скульптурная группа, посвящённая экспедиции Георгия Седова.

6
Песнь льда и пламенных сердец

Конечно же, в рамках заметки невозможно представить все предметы, хранящиеся в коллекции музея. Музей, безусловно, стоит того, чтобы потратить на него пару часов и соприкоснуться с историей освоения Арктики.

Адрес: г. Архангельск, наб. Северной Двины, 80

Режим работы:

10.00 — 18.00 — вторник-пятница
11.00 — 19.00 — суббота, воскресенье
Выходной — понедельник

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Северный морской музей

наб. Северной Двины, 80, Архангельск Подробнее об объекте