Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Музей маленькой столицы маленького княжества оказался такой содержательный, что за один материал не управиться. Про две сменные выставки — Женского костюма и Китайской еды — отдельные материалы. Но и постоянную экспозицию пришлось разложить на две части: натуралистика и археология.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Часть первая, природа.

Сердце Лихтенштейна бьется в долине Рейна, центральном районе поселений с древних времен. Однако можно было использовать лишь небольшую часть из примерно 50 квадратных километров площади долины (что составляет 30% сегодняшней территории страны). В Лихтенштейне насчитывается более 500 названий полей, свидетельствующих о заболачивании долины. Речные долины и леса сформировали картину, остальное сделали разливы Рейна: деревни и сельскохозяйственные угодья располагались возле подножий склонов. Недостаток пригодной земли и полезных ископаемых, а также частые пожары ввергали жителей в постоянную нищету.

1
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Значительное расширение посевных земель началось примерно в 1850 году, с двух мер: орошение долины и регулирования Рейна, обе из которых продолжались до 20 века. Жизненные условия в долине улучшились, но природа пострадала от первых серьезных вмешательств человека.

Формирование окружающего нас ландшафта началось миллионы лет назад. Горные породы подвергаются механическому воздействию путем дробления и химическому воздействию при контакте с водой. Насколько — это зависит от типа породы и климата. Растительность может задержать этот процесс; с другой стороны, корни растений прорывают породу, а гумус способствует химическому разложению.

1
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Хотя ледники «текут» очень медленно, но они уносят с собой на большие расстояния все виды горных пород, после таяния остается «обломок»: камни и валуны всех размеров, некоторые поодиночке, некоторые нагромождены в моренах на километры длиной.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Рейнский ледник несколько раз продвигался в район Боденского озера за последние два миллиона лет: лед Вадуца был на высоте 1600 метров над у.м. Когда около 14000 лет назад ледник отступил, остался глубоко вырытый «ковш» — в который до кура проникало огромное озеро, которое медленно заполнялось отложениями: оползнями, особенно на Тризенберге, илом со дна озера, гравием с русла Рейна, обломками с русел ручьев и осыпных каналов. Скалы находились на 500 метров ниже сегодняшней земли.

Самыми старыми горными породами в Княжестве являются розово-красные песчаники из Тризенберга, они образовались около 250 миллионов лет назад, все массивы суши тогда были сформированы в суперконтинент, который начал распадаться 50 миллионов лет спустя. Открылось Тетис, первозданное Средиземное море, «мать» большинства скал Лихтенштейна. Геологи различают три части Тетиса: на севере, на побережьях Центральной Европы, «Гельветик»; на юге, у побережья Африки «восточную альпийскую зону» в глубоком море между ними. На территории Лихтенштейна можно найти месторождения всех трех областей, уложенных друг на друга, в результате столкновения Европы и Африки, вызвавшего складывание Альп 100 миллионов лет назад. Глыбы скал километровой толщины дрейфовали на север, где они нагромождались в этажи.

Земля насчитывает 4,5 миллиарда лет. У нас есть смутная картина того времени. Если предположить, что Земле 10 часов, тогда самые старые скалы Лихтенштейна сформировались примерно полчаса назад, а складывание Альп началось бы 13 минут назад. Динозавры вымерли 9 минут назад, а люди появились 12 секунд назад. В ритме нескольких миллионов лет на Земле произошли кардинальные изменения климата. В ледниковые периоды льды покрывали землю, а в теплые периоды они снова отступали, и уровень моря соответственно падал и поднимался.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Ландшафтные формы также существенно изменились. Животные и растения должны были приспосабливаться друг к другу. Делали они это с переменным успехом — виды, не эволюционировавшие в новые, исчезали в процессе эволюционного отбора.

Тем не менее, вымершие формы жизни выживают: как окаменелости, запертые в слоях горных пород, которые во многом определяют возраст.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Бегать, карабкаться, прыгать, копать, ползать, плавать или летать… Для специфических движений позвоночных базовая структура конечностей должна была много раз видоизмениться в ходе эволюции. На протяжении миллионов лет части скелета уменьшались, укорачивались, удлинялись или сливались, а связанные с ними мышцы, сухожилия, суставы и нервы адаптировались.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Движение позвоночных основано на взаимодействии мышечной и нервной деятельности: нервные импульсы (химическая энергия) преобразуются в мышечную работу (механическую энергию). Сигналы мозга контролируют этот сложный процесс. Нервные центры в спинном мозге оказывают поддерживающее действие. Перифирические сенсорны клетки информируют эти «центральные центры» о текущем направлении движения, что позволяет в любое время реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды, например, на неровность почвы.

1
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Более 26 мышц и 20 суставов участвуют в координированном движении задней лапы кошки. Рычаги обычно усиливают мышечные сокращения: для движения ноги на 20 см требуется сокращение мышц всего на несколько мм.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Лихтенштейн маленькое княжество, но довольно разнообразно ландшафтно. От высокогорного восточного Лихтенштейна, по лесистым склонам вниз к долине Рейна на западной границе, через один из самых богатых видами районов в Центральной Европе. Макет Княжества Лихтенштейн, масштаб 1:10000. Создан в Фельдкирхе (Австрия, на границе с Лихтенштейном), в 1952 году, профессором Отто Шаллертом и его супругой Эммой.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

«Оно спит в камне, оно спит в растении, оно начинает просыпаться в животном, и просыпается в человеке» — о сознании в буддизме.

Видовое богатство Лихтенштейна является исключительным по сравнению с Европой. Здесь произрастает около 1600 различных растений, половина — в долине, а половина — в горах — столько же, сколько в соседнем Форальберге (Федеральная Земля Австрии), который в 17 раз больше.

1
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Это удивительное богатство обусловлено особым географическим положением страны: она лежит на пересечении двух климатических зон — дождливой атлантической на севере и более сухой континентальной на юге, и разнообразием геологических образований. Частый фён (ветер) вызывает высокие температуры, многие южные виды обитают здесь на самом севере.

1 из 2
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.
 

Водно-болотные угодья и скошенные, но не удобренные сухие луга, предлагают особую богатую флору: здесь можно найти более 200 видлв растений — огромное богатство на нескольких квадратных метрах. К сожалению, такие биотопы стали очень редкими.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Нетронутой человеком природы, такой, как первобытный лес, нигде в Лихтенштейне не найти — страна буквально используется или находится под влиянием жителей на всей своей территории. Однако, есть немало участков, которые более или менее близки к своему естественному состоянию.

Растения и животные также используют природу, чтобы жить в ней и питаться ею. И человек, безусловно, часть природы. Однако, это единственное живое существо, которое может подвергнуть их опасности из-за технически поддерживаемого интенсивного использования.

Изменения мест обитания животных и растений, могут произойти таким образом, что виды вымирают частично или полностью, но это может иметь и противоположный эффект, если человек будет действовать осмотрительно и осторожно.

Растения — настоящие мастера движения — хотя они и привязаны к фиксированному месту, они постоянно меняют форму и положение, что свидетельствует об интеллекте высочайшего уровня.

Внешние и внутренние нагрузки, такие, как собственный вес, ветер или склоны, воздействуют на деревья. Чтобы не сломаться под этими нагрузками, дерево стремится к оптимальной для него форме, оно меняется всю свою жизнь и меняет все вокруг себя, поддаваясь внешним воздействиям. Особенно ловко деревья ведут себя на ветру. Жесткие листья действовали бы как тысяча парусов и даже при не большой скорости ветра они изгибали бы дерево, которое поэтому поворачивает листья к ветру, тем самым сводя площадь атаки к минимуму: выход сверхчеловеческой сложности.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Растения часто появляются в наших снах. Если верить сонникам, они означают рост, естественность и неторопливость. Дерево во сне показывает нашу жизненную фазу: свежие побеги относятся к новому началу, дерево с летними листьями означает баланс, осенние листья к концу фазы жизни и голое дерево — к периоду смерти. Это также может означать партнерство.

Цветы, которые также распускаются, цветут и увядают, символизируют этапы жизни: орхидеи — роскошь, сильные чувства или потребность женщины в мужчине. Лилии могут обозначать естественность или силу. Подснежники — чистоту, невинность, надежду.

Символичен и цвет приснившейся флоры.

1 из 7
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.
 

Цветы радуют нас, но их истинная функция в другом: в привлечении насекомых. Особенно четыре крупнейших отряда насекомых: бабочки, жуки, двукрылые и перепончатокрылые. Они выполняют бОльшую часть работы по опылению. Разнообразие органов растений гарантирует, что одни виды насекомых «заблокированы», а другим представлен исключительный доступ. Особенно изысканы в этом орхидеи. «Женский башмачок», например, представляет собой ловушку — котел. Широкий открытый котел с полупрозрачными точками на стенках привлекает мух, чья надежда на пищу остается напрасной, так как внутри нет ничего, кроме пустоты. Проникнуть в эти точки муха может только карабкаясь по волоскам скользкой стенки, которая как лестница, приводит муху к половым органам орхидеи, к самке, ожидающей пыльцу, к самцу, чтобы ее собрать, и вновь к самке.

1 из 6
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.
 

В 1900 году в Лихтенштейне насчитывалось 23 вида рыб. В 1980 их осталось только 4. Влажные луга с богатой видами флоры и фауны покрывали 40% долины в 1900 году, до наших дней сохранилась пятая часть.

Благодаря внутреннему каналу, построенному в 1930–1943 годах, который собирает все потоки долины и склонов, в Рейн на протяжении десятилетий остается только один ручеек, впадающий через ступеньку высотой в несколько метров, поскольку добыча гравия углубила русло реки. Для рыб это было непреодолимым препятствием, и главной угрозой.

Осушение и чрезмерное удобрение долины является причиной сокращения биоразнообразия «на суше».Кроме того, до сих пор отсутствует эффективное территориальное планирование: изрезаны дорогами, населенными пунктами и промышленностью, сильно нарушены экологические системы.

И последнее, но не менее важное: охрана окружающей среды — это охрана земель, которая восстанавливает связанные среды обитания. Комплекс мер демонстрирует первоначальный успех: например, образцовая очистка сточных вод и демонтаж ступени между каналом и Рейном, позволили ряду рыб вновь подняться.

1 из 3

Животные. Животный мир страны не столь богат, как растительный. В Лихтенштейне представлены полорогие козы и козлы. Раз в два года олениха рожает олененка. Это настоящие скалолазы, живущие в горах. Они питаются травой, и это жвачное животное — они выплевывают уже съеденную траву и вновь едят ее, пережевывая повторно. А сто лет назад в Альпах почти не было горных козлов, но сейчас их удалось развести в дикой природе.

1 из 5
Мертворожденный двуглавый олененок. Он был найден вскоре после рождения, и представляет большую редкость, потому что деформированные дикие животные обычно не могут долго сохраняться, и уничтожаются падальщиками. В музее с 1992 года.
 
Мертворожденный двуглавый олененок. Он был найден вскоре после рождения, и представляет большую редкость, потому что деформированные дикие животные обычно не могут долго сохраняться, и уничтожаются падальщиками. В музее с 1992 года.

Куропатки очень распространены в Лихтенштейне. Они круглый год живут в горах, выше линии деревьев, т. е. в экстремальных климатических условиях. Ее пища содержит минимум энергии: ягоды, стебли и листья полукустарников: альпийской розы, карликовой ивы, голубики и брусники. Белая куропатка вкладывает большую часть своей с трудом завоеванной силы в смену оперения; три раза в год показывает себя в совершенно новом виде. Не роскошь, а необходимость для выживания — растительность высотой чуть более 30 см не дает укрытия от хищников. Так что куропатка должна отлично маскироваться. Осенью в серо-буро-черно-белые крапинки, зимой у нее белые перья, летом она похожа на замшелую скалу. И восхитительные беркуты парят над страной!

1 из 11
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.
 

Таксидермисты играют важную роль в музеях и коллекциях естественной истории. С одной стороны, они сохраняют собранный материал, который затем обрабатывается учеными. С другой стороны, они используют разные техники для подготовки к выставке.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Дермопластика — сложное дело. Реалистичный образец всего тела может быть создан только при точном знании анатомии тела и типа воспроизводимого животного.

Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.

Чертежи в натуральную величину, эскизы, слепки частей тела и фотографии ложаться в основу изготовления искусственного тела, которое может быть изготовлено из пластика, гипса или пенопласта. Описывать как готовят шкуру животного не хочу, я и так после посещения музея кожевенного дела в Шильтахе, с подробными описаниями, отказалась от натуральной кожи.

Процесс пропитка - полиэтиленгликоль ( в банке). Этот метод используется, в основном, на мелких животных - млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий и насекомых. Работа может занять недели или месяцы.
Процесс пропитка - полиэтиленгликоль ( в банке). Этот метод используется, в основном, на мелких животных - млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий и насекомых. Работа может занять недели или месяцы.

Коллекция Национального Музея Лихтенштейна содержит множество художественно оформленных пасхальных яиц — шкатулок. Они созданы из серебра, стекла, дерева и фарфора.

Например, пять деревянных яиц можно поместить одно в другое, как матрёшку. Они изображают старинную карту мира. Отдельные страны и континенты обозначены буквами латиницы, в них изображены некоторые животные на суше и на воде (слон, нарвал), рядом — большие парусные корабли, и имена двух мореплавателей — Фердинанда Магеллана и Васко да Гамма. Авторство неизвестно.

Яйцо в виде корзинки (трехцветное, плетеное) с крышкой и лентой для подвешивания, вероятно родом из Эквадора, 20 век. Картонное яйцо, обтянутое шелком, с тремя птицами и весенним пейзажем, было произведено в Австрии в начале 20 века. Не большой контейнер с завинчивающейся крышкой с изображением пальмы Атталея прибыл из Южной Америки в Европу в конце 16 века.

Небольшая шкатулка с завинчивающейся крышкой и четками изготовлена в 18 веке, производство неизвестно.

Коробочка для штопки и шитья в виде яйца, из дерева, расписанное в мраморной технике, с наперстком и ниткой с иголкой внутри.

Мраморное яйцо со съемным желтком и яйцо из белого мрамора от неизвестного производителя.

Две головоломки: светлое яйцо из ясеня в виде пазла, состоящего из двух частей, темное яйцо из дерева венге (Западная Африка). Они произведены в Германии, Эрхардом Круммелем, в 1987 году. Этот токарь и дизайнер по дереву изготавливает на ленточной пиле объекты, которые отличаются подвижностью конструкции, и соединением деталей.

Формочка для приготовления лакомства. Рельефный клеверный лист отпечатывается на каждом изделии. Производитель неизвестен.

Оловянное яйцо с девушками из двух тонких пластин листового металла, оформленного с помощью литографии. Когда девочка хочет вытащить яйцо, выпрыгивает кролик. Дрезден, 1900 год.

Эмалевая роспись с курами и петухами на двухкомпонентной жестяной емкости намекает на формирование яйца парой.

Яйцо из кожи с цыплятами. Обтянутая кожей декорированная точеная сторона из дерева открывается посередине. Веутри желтый кокон на дереве. Клюв и хвост сделаны из кожи. Производитель неизвестен, 20 век.

1 из 12
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.
 

И в завершении выстаки, немного цветоэффектов. Автор этого произведения современного искусства — Рашид Аль Халифа, из Королевства Бахрейн. Он учился в Гастингском Колледже Искусств в Великобритании, на факультете искусства и технологий. По окончании колледжа вернулся в Бахрейн. Его работы — синтез цвета и форм, с лаком, тканью и клеем. Его инсталляции выставляются во многих странах, это Московское биеннале 2019 года, «Россия — Мосты» 2017 года, «Долина Сахнин» Израиль, Рио-де-Жанейро, Венецианское биеннале — многократно.

1 из 3
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.
 

Выход из музея, как водится, через магазин:

1 из 2
Главный музей Лихтенштейна. Природа - часть 1.
 

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

«Ландесмузей»

Städtle 43, 9490 Vaduz, Лихтенштейн Подробнее об объекте